10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно ездить по ужасным дорогам

Как правильно ездить по ужасным дорогам

Статья о том, как правильно ездить по плохим дорогам с ямами, на что обращать внимание, как действовать. В конце статьи — видео о том, как объезжать ямы на дорогах.

Содержание статьи:

  • Езда по ямам
  • Объезд препятствия
  • Помеха справа
  • Лужи
  • Видео о том, как объезжать ямы на дорогах

Российские дороги, а, точнее, их отсутствие, не обругал лишь ленивый. Несмотря на 21 век за окном, Россия, кажется, никогда не приблизится к европейскому уровню по качеству своих средневековых трасс. Если даже по городу опасно ездить, особенно после весны, когда снег сходит вместе с асфальтом, то поездка на дачу или просто на пикник за город представляется смертельным аттракционом.

Именно поэтому важно уметь ездить по разбитым дорогам, не попадая в ловушки из ухабов и рытвин, которые грозят колесам деформацией и выводят из строя ходовую часть. Весной, когда все покрыто грязью, остатками снега и лужами одновременно, заметить выбоины не так просто, что неизменно обеспечивает автосервисы целыми очередями пострадавших от бездорожья.

Езда по ямам

Российские автовладельцы, как никакие другие, владеют техникой поездок по ямам. Особую осторожность проявляют те водители, чьи машины оснащены системой ABS. Возможна ситуация, когда система блокирует колеса, зависшие над ямой, увеличивая тормозной путь почти в два раза. Поэтому если автомобиль, идущий на приличной скорости, сталкивается с каким-либо дорожным изъяном, эта встреча может окончиться аварией.

Когда яма находится в зоне видимости, заблаговременно следует снизить скорость. При возможности препятствие нужно обогнуть. Если же ширина ямы не позволяет это сделать, нужно резко выжать тормоз, заставив сжаться элементы передней подвески. Тогда, отпустив тормоз при непосредственной близости к яме, машина преодолеет ее накатом при самой минимальной скорости.

Подобный маневр приводит к тому, что передняя часть автомобиля от прекращения процесса торможения будет слегка подкинута вверх, а колеса минуют выбоину с наименьшим давлением. Таким образом, подвеска не пострадает от удара, а шины и диски не будут повреждены о кромку ямы, если та окажется достаточно глубокой.

Еще одним действенным методом является так называемый «полет над ямами», часто используемый спортсменами во время ралли на трудных участках дороги. Его суть заключается в том, чтобы колеса едва коснулись проблемного места или же были максимально избавлены от тяжести автомобиля. В каждой конкретной ситуации важно загрузить или разгрузить определенные части машины. Технически это выглядит следующим образом:

  • при сильном выжатом газе автомобиль как бы присядет, разгрузив передние амортизаторы;
  • при нажатом тормозе произойдет обратное – машина сожмет передние пружины, освободив задние;
  • от резкого поворота влево освободится правая сторона и, соответственно, наоборот.

То есть, в зависимости от вида неровности необходимо разгружать те или иные оси и колеса, помогая машине миновать препятствия с минимальным вредом для себя.

Объезд препятствия

Безусловно, любое препятствие на дороге рекомендуется объехать стороной, чем преодолевать напрямую. Тогда автомобиль будет избавлен от слишком интенсивного торможения, а подвеска – от перегрузки. Если соседняя полоса свободна или по обочине не передвигаются люди, то не следует проверять возможности своего автомобиля, и лучше совершить объездной маневр.

Этот совет может не сработать в случае внедорожника, имеющего высокопрофильные покрышки, отлично выдерживающие любое бездорожье. При слишком стремительном маневре на высокой скорости центр тяжести такого автомобиля, расположенный достаточно высоко, может привести к опрокидыванию.

Помеха справа

Если по правой стороне ожидается яма, следует разгрузить правое колесо. Для этого надо немного «вильнуть» влево и сразу выправить положение обратно. Это действие сначала нагрузит правое колесо, чтобы сразу ослабить. Именно в таком виде оно должно проехать выбоину с наименьшим ударом для себя.

Если яма так велика, что в нее придется заехать всеми колесами, водителю нужно путем давления педали тормоза сжать передние амортизаторы до максимального состояния. Машина «клюнет» вперед, амортизаторы снова расслабятся, и проезд не окажет излишней нагрузки на переднюю ось.

При любых манипуляциях и повороты руля, и нажатие на педаль тормоза должны быть ориентированы на скорость, с которой следует в данный момент автомобиль. На высокой скорости поворот руля не должен превышать 1-2 см, чтобы не привести к перевороту машины. По мере снижения скорости увеличивается угол разворота.

Наиболее коварным временем для автомобилистов считается самое начало дождя, так как моментально снижается сцепление колес с полотном дороги из-за того, что смешанная с пылью дождевая вода образует мешанину скользкой грязи. Если дождь не кратковременный, то эта грязь смоется с покрытия и сцепление снова восстановится, хотя риск заносов все равно будет достаточно велик.

Более того, в дождь велика вероятность аквапланирования, когда управляемость автомобилем снижается до нуля. Как правило, оно возникает на скорости около 60 км/ч, не зависимо от уровня воды на дороге, или же от торможения на небольшой скорости. Во избежание такого эффекта компании начали разрабатывать особые покрышки с «дождевыми» рисунками в виде глубоких борозд и поперечной паутины прорезей.

В дождливую погоду необходимо:

  • быть чрезвычайно внимательным в самые первые минуты непогоды;
  • форсировать водное пространство с минимальной допустимой скоростью;
  • не совершать резких движений, в том числе торможения;
  • следить за маневрами остальных участников дорожного движения, чтобы вовремя распознать опасность;
  • тормозить максимально плавно, избегая резких рывков.

Лужи глубиной около 10-15 см

По движению едущего впереди автомобиля можно определить уровень глубины проезжаемых им луж. Даже самую небольшую из них следует пересекать с минимальной скоростью, чтобы ее брызги не залили систему зажигания и не вызвали остановку машины.

Проезжать ее нужно прямым курсом, так как маневры в процессе движения или внезапное торможение могут повлечь занос и потерю управления. То же случается при заезде в воду только левой или только правой половиной — рулевое колесо получает большую нагрузку, частично лишая управления.

Если лужа расположена ближе к повороту, руль следует установить таким образом, чтобы пересечь ее напрямую, а затем снова вернуть его в исходное положение для вхождения в поворот.

Подсушить тормозной механизм после водной преграды можно путем небольших подтормаживаний.

Лужи глубиной около 15-25 см

Глубину такой лужи можно сравнить со стандартным бордюром. Проезжать ее лучше на скорости не более 10 км/ч на самой низкой передаче. Высокая скорость для такого рода препятствия чревата повреждением радиатора, его решетки, бампера и даже системы охлаждения. Образованная при форсировании лужи волна способна достигнуть двигателя и «убить» систему зажигания.

Уже находясь в воде, передвигаться следует равномерно, без остановок или увеличения скорости. В противном случае часть волны зальет мотор, а часть — подкапотное пространство.

Последствиями станут промокание сцепления и колодок, которые высушиваются путем равномерной езды с легкими частыми подтормаживаниями. Намного худший результат будет, если грязная вода попадет в рулевые и карданные шарниры или задний мост.

Опасность луж среднего размера заключается в том, что под ними могут быть иные препятствия – камни, ямы или канализационные люки. Лишние сложности добавляет и волна, идущая от соседних автомобилей, которая может быть достаточно сильной, чтобы помешать стабильному движению.

Лужи глубиной около 25-30 см

Такие лужи представляют наибольшую опасность для автомобилистов, так как велика вероятность гидроудара, возникаемого от заливания в цилиндры воды, проникшей через воздухозаборники. Данная ситуация влечет за собой разрушение поршней, появление трещин в блоке цилиндров, искривление шатунов. То есть, фактически всего одна глубокая лужа может вызвать капитальный ремонт двигателя.

Водителю сразу по приобретении машины следует внимательно ознакомиться с инструкцией к ней, где должна быть указана максимально приемлемая глубина, на которую допустимо погружаться. Если такой информации нет, можно самостоятельно определить ее, исходя из уровня расположения воздухозаборника. Если по прохождению лужи другими автомобилями понятно, что глубина ее существенна, лучше развернуться и найти другой путь.

Если объездных путей нет или дорожная ситуация такова, что развернуться нет возможности, следует снизить скорость до 5-10 км/ч для преодоления преграды. Продвигаться нужно плавно, без снижения оборотов и переключения передач. А после выезда из лужи не нужно сразу выключать двигатель, ему следует поработать некоторое время, чтобы самостоятельно просохнуть.

Ущерб от глубокой лужи может быть очень велик — помимо того, что вода проникнет даже в салон, она охватит практически все технические части машины. Если она попадет в двигатель, его не следует заводить до полного высыхания, чтобы не повредить блок цилиндров.

Об отечественном ли автомобиле идет речь или об иномарке, седане или внедорожнике, неправильное преодоление бездорожья приведет к серьезной деформации колес и повреждению ходовой части. Поэтому первое, чему должен научиться каждый российский автовладелец — это грамотная эксплуатация своего транспортного средства в условиях ужасных дорог.

Видео о том, как объезжать ямы на дорогах:

Эксплуатация автомобиля

Езда по плохой дороге

На ниве и классике нагрузка в самую первую очередь идёт на шаровые и нижн.рычаги,если в большую ямку попасть может «палец» из шаровой выбить и колесо вывернет,рычаги погнуть. На передн.приводе на стойки. А учитывая хлипкость кузовов наших машин, всё это передается и на них. На небольшой скорости подвеска успевает проглатывать неровности, а на большой удары идут на кузов, что вызывает усталостные трещины, изменение геометрии.

Прикинь на 160км.ч. лонжерон оторвётся.Я видел как на плохой дороге у 09 задний мост отвалился,благо не быстро он ехал.

по-любому всех ям не объедешь, но чем скорость меньше, тем подвеске лучше, она удары поглощает..
а можно попутно вопрос с каками пружинами подвеска дольше живёт, жёсткие или помягче.

А вот это не факт, если ямы хорошие по глубине, то лучше ИМХО поддать газку, чтоб колесо неуспевало глубоко погрузиться. Тем самым удар смягчается. А еще не тормозить ни в коем случае если попадания в яму не избежать, тогда получите удар в подвеску.

А еще не тормозить ни в коем случае если попадания в яму не избежать, тогда получите удар в подвеску.

Тормозить нужно, если хочется, только перед самой ямой прекращать торможение, чтобы избежать «двойного удара».

А еще не тормозить ни в коем случае если попадания в яму не избежать, тогда получите удар в подвеску.

Тормозить нужно, если хочется, только перед самой ямой прекращать торможение, чтобы избежать «двойного удара».

Читать еще:  Обзор FAW Besturn X80 2018

Согласен, но вот порадовала просто меня одна девушка на 2106, во дворе моем зимой прилично разогналась и пыталась войти в поворот, а там «ну чисто лёд!» дык вот она на всех 4х заблокированных колесах с размаху вмазалась в обледенелую трубу, вывернуло рычаг с шаровой. А вот еслиб тормоз отпустила, то переехалаб через нее и все.

Согласен, но вот порадовала просто меня одна девушка на 2106, во дворе моем зимой прилично разогналась и пыталась войти в поворот, а там «ну чисто лёд!» дык вот она на всех 4х заблокированных колесах с размаху вмазалась в обледенелую трубу, вывернуло рычаг с шаровой. А вот еслиб тормоз отпустила, то переехалаб через нее и все.

Что тут скажешь, ёбн..я. Даже не потому, что бездумно оттормаживалась, а потому что в дворовой территории гонять вздумала.

А еще не тормозить ни в коем случае если попадания в яму не избежать, тогда получите удар в подвеску.

Тормозить нужно, если хочется, только перед самой ямой прекращать торможение, чтобы избежать «двойного удара».

Это не двойной удар, просто при торможении машина «приседает на переднюю ось» (можно ещё сказать «клюёт носом) т.к. центр тяжести расположен выше точки приложения торозящих сил. В этот момент передняя подвеска находится в сжатом положении (под дополнительной нагрузкой). Итог: — сжатая подвеска получает удар от препятствия — получите «пробой»

Это не двойной удар, просто при торможении машина «приседает на переднюю ось» (можно ещё сказать «клюёт носом)

Меня учили, что это «двойной удар».

Это не двойной удар, просто при торможении машина «приседает на переднюю ось» (можно ещё сказать «клюёт носом)

Меня учили, что это «двойной удар».

Просто другое название того-же эффекта. Смысл не меняется.
В принципе, лучше подошло бы «давление + удар». Тот же хрен — вид сбоку.

В принципе, лучше подошло бы «давление + удар».

Не поэтично! [-( «Двойной удар» красившее звучит.

[quote=»Xenon»] В принципе, лучше подошло бы «давление + удар».

Не поэтично! [-( «Двойной удар» красившее звучит.[/quote]

Предлагаемые варианты:
— ответный удар
— обратный удар
— удар возмездия
— кровавый удар
— яма наносит ответный удар.

[quote=»VERSOвод»] В принципе, лучше подошло бы «давление + удар».

Не поэтично! [-( «Двойной удар» красившее звучит.[/quote]

Предлагаемые варианты:
— ответный удар
— обратный удар
— удар возмездия
— кровавый удар
— яма наносит ответный удар.

Третий вариант очень хорош!

[quote=»Xenon»] В принципе, лучше подошло бы «давление + удар».

Не поэтично! [-( «Двойной удар» красившее звучит.[/quote]

Предлагаемые варианты:
— ответный удар
— обратный удар
— удар возмездия
— кровавый удар
— яма наносит ответный удар.

Третий вариант очень хорош!

а тогда вообще моё фирменное:

ПРЕВЕНТИВНЫЙ удар возмездия

а тогда вообще моё фирменное:

ПРЕВЕНТИВНЫЙ удар возмездия

Добей меня танцем!

А еще не тормозить ни в коем случае если попадания в яму не избежать, тогда получите удар в подвеску.

Тормозить нужно, если хочется, только перед самой ямой прекращать торможение, чтобы избежать «двойного удара».
Похожим образом, помню, в какой-то программе рекомендовали всякие небольшие выебоины проезжать — слегка качнуть руль в сторону от неё, потом порезче на неё, таким образом разгружается та сторона, которая по ней проедет, и удар смягчается. Это справедливо, естественно, когда яму уже не успеваешь объехать (или негде объезжать), ну и когда другим участникам это не грозит опасностью.

А еще не тормозить ни в коем случае если попадания в яму не избежать, тогда получите удар в подвеску.

Тормозить нужно, если хочется, только перед самой ямой прекращать торможение, чтобы избежать «двойного удара».
Похожим образом, помню, в какой-то программе рекомендовали всякие небольшие выебоины проезжать — слегка качнуть руль в сторону от неё, потом порезче на неё, таким образом разгружается та сторона, которая по ней проедет, и удар смягчается. Это справедливо, естественно, когда яму уже не успеваешь объехать (или негде объезжать), ну и когда другим участникам это не грозит опасностью.

Ага, видел я ту передачку. Они там таким образом через открытый люк проезжали.

а тогда вообще моё фирменное:

ПРЕВЕНТИВНЫЙ удар возмездия

Добей меня танцем!

Не выйдет. Я на работе сейчас.

Тормозить нужно, если хочется, только перед самой ямой прекращать торможение, чтобы избежать «двойного удара».
Похожим образом, помню, в какой-то программе рекомендовали всякие небольшие выебоины проезжать — слегка качнуть руль в сторону от неё, потом порезче на неё, таким образом разгружается та сторона, которая по ней проедет, и удар смягчается. Это справедливо, естественно, когда яму уже не успеваешь объехать (или негде объезжать), ну и когда другим участникам это не грозит опасностью.

Ага, видел я ту передачку. Они там таким образом через открытый люк проезжали.
Я подобным образом иногда езжу по раздолбанной дороге, но которую знаю как свои пять пальцев. Фишка в том, чтобы заставить машину ехать вдоль ямы/ над ямой как бы по окружности, чтобы центробежная сила (или какая нибудь еще, с физикой я не дружу) загрузила внешние колеса и внутренние тогда спокойно пролетают над канавой. Но на это надо слишком много куража, постоянно внимание и неимоверные физические усилия: тяжело очень долго вилять рулем между канавами и держать машину на дороге в случае грубых ошибок (на Ниве руль очень тяжелый). Зато, помню, один раз была особенно в ударе, над канавами пролетела на «ура», мой пассажир (дядька уже в возросте) вышел из машины и удивленно так говорит: никогда не думал, что у Нивы такая мягкая подвеска, я вообще не ощутил ни одной ямы. Я, конечно, прикололась, но, если серьезно, тогда мне просто, наверное, повезло, больше так чисто проехать эту дорогу мне не удавалось ни разу. Обязательно куда-нибудь влетала.

Как безопасно передвигаться на автомобиле по дорогам с плохим покрытием

Совсем недавно нам приходилось слышать искренние обещания представителей власти в кратчайшие сроки отремонтировать дороги, но на смену этим обещаниям пришло время размышлений над тем, как же отремонтировать эти транспортные магистрали страны. А езда по разбитым дорогам продолжается к великой радости владельцев станций техобслуживания, у которых настало время снимать богатый урожай доходов.

Такие дороги в России не редкость

Ездить по плохим дорогам – рисковое дело

Правда, справедливости ради, следует отметить, что каждой весной для отечественных СТО работы прибавляются и без доходов они не остаются, им приносит много забот сезонная замена автолюбителями зимних шин на летние. Но прошедшая снежная зима с резкими перепадами температуры во многих местах катастрофически испортила асфальт – повсеместно возникли рытвины и ухабы. Ездить по разбитым дорогам сегодня стало опасно, в ловушки этих ям и ухабов влетают на своих машинах водители, подвергая деформации колеса и создавая условия к выходу из строя ходовой. В результате, уже с начала марта к станциям техобслуживания не иссякает очередь жаждущих получить срочную помощь.

А вы уже научились ездить по таким дорогам?

Езда по разбитым дорогам несет в себе опасность.

Практически ежегодно с марта по июнь ездить по разбитым дорогам городов и населенных пунктов, становится рискованным, так как можно повредить ходовую часть автомобиля и либо попасть в ДТП. В прошедшем году, в процессе подготовки к Евро-2012, по заявлению властей на Украине в ремонт дорог были вложены колоссальные средства, но, как и в прежде, асфальт усеян дырами. Вместе со снегом с наших дорог сошел и асфальт, и разбитые дороги России и Украины тому подтверждение. Поэтому водителям нужно с особым вниманием передвигаться по дороге, чтобы не оказаться в очередной яме.

Сложная дорожная ситуация

Техника езды по ямам

Снижайте скорость при необходимости

Пока дороги не будут приведены в порядок, нужно соблюдать осторожность. Особенно это важно в том случае, когда авто в своем арсенале имеет антиблокировочную систему тормозов (АБС). Складывается такая ситуация, когда колеса, сработавшей системой АБС, на ямах блокируются в воздухе, и тормозной путь увеличивается до двух раз. Таким образом, попасть в яму (либо на другом дорожном изъяне) при приличной скорости чревато очень серьезной аварией.

Отличная альтернатива легковушкам. Такой «аппарат» проедет по любой дороге

Техника езды по ямам не миф, она существует, и российские автолюбители давным-давно ее освоили.

Поэтому, как только вы увидите выбоины на дороге, снижайте скорость до минимума и безопасно объезжайте препятствие. Если же объехать не возможно в случае, когда яма оказывается слишком широкой, перед ней резко нажмите на тормозную педаль, это максимально замедлит движение автомобиля, одновременно упругим элементам передней подвески придется сжаться. После этого, подъехав непосредственно к яме, необходимо отпустить педаль тормоза и вы проедете яму с минимальной скоростью накатом.

Объезжайте и скорость снижайте! А если вы иностранец – рисуйте карту проезда

Старайтесь обезопасить себя от ям на дорогах и чрезвычайных ситуаций.

Когда будет выполняться такой прием, пружины (либо подушки и рессоры) в результате прекращения торможения передняя часть автомобиля будет подброшено вверх, и колесо проедет через яму с минимальным давлением сверху. Этот прием предохраняет от удара переднюю подвеску и сохраняет от повреждения шину и диск об кромку глубокой ямы.

Объезжайте ямы

Но все же целесообразнее дорожные препятствия объезжать, этим вы избежите интенсивного торможения, и не подвергнется перегрузке подвеска. Но это можно делать только в том случае, если на соседней полосе движения никого нет. При совершении объезда в сторону обочины, следует убедиться, что там нет пешеходов.

Если в вашем распоряжении внедорожник с высокопрофильными шинами, которые хорошо выдерживают разбитые дороги, на них можно не объезжать ямы, так как при резких поворотах высоко расположенный центр тяжести внедорожник может опрокинуть.

Что делать в России легковушкам? Учится ездить по тому, что есть или дороги все-таки когда-то «улучшатся»?

Чтобы не подвергать риску свой автомобиль, когда на дорогах большое количество ям или технологических «вырезок», как результат деятельности дорожных служб, просто снижайте скорость.

Лучше снизить вовремя скорость, чем попасть в ДТП.

Сюрпризы на столичных дорогах

Одной из частых проблем для водителей в столице являются наплывы, т.е. резкие перепады уровня асфальта. Это обычно бывает в районе новостроек, двигаясь на скорости свыше 40 км в час в этих местах можно повредить передний бампер, поскольку машина вначале резко клюнет и врежется в асфальт, а потом подпрыгнет, как на трамплине.

Читать еще:  Как правильно мыть двигатель автомобиля

Будьте предельно внимательны за рулем!

Ошибки водителя

Водитель совершает грубую ошибку, когда слишком близко приближается во время движения к правой кромке дороги, так как под весенними лужами скрываются ямы у края дороги до 25 см глубиной. Последствиями такого маневра может оказаться поврежденным рычаг подвески, поломка шаровых опор или порванная покрышка. Если в такую яму влететь со скоростью свыше 40 км в час, то можно потерять ходовую часть полностью.

Канализационные люки

Канализационные люки по непонятным причинам на многих улицах открыты. Возможно, такое происходит из-за того, что верхний слой асфальта зимой был уничтожен и теперь люки выше уровня дороги на 10-12 см. Когда едет автомобиль с достаточным дорожным просветом, как, например, у внедорожников, имеющих расстояние от земли до днища от 15 до 25 сантиметров, проблемы можно избежать. А вот когда на люк наскочит легковушка, то может пострадать днище, глушитель, бамперы.

Жаль, что такого дяденьки нет возле каждого люка – тогда бы водитель легко их замечал

Вы владелец легкового авто? Объезжайте люки!

Последствия ям

Колдобинами сейчас усеяны все улицы столицы. Правда, можно порадоваться, что настолько глубоких колдобин, на которых можно серьезно повредить автомобиль, по сравнению с прошлым годом не так много. Однако если постоянно ездить даже, когда ямы относительно неглубокие (до 5 см) ходовая часть автомобиля будет подвергаться ускоренному износу. Ведь нагрузки, которым подвергается в этих случаях ходовая часть, могут сравниться с ударами огромной кувалдой по колесам автомобиля.

Как лечить покрышки и диски?

Очень страдают от езды по ухабам покрышки и диски, особенно высокой вероятности повреждения подвергаются низкопрофильные шины, а также все шины с пониженным давлением. А вот автомобильные шины, изготовленные по технологии RunOnFlat, имеют большую устойчивость к повреждениям, поскольку отличаются усиленной и утолщенной боковиной. Конечно, можно попытаться отремонтировать поврежденные покрышки, но это зависит каков размер и формы повреждения.

Мы не призываем вас ездить с такой скоростью, просто будьте внимательны на плохих дорогах

Видео про разбитые дороги России

Заключение!

Если покрышка разорвана посередине боковины и разрыв не более 4–5 см, то отремонтировать ее можно. После восстановления шину ставят на заднюю ось. Когда повреждение длиной свыше 4–6 см и образовалось около протектора, как правило, покрышка не ремонтируется. На ямах, кроме шин, страдают и диски, чаще всего после этого они ремонту не подлежат. Учитывайте это при вождении автомобиля, и прежде чем наехать на яму, подумайте – а стоит ли? Может все-таки попытаться объехать?

Как ездить по разбитым дорогам — советы от Алексея Мочанова

Мастер спорта международного класса Алексей Мочанов дал несколько рекомендаций, как лучше ездить по нашим совершенно разбитым дорогам.

Местами эти выбоины просто невозможно объехать — проезжая часть от края до края буквально изувечена. Не раз приходилось слышать, что у профессиональных водителей есть свои приемы борьбы с ямами.
«Старайтесь пропустить препятствие между колес»

— Говорят, что профессиональные водители в случае, когда яму не объехать, используют специальный прием: сначала притормаживают, а перед самой выбоиной наоборот — нажимают на газ и таким образом смягчают удар…
. На такой дороге нужно сбросить скорость до комфортной и безопасной. Так удастся и подвеску сберечь, и вовремя отреагировать на яму. Внимательно смотрите вперед — лучше заметить выбоину заранее, чем потом применять навыки спортивного вождения и тормозить с риском получить сзади удар от едущего в вашем «кильватере» автомобиля. Важно помнить, что колесо ни в коем случае не должно в яму упасть. Оно должно туда закатиться.

— Что значит «упасть»?

— Тормоз в той или иной степени блокирует колеса, а попадание «стоячего» колеса в яму равносильно падению с высоты. В этом случае удар куда сильнее, чем когда колесо съезжает, а не спрыгивает в яму. Кстати, и риск порвать покрышку на тормозящем колесе выше. Поэтому перед ямой педаль тормоза нужно отпустить — это самое важное правило. В целом схема выглядит так: заметив выбоины, водитель довольно интенсивно нажимает педаль тормоза, при этом вес автомобиля переносится на его переднюю часть, а передние амортизаторы сжимаются. Перед самой ямой нужно отпустить педаль тормоза и нажать педаль газа. Вес автомобиля уходит назад — «собранная» передняя подвеска проскакивает над ямой с гораздо меньшим для себя уроном. К слову, так многие опытные водители проезжают и «лежачих полицейских», и трамвайные пути.

— Тогда удар приходится на заднюю подвеску?

— Нет. Во-первых, после нажатия на газ задняя подвеска тоже «собирается», и распределение веса автомобиля между передней и задней осью всегда больше в сторону передней. Если успеть легко нажать на тормоз после того, как передняя ось проскочила препятствие, то задняя вообще не почувствует, что под колесами неровная дорога. Кроме того, задняя подвеска конструктивно приспособлена нести багаж и потому более вынослива, а значит, выдерживает удары с меньшим ущербом и для себя, и для водителя с пассажирами. Перед тем как начинать тормозить, не забывайте посмотреть в зеркало заднего вида — не исключено, что к вашему заднему бамперу пристроился какой-нибудь «выдающийся» водитель, считающий себя великим гонщиком. Нужно понимать, что «вашу» яму он не видит, и резкого торможения от вас совершенно не ожидает.

— Несоблюдение дистанции — у нас одна из основных причин аварий…

— Теоретически в городе дистанция должна быть равна половине числового значения скорости. То есть при скорости 60 километров в час — безопасная дистанция 30 метров. А на трассе дистанция и вовсе должна быть равна числовому значению скорости. В жизни так не бывает, обязательно кто-то влезет перед тобой. Но самое обидное, что, если ты в него въедешь, еще и останешься виноватым.

— Посему еще не ясно, что опаснее — висеть на хвосте и быть уверенным, что тебя никто не подрежет, или выдерживать дистанцию с риском врезаться в нахала, без разрешения перестроившегося в твой ряд.

— Кстати, в этой ситуации совершенно неверное поведение — уворачиваться от водителей, которые пытаются влезть перед вами. На всех курсах контраварийной и специальной подготовки учат: если кто-то втискивается в ваш ряд, надо чуть-чуть увеличить скорость и повернуть руль в сторону его автомобиля. Тем самым вы увеличиваете ему угол атаки, и теперь, чтобы влезть между машинами, такому водителю придется крутить руль на больший угол, а значит, сбрасывать скорость и суетиться. Как правило, люди к подобному повороту событий не готовы. Ваш «оппонент» быстро поймет что он не прав — вы такой же хищник, как и он. И вообще, подрезать — это не правильно. Особенно, когда на дороге скользко, как сейчас…

— Уж больно опасный этот совет! Ну да ладно. Мне вот эксперты рассказали: если яма попадает под одно из колес и ничего уже не поделать, то профи используют прием боковой разгрузки подвески. Его принцип — в момент, когда яма скрывается под бампером, нужно рывком повернуть руль в ее сторону и тотчас с той же скоростью выровнять. Говорят, при таком маневре вес передка автомобиля «уходит» с колеса, которое должно въехать в яму. А это в несколько раз уменьшает силу удара. Мол, асы могут так даже по открытым канализационным люкам ездить.

Поменьше слушайте таких «экспертов», засоряющих интернет своими уникальными советами. В Москве на Ходынке довелось наблюдать, как Цыганков (легендарный Эрнест Цыганков почти три десятка лет был тренером сборной СССР по авторалли и считается одним из лучших специалистов по обучению вождению. — Авт.) на полигоне показывал, как нужно в экстремальной ситуации объезжать канализационные люки. Советы похожие — резко повернуть руль, собрать подвеску. Так сам Цыганков из десяти попыток смог это сделать только в трех случаях! При том, что это были не люки, а имитирующие их круглые резинки. Подобные советы — из области чистой теории. На практике я рекомендую просто тормозить и стремиться сделать все, чтобы пропустить препятствие между колес. Будь то яма или люк.

«Перед лужей притормозите, а заезжая в нее, отпустите тормоз»

— Еще одна проблема наших дорог — стыки на мостах и путепроводах.

— Вы тоже заметили, что у нас мосты никогда не строятся на одном уровне с дорогами? Всегда въезд на мост — это удар, а съезд с моста — это прыжок. На мостах нужно быть осторожнее. Зимой температура дорожного покрытия на них всегда на пару градусов ниже, чем на обычной трассе. Скажем, если на улице минус 9, на дороге — минус 2-3, то на мосту — до минус 7! Поэтому на мостах зачастую более скользко, и множество аварий происходит именно на них.

— Многие советуют проходить стыки пусть под небольшим, но углом. Чтобы не биться о них двумя колесами сразу. Руль при этом надо держать прямо — так меньше разбивается рулевое управление.

— В нашей стране под каким углом ни ездишь, раз в 20-70 тысяч километров все равно приходится «перебирать» подвеску. Хотя, ты прав — если есть возможность не биться двумя колесами сразу, то лучше ее использовать. Правда, эти маневры на дороге могут закончиться аварией, так что решайте сами, готовы ли вы на трассе в рамках своей полосы менять угол и рулить. Я бы советовал просто при виде дорожного знака «Речка такая-то» сбросить газ и проехать препятствие на меньшей скорости с предварительным торможением, чтобы, как мы уже не раз говорили, «собрать подвеску в кучу».

— Скоро дороги покроются огромными лужами — штука весьма опасная, ведь если колеса автомобиля «всплывают», то она становится неуправляемой.

— Во время аквапланирования даже Михаэль Шумахер превращается из водителя в пассажира и наблюдателя. Чтобы не «всплыть», притормозите перед лужей, а заезжая в нее, отпустите тормоз, и так накатом двигайтесь. Ни в коем случае в воде нельзя добавлять газ! В луже очень важно не нажимать на педаль газа, не разгружая переднюю подвеску, чтобы колеса не всплывали, а продавливали воду. И не крутите руль. Не забывайте: 60 километров в час — это 16,5 метра в секунду!
Что делать, если вы все-таки не смогли проскочить яму без последствий?

Читать еще:  Как выбрать автомобильный инвертор

Разумнее всего заменить разбитое колесо, отремонтировать подвеску и постараться в дальнейшем быть осторожнее. Но если жажда справедливости сильнее голоса разума, можно попробовать подать на дорожников в суд. Во-первых, происшествие нужно зафиксировать, для чего на место вызывают сотрудников ГАИ. В протоколе специалисты рекомендуют указать, что знак «Плохая дорога», который бы предупреждал об опасности, не установлен. А освещенность, погодные условия, да и состояние самой дороги были такими, что заметить яму, даже выбрав безопасную скорость движения, невозможно (скажем, ее скрывала лужа, которую в темноте не разглядеть). Во-вторых, проводить оценку ущерба лучше не заранее, а ходатайствовать об этом одновременно с подачей судебного иска. В-третьих, нужно определиться, на кого подавать в суд, ведь городские дороги находятся в ведении коммунальных служб, а загородные трассы — в ведении «Укравтодора».Впрочем, перспектива выиграть такое дело, по мнению специалистов, весьма призрачна. Необходимо доказать не только то, что причиной повреждений стала конкретная яма, но и то, что организация, ответственная за состояние дороги, не выполнила своей работы. А для этого у коммунальщиков или госслужбы автодорог придется истребовать документацию, которая бы подтверждала, что они не выполнили свои обязанности (вовремя не провели плановый ремонт и т. д.). Понятно, что такой судебный процесс может затянуться на годы…

Научись и выживи: как ездить по гравийной дороге и не опрокинуться

С приходом дачного сезона в редакции белорусских интернет-изданий поступают новости о том, как водитель не удержал машину на гравийной дороге.

Сводки ДТП за последние пару лет полнятся сообщениями о машинах, которые двигались по гравийному покрытию и водителях, которые «не справились с управлением» и вылетели в кювет, врезались в дерево, упали в реку, съехали в поле и опрокинулись.Страшные кадры сопровождаются описание о том, что водитель, «двигаясь на закруглении дороги, не выбрал безопасную скорость», «не был пристёгнут ремнём безопасности», «допустил опрокидывание». И всё это — на гравийном покрытии.

Попробуем разобраться, чем так опасен гравий и как справиться с таким покрытием водителю.

Гравий как угроза

Путешествие за город, на дачу или к озеру не обходится без проезда по гравийке. А гравий бывает разный. Плотный и рыхлый, с мелкими камушками-роликами, булыжной крошкой или песком, на ровной и ухабистой дороге, более или менее цепкий по отношению к шинам.

Объединяет все эти разные в плане условий движения ситуации одно: опасность гравийного покрытия очевидна только для опытных водителей. Начинающие помнят только принцип «Больше скорость — меньше ям» и легко вылетают в кювет.

Но гравий как снег. Во-первых, он тоже бывает разным в плане сцепления шин с дорогой. Во-вторых, он тоже не прощает ошибок.

Только вот ездят по гравийке в основном весной и летом, когда все водители переходят на более беспечный агрессивный стиль езды, расслабляются в плане заносов и переобуваются в летние шины или сомнительную изношенную «зиму».

Интернет-издание ABW.by проводило эксперимент, сравнивая поведение обычной легковушки на асфальте и на гравии. Результаты заставляют задуматься.

Повороты

В повороте более скользкое гравийное покрытие вызывает снос передней оси и занос задней на переднеприводном автомобиле. Колёса теряют сцепление в продольном и поперечном направлении и стремительно скользят на дуге поворота.

Скорость благополучного входа в 90-градусный поворот на асфальте, посыпанном песком, составляет порядка 60 км/ч. На гравии она снижается до 50 км/ч, иначе машина вываливается наружу поворота и снос передней оси норовит перейти в занос.

Водитель, который не тренировался управлять машиной в момент скольжения, потеряет управление в таких условиях.

Маневрирование

При маневрировании автомобиля на гравийном покрытии склонность к заносу увеличивается ещё больше.

При выполнении объезда фишек «змейкой» в эксперименте авторы ‘эксперимента констатируют избыточную поворачиваемость машины. Приходится активно подруливать и газовать, иначе задняя часть авто стремится обогнать перед — а тут и до разворота и вылета с дороги недалеко.

Итог сравнений такой.

На асфальте, пусть и скользком за счёт посыпанного песка, машина ведёт себя более-менее предсказуемой. На гравии — срывается в занос от любого резкого движения рулём и превышения скорости. Справиться со скоростным маневрированием на таком покрытии под силу разве что асу с опытом раллийных гонок.

Торможение

Другой эксперимент ABW.by был посвящён измерению тормозного пути с включённой и отключённой ABS на асфальте и гравии. Результаты таковы — тормозной путь на гравии больше, чем на асфальте. А на гравии с включённой ABS — длиннее в два раза.

  • На асфальте с 60 км/ч машина остановилась за 13 метров, на грунтовой дороге — за 24 метра.

В таких результатах нет ничего удивительного, если вспомнить, что вообще-то антиблокировочная система не предназначена для сокращения тормозного пути. Задача ABS — чтобы водитель даже в момент экстренного торможении не потерял управляемость и мог маневрировать. Например, тормозить в пол и при этом объезжать препятствие.

Почему остановиться на гравийке с заблокированными колёсами получается быстрее?

  • Срабатывающая ABS ослабляет «хватку» суппортов, чтобы колёса не блокировались, и они на скользком летнем (или лысом зимнем) протекторе продолжают катиться, не в силах зацепиться за поверхность.
  • При отключенной ABS блокировка колёс приводит к тому, что шина «впахивается» в гравий и накатывает своеобразный валик из его верхнего слоя, который её и останавливает. Тормозной путь сокращается.

Но сокращение тормозного пути за счёт отключенной ABS — единственный аргумент «за» вытаскивание предохранителя. Аргументы «против» куда весомее. Шины стираются, машина норовит сорваться в скольжение, водитель теряет управление. В результате, отключив ABS на гравийной дороге, водитель всё равно получит больший, по сравнению с цепким покрытием, тормозной путь — и при этом будет вынужден бороться с возникающими заносами. Вероятнее всего — потеряет управляемость, уйдёт в ритмический занос и вылетит с дороги.

Прерывистое торможение как имитацию работы ABS знают в теории и не умеют делать в жизни многие. На скользком покрытии дозировать усилие, балансируя на грани блокировки колёс, могут только профи. Для остальных придуманы электронные помощники — и ими не стоит пренебрегать.

Разумнее при торможении на грунтовой дороге жать педаль в пол и сохранять контроль над автомобилем, пока ABS спасает от торможения юзом и ухода в занос.

Тем более что для последнего на гравии достаточно чуть газануть, резко повернуть руль или поздно спохватиться в затяжном повороте — и задняя ось тут же срывается в скольжение. Превысив скорость в повороте на переднем приводе, в занос легко отправить уже переднюю ось. Последствия непредсказуемы, вплоть до вылета с дороги и опрокидывания.

От чего зависит поведение машины на гравии

  • Состояние дороги — гравий и грунт могут достаточно сильно отличаться по своим характеристикам, сцепление шин на разном покрытии дороги будет разным. Самым опасным считается гравий с мелкими камушками-роликами.
  • Профиль дороги — колея, ямы и неровности на дороге могут привести к тому, что машина потеряет курсовую устойчивость, станет неуправляемой.
  • Установленные шины — чем выше остаточный протектор, лучше по составу резиновая смесь и более «цепляющийся» рисунок на шине, тем больше вероятность справиться с гравейкой. Летние шины будут срываться в занос быстрее зимних и всесезонных.
  • Модель авто — внедорожники с полным приводом справляюются с такими условиями лучше. Заднеприводные легче срываются в занос, но и реакция водителя, даже инстинктивная, на занос машины с RWD будет правильной.
  • Наличие систем активной безопасности — ABS предотвратит торможение юзом и сохранит управляемость, BrakeAssist «дожмёт» педаль при недостаточном усилии водителя, ESP поможет сохранить курсовую устойчивость в повороте и т.п.
  • Состояние амортизаторов и стоек — если элементы подвески изношены и не в состоянии оперативно гасить колебания кузова при езде по ухабам, достаточно небольшой ямы и экстренного торможения, чтобы перевернуться.
  • Мастерство водителя — при начавшемся сносе оси только от водителя зависит, сумеет ли он предотвратить уход в занос, сможет ли сохранить управляемость и удержать машину.
  • Выбор скорости — последний по перечислению, но первый по значимости пункт. Чтобы ездить по гравийке быстро, нужна специальная подготовка и опыт. В соседних странах не просто так ограничивают скорость передвижения по грунтовым дорогам на 70 км/ч по прямой.

Как ездить по гравию безопасно

Правила езды по грунтовке и щебню такие же, как для вождения зимой. Резкие движения, высокая скорость, активное маневрирование — всё это приведёт к сносу передней оси, заносу задней и потере управляемости. Поэтому — никаких резких движений, выполнение манёвров с запасом скорости и расстояния, по заранее выбранной траектории.

Выбирать скорость движения по гравию нужно в зависимости от характера покрытия. Небольшие по площади ямы объезжают как при обычной езде, от 60 км/ч, большие и глубокие — разгружая подвеску, как при проезде «лежачих полицейских» или на скорости 20-30 км/ч, выступающие неровности — в зависимости от их высоты. В любом случае безопасным будет принцип чем меньше скорость — тем больше управляемость. Разгоняться по щебёнке или грунтовке выше 70 км/ч точно не стоит.

При возникающем сносе задней оси быстро и плавно повернуть руль в сторону заноса независимо от типа привода, как только задняя часть машины двинулась обратно, плавно и быстро вернуть руль, выровняв траекторию движения. На переднем приводе — добавить газ, на заднем — отпустить педаль газа.

Итого

Чтобы ездить по гравию безопасно, нужен тандем из теории и практики.

Теория — это понимание того, что в любом случае шины будут срываться на таком покрытии в занос раньше, тормозной путь будет больше, снос оси будет возникать даже на небольшой скорости.

Практика — это подготовка к езде по гравию. В идеале — отработка навыков управления авто на гравийке до рефлекса: на курсах или самостоятельно на полигоне. Только при тренировке навыков за городом (на хорошо просматриваемом участке без движения) можно действительно почувствовать особенности поведения своего автомобиля, включая работу подвески, развесовку и сцепление шин с таким покрытием дороги.

  • Полный гайд по торможению в разных условиях найдёте здесь.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector