38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто и как ремонтирует региональные дороги в Украине

Кто и как ремонтирует региональные дороги в Украине

Статья о региональных дорогах в Украине — их состояние, эксплуатация, ответственность за ремонт. В конце статьи — видео о дорогах в регионах Украины.

Содержание статьи:

  • Не дороги, а направления
  • Дорожный фонд
  • Какие меры спасут дороги
  • Ответственность областных администраций
  • Видео о региональных дорогах в Украине

Киевские чиновники публично признали состояние украинского дорожного полотна плачевным, но поделились новой, масштабной программой развития автомобильных дорог, которая началась уже с 2018 года. Кто, каким образом и за чей счет будет осуществлять ремонт, рассмотрим в следующем обзоре.

Не дороги, а направления

После ревизии 170 000 км дорожного хозяйства выяснилось, что дорог-то в стране фактически не существует. Лишь 2-3% из них можно назвать относительно соответствующими нормативному состоянию, остальные же трассы больше представляют руины, чем проезжую часть.

Хотя на 2018 год на ремонт выделена феноменальная для страны сумма в 44 млрд. гривен (по сравнению с 5,3 млрд. гривен в прошлом, 2017 году), аналитики называют ее несущественной, так как большинство трасс не видело ремонтных работ более 30 лет.

Государственное агентство «Укравтодор» озвучило следующие цифры несоответствия законодательным нормам автодорожного хозяйства Украины:

  • нормам прочности — 39% дорог;
  • нормам ровности — 51% дорог;
  • техническим параметрам и нагрузке — 9,6 тысяч мостов;
  • капремонта требуют 1923 моста.

Оценили украинские дороги и международные эксперты, которые присвоили им 137 место из имеющихся в рейтинге 144 мировых стран. Из-за недофинансирования, коррупции в государственных органах и отсутствия контроля над данной сферой автомобилисты сейчас могут передвигаться по трассам со скоростью не более 25 км/ч.

Дорожный фонд

Реформой начался 2018 год для Украины, где начала функционировать новая структура — государственный дорожный фонд. Если ранее дорожные сборы отправлялись в общий бюджет, откуда в процессе распределения практически не доходили до дорожного хозяйства, то благодаря фонду ожидается грамотное распределение финансов, увеличение расходов на ремонт и реконструкцию, и, может быть, даже на строительство новых дорог.

Последний пункт является особенно болезненным вопросом, так как для достаточно внушительной территории количество дорог просто смехотворно. В Германии, например, которая вполовину меньше Украины по площади, дорог больше в 4 раза. Даже соседняя Польша протяженностью своих трасс превышает в два раза.

Хотя «Укравтодор» рассматривает возможность постройки концессионных дорог, построенных на средства частных инвесторов, для разработки этого направления потребуются изменения законодательной базы, анализ дорожного трафика и проведения тендера на выполнение работ. Кроме того, окупит себя подобная трасса не ранее, чем через 25-3 лет при условии активного трафика в минимум 15 000 автомобилей. Учитывая данные нюансы, Украине не следует рассчитывать на платные автобаны в ближайшие годы.

Пополняться дорожный фонд будет из следующих источников:

  • акцизы с транспорта, местного и импортируемого топлива;
  • пошлина на импортируемый транспорт и нефтепродукты;
  • оплата, взимаемая с перегруженных автомобилей, следуемых по национальным дорогам;
  • плата за проезд по платным дорогам, построенным на средства частных инвесторов;
  • целевые кредиты;
  • добровольные пожертвования физических или юридических лиц, национальных или международных.

Министерство инфраструктуры ожидает только с топливных акцизов получать по 35-40 млрд. грн. ежегодно Правда, данный расчет был произведен в евро, по отношению к которому гривна уже потеряла в цене на 40%. Поэтому чиновники сделали оговорку: в этом году фонд получит от акцизов и ввозной пошлины лишь 50%, в 2019 году уже 75% и, наконец, к 2020 году он должен обрести максимальное финансирование.

Александр Кава из Государственного агентства автомобильных дорог уверен, что с созданием фонда ситуация с дорогами переменится коренным образом. Получаемые от автомобилистов средства за пользование дорогами теперь будут защищены от нецелевого использования, а новая нормативная база позволит направить их только на ремонт и содержание дорожного хозяйства.

Какие меры спасут дороги

Первоочередной причиной дорожных проблем страны является недофинансирование и десятилетия халатного отношения к их содержанию. Однако премьер-министр Гройсман сообщил об утверждении особой программы развития автомобильных дорог, запланированной на 2018-2022 годы. Первым ее этапом является создание дорожного фонда, который уже начал свою деятельность.

Вторым – пересмотр строительных стандартов и технологий, применение качественных материалов. В стране есть примеры надежных подрядчиков, как, к примеру, на трассе Батурин-Глухов, чья работа и после десятилетия эксплуатации в суровых погодных условий не вызывает нареканий.

Одновременно следует отказаться от так называемого «ямочного» ремонта, которым так грешат в Украине. В любой европейской стране при появлении на дороге или, тем более, на автобане выбоины снимается большой участок аварийного полотна и полностью заменяется на новый. Тогда как в Украине нередко можно увидеть, как рабочие под дождем или снегом засыпают яму щебенкой, чтобы уж назавтра она стала лишь еще больше.

Глава «Укравтодора» Славомир Новак заявил, что агентство к 2020 году полностью откажется от проведения такого рода ремонтов, перейдя на европейскую практику. Это потребует освоения новых технологий, приобретения соответствующей техники, а также переподготовки рабочих, поэтому на реализацию этого стратегического решения потребуется некоторое время. Ведь поставленная цель оправдывает свои средства, так как в долгосрочной перспективе приведет к экономии за счет продления срока эксплуатации дорожного полотна.

Третий этап – контроль над эксплуатацией дорог, в том числе регулирование проезда грузового транспорта, соблюдение весовых норм, введение больших штрафных санкций за перегруженный транспорт. Дороги обязательно предстоит оснастить контрольно-весовыми пунктами, с помощью которых можно будет определить перегруз и выписать водителю штраф, который также пополнить дорожный бюджет.

В данный момент в стране насчитывается около трех десятков таких пунктов, из которых лишь 8 функционируют в круглосуточном режиме. Как показывает практика, несмотря на наложенный еще в 2015 году запрет на движение транспорта массой свыше 40 тонн и контейнеровозов массой более 46 тонн, грузоперевозчики не следуют требованиям, а патрульная полиция не штрафует за вопиющие нарушения.

Ответственность областных администраций

Обширная программа реформирования дорожной отрасли включает также пункт о децентрализованной ответственности за дорогами. Дороги территориального значения планируется передать на баланс областей вместе со средствами на их содержание. Речь идет о трассах, пролегающих между районными и областными административными центрами, а также городами областного значения. Сейчас в областях наблюдаются большие проблемы с использованием направляемых бюджетных средств.

И хотя в том числе деньги были направлены на приведение в относительный порядок трасс национального и международного значения, регионы отчаянно нуждаются в экстренной помощи. Поэтому министр инфраструктуры Владимир Омелян запланировал брифинг с обсуждением текущей ситуации и публичным оглашением тех областей, которые нерационально распоряжаются настолько дефицитными дорожными средствами.

Ожидается, что вследствие введения децентрализованной системы Укравтодор снимет с себя полномочия по отслеживанию освоения бюджета и процессу восстановления работ, оставив за собой только 50 000 км всех дорог страны. Распределение средств по регионам будет осуществляться, исходя из протяженности находящихся на балансе дорог.

Владимир Омелян сообщил, что в течение ближайшего десятилетия абсолютно все дороги страны будут приведены в нормативное состояние. На данный момент «Укравтодор» сумел отремонтировать порядка 2 000 км, что крайне мало в контексте предстоящего объема работ, но беспрецедентно много именно для Украины.

Видео о региональных дорогах в Украине:

Ремонт дорог в Украине: где, когда, за сколько

В этом году беспрецедентные суммы будут направлены на ремонт украинских дорог. Но даже очередные финансовые рекорды не могут исправить плачевное состояние отечественных трасс и шоссе

Миллиарды

Рекордное финансирование поступит в этом году на ремонт и строительство дорог в Украине. Более 50 миллиардов гривен получит в 2019 году недавно созданный Государственный дорожный фонд. Об этом на одном из недавних заседаний Кабинета министров Украины заявил руководитель «Укравтодора» Славомир Новак. Мало того, с учетом средств международных финансовых организаций эта сумма увеличивается до около 55 млрд гривен.

Правда, не вся сумма, которая поступит в Государственный дорожный фонд, будет использована на дороги «Укравтодора». Служба сможет оперировать только 33,4 млрд гривен. Остальные деньги уйдут в виде субвенций на дороги местного значения, за которые отвечают облгосадминистрации (14,6 млрд гривен), и на разнообразные цели, направленные на повышение безопасности на дорогах (2,1 млрд гривен).

И еще одна правда состоит в том, что даже не все 33,4 млрд грн, которые останутся у «Укравтодора», будут направлены непосредственно на ремонт и строительство дорог. В первую очередь 8,5 млрд гривен будут направлены на погашение долгов «Укравтодора» за предыдущие годы. Кроме того, 6,1 млрд грн будут использованы на текущий мелкий ремонт и эксплуатационное содержание путей.

Таким образом, непосредственно на ремонт, реконструкцию и строительство новых дорог государственного значения, которые находятся в ведении «Укравтодора», остается только 17,4 млрд гривен.

Инфографика Татьяны Кравченко/Delo.ua

В частности, в текущем году больше всего средств — 4 млрд гривен — планируется направить на реализацию проекта GO Highway — ремонт трассы, которая соединяет порты Черного и Балтийского морей, в частности от Одессы до Гданьска. В «Укравтодоре» утверждают, что за два предыдущих года службе удалось полностью отремонтировать GO Highway на участке Львов — Тернополь, а также наиболее разрушенные участки в Винницкой и Черкасской областях. В этом году будет продолжен ремонт во всех областях, где проходит эта дорога, чтобы уже в следующем году полностью завершить первый этап GO Highway на участке Львов — Умань.

Кроме того, в 2019 году параллельно начнется ремонт части этого проекта, который проходит по трассе М-05 Киев — Одесса. В частности, начаты работы в Черкасской области — от границы с Киевской областью и по направлению на юг. Также на М-05 в Одесской области планируется ремонт моста через Хаджибейский лиман, где работы были заморожены еще в 2008 году.

Примечательно, но вышеуказанная часть дороги Киев — Одесса на юг будет отремонтирована с использованием цементобетона. В «Укравтодоре» объясняют это двумя причинами — дефицитом качественных битумов, а также высокой интенсивностью движения на этом шоссе.

Кроме того, бетон будет использоваться и при ремонте других трасс, в частности Н-31 Днепр — Решетиловка. В 2019 году на этот проект будет направлено 2 миллиарда гривен. В «Укравтодоре» утверждают, что эта новая дорога обеспечит качественное сообщение Днепра с Киевом.

Также бетонные технологии будут применяться при ремонте трассы Н-14 Николаев — Кропивницкий, на обновление которой будет использован один миллиард гривен. В «Укравтодоре» обещают, что в этом году будут закончены работы в пределах Кировоградской области, а в Николаевской области будет начат капитальный ремонт. По сути, это будет строительство новой бетонной дороги, отмечают в службе.

Особое внимание в «Укравтодоре» планируют уделить дорогам на востоке и юге страны. В частности, еще по одному миллиарду гривен будут направлены на ремонт дорог Н-08 Запорожье — Мариуполь и Р-51 Мерефа — Павлоград. Кроме того, 1,5 миллиарда гривен будет направлено на завершение ремонта коридора М-15 Одесса — Рени.

Не забывают власти и про дороги на западе страны. В 2019 году в рамках специального инвестиционного проекта будет направлено 500 млн гривен на дороги Львовской области.

Много работы

В 2016-2018 годах в дорожное хозяйство из всех источников финансирования были направлены десятки миллиардов гривен средств на восстановление 6,8 тысяч км дорог общего пользования, в частности, в 2016 году — 0,9 тысяч км, 2017 — 2,1 тысяч км и 2018 — 3,8 тысяч км.

К примеру, за последние годы были отремонтированы целые дороги или некоторые участки на них на Р-46 Харьков — Ахтырка, Т-19-07 Шостка — Кролевец, М-15 Одесса — Рени, Н-17 Львов — Радехов — Луцк и так далее.

По данным «Укравтодора», на конец 2018 года около 14 тысяч км дорог государственного значения нуждались в ремонте. При этом в капитальном ремонте нуждались около 5,9 тысяч км, а в текущем — около 8,1 тысяч км. В службе отмечают, что в первую очередь нуждаются в ремонте такие трассы, как Н-14 Александровка — Николаев, Н-11 Днепр — Николаев, Н-09 Мукачево — Львов, Н-08 Борисполь — Запорожье и так далее.

Инфографика Татьяны Кравченко/Delo.ua

По расчетам «Укравтодора», для того, чтобы провести капитальный ремонт на всех участках дорог в течение 2019-2022 годов, необходимо выделять на эти цели около 99-123 млрд гривен ежегодно. А для текущего ремонта — 8-12 млрд гривен также ежегодно.

Безумие цифр

Выделенных в этом году в Государственный дорожный фонд 55 млрд гривен однозначно мало для ремонта украинских дорог, считает эксперт консалтинговой компании BRDO Владислав Притоманов.

«По нашим расчетам, в целом необходимость в финансировании ремонта дорог составляет от 2 до 5 триллионов гривен. Для этого надо выделять от 200 до 500 миллиардов гривен на протяжении 10 лет. Эти суммы колеблются в зависимости от того, хотим ли мы просто привести в порядок дороги, до того, хотим ли их отремонтировать до состояния «как в Германии». При этом в эту сумму входит только ремонт имеющихся дорог без строительства новых», — рассказывает он.

При этом председатель общественной организации «Развитие инфраструктуры» Станислав Гвоздиков считает, что для поддержания дорожной инфраструктуры в приемлемом состоянии, стоит прислушаться к совету, который пару лет назад дал Всемирный Банк.

«Тогда он рекомендовал нам внедрить весовой контроль на дорогах и постоянно обновляемую систему мониторинга состояния дорог. После чего тратить на текущие и капитальные ремонты до 140 миллиардов гривен в течение 2018-2020 годов. Из них 47 миллиардов гривен стоило направить на национальные и международные дороги, которые должны были стать ключевыми приоритетами, — рассказывает он. — Что из этого вышло? За четыре последних года мы потратили 93 миллиарда гривен и, к сожалению, так и не запустили весовой контроль и рекомендуемую систему мониторинга состояния дорог».

Мало того, даже после создания Государственного дорожного фонда в прошлом году, не сильно резко возросло финансирование дорожного хозяйства, продолжает Станислав Гвоздиков.

«В 2017 году на содержание и текущий ремонт существующих дорог по всей Украине было выделено 9,8 млрд грн, а в 2019 году — 11,8 млрд грн. То есть средств стало выделяться всего лишь на 15% больше, — продолжает он. — Более существенно увеличилось финансирование строительства или капитального ремонта — с 2,2 миллиарда гривен в 2017 году до более чем 10 миллиардов гривен в 2019 году (по данным «Укравтодора», 17,4 млрд грн, — Delo.ua). Но этих денег хватит только для того, чтобы начать строить или ремонтировать 6-8 дорог. Правда, за последние годы увеличились и расходы на выплаты по ранее взятым кредитам — с 5,3 миллиардов гривен в 2017 году до 8,5 миллиардов гривен в 2019 году».

Эксперт автодорожной отрасли, экс-советник председателя «Укравтодора» Андрей Мартенс рассказывает, что в целом в 2018 году в Украине на ремонт и строительство дорог было запланировано направить 24,4 млрд грн на 1569 км.

«Но фактически было выполнено работ на сумму 22,63 миллиарда гривен и введено в эксплуатацию 1412 км дорог, — рассказывает он. — Правда, 2018 год был переходным и новаторским, в основном в части децентрализации и создания Государственного дорожного фонда. В первую очередь в выигрыше оказались местные дороги, получившие беспрецедентное финансирование в размере почти 12 миллиардов гривен. Тот год дал сигнал к появлению на рынке строительства, ремонтов и эксплуатации новых компаний-игроков».

Андрей Мартенс обращает внимание на то, что в целом в 2019 году на ремонт и строительство дорог государственного значения запланировано направить 25,3 млрд грн. «Но почему-то в 2019 году стоимость всех видов работ возросла, в некоторых случаях в два раза», — говорит он.

Владислав Притоманов оценивает действия правительства в последние годы, направленные на ремонт дорог, кардинально позитивными, но не достаточными.

«Создание и работа Государственного дорожного фонда и передача части дорог на уровень облгосадминистраций — это первый шаг к конкуренции и независимости финансирования на рынке. Кроме поверхностного понимания, что это прозрачные деньги, ибо видно, откуда они берутся — от акциза за продаваемое топливо, и того, что есть ответственный за те или иные дороги — конкретно тот или иной председатель облгосадминистрации, тот или иной облсовет или горсовет, это привело к еще трем позитивным моментам. Во-первых, это независимость финансирования, что, в свою очередь, влияет на то, что подрядчик гарантированно получит деньги за свою работу. Во-вторых, это привело к конкуренции между проектами и областями за финансирование. В-третьих, это гарантия того, что не уменьшится финансирование дорог».

Вместе с тем Станислав Гвоздиков считает, что сегодня ремонт дорог в Украине проводится без изучения состояния трассы до ремонта и без мониторинга ее состояния после ремонта.

«Соответственно, не ясно, в плохом состоянии была дорога и улучшилась ли она после ремонта. Это создает коррупцию в огромных масштабах, — считает он. — Цифровизация существующей в «Укравтодоре» системы сбора, обработки и предоставления геоданных и электронное взаимодействие на базе системы электронного взаимодействия государственных электронных информационных ресурсов «Трембита» могла бы обеспечить: ремонт действительно плохих дорог, а не ежегодное списание бюджетов на ремонт одних и тех же дорог; оплату подрядчикам только за фактически выполненные работы надлежащего качества, а не безвозвратное авансирование фирмам-однодневкам; дополнительные средства на строительство дорог европейского качества от МФО».

Станислав Гвоздиков отмечает, что при текущем среднегодовом финансировании в 25 млрд гривен и с условием того, что в Украине заработал бы жесткий весовой контроль грузовиков и мониторинг состояния дорог, приведение более 44 тысяч км дорог государственного значения в порядок заняло бы от 50 до 100 лет.

«За 25 миллиардов гривен в течение года в Украине можно построить 218 км полностью новых дорог, ведь, согласно тендерной документации, стоимость километра дороги составляет на сегодня около 115 миллионов гривен за 1 км, — продолжает он. — Но можно отремонтировать и 834 км, если менять только первые два слоя асфальта. В таком случае километр обходится примерно в 30 миллионов гривен. Если же менять только верхний слой, то можно отремонтировать 1500-2500 км».

Есть вопрос и относительно технологий, применяемых при ремонте и строительстве дорог, решить который необходимо чиновникам.

«Строительство бетонных дорог — недешевый способ обеспечить стабильное качество дорожного полотна на длительный период времени. Ведь нужно помнить о том, что вместо каждого километра бетонной дороги можно построить 1,8 километра дороги с асфальтовым покрытием. И срок окупаемости бетонной дороги, по сравнению с асфальтовой, начинается после 8-10 лет эксплуатации, что подходит скорее для строительства под долгосрочные кредиты МФО», — считает Станислав Гвоздиков.

Трудные советы

В целом Андрей Мартенс считает, что для того, чтобы улучшить ситуацию в дорожной отрасли необходимо предпринять несколько шагов со стороны правительства. «Стоит продолжить децентрализацию дорог, в частности, местные дороги надо передать вместе с финансированием ныне создаваемым громадам, — говорит он. — Также необходимо ликвидировать ГАК «Автомобильные дороги Украины», а его структурные подразделения (филиалы) продать или сдать в аренду с правом выкупа профильным компаниям или трудовым коллективам на конкурентных, рыночных условиях. Кроме того, стоит реструктурировать и оптимизировать структуру Укравтодора».

Вместе с тем Владислав Притоманов думает, что для того, чтобы украинские дороги после ремонта не разрушались раньше положенного срока, необходимо дабы «Укравтодор» составил план строительства и не отклонялся от него 5 лет (а облгосадминистрации — 3-5 лет), перенял принципы управления инфраструктурными проектами у мировой практики, принял критерии отбора и процесс проведения конкурса от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития, а также ввел принцип технологической нейтральности и отказался от смет.

В то же время Станислав Гвоздиков считает, что для решения вышеуказанной задачи необходимо предпринять несколько действий со стороны правительства.

«Во-первых, стоит внедрить прозрачный алгоритм распределения финансирования по областям на содержание дорог по единой формуле. Если следовать логике, то при распределении денег на поддержание дорог надо делать привязку к протяженности дорог, которые надо обслуживать в каждой конкретной области Украины. В результате чем больше дорог в области, тем больше должно быть финансирование. Дороги не должны зависеть от того, «винницкие» при власти или «криворожские», — говорит эксперт. — Во-вторых, стоит запрашивать финансирование от МФО, поскольку при нынешнем финансировании отрасли без инфраструктурных инвестиций от этих организаций достичь заметного результата невозможно. В-третьих, нужна гарантия на сделанные дороги не менее 10 лет при прозрачном распределении средств на их содержание.

Прозрачность и эффективность станет дополнительным стимулом для мировых финансовых институций инвестировать в нашу инфраструктуру. В-четвертых, экспертизу качества содержания дорог нужно отдать на аутсорсинг. Например, предложить европейским компаниям. В таком случае инвесторы будут уверены в эффективности вложения средств и их скором возврате, а также смогут оперативно корректировать объемы вливаний в украинскую инфраструктуру в зависимости от результатов экспертиз. Все это требует несложных правок в законодательство».

Дай дорогу: Кто и как чинит сельские дороги?

Кто должен контролировать состояние сельских и региональных дорог? И на каком этапе находится их восстановление?

В 2014 году в популярной британской телепередаче об автомобилях TopGear украинские дороги окрестили «путешествием из ада». Причина всему — печальное состояние отечественных трасс, не говоря уже о сельских дорогах. Ведущий Джереми Кларксон, проводивший тогда экспедицию с юга на север страны, отметил, что в Украине дорог нет вообще, только сплошные ямы.

Это и неудивительно, ведь у балованных англичан при государственном транспортном департаменте работает целый комплекс статистических данных по The Road Condition Indicator (RCI), по которому определяют состояние дорог, перегруженность и количество траффика. Все данные находятся в открытом доступе, а годовой отчет со сравнением к 10-летней давности можно найти на правительственном сайте. Исходя из этих данных, государство принимает решение о ремонтных работах. Стоит отметить, что примерно 80% — это дороги класса «B» и «C» — то есть местные и сельские, и мало какие из них находятся в плохом состоянии.

Стыдно и видно

В течение 10 лет строительство, капитальный ремонт и реконструкция дорог в Украине почти не проводились. Наибольший процент дефектов, обнаруженных на ремонтах дорог в 2017 году, был зафиксирован в Донецкой, Луганской и Николаевской областях.

Причин такому состоянию уйма. Начиная от недофинансирования основного дорожного фонда, заканчивая приоритетностью магистралей международного значения над межобластными соединениями. Это учитывая, что стоимость 1 км дороги оценивается до 3 млн грн. Денег хватало пока в основном на косметические и ямковые ремонты. Хотя ямковые ремонты считаются временной экстренней мерой для проезда машин на аварийном участке дороги.

Кстати, деньги тут тоже важный фактор — мало просто выделить средства, нужно проследить их эффективное использование. На деле многие подрядчики экономили на стройматериалах, в результате получили халтурные дороги, которые не выдерживали даже гарантийные пару лет. Все погрешности приходилось «латать» за государственный счет.

Кроме того, на дорогах сказалась и география военных действий на востоке, и перегруженность автомагистралей грузовым транспортом, за которую особо не штрафовали.

Так кто чинит дороги?

С 2018 года «Укравтодор» ответственный за ремонт и содержание дорог только государственного значения — 46,9 тыс. км. Средства для ремонта дорог местного значения — 123 тыс. км — передаются в областные государственные администрации.

Проще говоря, ремонтом сельских дорог должны заниматься облгосадминистрации, которые и перенаправляют средства внутри области. Далее выбирают подрядчика через систему тендерных закупок ProZorro. Все действия подрядчика контролируют местные органы.

Кто за это все платит?

По финансовому ресурсу есть два основных источника подачи денег на дороги — это Государственный дорожный фонд и областной бюджет. Дорожному фонду поступает 50% поступлений от акцизов на топливо, специальных пошлин и штрафов за такие нарушения, как превышение лимита веса. Еще одним источником средств для ремонта дорог является так называемый «таможенный эксперимент», когда половина сверхплановых поступлений от работы таможни идет на дорожные потребности.

«Источниками финансирования ремонтных работ, строительства и реконструкции местных дорог и улиц коммунальной собственности в населенных пунктах могут быть средства местных бюджетов и субвенции из госбюджета на местные бюджеты», — пояснили нам в «Укравтодоре».

В этом году на ремонт и строительство дорог будет направлено около 32 млрд грн из Государственного дорожного фонда. Из этой суммы на ремонт дорог местного значения уйдет 11,5 млрд грн. При этом некоторые области получат больше, некоторые — меньше, в зависимости от общего состояния дорожного покрытия.

Что уже сделано?

И действительно, если посмотреть отчеты деятельности областных администраций, ремонты дорог проводятся, причем как межобластного значения, так и сельских соединений.

Кстати, ввели и новые стандарты качества дорог. Для среднего и промежуточного ремонта — гарантия до 5 лет, для капитального — до 10 лет. Причем все дороги, сделанные с начала 2017 года, — качественные, поскольку теперь все «косяки» подрядчики исправляют за собственный счет.

Начиная с 2016 года, правительство стартовало программу восстановления автодорог. В 2016 году восстановлено 900 км дорог, в 2017-м — уже более 2100 км. Это наибольшая протяженность дорог, которая отремонтирована с 2005 года. Самые высокие показатели по качеству дорог в результате государственных проверок оказались во Львовской, Винницкой и Одесской областях.

Достичь этого удалось по большому счету благодаря закону о децентрализации, который расширил полномочия местных органов власти. Чем больше бюджетных средств будет поступать в казну, тем больше будут мобилизировать на инфраструктурные объекты. Вот, к примеру, 6 областей по самым высоким и низким показателям качества дорог за прошлый год:

Винницкая область

Государственный дорожный фонд — 623 млн грн

По последним данным в Винницкой области на спецфонд перечислено 29,5 млн грн на ремонт дорог. Такую сумму удалось получить за счет перевыполнения плана объема ежемесячных показателей поступлений таможенных платежей. А с конца марта госпредприятие «Винницкий облавтодор» сообщило о 22 тыс. м 2 починенных участков дорог в области, с начала 2018 года этот показатель составил 97 тыс. м 2 , из которых местного значения — 1,6 тыс. м 2 .

Львовская область

Государственный дорожный фонд — 583 млн грн

На территории Львовской области есть более 6500 км автодорог местного значения. В частности, в сельской местности — почти 5700 км. На дороги общего значения предусмотрели 251,9 млн грн из областного бюджета. Также органы местного самоуправления по состоянию на 1 июня предусмотрели из своих бюджетов 25,7 млн грн на дороги общего пользования местного значения.

Одесская область

Государственный дорожный фонд — 470 млн грн

Служба автомобильных дорог в Одесской области передала на баланс Одесской ОГА 5,5 тыс. км дорог местного значения. Из них 1,5 тыс. км — областного значения и 3,9 тыс. км — районного. На балансе службы осталось 2,8 тыс. км автодорог. Среди них:791,5 км — дороги международного значения; 96,9 км — национального; 607,3 — регионального и 1,2 тыс. местного значения.

В этом году уже открыли 44 км дороги Спасское-Вилково и заканчивают ремонт 139 км трассы Одесса-Рени. Всего до конца 2017 года должны привести в порядок 347 км автодорог. Сейчас на ремонт всех дорог в Одесской области нужно 36 млрд грн.

Николаевская область

Государственный дорожный фонд — 657 млн грн

В этом году будет восстановлено около 4000 км дорог. Основные суммы предусмотрены для капитального ремонта Александровка-Кропивницкий-Николаев общей протяженностью 11,8 км, поточных ремонтов Днепр-Николаев (через г. Кривой Рог) общей протяженностью 30,6 км, Николаев-Парутино-Очаков-база отдыха «Черноморка» общей протяженностью 15,6 км.

Выделенные из областного бюджета средства размером 147,9 млн грн будут направлены на дострой дороги Калиновка-Снигиревка, начатой в 2017 году, и ремонт дорог местного значения.

Донецкая область

Государственный дорожный фонд — 557 млн грн

Ситуация в области в плане дорог, где ведутся военные действия, крайне непростая. Всего на балансе области есть 1865 км дорог государственного значения, из которых на подконтрольной территории — 1146. Нуждаются в ремонте почти 480 км, это ориентировочно стоит около 6-7 млрд грн. В этом году выделено 1,3 млрд грн на восстановление дорожного покрытия. Некоторые работы уже стартовали, в частности, в планах департамента развития базовых отраслей промышленности замкнуть маршрут на Луганск, будут завершены работы на участке дороги Торское-Кременная, выход на Северодонецк и отремонтирована дорога Лиман-Заречное.

Луганская область

Государственный дорожный фонд — 352,6 млн грн

На баланс структурного подразделения передано 146 областных автодорог протяженностью 1731,9 км и 470 районных автодорог протяженностью 2216,1 км.

В частности, на текущий мелкий ремонт и эксплуатационное содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения предусмотрено выделить 140 млн грн, на текущий средний ремонт — 140 млн грн, которые будут направлены на восстановление четырех участков общей протяженностью 23,5 км. Кроме того, на капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения предусмотрено выделить 71,7 млн грн на восстановление трех мостов и одного участка автомобильной дороги протяженностью 5,5 км.

Валентин Резниченко, глава Днепропетровской ОГА:

«Децентрализация дала толчок для качественных изменений украинских автодорог. Четкое распределение ответственности за дороги между центральными органами и властями на местах позволяет обеспечить адресное направление средств. В этом году впервые в истории балансодержателем дорог общего пользования местного значения стали облгосадминистрации. В частности, на баланс Днепропетровской ОГА перешли более 6 тыс. км «укравтодоровских» дорог. Теперь отвечаем за их ремонт, обслуживание и содержание. Финансирование — за счет средств Государственного дорожного фонда».

Иван Кавчак, первый заместитель председателя Верхнянской ОТГ, Ивано-Франковская область:

«Каждая яма — это бельмо на глазу. Население где-то видит, что изменения есть, но один вопрос звучит на всех уровнях: почему не делают центральные дороги? В прошлом году мы даже выделили 1,4 млн грн. Должны были делать дорогу и в Зборе, и в Станьковой, и в Неговцах. Инфраструктурная субвенция нам пришла как капитальный трансфер, а Служба автомобильных дорог не проводит капитальный ремонт дорог, а только текущий. Поэтому эту субвенцию мы не можем направить на капремонт».

Михаил Федоров, председатель Росохацкого сельского совета, Ивано-Франковская область:

«Ранее предполагалось, что все дороги, где есть транспортное сообщение, относятся и обслуживаются «Укравтодором» и его областными отделениями. На данный момент, с 1 января 2018 года, есть изменения, на ремонт дорог можно частично использовать средства общины. Конечно, между селами мы финансово не в состоянии положить дороги, но есть надежда, что хотя бы в селе сможем теперь за местные средства сделать дороги. А межсельские и межрайонные дороги пусть уже государство ремонтирует».

Как ремонтируются дороги в Украине

Официально: половина дорог в Украине уничтожена и требует немедленного капитально горемонта. Лишь 2% дорог в состоянии выдержать без последствий тяжелые автопоезда. Что делает государство для исправления ситуации?

По-настоящему хороших дорог у нас лишь несколько. На карте ниже они обозначены зеленым.

С запада на восток это дорога Чоп-Киев, которая за столицей переходит в трассу Киев-Харьков.

С севера на юг можно относительно нормально доехать из Чернигова в Киев, и далее по дороге вечной реконструкции — в Одессу. Плюс еще несколько трасс, среди которых стоит отметить «варшавскую» на Коростень-Сарны-Ковель и «московскую» на Батурин-Глухов.

Если вы с них ненароком съехали: привет, СТО! Можно легко влететь в неожиданную яму. Даже когда вы знаете, что дорога плохая, но, наконец, появляется нормальный кусок асфальта, у вас нет сил ползти 40 км/ч — и вы давите на газ.

«Вот, черт!» — кричите вы, но уже поздно. Яма показалась словно из ниоткуда, и шина разорвана в клочья. Хорошо, когда только шина.

Карта «Состояние автодорог Украины», разработанная командой сайта «Дороги Украины», хорошо иллюстрирует состояние дел.

Ездить по большинству дорог возможно на скорости менее 70 км/ч, по остальным вы и вовсе будете ползти — 30-40 км/ч.

Почему так случилось?

Одна из причин — фуры, которые вызывают серьезные нагрузки на дорожное покрытие. При этом грузовиками в Украине перевозится пятая часть всех товаров.

С 2006 года количество грузовых автомобилей у нас выросло в 2,5 раза.

По данным Мининфраструктуры, большинство отечественных дорог способно выдерживать нагрузку не более 7 тонн на ось. Обычно грузовой автомобиль имеет 2-3 или 5 (фура с прицепом) осей.

Только 24% дорог рассчитаны на грузовые авто весом до 36 тонн. И только 2% украинских трасс не разрушаются (по утверждению, напомним, министерства), если по ним проедет тяжеловесная фура — до 40 тонн.

Другая причина — хроническое отсутствие средств на ремонт и низкое качество ремонтов.

“К сожалению, в последние годы Госагентство автодорог переживает критическое недофинансирование, — пожаловались ТЕКСТАМ а в Укравтодоре. — Средства поступают по остаточному принципу, что делает невозможным планирование работ на несколько лет вперед.

«В результате — половина дорог в Украине уничтожена и требует немедленного капитально горемонта.

Также нужно проводить реконструкцию, ведь 2% дорог, предназначенных для тяжеловесных фур, — это ничто.

Количество грузовых перевозок ежегодно увеличивается. Украина стремится использовать свой транзитный потенциал, поэтому постоянно ограничивать движение грузовиков — не выход.

Однако ежегодно эти грузовики уничтожают «остатки» дорог.

Когда перестали ремонтировать дороги?

В Мининфраструктуры утверждают, что с 2011 по 2015 годы реконструкцию и капитальный ремонт дорог почти не проводили. Осуществляли только плановое латание дыр.

В целом на протяжении этих четырех лет отремонтировали не более 2 тыс. км. При этом минимальная годовая потребность — 5 тыс. км.

С каждым годом недостаточный ремонт дорог и неправильная эксплуатация привели к тому, что все украинские дороги не отвечают современным требованиям прочности и ровности.

В 2016 году ситуация немного изменилась, но продолжают проводить только текущий средний ремонт.

Объемы работ увеличились, но не достигли минимальной потребности. Если же не выполнять минимальные нормы, то в ближайшее время не останется вообще хороших дорог, придется восстанавливать всю сеть.

Почему не проводят надлежащий ремонт?

Строить и ремонтировать дороги — дорого. Цена в каждом конкретном случае может отличаться в разы.

Для понимания порядка цифр приведем пример: Винницкий автодор взял у государства 159 000 грн за ремонт 7 км дороги Кинашев-Клебань-Ладыжин. Этот путь территориального значения Т 0237 соединяет райцентры, он узкий и не приспособлен для движения тяжелых фур, поэтому ремонт — дешевый.

Год назад чиновники Мининфраструктуры говорили, что для восстановления всех дорог ежегодно нужно выделять от 50 до 100 млрд грн в течение 10-20лет.

В этом году на ремонт дорог из всех источников финансирования предусмотрено 10,4 млрд грн.

Bозьмем, например, недавно завершенный ремонт дороги в окрестностях города Острог, дорога регионального значения Р-05 Городище — Ровно — Староконстантинов.

Председатель Ровенского областного совета Александр Корнийчук рассказал о том, как удалось осуществить ремонт этой автодороги:

«Дорога была аварийной, особенно зимой. Нужно было внести ее в списки ремонта дорог на текущий год, ведь она является дорогой государственного значения и распоряжается ею Укравтодор. Год назад я начал активно лоббировать данный вопрос. Общались со многими людьми. С министрами, профессиональными чиновниками, также помогал мне в этом нардеп Юрий Вознюк. Мы уже и не надеялись, что ремонт завершат в этом году. Но нас услышали».

17 ноября 2016 года во время Дня инфраструктуры было утверждено постановление, создающее законодательные условия для передачи дорог «на места». Это позволит местным советам самим определять уровень приоритетов.

Какие меры нужно принимать?

Как всегда, все «упирается» в деньги. Именно хроническое недофинансирование и привело к тому, что 74% дорог с твердым покрытием — в ужасном состоянии.

В утвержденных в ноябре 2016-го законах предусмотрено создание и функционирование целевого фонда финансирования дорожной отрасли.

По словам назначенного в октябре и.о. председателя Укравтодора Славомира Новака [бывшего министра инфраструктуры Польщи], действующий дорожный фонд «даст возможность введения принципа сети, где все крупные города Украины будут между собой качественно соединены».

Во-вторых, надо строить по современным стандартам и технологиям, используя качественные материалы.

Украинские дорожники вполне способны это делать: упомянутую в начале материала автомагистраль М-06 на Батурин-Глухов ремонтировала киевская фирма еще в 2007 году. Этот путь еще почти в идеальном состоянии, несмотря на суровые погодные условия Черниговской и Сумской областей.

Когда на автобанах Германии появляются ямы и выбоины, их не ремонтируют латанием дыр (часто под дождем), а проводят капитальный ремонт сразу большого участка. Что в разы увеличивает срок эксплуатации и экономит — в долгосрочной перспективе — немалые средства.

В-третьих, после проведенных работ нужно защищать свои дороги от перевозчиков, не соблюдающих весовых норм. Нужно устанавливать большие штрафы, ведь после поездок перегруженных фур придется где-то брать деньги на дорожный ремонт.

В 2015 году Министерство инфраструктуры разработало стратегию реформирования и развития дорожной отрасли.

Документ, в частности, предусматривал децентрализацию системы управления автомобильными дорогами общего пользования — передать в распоряжение областных властей дороги местногозначения, вместе со средствами на их содержание. Соответствующий закон ВР приняла 17 ноября 2016 года.

Планировалось разделить полномочия заказчика и исполнителя работ. Ведь и заказчиком, и исполнителем, и контролером выступало Государственное агентство автомобильных дорог Украины.

Сейчас, как сообщили в Укравтодоре, исполнители работ определяются в ходе тендеров. При этом учреждение перешло на электронную систему закупок Prozorro.

Заказчиком дорожных работ выступает Укравтодор — как балансодержатель дорог общего пользования (государственного значения).

Функции контроля сегодня лежат на соответствующих работниках областных филиалов Укравтодора, а также на ГП «Доркачество».

Поскольку средства в Укравтодор поступают по остаточному принципу, это делает невозможным планирование работ на несколько лет вперед.

Поэтому было предложено создать Дорожный Фонд: средства с акцизов на топливо, ввоза нефтепродуктов и т.д. будут напрямую поступать в Укравтодор и распределяться между всеми областями. Эта идея также была поддержана Верховной Радой.

Как сообщили в Укравтодоре, строительство платных дорог в ближайшее время не предвидится:

«Главной задачей агентства на следующие несколько лет является полное восстановление и приведение к европейскому уровню существующей государственной сети дорог.

Позже, с возрождением экономики возрастет интенсивность транспортных потоков и появится спрос на более быстрое транспортное сообщение. Тогда и возникнет предпосылка для заинтересованности инвесторов такими проектами.

Сейчас мы находимся на подготовительном этапе — поиск оптимальных направлений будущих дорог для концессии по привлечению инвестиций».

Как отремонтировать все дороги Украины от трасс до сел и ввести на них гарантию

И этот путь не просто зафиксирован на бумаге как вариант или рекомендация к применению, он доказан опытом команды менеджеров Днепропетровской области.

За четыре года работы команда Валентина Резниченко построила более 2 тыс. км новых дорог. Это в 2 000 раз больше, чем за все 20 лет до этого. Одним из главных факторов развития и укрепления дорожной инфраструктуры стало введение обязательной пятилетней гарантии на каждую построенную дорогу. Кстати, Днепропетровская ОГА первая в Украине внедрила этот опыт.

Все это удалось реализовать благодаря отказу от услуг «Облавтодора», на содержание которого в каждой области, к слову, ежегодно Украина тратила по 106 млн грн бюджетных средств.

Без хороших дорог не будет развития региона. Можно построить новые детские сады, современные больницы, школы, но если к ним невозможно доехать — какой в этом толк? Именно качество транспортного сообщения говорит о качестве уровня жизни как региона, так и страны.

Откуда деньги на строительство дорог

Благодаря реформе децентрализации увеличился размер бюджета области. И вместе с деньгами на места передали полномочия и ответственность. И каждая область сама распоряжается расходами. Раньше деньги тратились не на капитальные работы — строительства и реконструкции, а на поточные ремонты — одну яму засыпать на дороге, одно окно застеклить, один метр линолеума перестелить.

Команда Резниченко переосмыслила распределение средств на ремонты дорог, превратив ремонты в строительство. Каждый год только из бюджета Днепропетровской области выделяют более 1 млрд грн на дороги. Отметим, ни одна другая область не вкладывала столько в дороги.

Огромное количество дорог области, которые не ремонтировались государством вообще, — это сельские дороги. А у местных советов на них просто нет денег. Днепропетровская ОГА проанализировала состояние покрытия внутри малых населенных пунктов и ежегодно выделялись деньги на капитальный ремонт более 150 дорог.

Кто строил новые дороги

Все дороги Днепропетровской области строили частные компании, которые побеждали в тендерах. Обязательным условием для них стала пятилетняя гарантия на каждый квадратный метр дороги, на каждую построенную трассу.

«Мы первыми отказались полностью от «Облавтодора» и отдали обслуживание всех трасс в области частным компаниям», — говорит Юрий Голик. Для понимания — государство каждый год тратило по 106 млн грн только на банальное содержание «Облавтодора» только в одной области.

В Днепропетровской области все еще можно встретить спецтехнику «Облавтодора». Как отметил Юрий Голик, частные компании, которые забрали все дороги в обслуживание, методично закупают технику, обучают людей. Там, где пока не успевают, — берут «Облавтодор» в субподряд, но устраивают ему нормальную приемку по качеству. При этом количество участков, где работает «Облавтодор», каждый день уменьшается.

Зачем отказываться от «Укравтодора» и платить деньги частным компаниям

Покупая услугу содержания дорог у частных компаний, государство не будет параллельно финансировать на 100 млн грн в год их содержание. Это — чистая экономия. А частные компании смогут не простаивать зимой, когда дорожный сезон закончен, а обслуживать построенные ими дороги, давая возможность зарабатывать своим сотрудникам круглогодично. Изменится и качество ямочного ремонта, и уборки дорог. Очевидно, что при использовании новой техники оно возрастет.

По словам Юрия Голика, они ежегодно усложняли квалификационные требования к частным компаниям, которые обслуживали определенные дороги. Основным требованием стало реинвестирование прибыли в себя. То есть строительные компании должны закупать технику, обучать людей, изучать новые технологии. Все эти требования в бизнесу выводят его на новый уровень. И от строительства сельских дорог рано или поздно местные компании перейдут к строительству и ремонту трасс национального значения.

Команда Резниченко за четыре года показала, что они не только политики, они менеджеры, которые смогли оптимизировать взаимоотношения бизнеса и государственных структур в качественный продукт, который будет служить стране не один год.

Много ли они сделали? Много. В разы больше, чем кем-либо до них. Но должно быть сделано еще в десятки раз больше, чтобы все дороги в стране были идеальными. Реально ли это? Да. За три-четыре года, при грамотном подходе, это можно и нужно сделать.

Больше новостей о финансах, бизнесе и промышленности читайте в рубрике Экономика

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector