45 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Есть ли будущее у беспилотного транспорта в Европе и России

Есть ли будущее у беспилотного транспорта в Европе и России

Статья о том, какое будущее, возможно, ожидает беспилотные автомобили в Европе и в России. Примеры беспилотников. В конце статьи — интересное видео о перспективах беспилотных машин.

Содержание статьи:

  1. Беспилотные машины в Европе
  2. Российские примеры беспилотных автомобилей
  3. Как изменится жизнь с появлением беспилотников
  4. Что может помешать развитию транспорта без участия человека
    • Правовые вопросы
    • Безопасность
    • Возможность взлома автомобилей и хакерских атак
    • Отсутствие необходимой инфраструктуры
    • Высокая стоимость беспилотников

  5. Видео о том, какое будущее может ожидать беспилотные автомобили

В будущем беспилотный транспорт полностью сменит привычные всем автомобили, автобусы, поезда, управляемые человеком. Это обязательно произойдет! Вопрос только, когда именно. Многие эксперты сходятся во мнении, что это случится примерно через 20 лет. Беспилотные автомобили заменят традиционные машины, как те когда-то заменили лошадей. Что нужно сделать Европе и России, чтобы к этому подготовиться? Какие проблемы существуют и можно ли их решить?

Беспилотный транспорт в Европе

Если кто-то думает, что беспилотный транспорт можно увидеть только в фантастических фильмах, то он сильно заблуждается. Разрабатывать беспилотные авто начали еще в 80-е годы. Тогда военные специалисты из Германии опробовали микроавтобус Mercedes, оборудованный роботизированной системой управления, в основе которой были видеодатчики. Автомобиль смог разогнаться до 100 км/час. Правда, трасса была пустой. Но начало было положено.

Уже сегодня на европейских трассах можно встретить беспилотные автомобили. Пока речь не идет о массовых проектах, в основном такие машины тестируются, но их разработчики утверждают, что в скором времени смогут их выпускать серийно. А так как в эти проекты инвестируются сотни миллиардов долларов, их словам можно верить.

Вот некоторые примеры успешной работы беспилотного транспорта:

    Весной 2016 года по европейским дорогам проехали 10 грузовиков разных производителей: Daimler, MAN, Scania, IVECO, Volvo, DAF. Машины выехали из Швеции, Бельгии и Германии 29 марта, а 6 апреля приехали в Роттердам. Общая протяженность их маршрута составила 2100 километров. При этом водители в кабине были, но они не управляли грузовиками. Ими управлял искусственный интеллект с помощью беспроводного доступа.

При этом расход топлива авто снизился на 10%, поскольку грузовики ехали друг за другом на расстоянии 0,5 м., что уменьшило лобовое сопротивление. Обычные дальнобойщики не могут держать такую дистанцию, а роботы с этим справляются легко. При этом ни один автомобиль не нарушил ПДД.

Владельцы крупных транспортных компаний заинтересовались возможностью приобретения беспилотных грузовиков, так как при этом снизятся их издержки и увеличится прибыль (не придется платить зарплату водителю, и меньше денег нужно тратить на топливо).

Крупнейшие производители планируют к 2025 г. выпустить около 8 млн. подобных грузовиков.

Renault-Nissan выпустил автомобиль «Pivo 2», который может двигаться в городском потоке автомобилей без участия человека. Беспилотник обменивается данными с другими машинами и выбирает правильную дистанцию, чтобы избежать столкновений. При этом машина может ехать даже боком.

Volkswagen разработал модернизированный Passat, который оснащен видеокамерами и датчиками. Автомобиль был успешно протестирован на дорогах Берлина. Как показали испытания, автоматика быстрее человека реагирует на возникающие риски.

Audi разработал беспилотный гоночный автомобиль TTS, который безошибочно проехал 20-километровую трассу с опасными поворотами.

В Голландии работают беспилотные электрические автобусы WEpod EZ-10, которые возят пассажиров на 11-километровом маршруте. В этих автобусах установлена инновационная система GPS-навигации, радары и видеокамеры, которые позволяют избегать неожиданных препятствий. Беспилотники передвигаются по дорогам общего пользования. При этом за 6 месяцев работы не было ни одного ДТП с участием беспилотных автобусов.

Подобные автобусы работают и в греческом городке Трикала. Их разработала французская компания RoboSoft. Во многих городах Европы в метро активно используются беспилотные поезда.

Этот список можно продолжать бесконечно долго. Ясно одно, беспилотные автомобили – это уже реальность в Европе. Пока в ограниченном количестве, но все меняется.

Беспилотный транспорт в России

РФ пока сильно отстает в этом плане. Правительство ежегодно выделяет отечественным компаниям деньги на создание технологий автопилота. Автономная система управления появится примерно в 2020 году, и уже через год производители планируют серийно выпускать отечественные беспилотные машины.

АвтоВАЗ активно сотрудничает по беспилотникам с ФГУП НАМИ. Уже была протестирована работа автопилота в Lada Kalina. Группа ГАЗ демонстрировала беспилотную «ГАЗель Бизнес». Топ-менеджеры компании заявляли, что начнут выпуск беспилотных авто до 2030 года. Правда, для этого нужна господдержка.

По мнению экспертов, до 2025 года в РФ появится около 200 беспилотных машин, а к середине этого века их будет уже 11 миллионов.

Как изменится наша жизнь с появлением беспилотников

Беспилотные автомобили внесут глобальные изменения в мировую экономику. Стоит понимать, что многие фирмы и заводы перестанут существовать. Однако безопасность на дорогах существенно вырастет, а количество аварий уменьшится (на 80%). Это позволит сохранить тысячи человеческих жизней. Машиностроительная отрасль модернизируется, так как почти все беспилотные проекты работают на электричестве.

Беспилотные авто будут в массовом порядке использоваться в качестве такси. Причем стоимость проезда существенно снизится, так как пропадет человеческий фактор.

Как показали исследования, автовладельцы проводят в своих машинах только 4% времени в год, остальное время автомобиль стоит на парковке или в гараже. Это нерационально, учитывая стоимость обслуживания авто. Поэтому многие люди станут пользоваться услугами беспилотных такси. Владение личным автомобилем потеряет всякий смысл.

Со временем пропадет рынок автострахования, так как беспилотные автомобили не будут попадать в аварии. Исчезнут парковки, занимающие сейчас огромные площади возле офисов, домов и торговых центров. Беспилотные авто будут постоянно двигаться, поэтому им парковки не нужны. Профессия парковщика исчезнет.

Что может помешать развитию беспилотного транспорта в Европе и в России

Прогрессу ничто не сможет помешать. Беспилотный транспорт рано или поздно станет обыденностью в нашей стране. Это факт, с которым нужно смириться и к которому надо подготовиться.

Однако проблемы есть, и их придется решать во всех странах. Технических вопросов практически нет. Производители доказали, что могут создать беспилотные машины, которые практически без аварий могут передвигаться по общественным дорогам. Но есть другие проблемы. Вот основные из них:

  • Правовые вопросы;
  • Вопросы безопасности;
  • Возможность взлома автомобилей и хакерских атак;
  • Отсутствие инфраструктуры;
  • Дороговизна автомобилей.

Теперь рассмотрим эти все проблемы более подробно.

Правовые вопросы

Самой главной проблемой все эксперты считают отсутствие нормативно-правовой базы. Ведь не понятно, каким юридическим статусом обладает электронная система, управляемая авто, какая на ней лежит ответственность в случае возникновения ДТП.

Дальше всего в этом плане продвинулись в США. NHTSA в некоторых штатах (Флорида, Мичиган, Невада) официально уравняло водителя, который управляет автомобилем, и робота, управляющего беспилотным авто Google. Этого решения ждали все американские производители беспилотников, так как оно устраняет ключевую проблему на пути развития таких систем.

Отдельные законодательные инициативы, касающиеся бесплотного транспорта, приняты в странах ЕС. При этом все страны обязаны соблюдать Венскую конвенцию о дорожном движении, согласно которой водитель должен постоянно контролировать свой автомобиль. А именно этот пункт Конвенции препятствует появлению беспилотных автомобилей на трассах общего пользования. Евросоюз планирует уже в этом году внести в Конвенцию специальные поправки, которые позволят активнее развивать беспилотную технологию. Страны ЕС призывают Голландию, которая председательствует в этом году, максимально ускорить процедуру внесения данных поправок.

Увы, в России пока нет законодательства, регулирующего использование беспилотников. Однако работы в этом направлении ведутся. Так, в конце марта 2016 года российские депутаты предложили разрешить применение беспилотных машин на дорогах только с водителем в салоне, чтобы тот мог при опасности взять управление транспортом на себя.

До сих пор не понятно, кто будет отвечать в случае возникновения ДТП с участием беспилотника – водитель, компания, которая разработала систему искусственного интеллекта, или автопроизводитель, который продал этот автомобиль. Пока на эту тему идут споры. На данный момент за все отвечает водитель.

Отечественным парламентариям придется вносить изменения в Уголовный и Гражданский кодексы. Но при этом они обещают все сделать к концу текущего года.

Безопасность

Вопросы безопасности относятся к ответственности разработчиков ПО. Как показали исследования, беспилотные автомобили редко попадают в ДТП. Однако редко – это не значит никогда.

Так, 14 февраля 2016 года самоуправляемое авто компании Google столкнулось с муниципальным автобусом. Это случилось, когда гугломобиль объезжал мешки с песком, которые лежали на дороге. В ДТП никто не пострадал, только был немного поврежден левый борт автобуса.

Но, увы, на счету беспилотников есть уже и человеческая жизнь. 7 мая 2016 года во Флориде авто Tesla Model S, которое работало в режиме автопилота, столкнулось с автопоездом, выехавшим на перекресток. Как сообщили в компании Mobileye, которая занимается настройкой оптических камер в Tesla, их продукция позволяет избежать попутного наезда, однако не воспринимает помехи справа или слева. Систему активно дорабатывают.

Нужно понимать, что все беспилотные автомобили настроены на безукоризненное соблюдение ПДД. При этом никто не гарантирует, что другие участники движения будут соблюдать правила, а это может приводить к авариям. Особенно в России. И примеры уже есть.

Итальянские ученые недавно организовали беспилотный пробег авто из Европы в Китай. Однако после пересечения границы РФ они столкнулись с российской культурой вождения. Они жаловались, что в Москве, где очень плотное движение, никто не соблюдает правила. В таких условиях беспилотникам работать крайне сложно.

Поэтому ДТП, конечно, возможны. Но их количество все равно существенно снизится.

Возможность взлома автомобилей и хакерских атак

Поскольку автопилот – это компьютер, то его можно взломать. Профессиональные хакеры могут с легкостью взломать даже самый совершенный автомобиль. На одной конференции хакеры взломали автомобиль Tesla.

Это очень опасно. Представьте, что может произойти, если на скорости 100 км/час будет взломан автомобиль. Мало того, этим могут заниматься террористы.

Поэтому компании тратят миллиарды долларов, чтобы защитить беспилотники от взлома.

Отсутствие инфраструктуры

Пока ни в европейских, ни в российских городах нет надлежащей инфраструктуры для развития беспилотного транспорта. Учитывая стремительность развития отрасли самоуправляемых машин, чиновники из отечественного Минтранса создали специальную межведомственную группу для решения этих задач.

Для беспилотников планируют построить магистраль из Москвы в Санкт-Петербург. При этом трасса должна иметь оборудование для постоянного поддержания связи и информирования об опасных ситуациях.

Высокая стоимость беспилотников

Поскольку беспилотные авто являются новинкой, их стоимость будет высокой. Поэтому не каждый россиянин сможет приобрести подобную машину. Естественно, со временем цена снизится.

Это ключевые проблемы, мешающие развитию беспилотного транспорта.

Подведем итоги

Дни, когда люди управляли автомобилем, сочтены. Через 20-30 лет бездушные компьютеры будут управлять транспортом вместо человека. И к этому нужно всем подготовиться уже сейчас.

Видео о том, какое будущее ожидает беспилотные автомобили:

Беспилотный транспорт в России: будущее и настоящее

Несмотря на все возникшие трудности в России, идея создания беспилотного транспорта все еще жива. Первые опытные образцы автоматизированного транспорта появились совсем недавно, а первостепенная задача инженеров — это наладить выпуск беспилотников для военных и сельскохозяйственных нужд

В последние годы в сфере IT активно развивается технология компьютерного зрения. С его помощью машина обучается находить, определять и отличать друг от друга объекты. Данная технология набирает популярность в сфере автотранспорта: у разработчиков всего мира появилась мечта создать полностью самоуправляемый автомобиль.

За рубежом

О разработке технологий для беспилотного транспорта (БПТ) заявили многие мировые бренды: BMW, Nissan, Volvo, Uber, Daimler, китайский Baudi, и даже Google.

В 2012 году беспилотный автомобиль Google проехал 500 тысяч км без водительского контроля. Именно эта компания получила первую в мире лицензию на испытания БПТ. Через 2 года Uber запустил на дороги США первые самоуправляемые такси. В мае этого года французы испытали беспилотную гоночную машину.

К слову, идея о создании БПТ немолода. Большинство зарубежных компаний приступили к разработкам еще во второй половине предыдущего десятилетия. Однако в нашей стране такая инициатива появилась сравнительно недавно.

Автопилот в России: спасти сельское хозяйство

В сентябре прошлого года рязанская компания «КБ Аврора» протестировала беспилотный трактор «АгроБот». Это небольшая автономная машина без кабины, которая может самостоятельно удобрять и поливать землю, сажать семена и ухаживать за почвой.

Благодаря разработке «Агробот» сельскохозяйственные предприятия смогут автоматизировать аграрные работы. Это увеличит производительность компаний и поможет сельскому хозяйству решить серьезные проблемы: преодолеть отсталость отрасли, решить вопрос нехватки работников на полях.

Проект отличается высокой экономичностью. Все устройства — датчики, антенны, электроника — устанавливаются вместо базовой кабины трактора. Это значит, что любой трактор технопарка можно оборудовать системой «Авроры», не создавая специальную платформу.

Интересный факт

Глава компании «Волгабас» Алексей Бакулин пообещал, что в 2018 году появится беспилотный автобус «Матрешка». Он сможет вместить до 20 пассажиров. Но «Матрешка» и трактор «Авроры» — далеко не предел российских разработок беспилотного транспорта. Разработчикам еще есть, чем вас удивить!

Сognitive technologies: самоуправляемый комбайн

Технологии беспилотного управления с/х техникой создает компания Cognitive Technologies. С 2012 года СТ разрабатывает проект «умного сельского хозяйства».

В рамках проекта компания разработала систему управления беспилотным комбайном Cognitive Agro Pilot. Она основана на технологии глубокого обучения нейронных сетей. В течение прошлого года разработчики собирали данные — видео и изображения полевых условий. С помощью этих материалов нейронные сети обучались распознавать объекты и реагировать на ситуации, которые могли встретиться на испытаниях. В итоге машина научилась отличать нескошенную часть поля от обработанной, замечать и определять препятствия на своем пути (например, дерево или человека).

Инновация Cognitive Agro Pilot — разработка технологии высокоразвитого компьютерного зрения. Все сенсоры распознавания объектов размещены в одной видеокамере, тогда как зарубежные разработчики используют камеры с несколькими объективами.

Беспилотная уборка полей

«В 2017 году беспилотный комбайн с нашей системой компьютерного зрения вышел на с/х работы в Ростовской области. Это первый в России случай, когда уборку урожая производила самоуправляемая техника», — рассказывает вице-президент по развитию бизнеса Cognitive Technologies Александр Шкилев.

Проезд беспилотного комбайна Cognitive Technologies

В этом году Cognitive Agro Pilot также прошел ночные испытания, где маневрировал в разное время суток. Так, беспилотный комбайн разворачивается и двигается «змейкой» как днем, так и ночью.

Ночная уборка поля в беспилотном режиме, маневрами и т.д.

Дополнительное отличие «Cognitive Agro Pilot» от конкурентов — умение идентифицировать разные типы границ поля (кромки, валка). Если этого навыка у системы нет, приходится устанавливать специальные датчики и приборы. Однако это требует дополнительных затрат.

По словам Александра Шкилева, компания Cognitive Technologies планирует в ближайшее время перейти к опытно промышленной серии. Тогда российские беспилотные комбайны смогут на равных конкурировать с зарубежными аналогами.

Грузовик без водителя

Параллельно с проектом «Cognitive Agro Pilot», компания Cognitive Technologies разрабатывает ПО для управления беспилотным грузовиком Камаз. Проект запустили в 2014 году.

Россия и дороги

Отличие проекта от зарубежных аналогов — работа с неидеальными дорожными условиями. Большей частью российские дороги непригодны даже для обычного транспорта с водителем. По данным Минтранспорта, лишь 10 % федеральных трасс соответствуют современным требованиям по скорости, безопасности и качеству.

Чтобы беспилотный Камаз справился с российскими дорогами, разработчики создали систему компьютерного зрения, способную распознавать границы дороги, ширину полос, а также учитывать значительные вертикальные колебания автомобиля.

Расширение границ

На разработке технологий для БПТ, задействованных в бизнесе, компания не остановилась. В 2015 году Cognitive Technologies объявили о собственном проекте по созданию беспилотного автомобиля к 2022 — 2023 году.

Разработчики строят модели компьютерного зрения и искусственного интеллекта, которые имитируют человеческие органы восприятия и мозг. «Мы создавали свои технологии, обучали нейронные сети, проводили испытания в отечественных реалиях: снег, дождь, плохие дороги, малое световое время и т.д. Для создания безопасного автопилота компания была вынуждена создавать более продвинутую математику, в отличие от зарубежных конкурентов, проводивших испытания в комфортных условиях Калифорнии при температуре +25», — поясняет Александр Шкилев.

Испытания проводятся на опытном образце легкового автомобиля Nissan X trail.

Поведение беспилотника Cognitive Technologies на реальной дороге

Результатом усилий разработчиков СТ стала технология Cognitive low level data fusion. Данный метод позволяет повысить качество распознавания объектов на дороге на 20% — 25% и сделать движение более безопасным. В январе 2018 года Cognitive Technologies продемонстрирует инновацию на международной выставке электроники CES в Лас-Вегасе.

«Mы словно собираем нейронную сеть над нейронной сетью. Это позволяет понимать смысл происходящего на дороге. Например, автомобиль распознаёт выкатившийся на дорогу теннисный мячик. Искусственный интеллект понимает, что это не просто мелкий объект: за ним может выбежать ребенок. Поэтому надо более внимательно наблюдать за этой областью, чтобы успеть снизить скорость», — пояснили в пресс-службе компании.

Сколько это стоит

Общий объем внутренних инвестиций в проекты компании составил 22 млн. долларов. Вложения обещают окупиться: беспилотный транспорт показывает высокую экологичность и экономию ресурсов. Если на дороги пустят БПТ, на 14,1% увеличится пропускная способность дорог, а расход топлива — наоборот, снизится на 40%. К таким выводам пришли ученые из университетов Аризоны и Иллинойса в исследовании от 4 мая 2017 года.

Выгоды могут быть и экономическими. В случае с БПТ риск аварии по вине водителя сводится к нулю. Тарифная ставка на перевозку груза без учета человеческого фактора будет гораздо ниже, чем если бы этот фактор учитывался.

Нерешенные вопросы

Но не все в этой отрасли гладко. Главные препятствием для внедрения БПТ остается российское законодательство. Оно не предусматривает передвижение машины с автопилотом на территории нашей страны. В Европе эта проблема частично решена: беспилотные автомобили Volvo уже 2 года ездят по дорогам Германии. В США на БПТ выдано 25 тысяч лицензий.

Кроме легализации БПТ необходимо оборудовать трассы специальной инфраструктурой. К решению этого вопроса в России подошли поближе. В августе 2017 года в правительстве обсуждали разработку карты «Автонет», а также установку объектов, необходимых для передвижения БПТ по дорогам и трассам.

Открытым остается и вопрос безопасности. К примеру, всегда существует угроза хакерского взлома системы. Неясно также, кто будет нести ответственность в случае аварии. Однако по данным исследования McKinsey от 5 марта 2015 года, широкое внедрение БПТ может сократить количество дорожных аварий на 90%.

Крайне важна и остра проблема людей, чья профессия связана с вождением автомобиля. По сообщению ВШЭ от 18 апреля 2017 года, водителями в России работает 7% населения. На сегодняшний день эта профессия — одна из самых востребованных, причем во всех регионах. Все эти люди рискуют остаться без работы с внедрением БПТ, поэтому этот вопрос нельзя обойти стороной.

Научная фантастика или реальность?

Кажется, что беспилотное будущее уже дышит в спину. Но, несмотря на весь прогресс, мы пока что достаточно далеки от повсеместного использования самоуправляемых машин. Их появление на всех дорогах страны реально, а, может, и неизбежно — но это картина, скорее, завтрашнего дня, чем сегодняшнего.

Евгений Белянко: «Как изменится транспорт после внедрения беспилотных технологий»

В 2022 году завершится правовой эксперимент по тестированию высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования. С начала эксперимента более пятидесяти беспилотных машин компании «Яндекс» начали перемещаться по дорогам Москвы. В ближайшее время рынок Автонет совместно с Министерством промышленности и торговли РФ проведет предварительные итоги и определит дальнейшую целесообразность проведения эксперимента.

Успешен ли эксперимент «Яндекса»?
Однозначный ответ – скорее да, чем нет. Компания «Яндекс» смогла создать полноценный беспилотный автомобиль, который умеет самостоятельно принимать решения без участия водителя, в отличие от других голословных псевдоразработчиков. Безусловно, технология все еще далека от идеала. Так, например, машины «Яндекса» неоднократно нарушали ПДД и даже попадали в мелкие ДТП по вине инженера-водителя. Искусственный интеллект здесь ни при чем. Однако были причины, по которым ИИ не функционировал. Это и является основным технологическим барьером для «Яндекса», который компания сможет преодолеть в процессе испытаний, в том числе на своем закрытом полигоне и на улицах города.

Нужно ли расширять количество регионов для тестирования автомобилей?
Правительство давно планирует расширить географию тестирования высокоавтоматизированных автомобилей до десяти регионов. Разрешенную зону с дорогами общего пользования дополнили: Санкт-Петербург, Московская, Владимирская, Нижегородская, Ленинградская и Самарская области, а также Чувашская Республика и Краснодарский край. Рынок Автонет продолжает получать заявки от региональных правительств с просьбой включить их в регион тестирования. Но спешить здесь не имеет смысла.

Законодательные инициативы Автонета уделяют особое внимание вопросам безопасности всех участников дорожного движения. Мы работаем в тесном взаимодействии с Минпромторгом и МВД. Беспилотный автомобиль проходит сертификацию ведущей российской лаборатории ФГУП «НАМИ». Однако, пока отсутствует рыночные условия, нет понимания экономических выгод беспилотного транспорта, а мечты участников рынка трудно отделить от реальности, говорить о спешке здесь нельзя. Все мы знаем, что в США беспилотные автомобили активно попадают в ДТП, в том числе со смертельным исходом. Чтобы не создавать экстремальных ситуаций, необходимо и дальше тестировать технологии, подключать новых разработчиков и постепенно расширять географию.

Заменит ли беспилотный автомобиль профессию водителя на самом деле?
Однозначно, нет. Домыслы международных, да уже и российских футуристов вызывают громогласный смех. Помнится, как в начале десятых годов говорили, что уже в 2020 году беспилотные автомобили будут повсеместны. И где? 2020 год наступит через три недели. Успеем? Сомневаюсь. В России более 50 млн автомобилей. Количество водителей составляет такое же число: это одна из самых массовых профессий. Даже при условии, что беспилотные автомобили будут появляться по 1000 единиц в год, потребуются десятки лет, чтобы этот вид транспорта хоть как-то повлиял на востребованность шоферских профессий: дальнобойщика, таксиста, перевозчика и т. д.

Необходимо реально смотреть на простейшие законы экономических реалий. В начале XX века отказ от гужевых повозок стал молниеносным по причине того, что транспорт был не столь массовым, как сейчас. Можно сколько угодно показывать фотографии пробок из лошадей, но в те годы гужевой транспорт не играл столь значимой роли. Да и технология двигателя внутреннего сгорания была в разы совершенней, чем сейчас – беспилотная. Не стоит забывать, как водитель прочно интегрирован в экономику: перевозки грузов, безопасность, автомобилестроение и проч. Русский человек априори не сможет быстро отреагировать на столь революционные изменения без ущерба самому себе.

К чему готовятся участники конкурса «Зимний город» ?
Их главная цель, на мой взгляд, – создать совершенную технологию и выйти на рынок. Стать одним из пионеров у истоков будущего, хоть и весьма отдаленного. Мы уже сегодня прочно взаимодействуем со многими командами и учитываем их интересы в формировании законодательства. Так, НПО «Старлайн» – на низком старте по запуску на дорогах Петербурга и Ленинградской области, Ковровская академия готова взять штурмом Владимирскую область, а разработчики МАДИ планируют наконец выехать в Москву. Другим командам еще стоит потрудиться, чтобы довести свои технологии до совершенства. Посмотрим, что они покажут на финальных соревнованиях в условиях городской зимы.

Какова экономическая выгода беспилотных автомобилей?
Первым рынком, готовым к коммерциализации с использованием беспилотных технологий, станет рынок функционирования беспилотного транспорта на территории контролируемого доступа. Это горнодобывающие карьеры, терминалы аэропортов, подземные изыскания и т. д. В них не встретишь людей и вопрос безопасности человека минимизирован. Не требуется дополнительная инфраструктура, разработки уже сегодня отвечает всем критериям качества. Такие проекты уже реализуются в Латинской Америке, Бразилии, Европе. Экономия средств может составить более 30 процентов.

Вторым рынком коммерциализации может стать перевозка грузов с помощью платунинга (движения машин на автопилоте колонной. – Ntinews.ru). По технологическому развитию и нормативному регулированию в мире он весьма стабилен. Однако даже сегодня Volvo и Scania делают более осторожные заявления, чем 5 лет назад. Тем не менее, в среднесрочной перспективе эта технология будет внедрена. Возможно, даже в России.

На мой взгляд, будет также развиваться рынок междугородних перевозок. За счет высокой суточной выработки на транспортном средстве будет достигнут существенный экономический эффект. Роботу не нужно спать, отдыхать, он может работать круглосуточно. Также на междугородних перевозках значительно проще обеспечить безопасность за счет технического зрения, когда значительная часть времени машина находится в прямолинейном движении. В целом можно ожидать минимум 25-процентного процентного снижения стоимости междугородних перевозок. Но необходимо учитывать строительство инфраструктурных объектов для обеспечения безопасности: развивать технологии передачи данных между автомобилями и наземными объектами. Вероятность аварийных ситуаций с участием беспилотных средств будет ниже, чем для пилотируемых ТС.

Беспилотные автомобили в России: реальные прототипы от Яндекса, КАМАЗа и НАМИ

Беспилотные автомобили в России

Еще в середине мая этого года Яндекс.Такси провело испытания беспилотного автомобиля. Сначала на закрытой территории недалеко от их главного офиса в Москве. Испытания показали, что прототипы успешно справляются с задачами. Теперь их хотят опробовать на дорогах общего пользования, и этот этап запланирован на 2018 год.

Беспилотные автомобили в России разрабатывает не только Яндекс, создана целая ассоциация по развитию автономного, подключенного и электрического транспорта — «Автонет». В ней уже пять участников, включая «КАМАЗ», который тоже создал и испытывает собственные прототипы грузовиков-беспилотников, а также институт НАМИ, создавший беспилотный электробус ШАТЛ.

Беспилотные автомобили Яндекса

Строго говоря, абсолютно все равно, что это будет за машина. Большая или маленькая, иномарка или отечественная. Идеален, конечно, электромобиль, но и бензиновый сойдет. Важно, чтобы машина была современной — с электронными педалями газа и тормоза, автоматизированной коробкой передач, электрическим усилителем руля. Чтобы органы управления не требовали рук и ног водителя, а были доступны электронике. В случае с прототипами Яндекса — Toyota Prius и Kia Soul, но это не принципиально. Важна не машина, а оборудование, которое будет ей управлять. Тут как с водителем, который может пересесть в другое авто. Автопилот тоже универсален, его можно приспособить к разным машинам, если учесть их характеристики, хоть к будущему президентскому лимузину проекта «Кортеж», если ФСО разрешит.

А дальше происходит вот что. В электронные «мозги» машины заложена карта с навигацией, на которой отражены все дороги с их особенностями, скоростными ограничениями и всем прочим. К навигации мы уже привыкли, все пользуемся. И эти электронные «мозги» — программно-аппаратный комплекс — по специально заложенному алгоритму ведут машину по этой карте, опираясь на данные о состоянии дороги, получаемые в режиме реального времени.

Как работают беспилотные автомобили

Беспилотник делает то же самое, что и человек за рулем, только мозги у него — электронные, а вместо глаз он использует набор техники.

Камеры. Они «смотрят» в разных направлениях. Эту «картинку» анализирует компьютерная программа, чтобы выявить препятствия, людей, машины и другие объекты на проезжей части, ее границы, разметку и даже знаки.

Стереокамеры. Они определяют расстояние до объектов.

Радар. Он определяет расстояние до объектов с помощью радиоволн, как на боевых кораблях или самолетах.

Лидар. Лазерный датчик кругового обзора, который составляет трехмерную карту пространства вокруг машины.

Датчики. Приемники GPS/ГЛОНАСС, инерциальные измерители и сенсоры, которые показывают, с какими скоростями вращаются колеса, куда они повернуты и т. д.
Все эти приборы собирают информацию воедино, программно-аппаратный комплекс ее обрабатывает и выдает нужные решения: газовать, тормозить, поворачивать и т. д.

Самое смешное, что все это — совсем не чудо техники. Многие нынешние серийные машины уже имеют элементы систем самоуправления, взять тот же активный круиз-контроль, автоматически останавливающий машину при появлении препятствия, и систему удерживания в полосе, когда машина сама не выезжает за пределы линий дорожной разметки.

Перспективы рынка беспилотных автомобилей на 5 лет

Рынок беспилотных технологий находится на стадии зарождения, однако развитие происходит столь стремительными темпами, что не остается сомнений – беспилотной будущее уже наступило. Эксперты уверены, что к 2028 году объем рынка роботизированных автомобилей составит минимум 42 млрд долларов, а доля робокаров в мировых продажах достигнет 13%.

Исследование и анализ рынка будущих беспилотников

Любые, даже самые оптимистичные прогнозы относительно рынка беспилотных технологий сегодня воспринимаются серьезно. Практически все международные IT-корпорации и авто-гиганты уже успели представить миру прототипы самоуправляемых машин, а законодательство некоторых стран уже адаптировалось к активному внедрению беспилотников на общественные дороги. Поэтому прогнозы в этом направлении весьма интересны как для бизнеса, так и для простого потребителя.

Приведем самые интересные факты из прогноза Json & Partners, для построения которого брались оценки известных мировых компаний (JP Морган, Статиста, PWC, HIS, BCG, BI Intelligence, GSMA и др).

  • Рынок беспилотных авто вырастет к 2035 году до 30,4 млн машин в год, и основной прирост начнется с 2025 года. Именно на этот период большинство концернов анонсировали массовый выпуск робомобилей 3-го класса автономности.
  • Tesla будет доминировать на рынке беспилотников до 2020 года, пока в игру не включатся другие матерые авто-игроки Toyota, General Motors, Volkswagen Mercedes-Benz, Audi и т.д. Здоровая конкуренция станет причиной снижения цен на беспилотные технологии, делая робокары доступнее для покупателя.
  • Ежегодные продажи увеличатся до $364,8 млрд уже к 2035 году. При этом география наиболее активных продаж не будет сюрпризом – Китай имеет все шансы выбиться в лидеры. По прогнозам на КНР придется 33% от мирового рынка автономных машин. На втором месте окажутся США (26%), а «бронзовым призером» будет Европа (21%).
  • Автономное вождение 3-го уровня станет реальностью уже в 2021 году, а по оптимистичным оценкам экспертов вслед за ним на рынок сразу выйдут робомобили 4-го уровня. А это движение без участия человека, при котором водитель приравнен к пассажиру.

Ключевые выводы исследования Json & Partners

  • В период 2018-2023 гг автономные автомобили будут использоваться в ограниченных условиях, преимущественно в «продвинутых» в цифровом плане мегаполисах. Это обусловлено тем, что искусственный интеллект имеет ряд серьезных ограничений в технических условиях.
  • Беспилотники столкнутся с юридическими, информационными и технологическими препятствиями в большинстве стран. Наиболее благоприятные условия создадут в США, Китае и Европе. Россия может попасть в «компанию» этих стран только при условии активной работы в сфере изменения законодательства.
  • Влияние беспилотного вождения на экономику сначала городов, а потом и стран станет заметным уже к 2022-2023 гг. Позитивным будет то, что существенно уменьшатся пробки и снизится загруженность транспортной системы. Негативные моменты станут ощутимее в странах с высокой безработицей. Например, уже сегодня Индия ввела строгий запрет на автономное вождение – это позволит сохранить рабочие места в сфере перевозок в будущем.
  • «Умные» машины потребуют высокоскоростного подключения к сети, они будут генерировать нереальные для 2017 года объемы трафика. Нынешняя инфраструктура телекоммуникаций потребует скорейшей модернизации, и некоторые страны, в том числе Россия, окажутся неготовыми к столь кардинальным изменениям.

Исследование компаний Intel и Strategy Analytics

Этот прогноз развития рынка беспилотников был представлен компаниями в начале 2017 года, и он не был неожиданностью. Исследователи заявили уже давно известные факты – водители будут активно пересаживаться на самоходные машины сразу после их массового схода с конвейера. Это станет началом нового феномена XXI столетия под названием «Экономика пассажиров», ее объем вырастет до $7 триллионов к 2050 году.

Несколько интересных фактов:

  • Автопилотные технологии позволят сократить время нахождения в пути на 250 млн часов ежегодно, и это только время поездок на работу и обратно.
  • По мнению исследователей Intel, объем мирового рынка дорастет до $800 млрд уже к 2035 году и начнется новая эра «Экономики пассажиров».
  • Произойдут глобальные изменения в обществе, масштаб которых будет соизмерим с периодом, когда появились персональные компьютеры и Интернет.
  • У людей появится больше свободного времени, автомобили станут главными генераторами мобильных данных и строителями «умных городов».
  • Транспортные услуги будут предоставляться с помощью разнообразных сервисов обмена, появятся такси нового поколения, а частное владение автомобилем уйдет в прошлое.
  • Все чаще люди станут работать и отдыхать в автомобилях, воспринимая их как комфортное и безопасное место.
  • Уровень безопасности на дорогах достигнет рекордных 99,9%. Беспилотники сохранят жизни миллионам людей и сэкономят 234 млрд только за 10 лет активной эксплуатации на дорогах.

Прогнозы на ближайшее будущее 2018-2023

Эксперты уверены, что доля беспилотников в мировом автопроме уже в 2023 году будет свыше $9 млрд, она вырастет в 3,5 раза по сравнению с 2016 годом. При этом первые беспилотные автомобили появятся на дорогах уже в 2019-2020 гг и их количество составит как минимум 150 000 штук. Компания BCG прогнозирует выпуск больше 14 млн автономных автомобилей к 2026 году, и 500 000 из них будут четвертого уровня, то есть полностью самоходными. Объем рынка беспилотников к этому времени составит $42 млрд.

Единственным удерживающим фактором будет высокая цена самоходной новинки, нижний порог которой в 2017 году установлен в пределах 35 000 долларов. Если учитывать, что первоначальная стоимость стартовала с отметки в 100 000, то тройное снижение цены всего за несколько лет не может не радовать. По прогнозам аналитиков, уже к 2027 году «красная» цена умного автомобиля будет 5000$.

В ближайшие 5 лет существенных снижений в стоимости робокаров ждать не приходится. Исследователи Consulting Group установили, что сенсоры, камеры, датчики и «силиконовые мозги» добавят к стоимости современного обычного автомобиля 15-20 тысяч $, а система автопарковки приплюсует к этой сумме еще 2 000$.

Агентство Fortune прогнозирует увеличение несчастных случае при тестировании беспилотных автомобилей в 2018 г. Количество тестовых программ беспилотного передвижения возрастет настолько, что придется увеличивать число зон для тестирования робокаров.

На продаже данных будут зарабатывать больше, чем на беспилотниках

Беспилотные системы вождения к 2020 году научатся собирать на каждого пользователя «личное дело», что бесконечно расширит возможности для таргетированной рекламы. Компания Tesla уже пообещала представить максимально независимую систему автопилота в 2018 году, а на 2020 запланирован серийный выпуск первых робокаров Toyota, Volvo, Peugeot-Citroen, Nissan, General Motors, в 2021 к ним планируют присоединиться BMW, Ford и другие автоконцерны. С 2021 года начнется тотальная борьба за власть на дорогах, и победитель уже давно известен — беспилотник.

Беспилотные системы будут знать в каких торговых центрах вы покупаете продукты, где предпочитаете обедать и какими услугами пользуетесь чаще всего. Интеллектуальные автомобили станут бездонным источником информации для компаний, которые торгуют персональными данными. А это будет приносить автоконцернам до 5 000$ дополнительной прибыли с каждой умной машины ежегодно. Таким образом после 2020 года намного больше можно будет заработать на продаже данных, чем на реализации самих беспилотных авто.

Про рынок автострахования тоже не будем забывать. Исследования Morgan Stanley и BCG показывают, что этот сектор экономики оценивается сегодня в $200 млрд. Инновационные беспилотные технологии поставят эту отрасль под «прицел»:

  • Рост уровня безопасности вождения, снижение количества аварий и общего числа авто на дорогах приведет к сокращению рынка страхования на 10% к 2023 году, и на 80% уже к 2040.
  • Страховые полисы будут покупать не частные автовладельцы, а компании, и скорее всего это будут автопроизводители, которые будут закладывать стоимость страховки в цену авто.

Рынок беспилотных автомобилей еще долго будет лихорадить, ведь его формирование происходит по принципу «вопреки всему»: несовершенной инфраструктуре, отсутствию законодательства, панических страхов общества. Однако уже не возникает вопросов «быть или не быть» автономным машинам на дорогах. Они уже на них тестируются, а после 2019-2020 гг, когда в полк беспилотников прибудет пополнение серийных моделей, они станут ездить на равных с обычными авто.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector