2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Модельный ряд автомобилей ЗАЗ

История марки ZAZ

Существует несколько версий на счёт года основания Запорожского автомобильного завода. Сами заводчане датой создания завода привыкли считать 1863 год, когда голландец Абрахам Кооп создал завод по производству сельскохозяйственной техники. Другой вариант — 1908 год, когда был основан Мелитопольский моторный завод (МеМЗ), который с 1960 года начал поставлять свои двигатели на ЗАЗ. Ещё одна дата — 1923 год, тогда бывший завод Абрахама Коопа был переименован в «Коммунар». Однако направление деятельности предприятия сохранилось до 1960 года — производство сельхозтехники.

И так, наверное, до настоящего времени выпускал бы завод «Коммунар» сенокосилки и бороны, если бы однажды в голову Никите Сергеевичу Хрущеву не пришла идея обогнать Штаты и по количеству автомашин на душу населения. Правда, в отличие от Америки, наша машина (как и квартира) должна быть малогабаритной. Ну, не нравились Хрущеву крупные вещи!

И выбор пал на «фиатовскую» новинку FIAT-600. Изначально автомобиль планировалось собирать на заводе «МОСКВИЧ» и именно поэтому разработкой автомобиля занялось КБ «МЗМА», которое совместно с автомобильным институтом НАМИ разработал так называемый «Москвич-444», впоследствии переименованный в «Москвич-560». Но по решению коллегии Госплана в связи с перегруженностью завода «МОСКВИЧ» производство решено было начать на заводе «Коммунар» в Запорожье.

И 22 ноября 1960 года предприятие выпустило первую партию «ЗАЗ-965» в народе получившего название «Горбатый» за свою оригинальную форму кузова.

Практически сразу же после выпуска «горбатого» конструкторское бюро ЗАЗа приступило к разработке новой машины «ЗАЗ-966», имеющего абсолютно новый кузов.

Однако его производство задерживало союзное руководство, возможно, по экономическим соображениям: ставить на конвейер новую модель всего через год после выхода предыдущей считалось расточительным. Поэтому «ЗАЗ-966» вышел в свет только спустя шесть лет.

Это был типичный для 1960-х годов «прямоугольный» седан, характерной особенностью дизайна которого стали боковые воздухозаборники. В народе их тут же прозвали «ушами», а сам автомобиль «ушастым». Так эпоха ЗАЗа «горбатого» сменилась долгой эпохой его ещё более анекдотичного «ушастого» наследника.

Его двигатель также располагался сзади. Вначале это был 30-сильный МеМЗ-966А, который устанавливался на последних модификациях его «горбатого» предшественника. Затем появился 40-сильный МеМЗ-966В, позволявший на прямой трассе разгонять автомобиль до скорости 120 км/ч. Правда, на практике достигали её далеко не все, и штрафы за превышение скорости «Запорожцами» действительно были настолько редкими, что расценивались как анекдот.

Более серьёзной переделке модель подверглась в 1979-1980 годах. «ЗАЗ-968М» стал последним отечественным автомобилем с расположенным в заднем отсеке двигателем — но и самым долгоживущим, так как выпускался до 1994 года. Лишившись своих «ушей», заменённых простыми решётками, машина получила прозвище «мыльница» — за свой уже устаревший и слишком простой дизайн. Зато для неё впоследствии были изготовлены более мощные двигатели: МеМЗ-968ГЭ (45 л.с.) и МеМЗ-968БЭ (50 л.с.).

Возможно, дальнейшая модернизация модели позволила бы создать что-то интересное, однако в 1990-е годы возобладало мнение, что «Запорожцы» являются позором украинского автопрома. И Запорожский автозавод сконцентрировался на производстве «ТАВРИИ».

В ноябре 1963 года идею создания переднеприводной микролитражки на «ЗАЗ» принес 29-летний инженер Владимир Стешенко. Новый главный конструктор «заразил» ею сначала КБ, а затем и руководство всего объединения. Сам же Стешенко проникся идеей переднего привода после знакомства со знаменитым Mini. Особенно впечатлил украинского конструктора тот факт, что эта скромная «коробочка» Mini исключительно благодаря переднему приводу, а также развернутому поперек и сдвинутому вперед мотору наголову разбила всех конкурентов в ралли 1962 года. И в том числе Porsche 911, Fiat Abarth 600 и Volkswagen 1200L.

К 1976 созданы ещё два опытных образца — седан, с передним приводом и полноприводный хетчбэк. Эти два варианта и легли в основу «Перспективы» (именно так в КБ именовался тогда автомобиль «ТАВРИЯ»). В 1980 году создание автомобиля было закончено и долгих 7 лет ушло на воплощение конструкторской задумки в «жизнь». И только в 1988 году было начато полноценное производство этого автомобиля. На базе разработанной «ТАВРИИ» был создан автомобиль в кузове седан, получивший имя «СЛАВУТА».

Отдельного слова заслуживают экспериментальные разработки ЗАЗа не поставленные в массовое производство.

В 1961 году под руководством Ю.Н.Сорочкина параллельно с разработкой 966-ой машины был спроектирован опытный грузовик ЗАЗ-970 грузоподъемностью 350кг.

По сути, автомобиль был некой поисковой компоновочной работой. Машина заводчанами была прозвана «Точило» и в отличие от последующих машин 970-го семейства имела небольшой капот.

В 1962 году, наряду с фургоном ЗАЗ-970Б был создан шестиместный микроавтобус (по нынешней классификации — минивэн) ЗАЗ-970В. Сиденья второго и третьего ряда были сконструированы складывающимися, поэтому автомобиль был, по сути, грузопассажирским — при сложенных двух задних сиденьях он мог перевозить 175 кг груза, а при сложенных двух рядах сидений — 350кг груза.

Как и у фургона ЗАЗ-970Б, двигатель заметным «горбом» выдавался в салон, отчего два сиденья третьего ряда были раздельными и размещены на заметном расстоянии друг от друга — между ними располагался сервисный люк для доступа к двигателю. В отличие от фургона, в салоне микроавтобуса был предусмотрен вентиляционный люк в крыше, а дверь для входа и выхода пассажиров была всего одна — по правому борту.

Читать еще:  Самые экономичные хэтчбеки

В конце 70-ых годов ХХ века на ЗАЗе рассматривался как один из вариантов расширения выпускаемого на тот момент модельного ряда — проект «Такси». Был объявлен внутризаводской конкурс на лучший автомобиль этого типа.

Один из вариантов-призеров конкурса представлял собой автомобиль на агрегатах перспективной «Таврии» и его длина не превышала 3,5 метра. Примечательно расположение водителя — над левым передним колесом, в то время как двигатель предполагалось разместить справа от него.

В течение 1990-1992 годов выпускалась необычная модификация базового ЗАЗ-968М — пикап ЗАЗ-968МП.

Сразу следует отметить, что пикапы аналогичной конструкции производились ЗАЗом, как и любым автозаводом, всегда для своих внутризаводских нужд (характерный пример — ЗАЗ-965П). Однако же попавший в серию ЗАЗ-968МП — не что иное, как попытка завода предложить рынку в начале 90-ых годов ХХ века в качестве развозной машины свой внутризаводской пикап.

По сути, ЗАЗ-968МП делался по стапельно-обходной технологии — у выбракованного или даже кондиционного (в зависимости от величины спроса на пикапы в конкретный период) кузова ЗАЗ-968М отрезалась задняя часть кабины и за передними сидениями приваривалась задняя стенка с окном. Заднее сиденье не ставилось, образовавшаяся ниша и являлась грузовым отсеком.

Но опыт был неудачным и вслед за сокращением производства этого автомобиля был снят с производства и ЗАЗ-968М.

Очередная глобальная перемена в Запорожье произошла в 1998 г., когда было зарегистрировано совместное украинско-корейское предприятие с иностранной инвестицией в форме ЗАО «АвтоЗАЗ-ДЭУ». и началась крупноузловая сборка автомобилей Daewoo Lanos, Daewoo Nubira и Daewoo Leganza — первых созданных силами своих собственных специалистов моделей корейской компании.

История автомобиля LANOS (в Россию поставляется под брендом CHANCE) весьма интересна. Этот переднеприводный автомобиль с дизайном от ателье ItalDesign был впервые показан еще в 1997 году. В 2002 г. Daewoo показала новую модель под названием Kalos (в России сменившую неблагозвучное для русского уха название на AVEO), но Lanos продолжил свое существование! В 1998 г. выпуск этого автомобиля был налажен в Польше и на Украине.

И вот на протяжении уже почти 10-ти лет этот автомобиль входит в число самых продаваемых иномарок в России, отлично зарекомендовав себя, как рабочая лошадка для таксопарков, курьерских служб, ГИБДД, и предприятий, использующих его в качестве «разъездного» авто.

В 2003 г. завод в Запорожье вновь поменял форму собственности и стал ЗАО с иностранной инвестицией «Запорожский автомобилестроительный завод». Сейчас 50% предприятия принадлежит компании УкрАвто и еще 50% — швейцарской компании «Hirsch & Cie».

С 2004 г. помимо моделей ЗАЗ и Daewoo непосредственно на Запорожском заводе освоено полномасштабное производство автомобилей ВАЗ-2107, 21093 и 21099, которые выпускаются и до настоящего времени.

Интересным проектом в развитии Запорожского автозавода стал проект «Opel».

25 марта 2003 года в Киеве состоялось подписание договора о сотрудничестве между Укравто, ЗАО «ЗАЗ» и компанией «Адам Опель АГ». Согласно контракта Запорожский автозавод весной 2003 года начал сборку автомобилей марки «Опель» моделей «Вектра», «Астра», «Корса» из машинокомплектов, ввозимых на Украину.

По признаниям самих автозаводцев, сотрудничество с немецким автоконцерном научило заводчан по-немецки четкому подходу к качеству собираемых автомобилей. И, несмотря на то, что в настоящий момент это сотрудничество уже прекращено по соображениям экономической эффективности, автозаводцы до сих пор применяют систему качества, которую они освоили совместно с немецкими партнерами.

В 2009 году запорожский автозавод приступил к выпуску на своих мощностях автомобилей концерна KIA. Совместно с корейскими партнерами на мощностях ЗАО «ЗАЗ» сейчас выпускается 2 модели корейского концерна, это KIA Cee’d и KIA Sportage.

Но 2010 г. возможно станет еще одной серьезной вехой в истории Запорожского автозавода. В декабре 2010 года на главный конвейер ЗАЗа поставлена новая модель, которая придет на смену самому популярному LANOS (в РФ с 2009 г. представлена как CHANCE).

На основе китайского Chery A-13 запорожский автозавод начал выпускать автомобили под собственной маркой ZAZ-FORZA.

Автозаводцы уже имели опыт в сборке автомобилей из Китая, в 2006 г. на заводе в Ильичевске, входящем в состав ЗАО «ЗАЗ» собирались «пилотные» партии китайских автомобилей.

А в декабре 2010 года на конвейере ЗАЗа стартовала полноценная сборка нового автомобиля. Он будет поставляться не только на внутренний рынок Украины, но и в Российскую Федерацию. Будут представлены исполнения Base, Comfort, Luxury в кузовах седан и хэтчбек. В настоящий момент автомобили проходят сертификационные испытания на полигоне в подмосковном Дмитрове и в середине 2011 года уже появятся у дилеров.

Текст статьи и фотоматериалы предоставлены Кремлевым А.О. — начальником отдела маркетинга автосалона «Авто Техна», официального дилера ЗАО «ЗАЗ» в Тольятти.

Модельный ряд автомобилей ЗАЗ

Модельный ряд автомобилей ЗАЗ семейства «Запорожец»

**только основные модели без специализированных модификаций с различными типами двигателей и исполнений для людей с ограниченными возможностями.

Читать еще:  Кто и как ремонтирует региональные дороги в Украине
ЗАЗ-965 / ZAZ-965

годы выпуска: 11.1960 — 1964

двигатель: воздушн. охл. V4 0,8 L МеМЗ-965 23 л.с.

Явные отличительные черты: двигатель 23 л.с. (ранний генератор постоянного тока Г-114, круглые воздуховоды в моторном отсеке с пластиковыми патрубками); вогнутая панель передка с надписью «Запорожець»; на крышке багажника эмблема в виде звезды; пластиковые противосолнечные козырьки; аварийная лампочка температуры масла на приборной панели; штырьковые ручки открывания дверей в салоне.

ЗАЗ-965а / ZAZ-965a

годы выпуска: 11.1962 — 13.05.1969

двигатель: воздушн. охл. V4 0,9 L МеМЗ-966 27 л.с. (V4 0,9L МеМЗ-966А 30 л.с.)

Явные отличительные черты: двигатель 27 л.с. (генератор переменного тока Г-501 с выносным селеновым выпрямителем, прямоугольные воздуховоды в моторном отсеке); иная панель передка; иная эмблема или молдинг с «каплей»; боковые повторители сигнала поворота на передних крыльях; зеркало заднего вида в салоне нового образца; указатель температуры масла на приборной панели; поворотные ручки открывания дверей в салоне.

с 12.1965 двигатель МеМЗ-966А с карбюратором К-125 и мощностью в 30 л.с.; корпус воздушного фильтра увеличенного размера; выпуклая панель передка с прорезями для сигнала; на крышке багажника эмблема Днепрогэс; виниловые противосолнечные козырьки.

С 1968 генератор Г-502 с кремниевым выпрямителем.

ЗАЗ-966В / ZAZ-966В

годы выпуска: 11.1966 — 12.1972

двигатель: воздушн. охл. V4 0,9 L МеМЗ-966В 30 л.с.

Явные отличительные черты: хромированная накладка панели передка «китовый ус»; заливная пробка бензобака возле капота; полностью стальная приборная панель; спидометр ленточного типа; подвесная педаль сцепления; круглые задние фонари с окантовкой «тарелочкой».

С 1968 по 1972 выпускался ЗАЗ-966 / ZAZ-966 c двигателем V4 0,9 L МеМЗ-968 30 л.с.

В 1971 на данных моделях появились подфарники, изменилась панель приборов (появилась двухуровневая).

ЗАЗ-968А / ZAZ-968А

годы выпуска: 1974 — 1980

двигатель: воздушн. охл. V4 1,2 L МеМЗ-968А 45 л.с.

С IV квартала 1971 по 1979 выпускался ЗАЗ-968 / ZAZ-968 с двигателем V4 1,2 L МеМЗ-968 40 (43) л.с.

Явные отличительные черты: хромированная декоративная накладка на панели передка («птичка»); начиная с 968 появились 2 РТЦ на передних колесах и фонари заднего хода; заливная пробка бензобака под капотом; пластиковое торпедо (с 02.1972); статические ремни безопасности; сминаемый рулевой вал; подвесные педали сцепления и тормоза;

Для 968А отличительно: раздельные тормозные контуры; современная безопасная пластиковая «мягкая» панель приборов (с 1976-78); аварийная сигнализация и замок зажигания с блокировкой рулевого вала; передние сиденья унифицированные с ВАЗ-2101; механизм блокировки передних сидений при закрытых дверях; катафоты в задних фонарях.

ЗАЗ-968М / ZAZ-968М

годы выпуска: 1979 — 01.07.1994

двигатель: воздушн. охл. V4 1,2 L МеМЗ-968БЭ 50 л.с. / V4 1,2 L МеМЗ-968ГЭ 45 л.с. / V4 1,2 L МеМЗ-968Э 41 л.с. / V4 1,2 L МеМЗ-968Н 43 л.с. (ЗАЗ-968M-003) / V4 0,9 L МеМЗ-966Г 28 л.с. (ЗАЗ-968M-005)

Явные отличительные черты: выпуклая панель передка с указателями поворотов; отсутствие родовых воздухозаборников («ушей»), которые заменили прорези в боковых задних панелях; запасное колесо в моторном отсеке; бамперы с пластиковыми накладками; резиновые ободки фар; многосекционные задние фонари; новая заводская эмблема.

[!] Множество моделей, особенно среди выпускавшихся в переходный период, могли нести на себе частично морфологические признаки модернизированных версий.

Помимо множества моделей специального назначения (для людей с ограниченными возможностями, экспортными, почтовыми), все модификации имеют множество рестайловых разновидностей со своими незначительными особенностями. Среди редких и особо ценимых почитателями марки и коллекционерами стоит выделить экземпляры самых первых выпусков ЗАЗ 965 с особым оперением кузова, без подфарников и боковыми указателями поворотов каплевидной формы, расположенными на передних крыльях сверху, надписью «Запорожец» с росчерком на передней панели, а также первые выпуски ЗАЗ 966 со стилизованной надписью «Запорожец» на крышке багажника, цельными хромированными бамперами, рёбрами жёсткости, расположенными в воздухозаборниках двигателя. Также редко встречаются все «длинноухие» и 966, и первые 968, у которых воздухозаборники начинались от переднего края арки заднего колеса.

Запорожский автомобильный завод

История создания предприятия.

В 1863 году голландец по происхождению и колонист Абрагам Кооп создал предприятие, которое специализировалось на производстве сельскохозяйственных машин и оборудования. Данное предприятие в процессе развития стало называться Запорожским автомобилестроительным заводом.

Завод создавался много лет, он терпел неудачи и достигал новых вершин. Его история начинается еще с 1908 года, когда был создан Мелитопольский моторный завод. Потом были революция и гражданская война, которые достаточно серьезно отразились на его работе. В 1921 году завод восстановили под названием «Коммунар». Его работа шла успешно, и уже через три года выпуск сельхозмашин был равен 24 наименованиям.

1923 год для Запорожского завода под названием «Коммунар» ознаменовался выпуском зерноуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. Первый отечественный зерноуборочный комбайн был изготовлен в 1929 году, а за 1930-1941 годы и за 1947-1952 годы количество выпущенных было равно 129 724 комбайнам. До 1959 года завод выпускал сельскохозяйственную технику.

Читать еще:  Замена ремня ГРМ на Ладе Калине

Легковое автомобилестроение в Украине началось в 1959 году, а уже 18 июня вышел первый опытный образец автомобиля, который получил название ЗАЗ-965 «Запорожец». Через год началось серийное производство данного автомобиля.

От комбайнов к легковым автомобилям.

В середине 50-х годов Советский Союз производил опытные работы над микролитражками, в процессе которых было создано ряд экспериментальных образцов. Данные работы не доходили до серьезного производства. На то время Запорожский автомобилестроительный завод занимался выпуском различных комбайнов, среди которых были и кукурузоуборочные. Толи из-за всенародно известной любви к кукурузе, толи, по утверждениям заводских ветеранов, из-за многочисленных просьб тогдашнего директора завода Т. Е. Габелко, но председатель Совмина Н. С. Хрущев выбрал именно Запорожский автомобилестроительный завод для начала автомобилестроения.

Таким образом, началась работа над заводом, его территория превратилась в большую стройку. В короткие сроки был возведен новый инструментальный цех, площадь которого становила 6000 м2. В первую очередь были построены кузовной корпус и здание для конструкторско-экспериментального отдела. Главный корпус завода был реконструирован и расширен, в нем оборудовали цехи, предназначенные для окраски, отделки, сборки и сдачи автомобилей. Также к главному корпусу пристроили помещение для нового цеха металлопокрытий.

Знаменующим годом для завода стал 1976 год, когда с конвейера сошел миллионный автомобиль, им оказался ЗАЗ-968А.

Сборка ЗАЗ-965 в кузовном цеху, 1961 г. (фото – Фокус) На Запорожском автомобильном заводе, сборка ЗАЗ-966 (фото – БСЭ)

В 1979 году автомобиль ЗАЗ-968М получил серийное производство, а через три года на заводе производили более 600 автомобилей в день.

В 1988 году был выпущен двухмиллионный автомобиль и начался серийный выпуск переднеприводного автомобиля под названием «Таврия». В 1989 году завод изготовил трехмиллионный автомобиль, а в 1993 году отметил 130 лет со дня основания.

30 июня 1994 года прекратился выпуск автомобиля ЗАЗ-968М, прощание с которым происходило в торжественной обстановке. Таким образом, завод полностью перешел на выпуск автомобилей «Таврия». Параллельно велись работы над конструкцией и производством нового автомобиля.

15 апреля 1998 года произошла регистрация украинско-корейского предприятия, под названием ЗАО «АвтоЗАЗ-Дэу», в результате которого возобновили выпуск усовершенствованного автомобиля «Таврия-Нова» и началась сборка таких автомобилей как «Нубира», «Ланос» и «Леганза».

В 1999 году началось серийное производство автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута».

Современное положение дел.

Ноябрь 2001 года ознаменовался началом производства автомобиля «Сенс», который был оснащенный двигателем с СРВТ, то есть системой распределенного впрыска топлива, объемом 1,3 л. и производился компанией МеМЗ.

В июне 2002 года началась крупноузловая сборка таких автомобилей как «Мерседес» Е и МL классов.

4 января 2003 года завод изменяет форму собственности, он становится Закрытым акционерным обществом с иностранной инвестицией под названием: «Запорожский автомобилестроительный завод». В январе того же года началась крупноузловая сборка таких автомобиле как «Опель»: «Астра G «, «Вектра», Корса», а в декабре началось полномасштабное производство автомобиля ВАЗ.

В 2004 году произошло полное обновление производственных средств завода и началось изготовление таких автомобилей как «Opel Astra G», «Ланос (Т-150)», ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099.

На ХРП «ИЗАА» в 2005 году были подготовлены мощности производства, необходимые для выпуска автобусов «I-VAN» на базе шасси автомобиля «TATA», а также в этом году был освоен пикап ЗАЗ-11055 на базе модели Таврия.

2006 год для ЗАО «ЗАЗ» ознаменовался подтверждением соответствия собственной системы управления качества международному стандарту ISO 9001:2000, его продукция соответствует всем требованиям европейских стандартов. В этом же году начался выпуск полуприцепов НХ2210, которые использовались для перевозки легковых автомобилей, а также на ХРП «ИЗАА» было освоено множество легковых автомобилей «Chery», китайского производства.

В 2007 году была запущенна программа локализации производства для автомобиля Daewoo Lanos, проводился рестайлинг базовой модели, названной «ZAZ Lanos» (ЗАЗ Ланос T-150). Также был разработан и выпущен фургон на его базе.

Сборка автомобилей семейства Таврия На конвейере – модель ЗАЗ Lanos

«Таврия-Нова» была снята с конвейера в 2008 году. Тогда же происходила роботизация перегрузочных операций роботами фирмы АВВ, в прессовом цеху завода началась производиться штамповка крупных узлов таких автомобиля как «Daewoo Lanos» и «ZAZ-Sens» .

В 2009 году началось производство туристических автобусов ЗАЗ A10L, а также продолжилось изготовление моделей на базе Daewoo Lanos с использованием таких украинских комплектующих как ЗАЗ Sens, ЗАЗ Lanos Hatchback, «ZAZ Chance», и таких моделей таврического ряда как «Славута» и пикап.

В феврале 2011 года начался выпуск новой модели автомобиля ЗАЗ Forza.

ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» или ЗАО «ЗАЗ» это единственный завод в Украине, который обладает полным циклом изготовления легковых автомобилей. Данный цикл включает в себя такие процессы как оборудование кузова, сварка, окраска, штамповка, сборка автомобиля. Запорожский автомобилестроительный завод входит в группу компаний украинской автомобильной корпорации «УкрАВТО», которая является лидером автомобильного рынка Украины, крупнейшим производителем и дистрибьютором, поставщиком высококачественных услуг автосервиса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector