138 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое гидроудар и как его избежать

Гидроудар двигателя. Как избежать и что делать если не избежали

Практически каждый автомобилист понимает, что такое гидроудар двигателя, и какие ужасные последствия он может вызвать. Ситуация, при которой может произойти гидроудар маловероятна, но всё же возможна. Например, из-за утечки охлаждающей жидкости, в форс-мажорных обстоятельствах, или при безответственном управлении транспортным средством. И, конечно, качество российских дорог, очевидно, может привести к таким удручающим последствиям.

В этих ситуациях, гидроудар двигателя автомобиля происходит в результате проникновения жидкости в цилиндр. Расстояние до полного сжатия газа или горючей смеси, которое проходит поршень в цилиндре, уменьшится. Сила, воздействующая на него, увеличится. Это может вызвать деформацию многих деталей двигателя и нарушить его работу.

В случае если произошёл гидроудар

Столкнутся с ситуацией обильного залива двигателя водой вполне реально. Проезжая низину, с накопленной дождевой водой, Ваш автомобиль может «захлебнуться» через воздухозаборник. В подобных случаях слышен характерный звук под капотом автомашины. После чего двигатель автомобиля, как правило, резко застопориться. Вы должны определить степень урона, возможно, двигатель повреждён не сильно и есть шанс его спасти. Если же ваше положение близко к критическому, то последствия могут непредсказуемыми, вплоть до полного выхода из строя двигателя автомобиля. Откройте крышку воздушного фильтра, определить попала ли в него вода, несложно: гофрированный участок фильтра, скорее всего, будет покороблен, а сам фильтр влажным. После попадания воды в двигатель, следует немедленно заглушить мотор. Выдержите паузу около десяти минут, и попробуйте снова завести двигатель. Если вы услышали посторонние звуки при работе двигателя, вам следует отключить зажигание. Вероятно, погнулись шатуны, и двигатель теперь требует капитального ремонта.

Гидроудар двигателя также может произойти, вследствие утечки в камеру сгорания охлаждающей жидкости. Конечно, и эта ситуация не кажется столь вероятной. Для возникновения гидроудара в результате утечки антифриза, нужен ряд обстоятельств. Первым будет неисправность или пробой системы охлаждения, вследствие чего антифриз будет поступать на открытые части двигателя. Вторым условием будет перетирание или перегорание прокладки головки блоков цилиндров. В случае когда эти обстоятельства совпали, антифриз через отверстие в прокладке попадет в цилиндры. Владелец автомобиля может и не предполагать об этой неисправности и еще долгое время эксплуатировать транспортное средство. Но это дело времени, отверстие в прокладке непременно увеличится, что повлечет за собой обильное проникновение охлаждающей жидкости в цилиндры. И как следствие, в определённый момент двигатель поразит гидроудар.

Несколько признаков гидроудара

Действительно ли гидравлический удар стал причиной поломки двигателя можно понять по следующим признакам:

1. Если после попадания жидкости в двигатель продолжал работать достаточное время, то следы воды в нем Вы не обнаружите, она испарится. В этом случае нужно осмотреть воздушный фильтр, если он бумажный, то под воздействием жидкости он деформируется. К сожалению, в новых моделях автомобилей стоят пластиковые фильтры, на которых следы влаги практически незаметны.

2. При работе поршня в цилиндре, в верхней его точки, где кольцо поршня соприкасается со стенкой цилиндра, образуется нагар. В случае если двигатель был подвергнут гидроудару, и деформировался шатун, ширина кромки нагара будет заметно шире.

3. Если вода попала в два или более цилиндра, тогда есть шанс потерять все шатуны, скорее всего, первым выйдет из строя шатун, который больше других подвергался деформации. Изменение формы шатунов можно определить на глаз. Стержни в области качания будут изогнуты небольшой волной.

4. Следующим признаком может быть потертость самого поршня, она будет находиться в месте соприкосновения со стенками цилиндра.

Как избежать гидроудара?

Чтобы предостеречь Ваш двигатель от гидравлического удара, стоит следовать простым правилам. Проезжая низменность с водой старайтесь максимально снизить скорость, проезжая глубокие лужи на больших оборотах, Вы увеличите вероятность попадания воды в двигатель. Если есть пути объезда таких затопленных участков, старайтесь выбрать именно такой путь. Помните, что в большинстве случаев вода проникает в цилиндры, через воздушный фильтр. Прежде чем преодолевать такой искусственный водоем, узнайте его глубину. Все эти правила, конечно, применимы к легковым автомобилям, не рассчитанным на экстремальные условия езды. Как же быть хозяевам внедорожников, ведь их автомобили должны с легкостью преодолевать такие водные участки дорог.

Для автомобилей класса 4×4 применяют специально автомобильное устройство, именуемое «Шноркелем». Такое приспособление позволит Вам без последствий путешествовать по заводнённой местности и даже в пустыне. Это устройство представляет собой трубу, с изогнутыми по краям концами. В зависимости от модели вашего автомобиля, такой воздухозаборник может выполняться в разных формах. Он несет в себе несколько функций: обеспечивает двигатель чистым воздухом, фильтрует песок и капли воды, которые могут попасть в двигатель внутреннего сгорания. Впервые такие приспособления стали использовать в военной технике, на танках амфибиях, и в подводных лодках. «Шноркель» прикрепляется на стойку бокового стекла параллельно вверх, направление самого воздухозаборника регулируется, и выставляется по желанию. Желательно устанавливать это устройство по направлению движения автомобиля. На сегодняшний день такую дышащую трубку (так звучит дословный перевод названия этого устройства), устанавливают в основном на грузовых машинах, и полноприводных автомобилях повышенной проходимости. Но в принципе, для машин обычного класса, такой воздухозаборник, может быть выполнен на заказ. Это устройство защитит ваше транспортное средство от большинства агрессивных сред, несомненно, предохранит двигатель от гидроудара.

Что такое гидроудар и как его избежать

Статья о гидравлическом ударе двигателя — причины гидроудара, возможные последствия, меры профилактики. В конце статьи — видео про гидроудар.

Содержание статьи:

  • Что такое гидроудар
  • Причины гидравлического удара
  • Возможные последствия
  • Меры профилактики
  • Что делать в случае гидроудара
  • Видео про гидроудар

С таким неприятным явлением как гидроудар двигателя может столкнуться как новичок, так и бывалый водитель. Это может произойти во время скоростной езды по лужам. Как правило, виноват в этом бывает водитель — нужно было правильно выбирать маршрут. Но может случиться и так, что объездной дороги нет, и приходится идти на риск.

А иногда неподготовленную машину используют для переправы по реке — вот это уже совсем нехорошо. Гидроудар может нести определенную опасность для автомобиля. Как его избежать? Что делать, если он стал реальностью? Ответы на эти и другие вопросы — далее в статье.

Что такое гидроудар

Если говорить простыми словами, то гидроудар мотора — это когда вода проникла внутрь камеры сгорания. Оказаться там она может через воздуховод, куда попадает с воздухом в виде брызг. В результате этого образуется водяная пробка, о которую ударяются поршни. Это очень опасно, так как становится причиной большой поломки двигательной системы.

Возможно, крупной поломки удастся избежать, поэтому суетиться не нужно. Вероятность получить более значительные повреждения появляется, когда двигатель работает на повышенных оборотах. В результате удара вырабатывается мощная кинетическая энергия, способная сломать любые конструкции из металла.

Причины гидравлического удара

Вода не способна сжиматься — это ее свойство нам известно еще со школы. Когда машина во время заезда в глубокую лужу создает перед собой высокую водяную стену, вода начинает заполнять собой все пространство вокруг мотора. В такой ситуации ей будет несложно проникнуть в камеру сгорания.

В это время поршень сжимает горючее, но до верхней точки дойти не может, так как на его пути становится водяная пробка.

Проникновение воды внутрь камеры сгорания может произойти по двум причинам:

    Во-первых, это уже упомянутая глубокая лужа. Если въехать в нее на большой скорости, то случится сильное разбрызгивание воды. В этом случае вода может попасть в воздушный фильтр, а потом и в камеру сгорания.

  • Прямое заливание двигателя может произойти во время преодоления водных преград, высота которых достаточна для попадания влаги в воздушный фильтр. Дальше, как и в первом случае, вода обязательно попадет и в камеру сгорания.
  • На практике первый вариант случается гораздо чаще. Обычно это происходит с неопытными водителями, не имеющими ни малейшего представления о пагубных последствиях такой езды. Но такое может случиться и с сильно спешащими бывалыми водителями. Последствия для тех и других одни и те же — серьезная поломка двигателя.

    Вероятность получения гидроудара более реальна для автомобилей, имеющих низкую подвеску. Как правило, это спортивные машины. У других машин вероятность попадания воды в камеру сгорания несколько меньше, но это совсем не значит, что она отсутствует совсем. Поэтому следует избегать скоростной езды по лужам и преодоления водных преград на неприспособленных для этого автомобилях.

    Возможные последствия

    Поломки двигателя могут быть очень серьезными, иногда — критичными. Здесь уже говорилось о вероятности загиба поршней. Кроме этого, могут погнуться их пальцы или шатуны.

    Меры профилактики

    Всем известно, что предупредить возникновение проблемы гораздо проще и выгоднее, чем исправлять последствия бездумной езды по лужам.

    Во-первых, не нужно ездить по глубоким лужам на большой скорости. От использования автомобиля лучше воздержаться совсем, если постоянно идет дождь и прогноз погоды неутешителен. Возможности машины стоит оценивать трезво и не надеяться на чудо. При езде на малолитражке глубокие лужи лучше объезжать десятой дорогой, так как именно такие автомобили более других рискуют получить гидроудар по двигателю.

    Но следовать этим рекомендациям получается далеко не всегда — неотложные дела могут подтолкнуть нас к пересечению водной преграды. Лучше, если вы знаете дорогу, по которой едите, и имеете представление о том, где на ней находятся глубокие залитые водой ямы. В этом случае нужно просто стараться их объезжать.

    Но если вы ведете автомобиль по незнакомой вам дороге, тогда во время ливня старайтесь ехать на небольшой скорости. Если уровень воды большой, не стоит ехать быстрее 10 км в час, причем лучше только на первой передаче — мотор получит более значительные повреждения, если гидроудар настигнет его на высокой скорости.

    Что делать в случае гидроудара

    Главное в этом случае — не спешить. Основной признак гидравлического удара — автомобиль резко заглох, и завести его уже не получается. Но то, что причиной резкой остановки мотора послужил именно гидроудар, нужно еще проверить.

    Прежде всего, автомобиль на нейтральной передаче нужно вытащить на сухой участок. После этого ситуация может развиваться по-разному:

    • Был получен гидравлический удар по двигателю, что послужило причиной его остановки;
    • Двигатель промок и от этого просто заглох, но его заклинивания не произошло;
    • После гидроудара мотор заклинило и был совершен пробой блока цилиндров.

    Первый и третий случаи требуют буксировки автомобиля с помощью эвакуатора. Второй случай самый легкий. Такое могло произойти, когда двигатель заглох еще до получения удара. В этом случае, конечно, вода тоже просочилась в цилиндры, но мотор в это время не работал, поэтому последствия и не были такими серьезными. Тут можно справиться и без посторонней помощи. Намокший воздушный фильтр нужно выбросить, а его корпус — протереть, чтобы убрать влагу.

    Затем следует выкрутить свечи и провернуть коленвал при помощи стартера. Это необходимо для того, чтобы воду выбросило из цилиндров.

    Может случиться так, что вывернуть свечи не получается, в этом случае нужно подождать, пока плага переместится в картер. После этого надо пробовать завести мотор еще раз и дать ему поработать на холостых оборотах. Когда все будет исправлено, обязательно надо проверить масло — в него него тоже могла попасть жидкость. Определить это можно по цвету. «Мокрое» масло приобретает белый цвет, что говорит о необходимости замены жидкости.

    Лучше, если просушка мотора будет осуществляться специалистами сервисного центра. Сделать все самому будет достаточно сложно, так как потребуется нужно провести качественную просушку цилиндров. Если блок цилиндров получит повреждения, то мотор придется серьезно ремонтировать. А если автомобиль работает на дизельном двигателе, то удалить из него влагу будет очень непросто. Для этого используется специальное оборудование, которое есть только в сервисных центрах.

    Заключение

    Итак, никто не будет спорить, что последствия гидравлического удара по двигателю автомобиля могут быть очень серьезными. Чтобы их не допустить, надо лишь соблюдать правила эксплуатации автомобиля и следовать некоторым советам бывалых автолюбителей.

    Главное — не штурмовать лужу на высокой скорости. Ехать надо медленно и на первой передаче. Конечно, если идет сильный дождь, лучше вообще отказаться от поездки по незнакомой дороге. Но если это невозможно, тогда не нужно спешить.

    Следует помнить, что ваша машина не имеет ничего общего с амфибией, и водные преграды могут ей серьезно навредить. От воды может поломаться не только двигательная система — нередко она становится причиной неисправности электропроводки.

    Видео про гидроудар:

    Последствия гидроудара: легкий испуг или капитальный ремонт

    Вопросы, рассмотренные в материале:

    • Что собой представляет гидроудар двигателя
    • К каким последствиям может привести гидроудар двигателя
    • Как смягчить последствия гидроудара, а еще лучше, не допустить его

    Дороги наши не назовешь идеальными – ямы, трещины и другие следы разрушения дорожного полотна. Часто и ливневая канализация не функционирует. В итоге после дождя некоторые улицы превращаются в реки. Каждый решает сам, стоит ли передвигаться на машине в таких условиях. Однако всем автомобилистам нужно знать, что может случиться, если заехать в слишком глубокую лужу.

    Часто приходится наблюдать, как слишком самоуверенный водитель с разгону пытается преодолеть водное препятствие на дороге. И тут машина глохнет. Это и есть гидроудар. Машину после этого часто удается завести. Однако проработает двигатель после таких испытаний недолго – максимум 10 тысяч километров. Причем ремонт мотора обойдется в весьма кругленькую сумму. Поэтому каждому водителю нужно знать последствия гидроудара.

    Что такое гидроудар двигателя

    Несмотря на часто встречающееся выражение «гидроудар двигателя», не многие автовладельцы представляют себе суть этого явления и причины его возникновения.

    Гидроудар – это результат резкого возрастания давления в подпоршневом пространстве. Обычно такое случается из-за попадания воды в цилиндры двигателя. Находясь на поверхности поршня, вода мешает полному сгоранию топлива.

    Чаще всего вода попадает в цилиндры через воздухозаборник, то есть извне. Автомобиль заезжает в глубокую лужу, вода проникает в воздухозаборник и достигает цилиндров. Однако бывают случаи, когда в подпоршневое пространство попадет антифриз из системы охлаждения. Это происходит в случае прогорания прокладки ГБЦ.

    Неисправная система подачи топлива тоже может спровоцировать гидроудар. Это случается, если в цилиндры подается большое количество топлива.

    Выявить признаки гидроудара двигателя можно следующим образом:

    • Осмотреть двигатель на признаки наличия влаги. Чаще всего воду можно заметить в коллекторе. Однако не всегда есть возможность его снять. В таких случаях нужно осмотреть воздушный фильтр. Последствия гидроудара будут хорошо заметны на фильтре – он будет влажный и деформированный. Не стоит тянуть с осмотром двигателя на предмет наличия влаги, ведь только что заглушенный мотор горячий, и вода быстро испарится.
    • Нужно снять ГБЦ для осмотра цилиндров. У залитого влагой поршня полоса нагара будет больше, чем у остальных. Этот признак говорит о том, что искривлен шатун и поршень имеет меньший ход, чем положено.
    • Смещение в сторону полосы нагара в одном из цилиндров также свидетельствует о гидроударе. Искривленный шатун прижимает поршень к одной стороне цилиндра, а на противоположной образуется больше нагара. В этом случае сторона поршня и стенка цилиндра, что сильнее прижимаются, будет иметь потертости и царапины.
    • Гидроудар вызывает как изгиб, так и излом шатуна. Поэтому нужно внимательно осматривать поршень во время разборки двигателя. Наиболее вероятное место изгиба шатуна – непосредственно возле поршня.
    • Цилиндр, переживший гидроудар, будет иметь большее количество нагара, чем исправные.
    • При более глубокой разборке мотора можно увидеть, что вкладыши коленвала изношены неравномерно. Причина неравномерного износа – поврежденный цилиндр создает дополнительную нагрузку на коленвал.

    Следует отметить, что обычно о гидроударе свидетельствует сразу не один, а все вышеперечисленные признаки.

    Однако не всегда причина остановки двигателя автомобиля в глубокой луже – именно гидроудар. Влага может замкнуть контакты электропроводки, повредить датчики. К примеру, при попадании на датчик коленвала воды двигатель остановится, а на приборной панели высветится сигнал «Check Engine»

    Рекомендуем

    Последствия гидроудара двигателя

    При движении через лужу на приличной скорости вода может попасть в двигатель и произойдет гидроудар. При этом двигатель не остановится мгновенно, его коленвал будет вращаться еще некоторое время по инерции. Создается ситуация, когда снизу на шатун давит коленвал, а сверху заклинивший поршень. Если гидроудар произошел на больших оборотах, то у двигателя будет достаточно энергии, чтобы сломать шатун. Осколок шатуна упрется в стенку цилиндра и пробьет его. Эту поломку называют «кулак дружбы».

    Если двигатель в момент гидроудара работал на малых оборотах, то силы инерции не хватит, чтобы сломать шатун. Двигатель просто заглохнет. После чего иногда мотор удается сразу завести. Случается, что после гидроудара поршень немного перекосится. Тогда стартер не в состоянии прокрутить двигатель. Но «с толкача» можно завести и такой двигатель. Получается обойтись даже без выкручивания свечей – попавшая в цилиндр вода стечет в поддон.

    Последствия гидроудара двигателя могут проявиться не сразу. Силовой агрегат проработает еще некоторое время – обычно не более 10 000 км. Однако рано или поздно серьезные поломки мотора будут неизбежны.

    Причиной тому является поврежденный во время гидроудара шатун. Этот элемент двигателя постоянно испытывает нагрузки на растяжение и сжатие. Вследствие гидроудара ось шатуна деформируется, поэтому он начинает испытывать нагрузку на изгиб, причем также в две стороны. Такие нагрузки со временем вызывают усталостное разрушение металла шатуна в деформированном месте. В среднем для разрушения нужен миллион усилий растяжения-сжатия. Миллион ходов поршня эквивалентно примерно 10 000 пробега.

    Отсюда следует вывод, что двигатель после гидроудара способен обеспечить пробег автомобилю не более 10 тыс. км, после чего мотор неминуемо разрушится.

    От гидроудара сильно изнашивается или выходит из строя механизм газораспределения. Происходит это по причине вращения распредвала при заклинившем двигателе. Рекомендуется в процессе устранения последствий гидроудара заменить также все элементы газораспределительного механизма. А именно, замене подлежат ролики, механизм натяжения ремня и сам ремень или цепь. Игнорирование этой рекомендации может повлечь в будущем обрыв ремня или цепи ГРМ. И вместо одного дорогостоящего ремонта владельцу автомобиля нужно будет сделать и второй – заменить клапаны с последующей их притиркой.

    Резюмируя, можно сказать, что ремонт двигателя после гидроудара – мероприятие очень затратное. Все поврежденные детали – шатуны, ролики ГРМ, блок цилиндров – приходится менять на новые. Поэтому многие автомобилисты предпочитают вместо такого ремонта купить новый или бывший в употреблении двигатель. Если покупать не весь мотор, а только нижнюю часть – блок цилиндров без головки – то это действительно дешевле, чем ремонт поврежденного силового агрегата. Единственный нюанс в том, что нужно быть бдительным, чтобы не купить совсем изношенный мотор.

    Стоимость ремонта после гидроудара напрямую зависит от количества поврежденных элементов двигателя. Диапазон цен варьируется от 100 до 400 долларов и более.

    Головка блока цилиндров после гидроудара тоже должна быть осмотрена на предмет появления трещин. При их наличии лучше обратиться за ремонтом в СТО.

    Рекомендуем

    Как смягчить последствия гидроудара

    Что же делать, если произошел гидроудар двигателя? Последствия этого и их решение зависит от множества факторов. После гидроудара двигатель нужно обязательно частично разобрать. Внимательному осмотру нужно подвергнуть ремень привода ГРМ, кривошипно-шатунный механизм. Часто требуется заменить некоторые детали или хотя бы отшлифовать их. Однако встречаются случаи более серьезного ремонта.

    Если в результате гидроудара двигатель просто некорректно работает, то это можно считать везением. Обычно сбои в работе мотора вызывает деформированный шатун, упирающийся в стенку цилиндра. Если подобное случилось, не стоить заводить двигатель – это может повлечь еще более опасные поломки. Правильные действия в такой ситуации – доставить автомобиль на эвакуаторе на станцию диагностики. Там произведут грамотный ремонт мотора, заменив шатун и поршневые пальцы.

    После попадания воды в двигатель поршни не могут пройти полный такт. Им мешает вода, находящаяся в цилиндрах. Поэтому крайне опасно пытаться завести двигатель после гидроудара. Особенно если попытка завести производится при помощи буксира. Так можно еще больше сломать двигатель.

    Но и паниковать в случае гидроудара не стоит. Следует оставить машину на несколько часов с остановленным двигателем. Рекомендуется выкрутить свечи из цилиндров и прокрутить коленвал двигателя при помощи стартера. Эти действия дадут влаге возможность уйти из цилиндров. Затем свечи можно установить на место и попробовать завести мотор. При пуске двигателя нужно внимательно прислушиваться, нет ли посторонних звуков из-под капота. Наличие таких звуков говорит о механических дефектах в двигателе. Попытка эксплуатации такого силового агрегата приведет лишь к большему числу дорогостоящих в ремонте проблем.

    Сложнее приходится в этой ситуации владельцам дизельных автомобилей. Дело в том, что в дизельных моторах отсутствуют свечи, следовательно, нет возможности продуть через свечные отверстия цилиндры. Как правило, гидроудар тяжелее сказывается на дизельных двигателях. В этом случае самым разумным решением будет доставка автомобиля эвакуатором в автомастерскую.

    Ремонт мотора после гидроудара по объему работы эквивалентен капитальному ремонту. Ни в коем случае нельзя надолго оставлять автомобиль с залитым двигателем. Иначе из-за коррозии придется потом еще расточить и отшлифовать цилиндры.

    Если нет возможности воспользоваться услугами эвакуатора, необходимо выполнить следующие действия:

    • Если машина остановилась прямо в воде, необходимо вытащить ее на сухое место.
    • Выключить зажигание.
    • Снять свечи зажигания.
    • Осмотреть воздушный фильтр. Если на нем имеется влага, необходимо выполнить следующий пункт. Если фильтр сухой – можно собрать всё на место и попробовать завести двигатель.
    • Провернуть коленвал, наблюдая за свечными отверстиями. Появление в них воды – явный признак, что нельзя заводить мотор.
    • Если воды в цилиндрах не обнаружилось, можно поставить свечи на свои места.
    • Пробуем запустить двигатель.

    Важно! Если моторный отсек машины находился под водой 10 секунд и более – почти 100 %, что в двигатель попала влага. Только строгое выполнение необходимых мер защиты позволит уменьшить до минимума последствия гидроудара для двигателя.

    Рекомендуем

    Как не допустить гидроудара двигателя

    Самый простой метод защиты от гидроудара – предельно низкая скорость во время движения по лужам. Вода попадает в двигатель только через воздухозаборник. У каждой модели автомобиля воздухозаборник расположен по-своему. В некоторых машинах он установлен настолько низко, что может черпнуть воду даже из небольшой лужи.

    Когда на дороге встречаются водные препятствия, не стоит переоценивать возможности автомобиля. В глубокие лужи вообще лучше не заезжать. Уровень воды выше половины колеса уже опасен для двигателя. Большая скорость при проезде луж также повышает вероятность получить гидроудар мотора.

    Если пришлось заехать в водоем или глубокую лужу, когда вода достала уже до капота автомобиля, нужно немедленно заглушить мотор.

    Однако в силу разных причин людям приходится жить в дождливых регионах, передвигаться по лужам и болотам. Для таких задач автомобиль оборудуют шноркелем – устройством, поднимающим воздухозаборник на высоту около одного метра. Внешний вид машины при этом несколько портится. Однако это цена, которую необходимо заплатить за уверенное передвижение в экстремальных условиях. Изготавливаются шноркели как специализированными предприятиями, так и кустарным способом.

    Гидроудар в системе водоснабжения: отчего возникает и как избежать

    Самая частая причина прорыва труб – гидроудар

    Если вы часто слышите какие-то щелчки и удары в водопроводных трубах, это, скорее всего, возникающие при закрытии кранов гидроудары в системе водоснабжения. Явление очень распространенное, и часто приводящее к частичному или полному выходу системы из строя.

    Остаться на какое-то время без воды – это ещё не самая большая проблема. Хуже, если прорыв случается в отсутствие хозяев, вызывая потоп в вашей, и нижерасположенных квартирах. Поэтому знать, почему возникает гидроудар, что это такое и как его предотвратить, должен каждый собственник жилья.

    Природа возникновения гидроудара

    Для начала, давайте разберемся, что такое гидравлический удар. Все просто: это резкий скачок давления воды в трубах в ту или иную сторону.

    • Когда давление резко повышается при включении насоса или перекрытии крана, сначала возникает положительный гидроудар, так как вода по инерции продолжает течь с прежней скоростью, но встречает на своем пути внезапно возникшее препятствие. При этом в области непосредственно около препятствия (например, запорной арматуры (см. Арматура для водоснабжения: виды, назначение, нюансы подбора)), образуется избыточное давление на стенки трубы. Воде деваться некуда, сжимается она плохо, поэтому стенки трубы растягиваются.

    Расширение трубы при гидроударе

    • Столкнувшись с преградой, водяной поток отбрасывается назад и сталкивается с волной, все ещё текущей навстречу. Опять-таки, при этом оказывается давление на стенки герметичного трубопровода.
    • При резком оттоке водяной массы от преграды, рядом с ней образуется область пониженного давления, в которой стенки трубы теперь уже сжимаются. Это отрицательный гидроудар.

    Движение потока в разных условиях

    Ударная волна затихает не сразу, она накатывает и отступает несколько раз с уменьшающейся силой и амплитудой. Все это происходит за доли секунды, в течение которых трубы испытывают попеременно то положительную, то отрицательную нагрузку.

    Есть и другие причины, вызывающие гидроудар. Это воздушные пробки в трубопроводе, резкие повороты или сопряжения труб разных диаметров, резкие включения насоса. Любая преграда на пути скоростного потока жидкости, изменяет её объем и, как следствие – давление.

    Последствия и способы предотвращения гидроударов

    Теперь давайте посмотрим, к чему могут привести частые гидравлические удары в домашней системе водопровода, как определить, что они есть, и как их устранить.

    К чему может привести резкое повышение давления в трубах

    Начнем с того, что первым признаком возникновения гидроударов является шум в системе: стук, щелчки, глухие удары. Определить их можно и по визуальным признакам. Это, в первую очередь, текущие краны и смесители, а также обжимные фитинги-соединители с резиновыми прокладками.

    Когда на водоснабжение дома гидроудары воздействуют с достаточной силой, эти прокладки и уплотнители выдавливаются первыми. Герметичность системы нарушается.

    Для справки. Скачки давления могут вывести из строя и счетчики воды, манометры и другие контрольно-измерительные приборы.

    Но самое неприятное — это разрыв трубопровода. Слабые толчки ему не страшны, а вот регулярное воздействие мощных ударов, может привести к разгерметизации даже нового водопровода.

    Одним словом, подобные явления серьезно влияют на целостность трубопроводов и срок их безаварийной службы. Подчас мы своими руками создаем себе проблемы, доверяя монтаж водопровода неквалифицированным специалистам, или занимаясь им самостоятельно без знаний и опыта.

    Обратите внимание! Результатом могут стать затопление квартиры, порча мебели и бытовой техники, серьезные затраты на восстановление системы водоснабжения. А иногда и серьезные травмы и ожоги, если происходит прорыв трубы отопления или подачи горячей воды.

    Что делать, чтобы исключить гидроудары и их последствия

    Защита от гидроудара в системе водоснабжения квартиры, может производиться разными способами. Но первое, что нужно сделать, это провести ревизию всей системы на предмет обнаружения протечек, слабых мест и вообще — возраста и пригодности трубопровода к эксплуатации.

    Старые трубы лучше полностью заменить на новые пластиковые, со сварными соединениями. Это самый надежный и долговечный вариант.

    Совет. Если смонтировать систему из труб большего диаметра, чем прежде, это значительно ослабит силу гидроударов за счет снижения скорости потока.

    Надежность системы зависит от качества материалов и монтажа

    Теперь предлагаем изучить несколько способов, как убрать это явление или ослабить его воздействие на вашу водопроводную систему. Одни из них пригодятся в квартирах, другие в загородных домах с автономным снабжением. Но большинство – универсальны.

    • Замена кранов. Большинство смесителей в наших домах имеют шаровую конструкцию, которая позволяет перекрывать воду одним движением. Это очень удобно для потребителя, но не очень хорошо для системы, потому что именно резкое возникновение препятствия на пути потока приводит к скачку давления. Если заменить шаровые краны вентильными, давление в трубопроводе при их закрытии будет меняться постепенно, и более растянуто во времени.

    Смеситель вентильного типа

    • Установка амортизаторов. Это может быть специальная резиновая вибровставка, либо эластичный шланг из пластика или каучука, врезанный в трубопровод на одном из участков. При возникновении ударной волны, амортизаторы растягиваются или сжимаются в зависимости от того, повысилось давление в системе или понизилось, и моментально гасят её. Их эластичные стенки при этом не деформируются — в отличие от жестких стенок труб.

    Эластичный участок трубопровода

    Специальная резиновая вибровставка

    • Установка компенсаторов. Это вкручиваемые в трубопровод пружинные детали, принимающие избыточное давление на себя, и уменьшающие вибрацию и шум. Расположенная внутри воздушной камеры стальная пружина, соединена с пластиковым диском. Когда давление в трубе повышается, диск давит на пружину, заставляя её сжиматься и освобождать место для погашения ударной волны.

    На устройстве таких компенсаторов и правилах их монтажа, стоит остановиться подробнее.

    На следующей картинке можно увидеть устройство детали в разрезе, где:

    • 1 – крышка корпуса;
    • 2 – пружина;
    • 3 – уплотнительное кольцо;
    • 4 – пластиковый диск;
    • 5 – нижняя часть корпуса;
    • 6 – зажимное кольцо;
    • 7 – уплотнение.

    На приведенных выше схемах, показаны примеры правильной установки компенсаторов. Они могут монтироваться горизонтально или вертикально, на коллекторах холодной и горячей воды, либо на любом участке трубопровода, ведущего к конечной точке потребления воды.

    Главное – не допускать застоя воды у входа в компенсатор, иначе в системе могут начать размножаться бактерии. По этой причине, инструкция не допускает его установку в верхней части стояка.

    Такой способ монтажа недопустим

    Что касается технических характеристик, то у данного конкретного устройства они следующие:

    Что такое гидроудар в системе отопления: причины возникновения и последствия

    В современном доме присутствуют жизненно необходимые коммуникации: электроснабжение, водопровод и система отопления. О последней и пойдет речь в этой статье. Рассмотрим. что такое гидроудар в системе отопления, причины его возникновения, способы предотвращения и снижения последствий после возникновения этого явления.

    Что такое гидроудар?

    При переходе теплоносителя из трубопровода одного диаметра в другой, при резком закрытии крана или столкновении жидкости с воздушной пробкой происходит процесс возникновения избыточного давления – это и есть гидроудар в системе отопления. Это явление длится доли секунды, но его сила может быть непредсказуема – в трубопроводе и так находится под постоянным давлением, а при гидроударе оно может подскочить во множество раз, и, если не выведет из строя магистраль, то будет постоянно снижать рабочий ресурс органов и приборов отопительной системы. В системах водоснабжения и отопления причины возникновения этого явления могут быть самыми разными и уровень последствий тоже непредсказуем.

    Если попытаться дать однозначное определение гидроудару, то формулировка может звучать следующим образом – движущаяся в трубопроводе жидкость имеет кинетическую энергию и после столкновения с препятствием направляет свою энергию в обратную стороны, создавая высокое давление. Это давление действует на трубопровод и встречая какое-либо препятствие воздействует и на него. Это и есть гидроудар. Препятствием может быть переход из трубопровода одного диаметра в другой, клапана и шаркраны.

    Гидроудары постоянно происходят в водопроводных системах, когда мы открываем и закрываем кран подачи воды. В системах отопления происходит тоже самое, но не так часто. Стоит отметить, что жидкость способна сохранять свое давление и накапливать энергию. Из-за этого в частных домах и квартирах случаются аварии. Особенно там, где в системах используют резиновые шланги в металлической обмотке. Наверное, многие из нас замечали, что такие шланги служат какое-то время, а потом рвутся. Это происходит из-за давления, которое копилось в системе и не уходило в общий водопровод из-за обратного клапана. Со временем давление превышало прочность шланга, и он давал течь.

    Что такое гидроудар в системе отопления

    Гидроудар в системе отопления многоквартирного дома случается не часто. Для жителей квартир проблема гидроудара стоит не так остро, как для владельцев частных домов, потому что ремонтом и обслуживанием этих объектов занимаются компетентные службы. Но все-таки стоит обратить внимание на гибкие шланги при установке водонагревателя, ведь ответственность и материальные затраты возлагаются на плечи жильцов городских квартир.

    Гидроудары в системе отопления частного дома случаются гораздо чаще, поэтому жителям частного сектора стоит уделить особое внимание при проектировании и установке системы отопления в своем доме. А также использовать средства защиты от этого явления, которые будут описаны далее. Надеюсь доступно объяснил: что такое гидроудар в системе отопления.

    Последствия гидроудара

    Гидроудар воздействует на соединения труб, вентиля, клапана и прочие элементы системы. Очень часто возникает ситуация – отопление работает, греет дом, но жилец постоянно слышит щелчки или удары – это перепады давления в системе, которые разрушают элементы и рабочие органы. Иногда давление, которое резко повышается может превысить предел прочности трубопровода или их соединения. В этом случае возникает авария. Такое часто случается в система, совсем недавно запущенных в эксплуатацию.

    Авария может возникнуть при постепенном износе тепломагистрали и ее органов или же неожиданно от воздействия очень сильного скачка давления. В том и другом случае последствия гидравлического удара вызывают материальные расходы на устранение наводнения в доме и ремонт системы отопления. Чтобы не стать свидетелем такого происшествия нужно знать причины возникновения этого явления и принять меры по их устранению. Как правило, последствия после гидроудара могут быть разной тяжести начиная от поломки насоса заканчивая затоплением дома и затратами на ремонт после наводнения.

    Гидроудар может повлечь за собой следующие неприятности:

    • расходы на покупку новой мебели, которая пришла в негодность после затопления;
    • затраты на ремонт пола или компенсация расходов на восстановление должного вида квартиры после потопа соседям нижнего этажа – если наводнение произошло в городской квартире;
    • оплата услуг специалистов, восстанавливающих работоспособность отопительной системы после аварии;
    • при прорыве трубопровода человек может получить ожоги в попытках устранить аварию;
    • возможные траты на ремонт отопительной системы после восстановления ее работоспособности после аварии, ведь уплотнители и другие элементы были подвержены негативному воздействию давления и скорее всего частично утратили свой рабочий ресурс.

    Гидроудар в системе отопления: причины возникновения

    Магистраль отопления частного дома включает в себя множество элементов: трубопроводы разного диаметра, вентиля и прочие элементы, которые влияют на перепады давления теплоносителя. А также неправильный монтаж или комплектация приборов и устройств системы отопления может спровоцировать появления скачков давления.

    Ни какое действие не происходит само по себе, а в случае с гидроударом не остается без последствий. Если произошел скачек давления, значит на это были причины. Самые распространенные из них:

    • насос дал сбой в работе;
    • в системе отопления присутствует воздушные пробки;
    • запорная арматура (вентиль) слишком резко сработала и спровоцировала гидроудар в системе отопления;
    • соединение разных по диаметру трубопроводов;
    • засорение фильтров.

    Насос может выйти из строя, не только из-за своего низкого качества, но и по многим другим причинам, например, при падении уровня воды в скважине или если он изначально был подобран неправильно. Существуют способы предотвратить гидравлический удар в системе отопления при отключении насоса, например, источник бесперебойного питания.

    Воздушные пробки в системе отопления могут возникнуть не только в жилом частном доме, но и в многоквартирном. В первом случае это происходит, когда не полностью стравили воздух при запуске отопления. А в городской квартире можно слышать грохот от гидроударов при запуске горячей воды при наступлении отопительного сезона. Наверняка вы слышали звуки при запуске отопления – это и есть то самое явление. Для предотвращения прорыва труб в городских квартирах на ТЭЦ вашего города делают первый запуск теплоносителя под небольшим давлением и не очень высокой температурой. А с наступлением холодов повышают эти параметры.

    Шаровый вентиль имеет такую конструкцию, что неизменно провоцирует возникновение скачка давления теплоносителя. Ведь закрытие происходит не плавно, как при использовании винтовых кранов, а резко. В результате вода сталкивается препятствием на своем пути из-за чего и происходит гидроудар.

    Стыки разных по диаметру трубопроводов сами по себе являются препятствием на пути теплоносителя и слабым звеном во всей системе отопления. Эти места подвергаются воздействию потока теплоносителя и испытывают большие нагрузки. Именно в них чаше всего возникает течь.

    Засорение фильтра препятствует нормальному функционированию насоса, что приводит к перепаду давления.

    Что должно присутствовать в системе отопления частного дома, чтобы избежать гидроудар

    Система отопления должна быть защищена от гидравлического удара, поэтому еще на этапе проектирования предусматривают наличие необходимых элементов. Все они применяются в комплексе. Стоит отметить, что ниже будет приведен список приспособлений, которые выбираются исходя из особенностей отопительной системы: тип насоса, квартира или частный дом, диаметры и протяженность трубопроводов. Полностью подобрать весь комплект устройств и приспособлений может только профессионал, изучивший особенности вашего дома.

    • специальная запорная арматура с плавным закрытием – при закупке элементов отопительной системы стоит отдать предпочтение кранам с плавным закрытием. Это убережет систему от резкого скачка давления и теплоноситель будет более мягко воздействовать на трубопровод и арматуру при перекрытии кранов, что убережет от сильного гидравлического удара;
    • автоматическая система регулирующая поток теплоносителя – насос с такой модернизации плавно пускает жидкость, тем самым боле бережно воздействует на систему отопления в целом. Работая в автоматическом режиме, такое приспособление самостоятельно регулирует подачу жидкости без участия человека;
    • гидроаккумулятор (расширительный бачек) – это устройство должно обязательно присутствовать в системе отопления частного дома. Ведь оно компенсирует перепады давления, снижая нагрузку. Принцип его действия следующий: при гидроударе внутри бачка резиновая мембрана выдавливается водяным столбом. Этим компенсируется давление внутри отопительной системы;
    • термостат с пружинным механизмом – принцип его действия идентичен гидроаккумулятору с той лишь разницей, что в роли компенсатора давления выступает не резиновая мембрана, а пружинный механизм;
    • мембранный гаситель гидроударов – этот прибор устанавливается на горячую и холодную воды, для того чтобы гасить перепады давления при открытии и закрытии кранов. Принцип действия идентичен двум предыдущим приспособлениям.

    Используя эти приспособления можно исключить возникновения гидроударов отопления частного дома, если применить их во время монтажа новой системы. Также существуют способы предотвратить возникновение этого явления в уже функционирующей системе.

    Как нейтрализовать гидроудар в функционирующей системе отопления

    Если отопительная система вашего дома включает в себя терморегулятор, то нужно участок трубопровода, который находится перед ним заменить на пластиковую или каучуковую трубку. Эта врезка будет растягиваться при воздействии на нее давления тем самым снижать нагрузку. Длина этого элемента должна быть от 20 см для небольших магистралей и доходить до полуметра при отопительных системах большого объема.

    Если в вашей системе отсутствует гидроаккамулятор, то необходимо установить его. Ведь это устройство стоит на первом месте в рейтингу приборов защиты от гидроудара.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    0
    Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
    ()
    x
    Adblock
    detector