558 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как ведущие автомобильные бренды борются с угонщиками

Как ведущие автомобильные бренды борются с угонщиками

Статья об угонах автомобилей и о том, как ведущие автопроизводители пытаются противостоять автомобильным кражам. В конце статьи — видео о самых угоняемых автомобилях 2018 года.

Содержание статьи:

  • Печальная история угонов
  • Зачем угоняют машины
  • Что угоняют
  • Ответ производителей
  • Применение VIN-стикеров
  • Т-Маrk – уникальный противоугонный идентификатор
  • Видео о самых угоняемых автомобилях 2018 года

Представители департаментов по работе с прессой компаний Lexus и Toyota проинформировали СМИ о том, что компании приступили к внедрению разработанных комплексов мер против угона автомобилей. Продуманная стратегия позволяет защитить как новые автомобили, так и так называемый вторичный авторынок указанных компаний. Какие же новые методы борьбы с угоном представляют на суд автовладельцев производители?

Печальная история угонов

Впервые с угоном автомобиля мир столкнулся в 1896 году. Печальное первенство принадлежит французам: в тот раз из гаража состоятельного аристократа угнали автомобиль Peugeot.

Сегодня о старых временах, когда факт угона автомобиля становился достоянием прессы и долго расписывался как «невиданного размаха и дерзости преступление», можно вспоминать только с умилением: в современном мире угонщики крадут по автомобилю каждые десять секунд. По статистике, только за 2017 год доходы преступного бизнеса от реализации ворованных автомобилей составляет около 21 миллиарда долларов. Угоны стали настоящим бедствием в масштабах целой планеты. Пожалуй, не крадут автомобили только там, где их попросту нет.

Зачем угоняют машины

Времена, когда автомобили угоняли исключительно «для себя», остались в прошлом. Разве что подростки по глупости решаются на подобное преступление.

Те, кто занимается кражей автомобилей, могут попытаться распорядиться неправедно нажитым имуществом по-разному:

  • покататься и бросить (вариант тех же самых подростков, особо пристально рассматривать такой случай даже не стоит);
  • использовать для собственных нужд (данный случай также остаётся в прошлом, поскольку противоугонные маркировки авто очень быстро позволяют разыскать автомобиль и призвать преступника к ответу);
  • перебить на угнанном автомобиле номера и перепродать другому лицу с поддельными документами;
  • потребовать выкуп за угнанный автомобиль или вынудить владельца продать машину преступникам;
  • разобрать на запчасти и продать (а вот это уже серьёзная проблема, с решением которой правоохранителям как раз и пытаются помочь производители).

Что угоняют

В разных странах угонщики «отдают предпочтение» разным маркам автомобилей. Это обусловлено различными факторами. Во-первых, какие-то модели угнать проще, а какие-то – сложнее.

Но это – не единственный критерий. Интерес преступников может подогреваться шансом получить особо крупный куш за продажу дорогой модели, угнать которую сложно, но, как говорится, «игра стоит свеч».

Можно предположить, что в основном в зоне риска пребывают автомобили эконом-класса: угнать несложно, реализация тоже не представляет большой проблемы, а органы защиты правопорядка не будут слишком усердствовать в поисках.

Однако статистика опровергает это заблуждение: оказывается, что чем дороже и эксклюзивнее модель автомобиля, тем больше вероятность, что на него обратят внимание угонщики. И если с моделями эконом-класса «работают» преступники среднего уровня, то с эксклюзивом связываются преступные элементы с большим «опытом», те, кто великолепно разбираются в автомобильной электронике.

По статистике угонов в России, большим спросом у угонщиков пользуются модели Toyota Corolla, Mitsubishi Lаnсеr. Из отечественных марок «не везёт» Ладе Приоре и некоторым моделям ВАЗа. Отечественные модели привлекают преступников практическим отсутствием дополнительного оборудования, защищающего от угонов. Зачастую для того, чтобы угнать ту же «Ладу», преступнику достаточно портативного ломика. Зарубежные автомобили требуют более «профессионального» подхода – здесь в дело вступают специалисты, искушённые в автомобильной электронике.

Ответ производителей

Озабоченные сложившейся ситуацией, руководители автомобильных концернов Тoyota и Lехus параллельно разрабатывали и представили общественности свои комплексы мер по борьбе с эпидемией автоугонов. Внедряемые меры нацелены на:

  • вторичный рынок: повышение качества проверки оригинальности запчастей и технических узлов автомобиля;
  • первичный рынок авто: уменьшение вероятности угона машины.

Производители предложили целый ряд противоугонных систем, которые, будучи установлены на автомобиле, должны существенно затруднить жизнь преступным элементам:

  1. Сигнализация, основанная на показаниях датчика внутреннего объёма салона автомобиля.
    Данная сигнализация отслеживает появление в салоне авто постороннего объёмного тела. Если зафиксировано присутствие постороннего в салоне, включается сигнализация.

    Эта система призвана защитить машину на тот случай, если не сработал датчик целостности окна. Как заявляют производители, на сегодняшний день сигнализацией объёма салона будут оснащаться Тoyota Lаnd Сruisеr 200 и Land Сruisеr Prаdo.

    Сигнализация, основанная на датчике, который определяет градус наклона автомобиля и отслеживает факт его буксировки без включения мотора. Система отслеживает уровень наклона автомобиля относительно дорожного покрытия. Если она активна, украсть машину, увезя её на эвакуаторе, не получится – включится сигнализация. Этот метод защищает от попытки украсть транспортное средство без включения двигателя, просто укатив машину на не ведущем мосту.

    Датчиком наклона также теперь могут похвастаться модели Тoyota Lаnd Сruisеr 200 и Land Сruisеr Prаdo.

    Функция двойной блокировки для центрального автомобильного замка. Если на ключе включить режим закрытия дверей автомобиля дважды, двери заблокируются и изнутри, и снаружи. Система разработана для того, чтобы нельзя было открыть автомобиль изнутри в случае, если даже удалось разбить его окно без срабатывания датчика целостности стекла.

    Разработчики концерна предлагают данную опцию на моделях Тoyota Lаnd Сruiser 200, Lаnd Сruiser Prаdo, Highlаndеr.

Применение VIN-стикеров

Уже не первый год Toyota использует для своих транспортных средств VIN-стикеры. Это особые виды наклеек, которыми помечают различные узлы и детали авто. Компания указывает на то, что сегодня такими стикерами маркируются все транспортные средства Tоyоtа Land Сruisеr 200 и Аlрhаrd.

Цель маркировки следующая:

  • сделать процесс подготовки угнанной машины к продаже более сложным;
  • повысить вероятность выявить факт угона автомобиля при анализе данных авто правоохранительными органами.

Таким образом, маркированные автомобили доставляют угонщикам больше «головной боли», тем самым защищая машину от их пристального внимания.

Наносятся VIN-стикеры при помощи высокотехнологичной лазерной нарезки. Подделать такое нанесение достаточно затруднительно по ряду объективных причин:

  • область вокруг зоны нанесения маркировки в ультрафиолетовом излучении светится;
  • если снять стикер, а затем нанести его повторно, он портится, что делает невозможным вторичное использование маркировки на другой детали авто.

Т-Маrk – уникальный противоугонный идентификатор

Данный идентификатор отличается тем, что он выполняется микроскопическими метками в миллиметр диаметром. Метки изготавливаются из специальной плёнки с лазерной проштамповкой. Различить нанесённый идентификатор можно лишь под шестидесятикратным увеличенем. Данная маркировка для каждой машины является уникальной. Более того, она связана с её VIN-номером.

Наносится РIN-код на все основные технические узлы и на очень большое количество деталей автомобиля. Таким образом, для угонщиков крайне затрудняется процедура разбора угнанной машины на запчасти. Даже если в угнанной машине заменить часть деталей, всё равно избавиться от всех составляющих, на которые нанесено в общей сложности до 10 тысяч микроскопических точек РIN-кода практически невозможно.

Описанная технология не является новинкой и ноухау Тойоты, она уже применяется в сборочных цехах Лексуса. В следующем году, как заявили представители обоих компаний, большинство производимых моделей будет промаркировано РIN-кодами.

Согласно плану развития компаний, к середине 2019 года все вновь выпущенные автомобили компании Lеksus будут нести на себе противоугонную РIN-маркировку. В этом же году маркировка появится на всех авто Тойоты. Каждый новоиспечённый владелец автомобиля будет получать в комплекте с автомобильным паспортом так называемый «Unique Anti-hijacking ID» — уникальный Т-Маrk – идентификатор, в котором будет указан РIN-код машины. На сертификате также будет выполнено нанесение части точек аналогично нанесённым на детали автомобиля. При помощи 60-кратного микроскопа на этих точка читается РIN-код авто.

Для того, чтобы контролирующие органы и продающие компании имели возможность удостовериться в соответствии фактических параметров автомобиля и его VIN-номера, а также чтобы обеспечить прозрачность доступа к дополнительной верификации VIN-номеров, отдел программного обеспечения Тойоты создал специализированный информационный портал, с которого можно получить доступ к соответствующим базам данных компании.

Особо стоит отметить, что обе компании позиционируют все противоугонные новшества, применённые для снижения интереса автоугонщиков к их автомобилям, как совершенно бесплатные. На самом деле маркировка просто включена в стоимость авто, но эти расходы минимальны по сравнению с той защитой от угона, которую обещают владельцу автомобиля производители.

Подводя итоги, стоит отметить — введённые новшества, безусловно, должны существенно затруднить деятельность угонщиков и тех, кто занимается перепродажей угнанных автомобилей. Но при этом не стоит забывать, что внесённые улучшения всё-таки повлекли за собой поднятие цен на автомобили: буквально на днях весь модельный ряд, представленный на российском рынке Тойотой, обновлён, и цены на все модели стали выше.

Видео о самых угоняемых автомобилях 2018 года:

Так угоняют машины разных марок: слабые места автомобилей популярных в России брендов

У всех школ автомобилестроения есть свои особенности, начиная с эргономики и заканчивая выбором двигателей и трансмиссий. И специфика защиты от угона тоже у всех марок своя. Разобраться в нюансах противоугонных устройств нам поможет эксперт в этой области и один из основателей инжиниринговой компании «Автор», создавшей уникальный цифровой иммобилайзер IGLA.

Прошли те времена, когда единственным средством защиты от угона была криптостойкость (стойкость зашифрованного кода к анализу и взлому) механического ключа зажигания. Современные автомобили поголовно оснащены иммобилайзерами, зачастую имеются и штатные противоугонные системы. Но тем не менее машины угоняют, и происходит это часто.

Некоторые автомобили все так же популярны у угонщиков, некоторые нет, и зависит это от многих факторов, в частности от надежности штатных противоугонных систем. По-прежнему основным способом угона остается банальное стирание старых ключей и прописывание новых за счет уязвимости системы и с помощью специального оборудования, которое значительно подешевело за последние годы.

Та самая «удочка», или «длинная рука», — он же ретранслятор «Волна», позволяющий перехватывать и «удлинять» радиосигнал от автомобиля до ключа со стандартных 1-2 метров до 100-200 метров. После перехвата сигнала прибор имитирует штатный ключ и позволяет беспрепятственно открыть и завести автомобиль, который использует опцию запуска двигателя кнопкой

Устройство состоит из двух модулей — передающего (должен быть рядом с ключом) и принимающего (должен быть рядом с машиной), — а потому всегда используется двумя угонщиками

Несмотря на криминальный характер использования, ретранслятор изначально был разработан для спецслужб

Подобные устройства можно приобрести за 20-30 тыс. рублей, что делает их очень распространенными. И не думайте, что операция «прописать ключ» занимает минут 10-15, как это делается у дилера: специальное оборудование тратит буквально 10 секунд на добавление нового ключа и отключение всех защит, после чего машина становится совершенно беспомощной перед угонщиками. Но конкретные способы порой сильно различаются. Компания «Автор», создатель инновационной цифровой противоугонной системы IGLA, следит за «новинками» в области вскрытия защит автомобилей и дорабатывает свой продукт по мере появления новых уязвимостей, а также ищет новые, более удобные способы устранения старых.

Европейские производители

Современные немецкие автомобили неплохо защищены от угона. В Европе все не так уж хорошо в плане отсутствия автомобильного криминала, и потому производители блюдут протоколы безопасности. К тому же немецкий премиум отлично продается по всему миру, а значит, есть смысл во вложениях в безопасность.

Если речь идет о машинах последних 10 лет выпуска, то они отлично защищены, и до последнего времени явных проколов в безопасности не обнаруживалось. BMW от F-серии, Mercedes начиная с W221 имеют очень хорошую защиту и требуют долгой и кропотливой работы для взлома. За исключением одной, но фатальной уязвимости. Это так называемая «длинная рука», или «удочка», — набор из радиоприемника и передатчика, передающий сигналы стандартной радиометки бесключевого доступа и системы запуска двигателя с минимальными потерями на расстояние до нескольких километров.

Злоумышленникам достаточно разместить один блок вблизи машины, а другой рядом с местом расположения ключей — и вот уже машина в полной уверенности, что пожаловал владелец с ключами, сама открывает двери и запускает мотор. А поскольку работает такая система на расстоянии до полутора метров, то случалось, что машина уезжала, когда ключи лежали на столике в прихожей. Угонщики даже не вскрывали входную дверь квартиры, оставаясь в подъезде.

Системы бесключевого доступа — привилегия не только премиальных автомобилей. Эту лазейку можно перекрыть: достаточно ввести проверку дополнительной метки противоугонной системы, работающей в нештатном для «удочки» диапазоне, с плавающими частотами. Это позволяет обойтись без трудоемких работ по физическому «вырезанию» блоков и антенн системы Keyless. Из «большой немецкой тройки» разве что некоторые модели Audi последних лет выпуска могут иметь устаревшие алгоритмы защиты, что позволяет с помощью достаточно сложных манипуляций и оборудования все же получить доступ к автомобилю и уехать.

Возможность записать «лишние» ключи существенно осложняется внедрением алгоритмов работы через интернет с центральным сервером производителя. К сожалению, отсутствие широко известных уязвимостей на данный момент не гарантирует их отсутствие в будущем. Развивается и оборудование для копирования ключей: для целого ряда марок уже сейчас возможно изготовление электронного «дубля». Тем более что не все нюансы становятся известны противоугонным компаниям сразу. Так что установка солидной противоугонной системы рекомендуется не только тем, у кого есть Keyless, или тем, кто желает пользоваться автозапуском, а вообще всем.

Более старые модели, такие как BMW E-серии или Mercedes с инфракрасным ключом («рыбкой») вскрывались вписыванием новых ключей (иногда с заменой замка зажигания), а также манипуляциями с ПО блоков управления: по современным меркам хорошо защищенными их считать нельзя.

Японские производители

Удивительно, но угоняемость «японцев» связана не столько с их популярностью среди автомобилистов, сколько с весьма посредственной штатной противоугонной защитой. Даже премиальные бренды Lexus и Toyota — кладезь уязвимостей. В современных моделях защищенность, конечно, выше, чем у машин девяностых годов, но по факту ненамного.

Так выглядит салон автомобиля после атаки угонщиков, безуспешно пытавшихся найти иммобилайзер IGLA

Способов обойти штатные блокировки великое множество, и даже блокировка или отключение CAN-шины не обеспечивает полной безопасности: машина будет продолжать работать. Системы защиты вскрыты настолько глубоко, что на данный момент возможно прописывание ключей или просто старт двигателя с полученным доступом по LIN-шине* к блоку сертификации. А на некоторых моделях можно завести двигатель вовсе без блока сертификации.

*LIN-шина — низкоскоростная шина данных, используемая для различных вспомогательных систем, климатической системы, блока управления сиденьями, стеклоподъемниками, люками и проч.

Еще один распространенный способ угона японского авто — имитация штатного ключа по его id. Это дает огромное количество вариантов для угонщиков и делает задачу защиты более сложной. Комплекс IGLA умеет защищать машины Lexus и Toyota, но в этом случае рекомендуется обязательное добавление аналоговых блокировок и блока контроля замков капота. А в новой версии противоугонной системы введена возможность блокировки LIN-шины, что заметно увеличивает защищенность машины в целом и даже позволяет обойтись без аналоговых реле блокировки. Но тем не менее рекомендуется комплексная защита, с установкой «сейфов» на все важные блоки управления и максимальным уровнем степеней защиты.

Устройство размером меньше телефона — блок для взлома автомобилей Toyota и Lexus. Прибор без проблем заводит японские авто через LIN-шину даже без блока сертификации ключей

Корейские производители

Низкий уровень защиты характерен и для машин корейской разработки. Недорогие Hyundai и Kia имеют схожие с Toyota особенности защиты. Блокировка CAN-шины не дает надежной защиты системы, доступ к блоку сертификации также осуществляется по LIN-шине. К тому же сравнительно низкое качество криптографии и защиты позволяет легко обходить штатную блокировку множеством способов, используя очень простые и доступные устройства взлома. На этих машинах до сих пор срабатывают такие способы, как замена блока управления на измененный заранее «своей» прошивкой, прописывание новых ключей. Но куда хуже, что существуют элементарные устройства, обеспечивающие простую эмуляцию ответа иммобилайзера. Сами блоки расположены открыто, не имеют «сейфов» или других систем защиты от замены или переподключения.

Кстати, схожие проблемы есть и у машин на платформе B0, таких как очень популярные Renault Logan, Duster, Nissan Almera, Lada Largus, а также схожий по набору компонентов Lada Xray. Разве что LIN-шина и ее блокировка им не нужны, но в отношении устойчивости криптографических алгоритмов отличий немного, также легко и недорого взламываются штатные системы этих машин. Простая технологичная конструкция всех узлов не обеспечивает нужного уровня безопасности. Базовые блоки легкодоступны, но хуже то, что криптографическая защита вскрыта, а устройства ее обхода широко распространены. Подобные машины, как и «корейцев», нужно оснащать по полной программе, с блокировками капота, установкой реле блокировки аналоговых цепей и тщательной проработкой точек установки.

Все популярные места установки противоугонных устройств бандитам хорошо известны

На удивление неплохой уровень защиты обеспечивали машины Peugeot-Citroen до недавнего времени: грамотные алгоритмы «по немецкому образцу» и отсутствие удобных для угонщика уязвимостей. К сожалению, сотрудничество с Mitsubishi и большое количество моделей на японской платформе не пошло на пользу: теперь эти автомобили имеют целый ряд характерных для азиатских машин проколов в системе безопасности. Основным способом угона является прописывание дополнительных ключей в блок управления с помощью специального оборудования, система слабо защищена от подобных действий. Также автомобили на этой платформе требуют аналоговых блокировок двигателя и защиты подкапотного пространства дополнительными замками.

Метод прописывания дополнительных ключей является основным и для всех машин, основанных на решениях Ford. Это авто не только этой марки, но и таких брендов, как Mazda, Land Rover и Volvo. Конечно, у них есть и свои дополнительные особенности, в частности машины Volvo защищены в целом не хуже премиальных «немцев» за счет доработки алгоритмов и аппаратного обеспечения. Более дешевые автомобили Ford защищены в наименьшей степени, для них системы взлома сравнительно недороги.

Простейший программатор автомобильных ключей. Устройство подключается через штатный сервисный OBD-разъем и позволяет прописать новый код в блок иммобилайзера

Высокий уровень встроенной защиты у машин концерна Volkswagen, даже недорогие Skoda последних поколений имеют полный набор штатной противоугонной защиты. Физическая защита реализована штатными «сейфами» на блоках управления, а прописывание ключей или замена электронных блоков на данный момент невозможна вне сервиса и без дилерского сканера. Отлично работают на этих марках машин и электронные блокировки по CAN-шине, обеспечивая максимальный уровень защиты. Комплекс IGLA на автомобилях этой марки с платформами MQB/MLB работает с максимальной эффективностью даже без установки дополнительной аналоговой защиты или блока управления замком капота. Машины на более старых платформах PQ35/PQ46 имеют «стандартные» уязвимости с прописыванием новых ключей и меньший уровень физической защиты блоков.

Американские производители

У немногочисленных американских машин, доступных на нашем рынке, есть свои особенности. Так, почти все марки имеют лучшую, чем у «японцев», проработку систем защиты. Правда, сказывается такая специфика американского рынка, как популярные там системы автозапуска. Даже при отсутствии штатно установленной подобной системы остаются «врезки», которые могут использовать угонщики. Специалисты оценивают уровень защищенности машин марок Jeep/Chrysler как высокий, что относится и к машинам GM. Но в силу малой распространенности американских автомобилей последнего поколения в России особых подробностей специалисты не раскрыли.

Для угона автомобиля с помощью «удочки» всегда нужны двое: один угонщик находится рядом с авто, другой — рядом с владельцем (ключом). Именно поэтому процесс угона чаще всего происходит в людных местах, например на парковках супермаркетов

Каков итог?

К сожалению, штатный уровень защиты большинства машин не слишком высок, и даже у премиальных европейских марок есть своя ахиллесова пята в виде «длинной руки». Так что установка дополнительной противоугонной системы и сейчас не теряет актуальности. Пока уровень оснащенности комплексами защиты последнего поколения в среднем не превышает пары процентов, и лишь для очень угоняемых моделей он приближается к 30%. Фактически это означает, что большинство автомобилей, особенно с выявленными уязвимостями, беззащитны перед угонщиками.

Чтобы не угнали, или Концепция контрацепции

«Из кареты моей украли подушки; но оставили медвежий ковер, вероятно, за недосугом».

средство от угона

Вместо предисловия

Противоугонные и охранные автомобильные системы (в дальнейшем, для простоты, – противоугонки) я люблю давно – именно они долгое время кормили меня после разрухи образца 1991 года. В те времена стараниями великих вождей зарплата начальника КБ на оборонном заводе упала ниже стоимости проездного билета, поэтому мужики стыдливо подались в охрану, а дамы дружно ощутили призвание к бухгалтерии. Для меня же единственным источником дохода стали тогда паяльник, осциллограф и компьютер, быстро освоившие изготовление «товаров народного потребления». Установить на машину клиента собственное патентованное изобретение, да еще и получить за это приличные по тем временам деньги было приятно во всех отношениях.

Затем, как это часто бывает, карета превратилась в тыкву. Пришел девятый вал, несущий в народные массы кочережки на рулевые колеса, омерзительно визжащие сирены, рекламные щиты с надписями «Надо было ставить Клиффорд» и прочую муть. А в наши дни появилось нечто, называемое «телематика».

средство от угона

Ладно, давайте вспомним, какие вообще бывают на свете противоугонки. И попробуем разобраться, что к чему.

Какие разновидности противоугонок есть в природе?

В самом первом приближении их можно разделить на два класса – электронные и механические.

средство от угона

Разница между ними вытекает из названий. Электронные – это, грубо говоря, те, которые подключают к электрическим узлам автомобиля, чтобы по команде владельца блокировать их нормальную работу. А механические – это специальные запорные устройства, которые чисто механически мешают угонщику, к примеру, повернуть руль, открыть дверь или включить нужную передачу.

противоугонное средство

Какие лучше? А что лучше для охраны жилища – хороший дверной замок или электронная система с выходом на пульт МВД? Одно не исключает другое. Хотя выбор электроники несоизмеримо шире.

средство от угона

средство от угона

средство от угона

средство от угона

Часто электроника выступает дуэтом с механикой. Так, механический блокиратор коробки передач, оснащенный электрическим приводом, фактически становится электромеханическим: его отпирает уже не ключ, а команда с брелока или с клавиатуры. А вандалостойкий замок зажигания на Самару или УАЗ обрастает контактными группами и проводами, также занимая промежуточное положение между механикой и электроникой. Еще есть блокираторы тормозной системы, уже много лет ведущие полузаконное существование.

средство от угона

Кроме того, отдельные установщики любят применять экзотику. Напустить в салон газу, приклеить вора к сиденью. Кустарный промысел порой радует изделиями, затыкающими выпускную систему двигателя. А еще известны биометрические системы, распознающие отпечатки пальцев владельца.

средство от угона

Лично мне больше всего по душе так называемые иммобилайзеры – они вообще не шумят и не мигают лампочками, а просто блокируют работу каких-либо электронных цепей, ожидая приказа хозяина снять объект с охраны.

Важно отметить, что угоностойкость определяется не только схемотехническим решением, заложенным в ту или иную систему, а тем, насколько грамотно она инсталлирована в конкретный автомобиль. Соответственно, одна и та же система может вести себя по-разному. Именно поэтому на практике любая противоугонка, установленная в автосалоне на новенький автомобиль, как правило, бестолкова по сути – их монтируют быстро и, что называется, под копирку. Представьте себе установщика, который целый день присобачивает одни и те же противоугонки на одни и те же машины. Согласитесь, что ждать от него творческого подхода просто несерьезно. А для угонщика такая машина – подарок судьбы.

Механика отличается от электроники не только способом защиты автомобиля, но и совершенно иным разнообразием модельного ряда. Каждая механическая противоугонка изначально предназначена для защиты конкретного объекта, будь то рулевой вал, капот, коробка передач, двери, педальный узел, колеса. Но если одну и ту же электронную систему, как правило, можно установить хоть на Самару, хоть на Майбах, защищая при этом совершенно разные электрические цепи, то механику изготавливают строго под конкретное назначение. К примеру, блокиратор коробки передач для ВАЗ-1118 невозможно установить на ГАЗ-31029.

средство от угона

И еще важное отличие механики от электроники. Механику нужно устанавливать строго по шаблону – тут вольности недопустимы. Поэтому все замки одной фирмы будут одинаково смонтированы на всех моделях под одной маркой, к примеру Шкода. А вот электронику хороший мастер будет стараться всякий раз инсталлировать с изюминкой, не допуская повторов.

средство от угона

А что такое телематика?

средство от угона

Как известно, интеллигентный человек – это тот, который может описать Анджелину Джоли, не водя руками по воздуху. Вот и с телематикой те же сложности – как объяснить, что это и зачем?

Если совсем коротко, то телематика – это сильно навороченная противоугонка. Эдакий смартфон рядом с обычным телефоном. То есть устройство, которое защиту от угона давно относит к второстепенным функциям, предлагая взамен навигацию, удаленную диагностику, мультимедийные функции, связь и что-то в этом роде.

средство от угона

Автовладельцу всегда доступна информация о местоположении автомобиля по базовым станциям LBS с точностью до 250 метров и история событий за интересующий период в умном журнале. Ну и так далее. Потенциальный угонщик, надо полагать, испугается и убежит.

Зачем всё это нужно? Ну, предположим, что ваша дама «сломалась» где-то вдали от дома и обрывает телефон: спасай, милый! Но объяснить, куда заехала, она не может: что это за шоссе и где тут километровые столбы – неизвестно. Зато вы разберетесь быстро, взглянув на экран любого подходящего гаджета, знакомого с интернетом. Мало того, машина сама сообщает по каналу GPRS свои координаты, определяемые по GPS и ГЛОНАСС.

То же касается профилактики. Телематика подключится к CAN-шине, постоянно собирая базу данных касательно поведения машины на дороге. Эти данные поступят к дилеру – пусть думает, например, почему у меня перед носом то и дело загорается какая-то лампочка. В случае ДТП информация может понадобиться автостраховщикам и ГИБДД – всегда можно выяснить, был ли в момент аварии включен поворотник, как менялось ускорение, с какого момента тормозил водитель? Для этого машинка выдает информацию на сервер компании-производителя телематического комплекса, а оттуда она уже передается дилерам, страховщикам, ГИБДД и т. п.

Как все это устроено? Грубо говоря, телематический комплекс – это коробочка типа «черный ящик», собирающая информацию, а также онлайн-сервис. Мозг постоянно собирает информацию, какая ему только доступна, а язык доносит ее до заинтересованных сторон. Уши, в свою очередь, сообщают мозгу пожелания хозяина.

Нужна ли телематика лично вам? Опять вспомню про смартфон. Если вам достаточно просто разговаривать или обмениваться эсэмэсками, то он вам ни к чему. А вот если захочется перелистывать пальцем экранные страницы, рыться в интернете, пользоваться навигацией, фотографировать и при этом слушать музыку, то обычного телефона для этих целей точно не хватит.

Впрочем, вопрос о необходимости телематики уже не стоит. Похоже, что других «охранок» вскоре вообще не будет!

противоугонное средство

Ко всему прочему телематика способна при необходимости направить меня с автомобилем на ближайший сервис, где нас починят, заправят и подкрутят. Очень хорошо, но в такой перечень попадет далеко не каждый сервис, магазин или АЗС. Иными словами, мной обязательно начнут манипулировать. И обслуживать меня станут не там, где хорошо, а там, кто вовремя заплатил за такую «навигацию».

Кто и как угоняет автомобили? Интервью с угонщиком

— Много ли сейчас автомобильных угонщиков?

— Этот криминальный бизнес уже умирает. Сейчас угонами занимаются в основном одиночки, которые пока еще не попались, либо организованные преступные группировки, которым покровительствуют или которыми управляют коррумпированные сотрудники правоохранительных органов. Именно они чаще всего набирают молодых и неопытных, которые выполняют всю грязную работу и через несколько месяцев садятся в тюрьму.

Ведь угон автомобиля на сегодняшний день не представляет никакой сложности, и виноваты во всем комфорт и технологии. В машинах появились такие вещи, как кнопка запуска двигателя и бесключевой доступ в салон. Сейчас это есть даже в дешевых иномарках и уж тем более у всех дорогих моделей. С точки зрения защиты автомобиля от угона это плохо, но людям наплевать, они любят пользоваться такими «благами». А угонщики получили в свое распоряжение универсальные устройства, позволяющие угнать автомобиль без специальных знаний.

— И как они это делают?

— Есть три способа угона: «рука», «бутерброд» и «диагно?за». Это я их так называю, например, «руку» еще часто зовут «удочкой». Это самый распространенный и простой способ. Есть два чемодана с двусторонней связью, напичканных электроникой. Когда нужно попасть внутрь машины и завести ее, один человек должен оказаться рядом с водителем, другой — с автомобилем. Представь себе парковку возле супермаркета: владелец машины с бесключевым доступом выходит, закрывает ее касанием пальца и отправляется за покупками. В это время один из нас идет за ним, а второй встает возле водительской двери и через какое-то время начинает дергать за ручку или нажимать кнопку отпирания замков.

Схема угона автомобиля при помощи устройств перехвата сигналов:

Машина тут же посылает сигнал на ключ, и в это время чемодан, скажем, номер один перехватывает весь радиоэфир, все волны и частоты, что есть в округе, и передает их на чемодан номер два. Тот, находясь рядом с владельцем, отсылает абсолютно все сигналы, и один из этих сигналов, тот, что от машины, попадает на ключ. В общем, происходит постоянный обмен радиоволнами, благодаря чему угонщик отпирает дверь автомобиля. Точно таким же способом при помощи кнопки запускается двигатель — и дело сделано. Даже если на машине стоит какая-то сигнализация, она выключается при помощи метки в ключе, дезактивируется за счет этих чемоданов.

Устройство для угона автомобилей:

Кстати, устройства эти довольно тяжелые, да еще и излучают радиацию. Это сильно подсаживает здоровье, но жажда легкой наживы все равно пересиливает. Владелец никогда не поймет, что его преследует какой-то человек с рюкзаком или сумкой, выбирающий огурцы в соседнем торговом ряду. Сигналы улавливаются на расстоянии до 50 метров, поэтому угонщику достаточно встать за дверью квартиры владельца, пока тот мирно спит, и если ключ от машины лежит где-нибудь в коридоре, наутро хозяин своего автомобиля не увидит.

Код-грабберами (устройствами для перехвата сигнала и угона автомобилей. — Прим. ред.) сейчас заводят только старые машины, например, с автозапуском. Код-граббер привязан даже не к марке или модели машины, а к конкретному типу противоугонного устройства, установленному в ней. «Рука» многофункциональна: современными девайсами угонщик может вскрыть и завести практически любое авто.

Устройство для угона автомобилей Toyota:

«Бутерброд» — это когда у угонщика есть несколько блоков управления двигателем для нужной модели, которые для удобства транспортировки скреплены изолентой. Или блок управления двигателем и еще какие-то микросхемы для установки в автомобиль. Угонщик вскрывает капот или одну из дверей, заменяет один блок другим и заводит машину принесенным заранее ключом.

Еще можно завести автомобиль через диагностические разъемы и CAN-шину. Чаще всего нужный разъем находится в двери водителя, где высверливается отверстие, и туда подключаются блоки. Штатные сигнализации отключаются примерно за минуту, затем через другие разъемы заводится машина, но уйти на это может от 10 до 30 минут, пока пропишется новый ключ.

— То есть современный автопром сам отдает автомобили в руки угонщиков?

— Угнать машину при помощи «чемоданов» может любой школьник, поэтому проблема сейчас в другом: как уехать на этой машине так, чтобы не поймали. Все крупные города России опутаны сетью видеокамер. Чаще всего угонщик не знает, где хозяин оставит автомобиль. Даже если вору повезло, и владелец припарковался в зоне, где камер нет, к машине надо сначала как-то подойти или подъехать.

В Татарстане есть исследовательский центр МВД, лет десять назад он разработал методику борьбы с разного рода преступлениями при помощи видеокамер и GSM-трекинга. Вот у тебя телефон, он постоянно переключается с одной сотовой вышки на другую, и тот, кому ты нужен, видит все твои перемещения. В месте угона машины появлялись сотни, возможно, тысячи других телефонов, но методика позволяет отсеять все ненужные данные, оставив десять номеров, которые попадают под подозрение. Отследить десяток адресов проще, чем ездить наугад по всему городу и проверять полулегальные сервисы и гаражные кооперативы. То же самое с камерами: они есть везде — в подъездах, на фонарных столбах, домах, в троллейбусах, автобусах, метро и даже машинах такси. А если в такси нет камеры, то его снимет другая камера. Вычислят и поймают, если где-то эти записи не сотрут.

Дорогие машины могут быть опутаны сетью так называемых GSM-маяков — маленьких сим-карт, стоят они по сто долларов максимум. Хороший установщик противоугонных систем установит эти маяки по всему автомобилю, и на их поиск и обезвреживание у угонщиков просто не хватит сил и времени. Есть специальные локаторы, которые улавливают сигналы маяков, но даже они не помогают: маяки выключены до поры до времени. Чтобы их отыскать, даже в специальном гараже, где глушатся все сигналы связи, нужно разобрать машину до винтика. Никто этого делать не будет. «Жить» эта метка в машине может долгие годы, питаясь от маленькой батарейки, а потом вдруг активируется буквально на несколько секунд, получит сигнал тревоги по SMS и передаст ответный сигнал о своем примерном местонахождении.

— Но машины все равно угоняют?

— Конечно, угоняют. Жизнь современного угонщика скоротечна: через три-шесть месяцев он садится в тюрьму. Чаще всего это молодежь, люди, которые даже не разбираются в угонах. Когда «рука» только появлялась, комплект мог стоить от 80 до 100 тысяч долларов, сейчас все это сильно подешевело — до 15-20 тысяч. Конечно, если ты не знаешь никого в этом бизнесе, то купить чемоданчики дешевле 50 тысяч вряд ли получится, но цена тут не имеет особого значения.

Весь бизнес сейчас работает так: нечистые на руки полицейские или бывшие сотрудники органов находят молодых людей, вручают им нужные технические средства, и те угоняют свой первый дорогой внедорожник. Новичок рад, он смог заработать первые несколько тысяч долларов, но даже не подозревает, что его уже взяли на карандаш те же люди, что привлекли в этот бизнес. До какого-то времени угонщики работают, а на них собирается необходимый материал.

— Я слышал, что многие машины угоняют для того, чтобы потом разобрать на запчасти.

— Много лет назад бизнес по разбору запчастей процветал, были трудности с доставкой, долго приходилось ждать ту или иную деталь. Все давно кончилось, теперь это развитая сеть, цены стали приемлемее. Неактуально. Остались только узконаправленные «фарщики», «бамперщики». Они воруют фары, бамперы, рули, подушки безопасности у дорогих моделей машин: в основном те детали, которые легко украсть.

Дешевые автомобили чаще всего воруют «под доноров». Покупают разбитую машину за бесценок, угоняют точно такую же и из разбитой собирают новую при помощи узлов от угнанной. В итоге все VIN-номера остаются «чистыми», но себестоимость такого автомобиля существенно снижается. По статистике угонов, самые популярные — Hyundai Solaris, Kia Rio, Lada, Toyota RAV4, Camry. Они же наиболее востребованы среди покупателей. Но чаще эти люди ленятся, просто вываривают элементы с VIN-номерами и заменяют их на угнанном автомобиле — так быстрее и дешевле. А потом продают автомобиль уже как новый.

Дорогие модели чаще вывозят за рубеж. В основном в страны СНГ, но сегодня наиболее актуальное направление для угонщиков — Сирия. Да-да, много машин, особенно больших американских внедорожников, уходит именно туда. Спрос настолько большой, что часто практикуются псевдоугоны. Кто-то, связанный с этим бизнесом, покупает, скажем, новый Lexus или Cadillac в автосалоне, неспешно находит все противоугонные «жучки», кладет их в багажник и ездит с ними некоторое время. Охранная компания ничего не подозревает, а потом этот внедорожник грузится в контейнер и отправляется в Сирию. Грузят прямо в Москве или другом городе, потом контейнер опечатывается и открывается только в месте назначения. Во время транспортировки, перемещения с поезда на паром и обратно никто не имеет права его открывать — частный груз, коммерческая тайна. На входе и выходе все проплачено. «Хозяин» автомобиля заявляет об угоне, получает страховую выплату по каско, а потом и навар с заказчиков. Само собой, найти такую машину уже никто не сможет.

— Есть какие-то способы защитить автомобиль от угона?

— Есть, но люди — лентяи и не пользуются ими. Например, есть такие сигнализации, когда нужно не только завести машину, но и набрать некий код, чтобы она не заглохла через пару минут прямо на дороге. Как правило, код состоит из нескольких манипуляций: приоткрыть окно, нажать кнопку, закрыть окно и так далее. Узнать алгоритм невозможно, а отключать такую защиту угонщики не будут — зачем, если рядом стоит точно такой же автомобиль. Очень часто те немногие владельцы, которые согласились на установку такой защиты, отказываются от нее через какое-то время — устают каждый раз так заводить автомобиль, приезжают в сервис и отключают функцию. Даже простой механический блокиратор коробки может в итоге стать наиболее действенной защитой от угона. А ведь есть еще такие системы, которые блокируют педаль тормоза в нажатом положении, даже самый простой «костыль», которым закрепляют руль, может спасти. Любой угонщик, столкнувшись с дополнительной проблемой, скорее всего, бросит машину, пойдет на соседнюю парковку и угонит там точно такой же автомобиль.

Кстати, в свое время я вместе с «коллегами» из Польши и Украины участвовал в разработке устройства, которое смогло бы обмануть спутниковые системы слежения. Например, в некой «Газели» стоит передатчик, который отсылает данные о своем местоположении. В угнанной машине к противоугонной спутниковой системе подключается второе устройство, которое посылает в охранную компанию ложные координаты. В итоге полиция преследует «Газель», а твой Porsche Cayenne спокойно уезжает. Сейчас самый продвинутый угонщик — это программист, который сможет придумать еще более совершенное устройство.

Затянувшие пояса

Как иностранные автопроизводители борются за тонущий российский рынок

Фото: Михаил Мордасов / РИА Новости

Наблюдая за отечественным автомобильным рынком, легко впасть в депрессию: за четыре года, миновавших с момента, когда Россия, обойдя Германию, заняла второе место в Европе по продажам машин, этот показатель сократился почти вдвое — с 3 миллионов автомобилей в 2012 году до 1,6 миллиона в 2015-м. Падение нефтяных котировок, валютные колебания и война санкций обернулись для производителей тяжелыми потерями: недели не проходит, чтобы с рынка не ушла та или иная модель, ставшая не по карману покупателям. Уходят и марки целиком, причем как нишевые, вроде испанского Seat, так и массовые — Opel или Chevrolet.

Но не все игроки поддались панике. Пускай годовой прогноз Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) неутешительный — минус 4,7 процента к прошлому году, российский авторынок по-прежнему входит в европейский топ-5. А кризис, каким бы затяжным он ни был, все же временное явление. Концерн, способный сегодня укрепить свои позиции в России, сторицей окупит расходы, когда продажи вновь пойдут вверх.

Такая стратегия — не секрет, поэтому, пережив шоковый 2014-й, когда падение продаж достигало двузначных значений, избавившись от иллюзий скорого восстановления в 2015-м, ряд автопроизводителей продемонстрировал готовность работать в России даже себе в убыток.

О том, как автомобильные компании борются за будущее место под солнцем, инвестируя сотни миллионов долларов в тонущий рынок, рассказывает «Лента.ру»

Ford Sollers: все идет по плану

Спокойнее других на отечественном рынке чувствует себя совместное российско-американское предприятие. Хотя продажи марки в прошлом году упали на 41 процент, Ford Sollers (FS) продолжает реализацию большого инвестиционного плана, связанного с локализацией выпускаемых моделей, принятого еще в докризисном 2011 году.

В марте с конвейера завода двигателей в Елабуге сошел пятитысячный мотор Duratec, объемом 1,6 литра. А в апреле на предприятии FS во Всеволожске, где производятся автомобили Ford Focus и Mondeo, приступили к серийной установке этих ДВС на новый Focus. Это третья модель бренда, оснащаемая российским двигателем — вслед за Fiesta и Eco Sport.

Двигатель Duratec локализован на 45 процентов: блок цилиндров, головка блока и крышка коренных подшипников выпускаются литейным заводом «РосАЛит» и Заволжским моторным заводом (ЗМЗ), а поршень — Костромским заводом автокомпонентов. Алюминий для деталей поставляет компания «Русал», моторное масло — «Лукойл». Этими двигателями предполагается оснащать 30 процентов выпускаемых в России машин.

Отметим, что Елабужский моторный завод был запущен в разгар кризиса в сентябре 2015 года. Объявленная мощность — до 200 тысяч двигателей в год. По словам президента и СЕО Ford Sollers Марка Овендена, это наиболее передовой моторный завод Ford в мире, автоматизация производственных процессов достигает 95 процентов. Общий объем инвестиций в проект достиг 275 миллионов долларов.

Hyundai и KIA: за ценой не постоят

Пока некоторые конкуренты из бюджетного сегмента готовятся паковать чемоданы, корейские производители, напротив, стараются расширить свое присутствие на рынке. Невзирая на убытки, корейцы следуют стратегии сдерживания цен и занимают освобождающиеся ниши.

Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

Согласно отчету компании Hyundai Motor, годовой убыток завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг» (ХММР), расположенного в Санкт-Петербурге, составил 17,6 миллиарда корейских вон (около 1,05 миллиарда рублей). На каждой выпущенной машине Hyundai теряет около пяти тысяч рублей. Однако такие бестселлеры, как Hyundai Solaris и KIA Rio дорожают очень постепенно: в марте они прибавили в цене только 1,7 и 2,8 процента соответственно.

Это приносит свои плоды: в феврале Solaris стал самым продаваемым автомобилем в России, прибавив 1,6 процента — 8310 реализованных машин. В затылок ему дышит KIA: плюс 15,8 процентов, 7017 автомобилей. Отметим, что показатели «корейцев» растут, в то время как, например, Lada Granta, расположившаяся на третьей строчке рейтинга (6335 штук), напротив, потеряла 39,9 процентов продаж.

По мнению ведущего аналитика «Автостат» Алексея Муханова, успехи на других рынках позволяют корейским компаниям не только мириться с убытком, но и запускать в России новые модели. Так, в марте запустили тестовую сборку кроссовера Creta на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге.

Toyota: удваивая мощности

Не мудрствуя лукаво, японская автомобилестроительная корпорация решила действовать наверняка и вложила деньги в локализацию российского бестселлера — кроссовера RAV4, вошедшего в топ-5 самых популярных внедорожников прошлого года. Специально для этого мощность завода Toyota в Санкт-Петербурге в конце 2015 года была увеличена с 50 тысяч до 100 тысяч автомобилей в год. Расширение коснулось цехов и производственных линий, таким образом было создано 800 новых рабочих мест. Общие инвестиции в проект — 7,1 миллиарда рублей.

Запуск производства RAV4 запланирован на август текущего года; кроссовер станет второй моделью, после седана Camry, производимой в Санкт-Петербурге. Toyota, в отличие от большинства конкурентов, может похвастаться хоть и небольшой, но положительной динамикой продаж: в первом квартале 2016 года компания прибавила 0,7 процента в сравнении с 2015 годом. Основной вклад в это внесли модели RAV4, Land Cruiser 200 и Camry.

Great Wall: готовясь к броску

В декабре прошлого года у этой китайской марки было зафиксировано самое большое падение продаж на российском рынке — минус 94 процента. Аналитики предрекали скорый уход бренда, однако китайцы рассудили, что кризис, напротив, может обернуться для них своеобразным трамплином. Great Wall Motors выступила ключевым инвестором индустриального парка «Узловая» в Тульской области (объем инвестиций — 500 миллионов долларов). В конце марта стало известно, что территория парка может получить статус Особой экономической зоны, а это сулит производителю серьезные налоговые льготы. «Узловая» уже вошла в список получателей федеральных субсидий в 2016 году.

Завод Great Wall в Тульской области запускается в 2018 году — цеха штамповки, сварки, окраски и сборки, а также запчастей. Объявленная мощность — 150 тысяч автомобилей в год, 2500 рабочих мест. Предприятие будет производить 4 модели внедорожников суббренда Haval. К этому моменту планируется наладить дилерскую сеть.

Ориентация на экспорт

С падением спроса на машины внутри страны сам собой разрешился вопрос, долгое время не дававший покоя российским автомобилистам: являются «отечественные иномарки» настоящими иномарками в плане качества или нет? Утвердительный ответ был дан в августе прошлого года, когда завод Hyundai в Санкт-Петербурге приступил к сборке автомобилей для Ливана и Египта.

Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»

Экспортный сценарий оказался привлекательным для иностранных производителей в России, не желающих «портить» отлаженное производство в ожидании, когда рынок пойдет на поправку — сокращать рабочих и консервировать мощности. В январе 2016 года заинтересованность в экспорте выразил Ford, следом Renault заявил о намерении наладить поставки выпущенных «АвтоВАЗом» автомобильных кузовов на предприятие в Алжире. Экспорт планируется начать уже в этом году, однако конкретные цифры не называются — сообщается только, что речь идет о тысячах кузовов в год. Второй участник франко-японского альянса, компания Nissan, также рассматривает возможности российского экспорта — в страны Скандинавии и Восточной Европы.

В апреле Минпромторг опубликовал постановление: автозаводы, работающие в рамках соглашений о промышленной сборке, смогут получить субсидии для компенсации расходов на транспортировку и сертификацию машин. Если федеральное правительство это утвердит, производителям предоставят стопроцентное покрытие расходов на сертификацию автомобилей и 80-50-процентную компенсацию затрат на транспортировку машин.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector