0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Черный, белый, красный

Красный, белый и черный цвет в интерьере

Это трехцветный союз способен образовывать эффектный контраст. Единение белого с красным или черным уже выглядит впечатляющим. А при возникновении гармонии трех тонов в пространстве одной комнаты интерьер становится стильным и презентабельным. Композиция из красного, белого и черного поднимает даже самую неказистую комнату на совершенно иной уровень. Выглядит празднично, с нотками вызова, неумолимо притягивая взор.

Этот прием искусно используют производители мебели, стремящиеся популяризировать свои новинки, по статистике каталоги, содержащие черно-бело-красный интерьер, просматриваются наиболее часто.

Если вы мечтаете о создании эффектного, смелого интерьера без малейшего намека на тривиальность — эта коллекция для вашего вдохновения. Здесь собрано 60 фотографий, в которых сочетания черного, красного и белого цветов выглядит наиболее эффектно, разделив при этом каталог на несколько разделов в соответствии с комнатами, для: спальни, гостиной, ванной, комнаты для подростка, кухни.

Так же отдельная глава посвящена локализации деталей красных оттенков (крупный план) в ахроматичных интерьерах.

Помимо примеров-фотографий вы познакомитесь с полным руководством о создании «звездного трио». Вы сможете ознакомиться с главными правилами и приемами позволяющими сделать эти сочетания наиболее эффективными и гармоничными. Выбирайте приемы на свой вкус и старайтесь не нарушать правила при реализации приемов.

Прием 1: баланс

Ведущим должен быть один цвет (использоваться примерно на 60-70% от площади всей поверхности). Распределять черный, белый и красный одинаковыми пропорциями не рекомендуется, в результате вы получите «беспокойный» интерьер. Выбор ведущего цвета целиком и полностью зависит от вашего характера и темперамента.

Белый в качестве основного цвета является самым спокойным из вариантов, красный для более темпераментных людей, ну а черный это для оригиналов и экстравагантных особ.

Не стоит забывать что «звездное трио» с энергетическим рисунком (к примеру, полоски) это наиболее доминирующее сочетание, поэтому будьте осторожней в его использовании.

Прием 2: оттенок и пропорции красного

Нет смысла обсуждать белые и черные оттенки, профессионалы знают, что существуют множество черно-белых тонов, однако неподготовленный зритель не вникает в такие детали, а вот оттенки красного, требуют более внимательного отношения.

Если вы окончательно решили, что красный цвет будет использован для нескольких деталей интерьера, выбирайте один полутон и повторяйте его на разных поверхностях, самым впечатляющим является красно- маковая тональность.

Эффектно выглядят 2-3 вариации. Если одна часть комнаты планируется под доминирование красного, то в остальном пространстве красный должен быть минимизирован.

Прием 3: о добавлении других тонов, не входящих в основное сочетание

Если вы хотите создать по-настоящему гармонирующий интерьер с использованием черного, белого и красного — с остальными оттенками необходимо действовать чрезвычайно аккуратно. Серый является наиболее удачным цветом, который гармонирует со «звездным трио».

Наиболее подходящие — пастельные тона, малиновый и оттенки оранжевого. Весьма гармонично вписываются серо-коричневые нейтральные тона, зеленый, ярко-желтый и фиолетовый.

Использование этих цветов может размыть контрастность поэтому если Вы хотите эпатаж, минимизируйте присутствие дополнительных оттенков, а еще лучше и вовсе отказаться от них ( естественно за исключением серого).

Если вы ценитель спокойных вариантов, смело размывайте контрасты вышеуказанными оттенками.

Это главные правила цветовых сочетаний. С вариантами использования лучше всего знакомиться с помощью иллюстраций.

Сочетание “черный-белый-красный” в гостиной:

Примерно 70% интерьеров создаваемых «звездным трио» эффективны в сочетании с современным стилем. Бескомпромиссность хай-тека, изысканность гламура или лаконичность минимализма с вкраплениями европейского представления о японском стиле создают гармонию пространства.

Около 20% это романтическое «ностальжи» колеблющиеся от женственной утонченности до прямолинейного кантри. Все дело в аксессуарных акцентах, которые добавляются к белому, черному и красному.

Классика и винтаж это 10 % из удачных вариантов. И все же создание классических интерьеров в таких сочетаниях весьма сложно в исполнении, для классического дизайна лучше всего применимы бодро или фуксия, малиновый или пурпурные цвета.

Сочетание “черный-белый-красный ” для кухни:

Этот цветовой союз весьма благосклонен к глянцевой поверхности и прекрасно сочетается с металлом серого цвета. Благодаря этому обстоятельству вкупе с лаконичностью современной мебели такое сочетание выглядит нарядно и вызывает ассоциации с праздником.

Пропорцию цветов следует выбирать исходя из размеров кухни. Чем меньше ее площадь, тем насыщенней должен быть белый цвет.

Сочетание “ белый-красный-черный” в ванной:

Ванная таких контрастов выглядит эпатажно. Если у вас есть склонность к быстрому утомлению- пожалуй не стоит экспериментировать с такими сочетаниями. Все ж таки ванная не только для заряда бодрости- но для релаксации, с пространство замкнутое)

И все же в мире масса почитателей этого стиля ванной комнаты, если вы принадлежите к их числу не забудьте посмотреть спецвыпуск дизайнерских новинок.

Сочетание “белый-красный-черный” в спальне:

Такое сочетание в спальне выглядит весьма эффектно. Если вы хотите производить впечатление – это ваш стиль. Ассоциация со страстью работает наверняка. Детали ярко подчеркивают стиль. К тому же в спальне есть две красные подушки, создающие хорошее впечатление.

Сочетание “белый-красный-черный” для комнат подростков:

Многие подростки любят красный цвет, и это вовсе не бунтарство, неконфликтные и спокойные дети, часто предпочитают красные тона. Вероятно, их подсознание стремиться к энергии, которую символизирует красный цвет.

Белого колора можно добавлять практически в неограниченных количествах, а вот с черным надо быть осторожным.

В принципе если для остальных комнат все 3 цвета располагаются рядом, то оптимально красные и черные оттенки соединять посредством белого.

Исключением являются элементы со смягчающим изображением ( цветами, узорами).

Сочетание “ белый- красный — черный” — детали:

В этой части галереи можно увидеть масштабность «звездного трио» минималистский вариант – на посуде и картинах, максимум- все поверхности ( пол, стены, потолок, мебель).

Если вы поклонник подобных контрастов выбирайте самый гармоничный с вашей точки зрения не вызывающий утомления. Во многом выбор зависит от вашего темперамента и энергетики.

Семантика цвета в народном орнаменте

В предыдущей главе мы частично рассмотрели основные орнаментальные мотивы, используемые древними людьми для украшения одежды и предметов быта. Мы убедились, что орнамент, это не просто украшение посуды, и платьев, а символические обереги, и предметы поклонения тем или иным божествам, животным и т.п. Цвет, используемый для составления орнамента, тоже несет в себе глубокий смысл, психологическое восприятие того или иного предмета быта. Для современного человека изменение цвета не означает изменения сущности предмета в большинстве случаев, однако существуют и исключения: черная траурная одежда, белое свадебное платье, голубые вещи для мальчика и розовые для девочки и др. Справедливо предположить, что если для нас сегодня значим цвет нашей далеко не традиционной одежды, а может быть, и каких-либо еще вещей, то символика цвета в народной культуре достаточно важна. Таким образом, цвет — признак, получающий в народной культуре символическую трактовку.

Мы рассмотрим две главных цветовых триады, используемых в народном творчестве — Белый / черный / красный и зеленый/желтый/ синий.

Красный / белый/ черный

Наиболее значимыми являются противопоставления белого и черного (светлого и темного), соотносимого с оппозициями жизнь/смерть, хороший/плохой и др., а также триада белый- красный -черный. Символика каждого из этих цветов дуалистична.

Белый цвет, белое — в народной культуре один из основных элементов цветовой символики, противопоставленный, прежде всего черному и красному. В символической сфере корреляция белый/черный (светлый/темный) может входить в эквивалентный ряд с парами хороший/плохой, мужской/женский, живой/мертвый, отчасти молодой/немолодой (старый) и т.д. Возможна корреляция белый/небелый, и тогда белый цвет способен означать сакральность, чистоту, плодородие, свет.

Многие индоевропейские народы знают белый траур. Русские же традиционно извещали о смерти, вывешивая на избе белый «плат» или полотенце, которым «приходящий покойник сорок дней утирал слезы». На русском Севере известна белая погребальная одежда, обряжение девушек-покойниц в белое связано с обрядом похорон-свадьбы. В образе женщины в белых одеждах представляли смерть. Известен фразеологизм «белая смерть», в некоторых заговорах больной называется белым, а здоровый красным. Рязанские крестьяне верили, что собирать во сне белые цветы — к покойнику. Смерть предвещали во сне белые гуси, кони, козы; болезнь — увиденная во сне девушка в белом.

Белые одежды характерны для духов, мифологических персонажей. Белуном иногда называют домового, белой бабой — русалку, белым огромным существом представляют упыря. Во все белое одевали женщин, исполняющих некоторые обрядовые роли. Таким образом, почти вся нечистая сила одевается в белое, в то время как черт носит черный костюм и сам черен. Белые животные и птицы, особенно редкие или несуществующие, считаются особыми, колдовскими или царями над своими сородичами. В белых животных превращаются лежащие в земле клады. В то же время белый цвет может защищать от сглаза, порчи; белыми считались некоторые (чистые) дни постов и праздников .

Наиболее конкретной и однозначной символикой обладает черный цвет, который ассоциируется с мраком, землей, смертью, выступает как знак траура (в семьях, где был траур, красили пасхальные яйца в черный или другие темные цвета — зеленый, синий, фиолетовый). Черного цвета обычно демонологические персонажи (появляются в виде черного животного или предмета): черт, банник, овинник, полевой дух. Распространены мотивы черных животных: коня, курицы, кошки и свиньи. Появление черного животного после смерти колдуна — свидетельство того, что из него вышел черт.

В магической практике использовались предметы черного цвета и жертвенные животные. Нож в черных ножнах защищает от испуга; черный терновый шип забивали мертвецу под ногти, «чтобы не ходил»; черную курицу обносили вокруг посевов от града и приносили в жертву чуме. Яйцо черной курицы помогало от куриной слепоты, а молоком черной коровы тушили пожар, зажженный молнией.

Красный цвет, красное — в народной культуре один из основных элементов цветовой символики, выступающей в оппозиции белое/красное, или в триаде белое/красное/черное, где красное противопоставлено белому как не- белое, «окрашенное», «темное». Символика красного цвета амбивалентна. Красный — цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира, хтонических и демонических персонажей. Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Особо значимы в народных представлениях красная нить, красное полотно, красное яйцо.

Связь красного цвета с огнем отражается в языке (пустить красного петуха), легендах, объясняющих наличие красного цвета в окраске животных; русских поверьях: о красном летающем огненном змее (Русский Север Сибирь); о «бабе в красном казане» (персонификация пожара; Рус. Север); об огненно-красном полевике, который кажется людям россыпью искр (вологод.). Связь красного цвета с кровью проявляется в свадебной символике, часто пояс красного цвета является неотъемлемой частью костюма несовершеннолетней девушки. Наличием свежей крови в теле «нечистых покойников» (упыря, колдуна) объясняется красный цвет их лиц. Значение красного цвета как неординарного, исключительного обусловлено оценочной семантикой красный «красивый, ценный, парадный». По народным поверьям у главной змеи гребень красного цвета (Рус. Север) .

Читать еще:  Обзор Chevrolet Cruze Hatchback 2019

Продуцирующая семантика красного реализуется в свадебном обряде, в календарно-хозяйственной обрядности, где символизирует изобилие, плодородие: так, последний сноп подвязывают красной пряжей, ниткой или платком. При первом выгоне скотине подвешивали колокольчик на шнурке красного цвета. В родинных обрядах красный цвет выступает как символ жизни, здоровья; пуповину перевязывали красной нитью, считали, что красный цвет кожи новорожденного свидетельствовал о его долголетии. В погребальной обрядности выражена символика красного цвета как принадлежащего «тому свету» и одновременно защищающего от опасного контакта с потусторонним миром. Покойнику могли связывать руки и ноги красной нитью, белорусы клали поперек тела покойника красную нить, часто и головной убор для покойного делался из материи красного цвета. Гроб несколько раз из конца в конец обматывали красной шерстяной нитью, беременная завязывала нить красного цвета на пальце, когда шла прощаться с покойным. Иногда в поминальные дни из дома выносили все красное. На Русальной неделе перед Троицей поминали утопленников, разбивая на их могилах красные яйца. Красный цвет (платок, лента) присутствует в восточнославянских обрядах «крещения» и похорон кукушки.

Красный цвет выступает как оберег, его семантика соотносится с апотропейной семантикой окрашенного предмета (наиболее значимыми оказываются нить и шерсть) или растения. Красной краской чертили магический круг, на Пасху умывались водой, в которую были положены красное яйцо или растение . В качестве апотропея и лечебного средства широко использовалась красная нить, ее привязывали на руку или ногу, оставляли висеть на кустах растений. От боли в суставах обвязывали руки красной шерстью, нитками, полосами ткани, считалось, что это защитит и от лихорадки, испуга. Красный цвет способен защитить от змеи, мышей, волка; отогнать злых духов и непогоду.

Красным цветом отмечены многие мифологические персонажи: так, дворовой может выглядеть как толстая змея красного цвета. Красного цвета глаза у ведьмы, русалок; кожа у чертей, мифических инородцев; волосы или шапка у домового, русалки, лешего; платье лешачихи и рубаха домового, штаны лешего и шарф черта. «Женщины в красном» — вестницы несчастья.

Красный в заговорах — постоянный эпитет мифических персонажей: красная девица, красный конь. Повсеместно у славян используется в любовной магии красная нить, красные семена растений. При пропаже скотины делают «относ» русалкам: лапти, онучи, хлеб и соль перевязывают лентой красного цвета и относят на перекресток в лес. В святочных гаданиях лента красного цвета символизировала рождение ребенка. Преобладание красного цвета в радуге обещает здоровье и хороший урожай, богатство. Красные дни в народном календаре приходятся на Страстную, пасхальную, Фомину (Красная горка) недели.

Комбинация красный- белый противостоит сочетанию желтый- черный в значении жизнь/смерть, свет/тьма, здоровье/болезнь. Сочетание красный- белый, поэтому характерно для амулетов. Красный может соседствовать и с синим цветом в том же значении. Сочетание красный- черный характерно для мифологических персонажей, преобладает в костюмах ряженых .

В рамках славянской традиции можно с уверенностью утверждать, что красный цвет является доминантным в семантической структуре ритуала. Маркировка красным цветом — наиболее архаичный и универсальный способ моделирования ритуальных объектов. Это наглядно выражено в функциях красной нити, красного пояса, маркировки ритуальных полотенец, в структуру которых обязательно включена красная нить.

Семантика красного цвета реализуется в универсальной оппозиции белое/ черное, которая трансформируется в динамическую трехчастную структуру белое/ красное/ черное. Эта триада составляет инвариант цветовой классификации, на основании которой строится система отношений семантики цвета в традиционной модели мира. Ритуальное значение красного цвета обеспечивает его позиция, как среднего члена триады, маркирующая границы в системе двоичных противопоставлений. Промежуточная позиция красного между белым и черным идентична позиции тени в триаде свет/тень/мрак, где тень противопоставлена свету, но в то же время не совпадает с мраком. Эта своеобразная амбивалентность красного цвета и составляет основу его характеристик в качестве ритуального символа. Во временном коде день/ утро (вечер)/ ночь красному цвету соответствует утро (вечер), в календарном цикле лето/весна (осень)/ зима соответственно весна (осень). В пространственном коде красному цвету соответствуют маргинальные зоны: порог дома, ворота, изгороди — суть границы внутреннего и внешнего, своего и чужого пространства .

Эти цвета являются главенствующими в народном орнаменте. Рассматривая периодизацию славянского язычества, на примере поклонения упырям и берегиням , мы убедились, что почти все культы пронизаны дуалистическим характером, так же как и семантика вышеупомянутых цветов. Бело-красная вышивка на рукавах. Подолах одежды, на полотенцах и т.д. носят с одной стороны защитную функцию от тех же упырей и берегинь, а с другой стороны, мы видим поклонение и почитание этих мелких божеств. В символах плодородия, рода и рожаниц мы тоже наблюдаем неразрывную триаду цветов, составляющих орнамент.

Синий / желтый / зеленый

Семантика желтого/ зеленого и синего цветов тоже весьма неоднозначно. Желтый — цвет солнца, света, а если он и выступает в роли золотого, то это цвет предстает как знак избранничества, счастья, и высшего суда. Подобное представление сложилось еще в рамках солнечного культа. С другой стороны желтый осмысляется преимущественно негативной оченкой.

Желтый цвет, желтизна — признак, наделяемый в народной культуре преимущественно негативной оценкой. Желтый цвет часто осмысляется как символ смерти;болезни

Желтый в цветовой характеристике мифологических персонажей встречается редко. Мифические существа, которые водят души на «тот свет», являются в желтых тонах, у домового волосы желтого цвета, одна из лихорадок называется желтой

Зеленый цвет, зеленое — в народной культуре соотносятся с растительностью, изменчивостью, незрелостью, молодостью. Отмечено восприятие зеленого цвета как блестящего, сияющего, сходного с золотым и желтым. Особенно характерны такие представления для южных славян .

Продуцирующая символика зеленого цвета проявляется в весенней и свадебной обрядности. В свадебных песнях часто встречаются образы зеленого жита, бора, луга. В погребально- поминальных обрядах зеленый выступает как цвет «того света”Зеленый цвет может быть атрибутом «чужого» пространства, где обитает нечистая сила, куда изгоняются духи: зеленая гора и т.п. Зеленый цвет присутствует в описаниях хтонических существ. Синий — цвет неба, в сочетании с белым -цвет чистоты. Но в большинстве своем синий цвет описывается как негативный.

Итак, рассмотрев значения этих цветов, можно сказать, что они, как и белый / черный / красный носят двойственный характер. Они очень редко используются в орнаменте и в культах поклонения.

Таким образом, цвет является одним из признаков, определяющих естество объекта. Цвет может определять смену смыслов вещиНа примере влияния цвета можно видеть, как материальные качества объекта «делают» знак, управляя его содержанием.

Прочитайте онлайн Черный. История цвета | Черный, белый, красный

Черный, белый, красный

Действительно, в христианской теологии на раннем этапе ее развития белый и черный составляют пару противоположностей и часто представляют собой хроматическое выражение Добра и Зла. Эта оппозиция опирается на Книгу Бытия (свет/тьма), а также на привычные ассоциации, связанные с природой (например, день – ночь). Ее комментируют и развивают Отцы Церкви и их продолжатели. В религиозной практике, однако, встречаются исключения. Не то чтобы символический код был обратим – христианство не знает негативного восприятия белого, – но отдельно взятый черный в некоторых случаях может восприниматься положительно и быть выражением той или иной добродетели. Давний и доживший до наших дней пример – монашеское одеяние: с конца каролингской эпохи черный цвет, так презираемый первыми христианами, становится общим для облачений всех монахов-бенедиктинцев, хотя в уставе ордена сказано, что им не следует заботиться о цвете одежды. Но черный цвет бенедиктинцев, которому суждено столь долгое будущее, ни в коей мере не является принижающим или демоническим. Напротив, это знак смирения и воздержания, двух основных монашеских добродетелей, как мы увидим далее.

Однако тех областей религиозной жизни, в которых черный цвет является знаком скорби или покаяния, гораздо больше. Именно так, например, обстоит дело в литургии. В эпоху раннего христианства священник отправляет службу в своей обычной одежде; это способствует его единению с паствой, а также приводит к тому, что в литургии чаще всего используется одеяние из белых или неокрашенных тканей. С течением времени, однако, белое облачение начинают надевать только на Пасху и на самые большие праздники богослужебного календаря. Святой Иероним, Григорий Великий и другие Отцы Церкви единогласно считают, что белый цвет придает литургии наибольшую торжественность. К IX–X веку, несмотря на наличие между епархиями расхождений по отдельным вопросам, в западноевропейском христианстве уже успели сложиться некоторые общие богослужебные традиции, по крайней мере относительно больших праздников. Вместе они формируют систему, которая в дальнейшем будет описана и прокомментирована всеми литургистами XI–XII веков, а затем, в 1195 году, и будущим папой Иннокентием III (в то время еще кардиналом) в его знаменитом трактате о мессе. Вкратце эта система такова: белый цвет, символ чистоты, следует надевать на праздники, посвященные Христу, а также ангелам, девственницам и исповедникам; красный, напоминающий о крови, пролитой Христом и за Христа, подобает надевать на праздники, посвященные апостолам и мученикам, Кресту и Святому Духу, в частности на Пятидесятницу; черный – в периоды ожидания и покаяния (Адвент, Великий пост), а также на мессы по усопшим и в Страстную пятницу.

Эту тройственную систему нельзя объяснить ни чьим-то личным выбором, ни какими-либо специфически религиозными мотивами. Зато она помогает нам понять, что в эпоху раннего Средневековья белый, красный и черный все еще играют в символике гораздо более важную роль, чем остальные цвета. Так было в Античности, так будет и дальше, вплоть до хроматической перестройки в зените Средневековья, когда в моду войдет синий, а в большинстве кодов и систем произойдет переход от трех основных цветов к шести основным (белый, красный, черный, зеленый, желтый, синий). А пока что в хроматическом мире продолжает доминировать античная триада. Это проявляется не только в богослужебной практике и в христианской символике, но также и в мирской жизни. Например, в топонимике: когда надо дать название какому-либо населенному пункту, люди словно забывают обо всех цветах, кроме белого, красного и черного. Аналогичная ситуация наблюдается и в антропонимии, при том что имена людей всегда больше привязаны к текущему моменту, чем названия городов, нередко восходящие к очень далеким временам. Начиная от эпохи Меровингов и до эпохи феодализма в хартиях, хрониках и литературных текстах часто встречаются реальные личности или вымышленные персонажи, которых называют «Белый», «Красный» или «Черный». За редкими исключениями, мы не можем понять, на какие особенности данного человека или персонажа указывают эти прозвища: на цвет волос (белый – блондин, красный – рыжий, черный – брюнет), на предпочтения в одежде, на человеческие качества (белый означает мудрость либо добродетель, красный – вспыльчивость, черный – греховность)? Мы также не знаем, были ли эти прозвища даны людям при их жизни либо уже после смерти. Впрочем, иногда в какой-нибудь хронике можно найти некоторые разъяснения. Например, мы знаем, что император Священной Римской империи Генрих III Черный (1039–1056) получил такое прозвище не за смуглую кожу и не за черные волосы, а за то, что он жестко подчинил своей власти Церковь и папство. «Черный» в данном случае означает «Скверный» или «Враг Церкви». Что же касается знаменитого Фулько Черного, графа Анжуйского (987–1040), то он заслужил эту характеристику своим нравом, в котором сочетались коварство и буйная жестокость. И хотя последние годы жизни он провел в покаянии, хотя он многократно совершал паломничество в Иерусалим, надеясь искупить свои грехи, прозвище, полученное в молодости, так и осталось за ним.

Читать еще:  Как поменять маслосъемные колпачки на ВАЗ 2107

В литературных текстах (где, вообще говоря, редко встречаются упоминания о цвете) преобладание белого, красного и черного еще заметнее. Часто цветовая триада служит для того, чтобы различать персонажей – например, трех братьев – и возвращает нас к древней трифункциональной структуре социума: жрец (белое), воин (красное), крестьянин-ремесленник (черное). В сказках и баснях в хроматической системе доминирует та же триада, но здесь у нее другие задачи. Возьмем в качестве примера «Красную Шапочку». Самая ранняя запись этой сказки происходит из Льежа и датируется началом XI века, однако, по-видимому, ей предшествовала долгая устная традиция.

«Почему красная?» – пытаются понять многие толкователи сказки. Некоторые довольствуются простыми ответами: красный цвет, говорят они, предупреждает об опасности и предрекает кровопролитие. Такую трактовку мы назвали бы поверхностной, даже если в ней содержится утверждение, что волк (он ведь черный) – это Дьявол. Другие, допустив некоторый анахронизм, предложили смелую психоаналитическую версию: красный – цвет сексуальности; девочке очень хотелось оказаться в объятиях волка (или, в новейших вариантах, в постели с волком). Весьма заманчивое объяснение, но слишком уж современное: неужели в средневековой цветовой символике красный ассоциировался с сексуальностью? В это трудно поверить. Толкования исторические выглядят более убедительно, однако оставляют нас неудовлетворенными. Например: одевать детей в красное – распространенный и очень давний обычай, особенно в крестьянской среде. Правильное ли это объяснение? Что ж, возможно. Осталось только предположить, что в тот день был праздник – иначе непонятно, почему девочка надела свой лучший наряд, каковым у женщин и девочек Средневековья всегда считалась одежда красного цвета. Или же, как указывает наиболее ранняя версия сказки, девочку, родившуюся в день Пятидесятницы, с самого рождения одевали в красное, цвет Святого Духа? Эта версия убедительнее других, но и она оставляет нас неудовлетворенными. Остается прибегнуть к структуральной трактовке, основанной на цветовой триаде: девочка в красном несет белый предмет (горшочек масла), и по дороге ей попадается черный волк. Эту же схему мы встречаем в других старинных сказках и баснях. Например, в «Вороне и Лисице» черная птица роняет белый сыр, который подхватывает красная лисица. Распределение цветов здесь другое, но в сюжете просматриваются все те же хроматические полюса – белый, красный, черный.

По-видимому, в эпоху раннего Средневековья в Европе сосуществуют две хроматические системы, на базе которых и выстраивается цветовая символика: оппозиция белое/черное, унаследованная от Библии и раннего христианства, и триада белое – красное – черное, позаимствованная из других, более древних или более отдаленных источников. Сама эта триада может быть разложена на три оппозиции: белое/черное, белое/красное и красное/черное, и в результате ее станет легче применять к определенным объектам или к определенным областям жизни. Подходящим примером в данном случае могут служить шахматы.

Зародившись в Северной Индии в VI веке нашей эры, игра распространилась по двум направлениям: в сторону Персии и в сторону Китая. В Персии шахматы обрели те основные параметры, которые известны нам теперь. Когда в VII веке арабы завоевали Персию, им понравилась эта игра, и благодаря им она попала на Запад. В Европу шахматы проникли на рубеже первого и второго тысячелетий, двумя путями одновременно: через Средиземное море (Испания, Сицилия) и через север, куда скандинавские купцы завезли их из Причерноморья. Со временем игра получила признание во всем христианском мире, но при этом претерпела целый ряд изменений. В частности, изменился цвет фигур. На этом стоит остановиться подробнее.

На заре существования шахмат в Индии, а затем в арабо-мусульманском мире черные сражались против красных (такими шахматами пользуются в землях ислама до сих пор), поскольку в Азии с незапамятных времен именно эти два цвета составляли устойчивую оппозицию. Но эта оппозиция, столь важная для Востока, полностью утратила смысл, когда шахматы оказались на Западе. В западноевропейской культуре черный и красный не воспринимались как антагонисты. Вот почему уже в XI веке пришлось изменить цвет фигур у одной из сторон, чтобы создать оппозицию, доступную западному пониманию: отныне на шахматной доске белые будут сражаться с красными. В феодальную эпоху антагонизм белого и красного среди мирян ощущался более остро, чем оппозиция белое/черное, особенно когда речь шла о религии. Два или три столетия на шахматных досках Европы красные будут сражаться против белых, и клетки будут выкрашены в соответствующие цвета. Затем, с середины XIII века, все опять начинает меняться: сначала фигуры, а потом и клетки на доске становятся такими, какими мы воспринимаем их сейчас, – черными и белыми.

Как мы видим, в Западной Европе на рубеже первого и второго тысячелетий черный и белый не всегда воспринимаются как антагонисты. И не только потому, что в культурном плане у белого есть еще один антагонист – красное (причем иногда в этой роли он «эффективнее» черного); в природе черный и белый редко существуют в единстве друг с другом либо в оппозиции друг к другу. Только у немногих животных и растений встречается такое сочетание цветов, как, например, у сороки, загадочной птицы, которую в бестиариях описывают как болтунью и воровку и называют символом лжи и двуличия. Такую же характеристику получает лебедь, поскольку под своим белоснежным оперением он будто бы скрывает черную плоть. Нехорошо быть черно-белым в эпоху раннего Средневековья.

Обсуждения

Архетипические цвета: ЧЁРНЫЙ, БЕЛЫЙ, КРАСНЫЙ

9 сообщений

Здесь мы поговорим о ключевых цветах алхимической трансформации:
Чёрный, белый, красный

.
«ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА СОБСТВЕННОЙ СИЛОЙ с Первозданной Женщиной»

АПТЕКА оn-line семинаров и консультаций для Души
https://vk.com/topic-43929883_34774315

Ценность моих проектов. Чем я отличаюсь от других психологов
https://vk.com/topic-43929883_33667595

Алхимия Любви. Путь Сердца
Авторские проекты по саморазвитию

КЛАРИССА ЭСТЕС
«Бегущая с волками» сказка о Василисе

Василиса спрашивает про всадников, которых она видела по пути к избе Бабы Яги:
белого всадника на белом коне, красного всадника на красном коне и черного всадника на черном коне.

Яга, как и Деметра, – мать коней, старая богиня, ассоциируемая также с силой кобылицы и с плодородием. Изба Бабы Яги – конюшня для разноцветных лошадей и их всадников. Днем эти пары поднимают на небо Солнце и перемещают его по небосводу, а ночью затягивают небо покровом тьмы. Но есть и кое что еще.

ЧЁРНЫЙ, КРАСНЫЙ И БЕЛЫЙ всадники символизируют древние цвета, соответствующие рождению, жизни и смерти.

Эти цвета также символизируют древние принципы спуска, падения, смерти и возрождения:

ЧЁРНЫЙ– низвержение старых ценностей

КРАСНЫЙ – принесение в жертву своих бережно хранимых иллюзий,

а БЕЛЫЙ – новый свет, новое знание, которое приходит благодаря переживанию двух первых.

Вот старинные слова, которые использовались для них в средние века:

НИГРЕДО– черный,
РУБЕДО – красный,
АЛЬБЕДО — белый.

Они описывают алхимию [24], которая сопровождает круговорот Дикой Женщины, работу Матери Жизни Смерти Жизни. Без этих символов зари, нарастающего света и таинственной тьмы Она не была бы тем, кто Она есть.

Без зарождения надежды в наших сердцах, без постоянного света – все равно, свечи или солнца, – позволяющего отличить в жизни одно от другого, без ночи, которая несет всему утешение и из которой все рождается, мы тоже не могли бы воспользоваться своей дикой природой.

В сказке эти цвета чрезвычайно важны, ибо у каждого из них есть своя природа смерти и природа жизни.

В одежде Василисы и ее куколки повторяются цвета всадников: белый, красный, черный. Василиса и ее кукла – это начала (Anlagen) алхимии. Это они помогают Василисе превратиться в маленькую Мать Жизнь Смерть Жизнь.

В этой сказке есть два воскресения, два дарования жизни: Василиса воскресает Для новой жизни благодаря кукле, а также встрече с Бабой Ягой и выполнению ее заданий.

Есть и две смерти: родной, слишком доброй матери, а также мачехи и ее дочерей.

Однако легко понять, что эти смерти необходимы и что в итоге они позволяют юной душе жить гораздо более полной жизнью.

24. Возможно, эта алхимия берет начало от гораздо более ранних наблюдений, чем труды по метафизике. Некоторые старые сказительницы, как из Восточной Европы, так и из Мексики, рассказывали мне, что символика черного, красного и белого цветов основана на менструальном и репродуктивном цикле женщины.

Всем имевшим месячные женщинам известно, что
ЧЁРНЫЙ цвет символизирует отторгнутую оболочку незабеременевшей матки.
КРАСНЫЙ символизирует задержку крови в матке во время беременности, а также пятно крови, которое знаменует начало родовых схваток и последующее начало новой жизни.
БЕЛЫЙ – это материнское молоко, предназначенное для вскармливания.

Таков полный цикл глубокого ПРЕОБРАЖЕНИЯ. Он заставляет меня задуматься над тем, не была ли алхимия более поздней попыткой создать сосуд наподобие женской матки и целого набора символов и процессов, сходных с циклами месячных, беременности, родов и вскармливания. Представляется вероятным, что существует архетип беременности, который не следует воспринимать буквально и который воздействует на оба пола, возбуждая желание отыскать его символический смысл.

Черный – цвет земли, плодородия, исходной почвы, в которую засевают все идеи. Но черный – еще и цвет смерти, помрачения света. Есть у черного и третий аспект. Этот цвет связан с тем миром между мирами, на котором стоит La Loba, ибо черный – цвет спуска, падения.

Черный – ОБЕЩАНИЕ: скоро вы узнаете то, чего не знали раньше.

Красный – цвет жертвы, ярости и убийства, мук и гибели.

Но красный – также цвет трепещущей жизни, динамической эмоции, возбуждения, эроса и страсти. Этот цвет считается сильным лекарством от душевной немочи, он возбуждает аппетит. Во всем мире известен образ так называемой красной матери [25].

Читать еще:  FAW Besturn X80

Не столь хорошо известная, как черная мать, или черная мадонна, она наблюдает за всем тем, «что совершает переход». Ее расположения особенно ищут те, кто готовится родить, ибо покидающие этот мир или приходящие в него должны пересечь ее красную реку.

Красный цвет – ОБЕЩЕНИЕ: скоро произойдет восход или рождение.

25. Я много лет изучала символику красного цвета в сказках и мифах: красная нить, красные башмачки, красная шапочка и т.д. Я убеждена, что многие фрагменты сказок и мифов восходят к древним «красным богиням» – божествам, которые ведают всем спектром преображения женщины, всеми «красными» событиями: половой жизнью, деторождением и эротической сферой – и первоначально были частью архетипа трех сестер – покровительниц рождения, смерти и нового рождения, а также частью распространенных во всем мире мифов о восходящем и умирающем солнце.

Белый – цвет новизны, чистоты, первозданности.

Это также цвет души, свободной от тела, цвет духа, не отягощенного материей. Это цвет самой необходимой пищи – материнского молока.

И напротив – это цвет мертвых, того, что утратило свою розовость, румянец жизни. Там, где есть белый Цвет, все на миг становится tabula rasa, чистым листом.

Белый цвет – ОБЕЩАНИЕ: пищи достаточно для того, чтобы все началось заново; пустота или бездна заполнится.

КЛАРИССА ЭСТЕС
«Бегущая с волками»

В нашей сказке девушка осуществляет спуск несколько раз.

Завершая один круг спуска и преображения, она попадает в следующий. Это полные алхимические круги, у каждого из которых есть свое нигредо, утрата, рубедо, жертва, и альбедо, наступление света, – этапы, которые следуют друг за другом.

И у короля, и у его матери – у каждого есть собственный круг.

Весь этот процесс – спуск, потеря, находка и обретение силы – отображает посвящение женщины, длящееся всю ее жизнь, в обновление дикого начала.

Мы видим, что безрукая девица проделала полный цикл спуска и превращения – цикл пробуждения.

В некоторых трактатах по алхимии повествуется о трех стадиях, необходимых для превращения: НИГРЕДО, черная или темная стадия распада;
РУБЕДО, красная или жертвенная стадия,
и АЛЬБЕДО, белая стадия воскресения.

Сделка с дьяволом – это нигредо, помрачение;
отсечение рук – рубедо, жертва;
и уход из дома в белых повязках – альбедо, новая жизнь.

Теперь, став странницей, она снова погружается в нигредо. Но старая самость осталась позади, а глубинная самость, обнаженная самость – выносливая странница [21].

Эта сказка пробуждает воспоминания об одном очень старом обещании. Оно заключается в том, что спуск даст пищу, несмотря на то, что путь лежит во тьме, несмотря на то, что путнику кажется, что он заблудился. Даже посреди неведения, невидения, блуждания вслепую есть Нечто, неизменно присутствующее Нечто, которое идет бок о бок с нами.

Мы налево – и оно налево. Мы направо – оно рядом, поддерживая нас, прокладывая путь.

Теперь мы попали в другое НИГРЕДО, где мы скитаемся, не зная, что с нами будет, и все же даже в этом крайне плачевном состоянии мы получаем возможность испить от Древа Жизни. Вкусить от Древа Жизни в стране мертвых – это древняя метафора зачатия. Люди верили, что душа может войти в плод или любой другой съедобный предмет, – когда будущая мать съест его, скрытая в плоде душа начнет возрождаться в ее теле. Итак, здесь, почти на середине пути, с мякотью груши мы получаем плоть Дикой Матери – едим то, чем станем сами [24].

Девушка перевязывает свои раны белой тканью. БЕЛЫЙ — цвет царства мертвых, а также цвет алхимического альбедо, воскресения души из мертвых. Этот цвет – предвестник цикла спуска и возвращения. Здесь девушка становится странницей, а это само по себе и есть воскресение для новой жизни и смерть в старой. Странствие – очень хороший выбор.

На этом этапе женщина очень часто ощущает отчаяние и одновременно непоколебимую решимость любой ценой совершить это внутреннее странствие. Так она и поступает, оставляя одну жизнь ради другой, а иногда и одну любовь ради единственной любви – к себе самой.

Белый день, красная линия, черный рынок – о чем говорят цвета в нашей жизни

Белое — красное — черное

Зри в корень

Иду на встречу к историку и попутно размышляю — а ведь и правда, по цвету мы читаем многие вещи. Нет у меня лишних вопросов, когда вижу барышню в белоснежном подвенечном платье. Понятно — собрался человек в ЗАГС. Или новорожденного в «конверте» с бантом розового цвета. Сто процентов, что девочка. Опять же одежда цвета хаки скажет о причастности к военной службе… Поэтому и вопросы к Анне Васильевне буквально с порога:

— Откуда берутся все эти подтексты?

— Символика цвета меня давно интересовала, — рассказывает предысторию, — особенно в народной культуре. Захотелось разобраться в этих вопросах. С одной стороны, появление цвета в национальной одежде было продиктовано какими-то практическими соображениями. Но, с другой, оказалось, у всего свои корни. Ведь можно было одежду не выбеливать, а носить серую. Или орнамент помещать не красный, а зеленый. Когда же начинаешь углубляться в историю человечества, приходит понимание: все это закладывалось на глубинном уровне, связано с практикой восприятия мира и в конечном итоге закольцовано на нашей психологии. Так и родился выставочный проект «Белое – красное – черное».

Почему день — белый?

С легкой руки историка отправляюсь в прошлое. Человек, живший в первобытном обществе, белый цвет воспринимал только положительно — свет, чистота, жизнь, избранность.

— А еще белый цвет ассоциировался с прошедшим временем, — подсказывает Анна Кузьмич, уже изведавшая тайные тропы подсознания предков. — Отсюда пробелы памяти, «белые архивы». Годы проходят, плохое забывается — обеляется. И еще одна ассоциация с белым: новый виток жизни. Думаете, почему ребенка при рождении пеленали в белое, а умершего человека одевали в белый саван? Переход в новое качество, на новый этап.

— Черное же противовес… — нахожу на выставочной экспозиции повседневные словосочетания «черный рынок» и «черный юмор».

— Ассоциации с негативом: страшным, трудным, тайным, запретным, опасным и в то же время аскетичным. Как ни странно это прозвучит, черным цветом на подсознательном уровне маркировалось будущее время. Именно потому, что никто не знает, что ждет впереди. Вспомните черную кошку, которая перебегает дорогу. Посыл на грядущие неприятности. Серый же располагается между белым и черным. Поэтому и значит что-то обыденное, повседневное, текущее. И — настоящее. Вскоре древний человек открыл для себя красный цвет — цвет крови, огня, тепла. С ним и сегодня ассоциируется полнота жизни, красота, радость, любовь. Но и агрессия, война.

Возраст — по плечу

Наши предки не просто так или иначе трактовали цвета. Они еще и разговаривали на языке известной им палитры. Триада «белый – красный – черный» использовалась задолго до появления одежды. Анна Васильевна расшифровывает это на выставочных примерах:

— Природные пигменты наносились на тело и имели символическое значение.

Так, белая краска использовалась в магических ритуалах, в которых люди обращались к силам добра и жизни или защищались от злых духов. Опять же белый цвет шел в ход при защите от сглаза и порчи, будучи неподвластным злу. Кстати, черный тоже мог использоваться для защиты от всего дурного, но тогда он означал, что его носитель не обладает ничем таким, что достойно зависти. Поэтому на лица новорожденных наносили черные точки, чернили дома…

А уж когда дело дошло до одежды, то все эти знаки и символы стали переносить на нее. Первым делом — на рубаху, которая ближе к телу. Платья наших прабабушек, ловко сидящие на манекенах, выстроились рядочком в экспозиционном зале музея. Рассматриваю тканую красоту. «У каждой рубахи свой подтекст», — объясняет по ходу движения Анна Кузьмич. Значение, как известно, имел не только орнамент, но и его расположение:

— Символы вышивались по краям одежды: подол, горловина, низ рукава, манжеты. Это было своего рода заклинание против злых сил, которые могли проникнуть под рубаху — в душу. Орнамент как бы запечатывал все входы. Символами «расписывался» и плечевой пояс — самая рабочая часть руки. Именно заклинания, которые помещались на этой части рукава, придавали человеку силу. А еще плечевой орнамент был вроде паспорта, который рассказывал о возрасте и статусе. Видите, ромбы закрытые — значит, эта рубаха принадлежала девушке. У замужней дамы ромбы сочетаются с косыми или прямыми крестами, у пожилой женщины, чьи дети создали свои семьи, — сдержанный орнамент в белых цветах.

Крестиком по символам

Неминуемая поступь прогресса сильно ударила по известной нам триаде. В нашей стороне перемены начались во второй половине XIX века, когда на российском рынке закрепилась парфюмерно-косметическая фирма «Брокар и К». Среди прочей продукции она начала выпускать мыло, упакованное в яркую обертку, на которой печатались схемы вольной вышивки крестиком.

Рекламный ход оказался невероятно удачным. Сначала на схемы клюнули горожанки, потом мода двинулась в крестьянские селения. Гомельская губерния не осталась в стороне от увлечения. Отсюда в одежду, полотна, покрывала, наволочки, занавески пришли гирлянды и цветы. За ними подтянулись перемены в цветовой палитре. Для контраста добавлялся синий, черный, зеленый. Анилиновые красители, производство которых освоили в это же время, сделали процесс крашения нитей менее трудоемким и более разнообразным, сильно потеснив натуральные.

— То есть далеко не вся вышивка, доставшаяся от прабабушек, говорит на языке исконных символов?

— Уже в начале XX века орнамент, который был наделен символикой, смыслом и особым цветовым подтекстом, начал рассматриваться как декоративный элемент и во многом утратил свое первоначальное значение. Хотя в целом подсознательное восприятие цветов, накопленное поколениями, остается при нас. А некоторые элементы национальной культуры не утрачивают своих позиций и в современной повседневной жизни. Взять хотя бы красные браслеты-фенечки, которые сейчас носят от мала до велика в качестве защиты и оберега.
Есть цвета, которые практически не представлены в устойчивых выражениях. Например, оранжевый, который был открыт сравнительно поздно. По той же причине мало изречений и с фиолетовым цветом. Самое известное: «Мне все фиолетово». Считается, что выражение связано с химией, в которой нейтральная среда имеет фиолетовый цвет. ЛЮБОПЫТНО

«Чырвоны» происходит от древнерусского «червленый», то есть окрашенный кошенильным червецом — видом полужесткокрылых насекомых. Наши предки также красили нити лебедой, корнем сабельника, желтой кашкой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector