Нужно ли прощать АвтоВАЗу многомиллионные долги
Нужно ли прощать АвтоВАЗу многомиллионные долги
Статья-рассуждение о том, стоит ли прощать российскому АвтоВАЗу огромные долги. Почему предприятие не может эффективно развиваться? В конце статьи — видео о неизвестных машинах «АвтоВАЗа».
Содержание статьи:
- Убытки предприятия
- Списания долгов
- Хитрое распределение денег
- Россияне оплатят долги «АвтоВАЗа»
- Кто виноват и что делать
- Видео о неизвестных автомобилях «АвтоВАЗа»
Сколько анекдотов и шуток было придумано о продукции «АвтоВАЗа». Казалось бы, в России есть крупный автопроизводитель, и машины новые появляются, а выйти на прибыль завод не может. Мало того, долги ежегодно накапливаются и их периодически списывают. Вот и сейчас решено списать 20 млрд. рублей долга. Что это даст? Улучшит ли это работу автоконцерна? Что вообще делать с этим заводом, чтобы он стал прибыльным?
Ситуация аховая, убытки колоссальные
За прошлый год консолидированный чистый убыток «АвтоВАЗа» увеличился втрое (до 73,8 млрд. рублей). Это новый антирекорд. При этом доход снизился на 8% — до 176 млрд. рублей (если сравнивать показатели с 2014 годом). К тому же «АвтоВАЗ» не смог выполнить важные условия кредитных банковских договоров. Речь идет о коэффициенте финансового рычага, размере EBITDA, ликвидности и рентабельности. Задолженность по кредитам превышает 36 млрд. рублей.
Аудиторы Ernst&Young уточнили, что существует реальная возможность приостановки деятельности автопредприятия. Автогигант ведет переговоры с целью списания имеющегося долга и привлечения дополнительных средств.
Финансовая яма, в которой оказался российский автопроизводитель, сформировалась не вчера. Деятельность «АвтоВАЗа» является убыточной уже многие годы. Но предприятие сильно подкосило уменьшение спроса на автомобили в связи с кризисом. В прошлом году на заводах Тольятти и Ижевска было выпущено всего 468,5 тысячи авто четырех брендов (Lada, Datsun, Nissan, Renault). Это на 19% меньше показателя 2014 г. Эксперты утверждают, что в 2016 году производство «АвтоВАЗа» упадет еще на 13 процентов (до 405,5 тысяч машин).
Renault (ключевой акционер «АвтоВАЗа») за прошлый год получил 620 млн. евро убытка от участия в российском автопредприятии. Но все акционеры заявляют, что попытаются докапитализировать «АвтоВАЗ».
Долги спишут
На днях гендиректор «Ростеха» Сергей Скворцов заявил, что ОАО «АвтоВАЗ» задолжал «Ростеху» 51 млрд. рублей. При этом он предложил простить автогиганту 20 миллиардов рублей, а остальные 31 миллиард конвертировать в капитал автоконцерна.
Следует отметить, что государственному «Ростеху» принадлежит блокировочный пакет акций «АвтоВАЗа». Также акционером российского автопроизводителя является альянс Renault-Nissan.
Окончательное решение о списании долга должны принять российское правительство и альянс Renault-Nissan. Это произойдет не раньше сентября. По словам Скворцова, бюджет РФ в нынешних условиях не может оказать адресную помощь автоконцерну. Поэтому рассчитывать на большие поступления не следует. Если правительство и решит помочь, то это будет касаться всего автопрома, и доля «АвтоВАЗа» в этом случае будет зависеть от его доли рынка.
Также Скворцов отметил, что «Ростех» и дальше готов оказывать финансовую помощь автогиганту. Аналитики считают, что до 2018 года роста спроса на автомобили точно не предвидится. Возможно, только с 2020 года автопредприятие сможет выйти на прибыльную работу.
Деньги распределяются по-хитрому
23 июня 2016 года состоялось ежегодное собрание акционеров автокомпании. Сначала обсудили технические моменты, а потом перешли к финансовым вопросам. И тут, надо сказать, прозвучало много интересных предложений.
Изначально акционеры планировали одобрить получение кредита от альянса Renault–Nissan на сумму (тут внимание!) 20 миллиардов рублей. Эти деньги должны были пойти на расчеты с основными поставщиками предприятия. Поражает тот факт, что параллельно с этим госкомпания «Ростех» списала 20 млрд. руб. с «АвтоВАЗа», а 31 миллиард, как было сказано выше, направила на докапитализацию предприятия.
У каждого здравомыслящего человека возникнет резонный вопрос: зачем надо было прощать часть долга, если эти деньги можно было направить на докапитализацию, заставив других акционеров, которые не хотят размывать свою долю, поступить точно так же, т.е. увеличить сумму собственного вклада? Это улучшило бы работу завода, который сейчас сильно нуждается в реальных деньгах. Если бы альянс отказался от пропорциональной докапитализации, «Ростех» увеличил бы свою долю в акционерном капитале. Причем без дополнительных вложений!
Интересен и другой факт. «АвтоВАЗ» кредитовался у ВЭБа под 11 процентов годовых. Альянс Renault–Nissan дает 20 миллиардов под 11,5%. Почему автоконцерн идет на это? Тоже очень странно!
Лучше было бы договориться с ВЭБом о продлении кредитной линии. Причем никаких сложностей не возникло бы, банк выделил бы деньги, так как «АвтоВАЗ» находится под государственными гарантиями, а ВЭБ — госбанк. В этом случае автопроизводитель смог бы сэкономить до 100 миллионов рублей в год. Неужели эти деньги помешали бы «АвтоВАЗу»?
Но и на этом неожиданности не заканчиваются. Как было сказано выше, альянс Renault–Nissan выдает кредит для погашения задолженности перед… собственными поставщиками! Перед теми компаниями, которые поставляют детали для сборки Nissan Almera, Renault Logan, Largus и Lada XRay. Согласитесь, довольно хитрая схема. Скорее всего, альянс просто стремится переложить на российский автоконцерн тот долг, который он мог бы сам погасить, будучи контролирующим акционером автопроизводителя.
Нужно ли списывать долги?
На этот вопрос должен ответить каждый россиянин самостоятельно. Да, именно так. И причина тут проста. «Ростех» — это государственная компания, таким образом долги компании автоматически ложатся на плечи налогоплательщиков.
Списание долгов перед госкомпанией означает, что каждый житель страны из своего кармана заплатит конкретное количество денег. Если 20 миллиардов разделить на всех жителей России, то получится примерно 150 рублей. Казалось бы, сумма небольшая, но ведь и госкомпаний у нас много, и многим из них списывают долги.
Наверное, многие россияне готовы заплатить эти деньги. Но при этом важно понимать, что они получат взамен. Гордость отечественного автопрома с многомиллиардными долгами, которые через пару лет снова придется списывать? Ведь кто может гарантировать, что с 2020 года деятельность «АвтоВАЗа» станет прибыльной? Кто может пообещать, что российский автопроизводитель не будет постоянно тянуть деньги из карманов обычных налогоплательщиков, а станет приносить прибыль и развивать свою страну?
На данный момент есть только колоссальные убытки и массовые сокращения, которые могут привести к социальному взрыву. В 2014 г. под сокращение попали 14 тысяч работников, в прошлом году уволили еще 2 тысяч, в этом собираются сократить примерно столько же. Мало того, в январе 2016 года была на 20% уменьшена зарплата на заводе.
Сейчас персонал «АвтоВАЗа» составляет 43 тысячи сотрудников. В Тольятти проживает 700 тысяч человек. Если завод закроют, в регионе будет массовая безработица. Это сильно накалит градус социального негодования, который и так достаточно высок.
Таким образом, и закрывать убыточное предприятие нельзя, но и работать все время в убыток – это безумие. В какой-то момент это все равно приведет к коллапсу.
Что же делать?
Это извечный вопрос, на который нет однозначного ответа. Создаются хорошие программы развития предприятия, приглашаются иностранные специалисты, государство выделяет огромные деньги. Мало того, сам президент периодически совершает маркетинговые ходы в поддержку отечественного автопрома, но почему-то воз и ныне там.
Следует отметить, что многие люди действительно прилагают огромные усилия, чтобы российские автомобили смогли на равных конкурировать с иномарками. Но существуют многочисленные проблемы, которые не дают этого сделать.
Какие же шаги можно предпринять для улучшения работы «АвтоВАЗа»?
- Следует увеличивать объем продаж авто. Причем как по новым моделям, так и по тем автомобилям, которые давно производятся. В кризис это сложно сделать, но нет ничего невозможного. Необходимо предлагать более гибкую ценовую политику, активнее работать с покупателями и дилерами, правильно пиарить новые бренды, повышать имидж завода и каждой марки выпущенного авто.
- Следует по возможности заменить зарубежных поставщиков на отечественных. В новых моделях (Vesta, XRay) используется очень много иностранных комплектующих. Но тут нужно действовать грамотно. Казалось бы, наличие иностранных комплектующих повышает стоимость машин, ведь все детали закупаются в валюте, но при этом автомобили на зарубежных деталях отвечают европейским стандартам качества. Нужно понимать, что локализация производства – это очень трудная задача, требующая много времени. Но в перспективе она принесет свои плоды.
- Следует активно продвигать отечественные автомобили за рубежом. Это сложная задача, так как конкуренция огромная, но вполне посильная.
- На заводе можно производить компоненты для автомобилей других производителей. Мощности и кадровый потенциал позволяют это делать.
- Необходимо оптимизировать издержки. Без этого, увы, никуда. Только весь процесс оптимизации не должен сводиться к массовым увольнениям и сокращению продолжительности рабочей недели.
Сделать работу автоконцерна прибыльной пытались все его руководители. Но по разным причинам они не смогли этого сделать. Помимо явных проблем, есть еще и скрытые. Автомобильная промышленность в нашей стране сильно коррумпирована. По слухам, причиной увольнения Андерссона стали его попытки убрать коррумпированных поставщиков, которые только наживались на работе автозавода.
Многие эксперты утверждают, что одной из основных проблем «АвтоВАЗа» являются закоренелые преступные структуры. Еще со времен СССР определенные люди контролировали весь процесс (от продажи деталей до реализации авто). Причем с этими людьми никто не хотел связываться. Сейчас ситуация фактически не изменилась. Бу Андерссон решил бороться с криминалитетом.
Эту проблему тоже нужно решать, иначе коррупция никогда не позволит автопроизводителю стать прибыльным.
Новый директор автогиганта Николя Мор придумал изящное решение, как увеличить объемы продаж в России. Он понимает, что финансовое положение россиян не очень хорошее, поэтому хочет выпускать на «АвтоВАЗе» автомобили стоимостью 3500 евро. По мнению руководителя автоконцерна, такие доступные и качественные машины – это именно то, что нужно отечественному потребителю в кризис.
Речь идет об ультрадешёвом хэтчбеке Renault Kwid, который был сделан в Индии. Такой автомобиль стоит всего 3500 евро, поэтому его сможет купить каждый россиянин. Вполне вероятно, что скоро подобные машины начнут собираться на российском заводе.
Николя Мор осознает всю сложность сложившейся ситуации, но надеется, что сможет вывести автозавод на стабильную прибыль.
Долг в 20 миллиардов, скорее всего, спишут. Однако хочется верить, что при этом будет проведена серьезная работа по модернизации производства, оптимизации издержек, улучшению качества продукции при сохранении низкой цены. Только в этом случае «АвтоВАЗ» станет флагманом российского автопрома, который будет прославлять Россию во всем мире и приносить деньги в бюджет. Пока же, увы, он только их забирает…
Видео о неизвестных автомобилях «АвтоВАЗа»:
Автомобили
АвтоРынок
ВАЗ простит все
«АвтоВАЗ» списал миллиард рублей из-за обанкротившихся дилеров
Компания «АвтоВАЗ» простила обанкротившимся дилерам более миллиарда рублей. Согласно отчету компании за третий квартал, несмотря на победу в судах, завод уже не рассчитывает взыскать многомиллионные долги с нескольких разорившихся партнеров. Еще более крупные издержки компания может понести в будущем: продолжающиеся судебные тяжбы с другими компаниями не сулят «АвтоВАЗу» компенсаций.
«АвтоВАЗ», согласно финансовой отчетности за третий квартал 2012 года, не смог взыскать с нескольких региональных дилеров более миллиарда рублей. Обанкротившись после кризиса, те так и не перечислили заводу средства за поставленные машины. И деньги, и автомобили, как выяснилось, были впоследствии похищены.
В отчете есть описание всех закончившихся судебных процессов, в которых участвовал тольяттинский завод. Несколько тяжб велось с дилерами «АвтоВАЗа», к которым завод имел финансовые претензии. Как выяснилось, несмотря на положительные судебные решения, завод направил часть долгов на списание. Другая часть классифицирована как «нереальная к взысканию».
Основным должником «АвтоВАЗа», согласно документу, является подразделение «Элекс-полюса» «Элекс-полюс Л»: убыток, «причиненный недостачей автомобилей», составил 562,1 млн рублей.
Ранее контрольный пакет в 51% акций дилера «Элекс-полюс» принадлежал самому «АвтоВАЗу», а эта сеть являлась крупнейшим партнером завода. В 2009 году выяснилось, что со складов компании пропало более четырех тысяч переданных на реализацию машин. «АвтоВАЗ» попытался компенсировать убытки, подав иски к двум дочерним компаниям холдинга на сумму почти в миллиард рублей, однако до сих пор денег в Тольятти так и не увидели.
Тяжба с «Элекс-полюс Л» тянулась с 2009 года до тех пор, пока компания не была ликвидирована в июле 2012 года. В августе долг был направлен на списание. По мнению завода, взыскать его уже нереально.
Аналогичным образом завершилась тяжба с ООО «Чехов-Лада», задолжавшим «АвтоВАЗу» 396,5 млн рублей. В марте этого года дилер был ликвидирован. «В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ долг является нереальным к взысканию», — констатируют авторы отчета. Под списание попали и долги воронежского ООО «Технология», задолжавшего заводу в общей сложности около 95,5 млн рублей. Обанкротившаяся компания была ликвидирована в апреле, и в отчете отмечается, что возместить ущерб уже нереально. Схожая ситуация сложилась и с долгами архангельского ООО «АвтоРИМ». Компания уже ликвидирована, и взыскать с нее заводу ничего не удастся. Во всех вышеперечисленных случаях были вскрыты факты хищения продукции завода.
Между тем завод из-за недобросовестных дилеров может понести новые убытки. В отчете перечислены судебные процессы, которые еще не закончены.
Продолжается тяжба с компанией «Электро-полюс Центр», которая должна «АвтоВАЗу» 435 млн рублей за пропавшие машины. Особых иллюзий по поводу исхода дела в компании не питают и оценивают шансы получить деньги как «маловероятные».
Чуть более 100 млн рублей, из которых 25 млн составляют проценты по долгу, «АвтоВАЗ» в рамках дела о взыскании убытков, причиненных недостачей автомобилей, пытается взыскать с ОАО «Саратов-Лада». Согласно утвержденному арбитражным судом мировому соглашению, дилер должен расплачиваться с заводом с марта 2011 по декабрь 2015 года. «АвтоВАЗ» оценивает шансы получить деньги «выше среднего».
Недостача автомобилей была отмечена и еще у одного крупного дилера «АвтоВАЗа» — ОАО «Кубань-Лада». Компания задолжала 237,6 млн рублей, в том числе 55,4% в качестве процентов по долгу. Согласно заключенному соглашению, деньги должны быть выплачены в период с января 2011-го по декабрь 2015 года, и в «АвтоВАЗе» оценивают перспективы возврата средств как «выше среднего».
Аналогичные тяжбы на сотни миллионов рублей «АвтоВАЗ» ведет и с другими региональными лидерами, в частности «Ростов-Лада» (долг 181 млн рублей) и «Брянск-Лада» (около 27,5 млн). Если в последнем случае завод все-таки рассчитывает возместить ущерб, то с ростовского дилера взыскать средства, скорее всего, уже не удастся.
Согласно отчету, по итогам трех кварталов работы выручка «АвтоВАЗа» составила 133,67 млрд рублей, на 4% больше, чем в прошлом году. Но чистая прибыль компании за год снизилась в 2,5 раза, до 1,19 млрд рублей. Совету директоров холдинга, куда входят 12 человек, по итогам 2011 года за успешную работу был выплачен бонус в размере 37,2 млн рублей.
Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что в сложившейся ситуации списание долгов является для «АвтоВАЗа» оптимальным вариантом. «Если компании-должники обанкротились и взыскать с них уже нечего, то для того, чтобы эти задолженности не болтались на балансе и с них не нужно было платить налоги, компания подчищает баланс, — объяснил он «Газете.Ru».
— Это лишние затраты, которые никому не нужны».
По словам аналитика, проблемы с дилерами в 2009 году у «АвтоВАЗа» возникали в основном потому, что компании-партнеры, набрав перед финансовым кризисом кредитов, не смогли по ним расплатиться. «Люди строились, вкладывали, беря деньги под большие проценты, а когда рынок рухнул, пошла волна банкротств, — пояснил эксперт. — Были и банальные случаи воровства, но это не главная причина».
По его мнению, кризис 2008 года сыграл и свою положительную роль. «Было некое оздоровление рынка: компании стали более осторожны при строительстве каких-то гигантских дилерских центров, — отметил Удалов. – При этом проблемы с дилерами были далеко не только у «АвтоВАЗа», но и других автопроизводителей».
«АвтоВАЗ» предпринял все необходимые, предусмотренные действующим законодательством меры для возвращения долгов, — сообщили в «Газете.Ru» в пресс-службе предприятия. — Все дальнейшие действия компании также находятся в рамках правового поля Российской Федерации. Следует напомнить, что само раскрытие фактов убытков, причиненных недостачей автомобилей, произошло после начала реформирования системы сервисно-сбытового обслуживания на «АвтоВАЗе». Одна из задач реформирования состояла как раз в том, чтобы исключить случаи хищения и поднять обслуживание покупателей и владельцев автомобилей на уровень, позволяющий удовлетворять их требования. Эта задача последовательно выполняется».
Автомобили
АвтоРынок
ВАЗ простит все
«АвтоВАЗ» списал миллиард рублей из-за обанкротившихся дилеров
Компания «АвтоВАЗ» простила обанкротившимся дилерам более миллиарда рублей. Согласно отчету компании за третий квартал, несмотря на победу в судах, завод уже не рассчитывает взыскать многомиллионные долги с нескольких разорившихся партнеров. Еще более крупные издержки компания может понести в будущем: продолжающиеся судебные тяжбы с другими компаниями не сулят «АвтоВАЗу» компенсаций.
«АвтоВАЗ», согласно финансовой отчетности за третий квартал 2012 года, не смог взыскать с нескольких региональных дилеров более миллиарда рублей. Обанкротившись после кризиса, те так и не перечислили заводу средства за поставленные машины. И деньги, и автомобили, как выяснилось, были впоследствии похищены.
В отчете есть описание всех закончившихся судебных процессов, в которых участвовал тольяттинский завод. Несколько тяжб велось с дилерами «АвтоВАЗа», к которым завод имел финансовые претензии. Как выяснилось, несмотря на положительные судебные решения, завод направил часть долгов на списание. Другая часть классифицирована как «нереальная к взысканию».
Основным должником «АвтоВАЗа», согласно документу, является подразделение «Элекс-полюса» «Элекс-полюс Л»: убыток, «причиненный недостачей автомобилей», составил 562,1 млн рублей.
Ранее контрольный пакет в 51% акций дилера «Элекс-полюс» принадлежал самому «АвтоВАЗу», а эта сеть являлась крупнейшим партнером завода. В 2009 году выяснилось, что со складов компании пропало более четырех тысяч переданных на реализацию машин. «АвтоВАЗ» попытался компенсировать убытки, подав иски к двум дочерним компаниям холдинга на сумму почти в миллиард рублей, однако до сих пор денег в Тольятти так и не увидели.
Тяжба с «Элекс-полюс Л» тянулась с 2009 года до тех пор, пока компания не была ликвидирована в июле 2012 года. В августе долг был направлен на списание. По мнению завода, взыскать его уже нереально.
Аналогичным образом завершилась тяжба с ООО «Чехов-Лада», задолжавшим «АвтоВАЗу» 396,5 млн рублей. В марте этого года дилер был ликвидирован. «В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ долг является нереальным к взысканию», — констатируют авторы отчета. Под списание попали и долги воронежского ООО «Технология», задолжавшего заводу в общей сложности около 95,5 млн рублей. Обанкротившаяся компания была ликвидирована в апреле, и в отчете отмечается, что возместить ущерб уже нереально. Схожая ситуация сложилась и с долгами архангельского ООО «АвтоРИМ». Компания уже ликвидирована, и взыскать с нее заводу ничего не удастся. Во всех вышеперечисленных случаях были вскрыты факты хищения продукции завода.
Между тем завод из-за недобросовестных дилеров может понести новые убытки. В отчете перечислены судебные процессы, которые еще не закончены.
Продолжается тяжба с компанией «Электро-полюс Центр», которая должна «АвтоВАЗу» 435 млн рублей за пропавшие машины. Особых иллюзий по поводу исхода дела в компании не питают и оценивают шансы получить деньги как «маловероятные».
Чуть более 100 млн рублей, из которых 25 млн составляют проценты по долгу, «АвтоВАЗ» в рамках дела о взыскании убытков, причиненных недостачей автомобилей, пытается взыскать с ОАО «Саратов-Лада». Согласно утвержденному арбитражным судом мировому соглашению, дилер должен расплачиваться с заводом с марта 2011 по декабрь 2015 года. «АвтоВАЗ» оценивает шансы получить деньги «выше среднего».
Недостача автомобилей была отмечена и еще у одного крупного дилера «АвтоВАЗа» — ОАО «Кубань-Лада». Компания задолжала 237,6 млн рублей, в том числе 55,4% в качестве процентов по долгу. Согласно заключенному соглашению, деньги должны быть выплачены в период с января 2011-го по декабрь 2015 года, и в «АвтоВАЗе» оценивают перспективы возврата средств как «выше среднего».
Аналогичные тяжбы на сотни миллионов рублей «АвтоВАЗ» ведет и с другими региональными лидерами, в частности «Ростов-Лада» (долг 181 млн рублей) и «Брянск-Лада» (около 27,5 млн). Если в последнем случае завод все-таки рассчитывает возместить ущерб, то с ростовского дилера взыскать средства, скорее всего, уже не удастся.
Согласно отчету, по итогам трех кварталов работы выручка «АвтоВАЗа» составила 133,67 млрд рублей, на 4% больше, чем в прошлом году. Но чистая прибыль компании за год снизилась в 2,5 раза, до 1,19 млрд рублей. Совету директоров холдинга, куда входят 12 человек, по итогам 2011 года за успешную работу был выплачен бонус в размере 37,2 млн рублей.
Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что в сложившейся ситуации списание долгов является для «АвтоВАЗа» оптимальным вариантом. «Если компании-должники обанкротились и взыскать с них уже нечего, то для того, чтобы эти задолженности не болтались на балансе и с них не нужно было платить налоги, компания подчищает баланс, — объяснил он «Газете.Ru».
— Это лишние затраты, которые никому не нужны».
По словам аналитика, проблемы с дилерами в 2009 году у «АвтоВАЗа» возникали в основном потому, что компании-партнеры, набрав перед финансовым кризисом кредитов, не смогли по ним расплатиться. «Люди строились, вкладывали, беря деньги под большие проценты, а когда рынок рухнул, пошла волна банкротств, — пояснил эксперт. — Были и банальные случаи воровства, но это не главная причина».
По его мнению, кризис 2008 года сыграл и свою положительную роль. «Было некое оздоровление рынка: компании стали более осторожны при строительстве каких-то гигантских дилерских центров, — отметил Удалов. – При этом проблемы с дилерами были далеко не только у «АвтоВАЗа», но и других автопроизводителей».
«АвтоВАЗ» предпринял все необходимые, предусмотренные действующим законодательством меры для возвращения долгов, — сообщили в «Газете.Ru» в пресс-службе предприятия. — Все дальнейшие действия компании также находятся в рамках правового поля Российской Федерации. Следует напомнить, что само раскрытие фактов убытков, причиненных недостачей автомобилей, произошло после начала реформирования системы сервисно-сбытового обслуживания на «АвтоВАЗе». Одна из задач реформирования состояла как раз в том, чтобы исключить случаи хищения и поднять обслуживание покупателей и владельцев автомобилей на уровень, позволяющий удовлетворять их требования. Эта задача последовательно выполняется».
Выпуск 347. Нужно ли прощать долги?
Мне задали вопрос:
«Мне должны деньги. Мне должны деньги! Много тренеров говорят на своих тренингах, что нужно простить и забыть. Ситуация с прощением долга должнику описывается ли в каком-нибудь вашем курсе?»
Да, все вопросы, связанные с долгами, рассматриваются в моём курсе «Красный кошелёк-2. Как разрешать денежные конфликты».
Но именно вопрос прощения – это отдельный вопрос, о котором и поговорим.
В денежной теме есть много ловушек, в которые люди попадают снова и снова.
Разберём ситуацию, когда вам не возвращают долг, а вы не знаете, как поступить.
Ловушка лёгких денег
Одалживая деньги другу,
теряешь и друга, и деньги.
Рассмотрим типовой сценарий одалживания денег. Сразу отмечу, что не беру ситуацию богатых людей. У них есть финансовые консультанты, адвокаты и коллекторы. Там вопрос с долгами решается по-иному.
Я беру обычных людей, у которых лишних денег нет, поэтому для них дача в долг – это серьёзное решение.
Итак, возьмём двух людей. Один из них имеет некоторые базовые знания о деньгах, поэтому он:
- Живёт по средствам,
- Имеет финансовую подушку,
- Имеет немного свободных денег.
И возьмём его знакомого, который никаких знаний о деньгах не имеет, поэтому с деньгами у него туго.
Как это принято в договорах, далее будем именовать их Знайкой и Незнайкой.
Вопрос: кто у кого будет занимать деньги?
Конечно же, в большинстве случаев будет занимать Незнайка у Знайки.
Предположим, что так и произошло, Незнайка взял некоторую сумму денег в долг на один год. Конечно же, по дружбе, без всяких процентов, а иногда и без расписки.
И вот этот год прошёл…
Какова ситуация у Незнайки? Да, собственно, такая же, как и год назад, то есть плачевная. Денег нет, да ещё и долг висит.
Проблема с деньгами в том, что их очень легко тратить. Причём, чем больше денег, тем легче тратить. Поэтому, чем крупнее будет сумма долга, тем быстрее она кончится.
На что рассчитывал Незнайка, когда брал деньги в долг? Он думал приблизительно так:
- Хотя сейчас проблемы с деньгами есть, но ведь когда-то они решатся!
- Не может быть проблем с деньгами всё время!
- Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолёте и подарит секрет казино!
Важно здесь то, что Незнайка искренне верит в то, что долг он вернёт. Но веры недостаточно.
Ситуация с деньгами – это следствие финансовой грамотности. Если Незнайка не знает, как обращаться с деньгами, то проблемы будут всегда. Взять в долг в подобной ситуации – это сильно усугубить проблему. Ведь деньги на руках создают иллюзию, что проблемы с деньгами нет. Хотя на самом деле, как только вы взяли деньги в долг, то проблема с деньгами удвоилась.
Вернёмся к ситуации возврата долга. Знайка ждёт денег, но Незнайка делает вид, что «забыл».
Выждав время, Знайка осторожно намекает на возврат долга. Незнайка «не понимает» намёков.
Тогда, собравшись с духом, Знайка прямо спрашивает:
– Незнайка, когда долг вернёшь?
– Не могу, — отвечает Незнайка, — у меня сейчас трудная ситуация.
К тому же, Незнайка весьма нервничает, ведь с деньгами туго, а Знайка наседает. Хотя Незнайке точно известно, что Знайка может и потерпеть. Ведь кому сейчас деньги нужнее? Конечно, Незнайке! По мнению Незнайки, разумеется.
Когда этот разговор повторится с десяток раз, то до Знайки начинает постепенно доходить, что своих денег он может и не увидеть.
Где же Знайка допустил ошибку?
Долговой цугцванг
Сын отцу:
— Мне срочно нужны
пять тысяч долларов!
— У меня нет.
— Так одолжи у кого-нибудь.
— Ты уже достаточно взрослый,
чтобы влезать в долги сам.
В шахматах есть положение, которое называется цугцванг, когда любой ход ведёт к ухудшению позиции.
Когда вы дали деньги в долг, а вам не возвращают, то вы попали в цугцванг. Вы можете пойти двумя путями и оба плохие.
Первый путь состоит в том, что вы будете бесконечно напоминать, ныть и требовать вернуть долг. Кончится это тем, что должник перестанет с вами общаться. Вы наживёте врага и не получите денег.
Второй путь состоит в том, что вы подаёте в суд и начинаете долгую тяжбу, тратя на это время и деньги. И, допустим, вы выиграете: суд постановит вернуть долг. Но ведь должнику вернуть долг нечем, поэтому у него будут понемногу вычитать из небольшой зарплаты.
Кончится тем, что вы потеряете деньги, время, наживёте врага и не получите денег.
То есть в конце любого пути вы наживаете врага и не получаете денег.
Кроме того, в глазах окружающих вы станете «злым ростовщиком и сутягой», который наживается на чужом горе.
Где ошибка? Ошибка была сделана в самом начале, когда вы рассчитывали на возврат денег.
Когда вы даёте в долг,
то сразу готовьтесь к тому,
что деньги вам не вернут.
В этом случае, если деньги вернут – это будет приятным сюрпризом. А если не вернут, то вы и не расстроитесь.
Поэтому никогда не одалживайте последние деньги. Давайте сумму, которая для вас не является критической.
Теперь вернёмся к вопросу в начале: «Нужно ли прощать должника?»
Вопрос неправильный. Одолжить денег – это ваше решение.
Вернуть долг – это не ваше решение. Вы не можете на него повлиять, поэтому и не стоит из-за этого расстраиваться. Не надо «прощать» или «не прощать», переведите ситуацию в «безнадёжный долг». Отдаст – хорошо. Не отдаст, ну и ладно.
Я знаю ваше типовое возражение: «Долги надо возвращать!» Да – это хорошее пожелание. Но если вы сами попадёте в трудную ситуацию, то поймёте, что красивые лозунги в жизни не работают.
И уж конечно никогда не рассчитывайте в своих финансовых планах на возврат долга к конкретной дате. Пусть это будет приятным сюрпризом.
Лучшая фраза при даче в долг:
«Вернёшь, когда сможешь!»
Если вам постоянно не хватает денег, то рекомендую пройти мой самый популярный курс
«Азбука денег: что нужно знать о деньгах, чтобы они у Вас были»
Из курса вы узнаете:
- Как вы и другие люди принимают финансовые решения
- Какой баланс нарушают бедные люди
- Первый финансовый закон ваших личных финансов
- Как ваши убеждения влияют на ваш доход
- Как грамотно делать деньги
- Универсальный 3-х шаговый алгоритм получения денег
- 5 полезных денежных привычек, которые помогут вам держать финансы под контролем
- Как эффективно решать денежные проблемы
Если вы хотите получить простую пошаговую методику увеличения денег в своём кошельке, то заказывайте курс «Азбука денег» по ссылке ниже:
Отдадут натурой
Почему Россия прощает долги другим странам даже в условиях кризиса
Фото: Александр Демьянчик / Reuters
Премьер-министр России посетил недавно с официальным визитом Социалистическую Республику Вьетнам. Это одна из стран, которой Россия в свое время простила крупный долг. За последние 20 лет российская экономика избавилась таким образом от 140 миллиардов долларов. В обмен на щедрость нашей стране обещали дружбу и выгодные условия для инвестиций. Исполнятся ли эти обещания?
Аттракцион неслыханной щедрости
Россия неоднократно прощала долги. Если брать относительно крупные кредиты (свыше миллиарда долларов), то получится, что наша страна за два десятилетия списала почти 140 миллиардов долларов (или 7,7 триллиона рублей по текущему курсу).
В 1996 году Анголе разрешили не возвращать 3,5 миллиарда долларов. А в 1998-м Россия сама объявила дефолт. Тогда Московский банковский союз оценил общие потери отечественной экономики в 96 миллиардов долларов (ущерб компаний — 33 миллиарда, банков — почти 45 миллиардов, населения — 19 миллиардов). Через год после дефолта РФ списала 14 миллиардов долларов целой группе африканских стран (Танзании, Мали, Мадагаскару, Мозамбику и еще нескольким государствам).
В 2000-м от большей части долга (9,5 из 11 миллиардов долларов) освободили Вьетнам, в 2001-м — Эфиопию (3,8 из 4,8 миллиарда; оставшийся миллиард списали в 2005 году). В 2003-м РФ простила 11-миллиардный долг Монголии. В 2004-м наша страна поддержала Ирак и списала почти 10 миллиардов долларов. В феврале 2008-го Ираку разрешили не платить еще 12 миллиардов.
Под списание попал также Алжир (почти 5 миллиардов долларов), Афганистан (11 миллиардов), Ливия (4,6 миллиарда).
В последние годы наибольшая щедрость проявлялась в отношении КНДР (11 миллиардов долларов) и Кубы (более 30 миллиардов).
По данным Парижского клуба, десяток стран (среди них — Гвинея, Конго, Бурунди, Центральная Африканская Республика, Молдавия, Босния и Герцеговина) должны погасить России почти 50 кредитов. Так что потенциал для щедрости еще есть.
Кроме того, в марте 2015 года премьер Дмитрий Медведев сообщил, что Россия окажет финансовую поддержку Белоруссии. Речь идет о кредите в 110 миллионов долларов, но выдадут его в рублях.
Вкладчики у здания банка, 1998 год
Фото: Ираклий Чохонелидзе / ТАСС
Возникает законный вопрос: к чему такая расточительность? Ведь 140 миллиардов долларов — это половина расходов федерального бюджета 2015 года (15,22 триллиона рублей, или почти 280 миллиардов долларов). При этом государство закрывает иностранные кредиты даже в тяжелых экономических условиях. Например, до и после дефолта 1998 года или летом прошлого года (Куба, Северная Корея) — тогда уже было очевидно, что Россия вступает в полосу рецессии.
Неблагонадежные заемщики
Разумеется, государство разрешает не платить по кредитам не просто так. В обмен оно рассчитывает получить какие-нибудь преференции, раз уж деньги вернуть не удается. Советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов в беседе с «Лентой.ру» назвал списанные Россией долги «безнадежными». По его мнению, прощение таких займов позволяет склонить бывшего должника к определенным выгодным для кредитора решениям. «Списание долгов Кубе и КНДР несколько усилило влияние России в этом регионе. Но материальных выгод это не принесло», — подчеркнул эксперт.
Действительно, наши должники всегда говорили, что простить их — наиболее выгодный шаг для самой России. Возьмем Северную Корею. Списав кредит, наша страна получила доступ к минеральным ресурсам страны чучхе, а также возможность принять участие в реконструкции железнодорожной сети КНДР. Стоимость этого проекта оценивается в 25 миллиардов долларов. Также РФ планирует проложить газопровод в Южную Корею через Северную. По данным южнокорейской газовой компании Kogas, прокладка 700-километрового участка трубы через КНДР стоит 2-2,5 миллиарда долларов. Проблема в том, что инвестиции в столь непредсказуемую страну подвержены высоким рискам. Сложно сказать, что будет завтра с режимом Ким Чен Ына и какой экономический курс он выберет.
С Кубой похожая история. РФ простила Острову свободы 90 процентов долга перед СССР. Куба признала оставшиеся 3,5 миллиарда своими обязательствами перед Москвой. Правда, мы их не увидим: Россия вложит эти деньги в кубинскую экономику. И выгода от инвестиций весьма сомнительна. «При списании 30-миллиардного кубинского долга нам пообещали совместные проекты в области энергетики, транспорта и здравоохранения. Прошел год — и тишина», — говорит руководитель информационно-аналитического отдела аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Виталий Цветков. По его мнению, отдачи от списания долгов мало, по большей части это игра в одни ворота. «Не слышно об экономическом триумфе российских компаний в Ливии. Хотя правительство Ливии обещало создать нашим предприятиям режим наибольшего благоприятствования в обмен на прощение 4,5 миллиарда долларов», — добавил Цветков.
Впрочем, Россия не одинока в своем финансовом милосердии. В 2004-м США списали 4-миллиардный долг Ирака. Позднее «Большая восьмерка» простила 40 миллиардов долларов бедным странам (например, Боливии, Гондурасу, Никарагуа и ряду других государств). Ту же Кубу освободили от кредита КНР (6 миллиардов), Япония (1,4 миллиарда) и Мексика (500 миллионов долларов). МВФ списал 268 миллионов долларов долга Гаити. И так далее.
Совсем другая история
Интересно, что поведение России-кредитора сильно отличается от поведения России-должника. До прихода к власти большевиков в 1917 году наша страна считалась надежным заемщиком, напоминает Юрий Голицын, руководитель направления по истории финансового рынка Московской биржи. Перед Первой мировой Российская империя была страной с самым большим в мире внешним долгом. «По некоторым оценкам, он достигал 60 миллиардов рублей, или 90 процентов ВВП», — заметил Голицын в беседе с «Лентой.ру».
Образец железнодорожной гособлигации Российской империи
Фото: Игорь Михалев / РИА Новости
В марте 1917-го после отречения Николая II Временное правительство сообщило, что будет обслуживать внешний долг в нормальном режиме. Но случилась еще одна революция. 21 января 1918 года Совнарком одобрил декрет об аннулировании займов царского правительства — по сути, большевики отказались платить по долгам империи. Ленин считал это решение первым ударом по международному банковскому и финансовому капиталу.
Царский долг оставался актуальным до конца ХХ века. Кредиторы ждали, пока Россия расплатится. В 1996 году РФ подписала с Францией договор о выплате долга, а в 2000-м перечислила 400 миллионов долларов и закрыла кредит. «Похожий договор был заключен в 1986 году: Горбачев подписал с Тэтчер (премьер-министр Великобритании — «прим. Ленты.ру») договор об урегулировании госдолга дореволюционной России перед Великобританией. Королевство обязалось выплатить своим гражданам, которые владели облигациями Российской империи, компенсацию за счет 5,5 тонны золота Николая II, хранившегося в одном из английских банков», — отметил Юрий Голицын.
Россия также аккуратно обслуживала советские кредиты. В 2006 году РФ полностью погасила долг перед Парижским клубом в размере 23,7 миллиарда долларов. В 2013 году наша страна расплатилась с Чехией (3,6 миллиарда долларов), Черногорией (18 миллионов) и Финляндией (30 миллионов).
Госколлектор
Страны, выдававшие кредиты России, проявили бесконечное терпение. Погашения некоторых долгов они ждали больше века, не признавая долги безнадежными и не пытаясь получить политическую выгоду вместо денег. Практика, достойная подражания. Понятно, что некоторые государства просто не в состоянии расплатиться. Но нужно выбирать надежных заемщиков, оценивать их возможности.
Новая редакция бюджета РФ на 2015 год предполагает дефицит в объеме 3,7 процента ВВП (2,68 триллиона рублей). Государство вынуждено урезать траты на 10 процентов. При этом правительство планирует взять более 3 триллионов рублей из Резервного фонда (свыше 70 процентов) на покрытие расходов. Разбрасываться деньгами в таких условиях — не самое мудрое решение. И раз уж мы помогли какой-то стране, а потом списали долг, необходимо следить за реализацией совместных проектов, за тем, получают ли отечественные компании положенные льготы. Иначе выданные кредиты просто вылетают в трубу.
Сейчас обсуждается необходимость новой специальности в российских университетах, а именно — специальности коллектора. Студентов собираются превращать в профессиональных сборщиков долгов. Судя по тому, что 140 миллиардов долларов ушли из экономики безвозвратно, государство бы провалило этот курс уже на вступительных экзаменах.