15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему Tesla терпит убытки?

Почему Tesla терпит убытки?

Статья о компании Tesla Motors — история развития и успеха, причины неудач. Роль Илона Маска в развитии бренда. В конце статьи — видео интересных фактов о Тесла Моторс.

Содержание статьи:

  • Под покровительством ученого
  • Первые шаги
  • Первые трудности
  • Эпоха Маска
  • Особенности Tesla
  • Избыточный спрос рождает убытки
  • Видео интересных фактов о компании Tesla Motors

В 2016 году основной новостью в автомобильном мире был затяжной кризис у компании Tesla, которая больше года подряд терпела убытки. Потом один успешный квартал — и снова потери размером в 620 миллионов долларов.

В чем же секрет мировой популярности и столь же феноменальной убыточности новаторской компании?

Под покровительством ученого

Двух инженеров и полных противоположностей – Марка Тарпеннинга и Мартина Эберхарда – познакомил общий друг. Они вместе играли в музыкальной группе, предоставляли консалтинговые услуги и разрабатывали различные бизнес-идеи, каковой, например, стала компания по выпуску электронных книг.

После развода Эберхард решил порадовать себя новым спортивным автомобилем, но все они поглощали более 8 литров за сотню, что вынудило инженера задуматься об электромобиле. Углубившись в изучение вопроса, он наткнулся на компанию AC Propulsion, в чьем владении был экспериментальный маленький электрокар Tzero. Когда инженер сел за руль, и крошка дала ускорение, сравнимое в Lamborghini, он понял, что это далеко не игрушка — такие машины имеют право на существование.

Марк Тарпеннинг в свою очередь пытался понять, почему столь перспективное направление производства еще не реализовано крупными автопроизводителями. Они видели основную проблему в слаборазвитой отрасли по выпуску аккумуляторов, причем основной акцент делался именно на свинцово-кислотные батареи. Тогда как литий-ионные батареи ежегодно становятся эффективнее на 7%, дешевле в изготовлении и имеют намного больший потенциал. Благодаря им электрические двигатели не только обеспечат внушительный крутящий момент при выжимании газа, но и с помощью рекуперативного торможения позволят батарее подпитываться энергией.

В процессе продумывания бизнес-плана, подсчета необходимых средств, презентаций на разнообразных мероприятиях партнерам стало понятно, что создать автомобиль с нуля им не удастся. Выбор инженеров пал на компактный Lotus Elise британского производства, который был достаточно легким для установки на него аккумулятора. Теперь оставалось найти инвестора.

Еще в 2001 году Мартин Эберхард на конференции Марсианского общества познакомился с бизнесменом, инженером и изобретателем Илоном Маском.

После двухчасовой презентации молодой человек не без доли скептицизма, но согласился вложить 7,5 миллионов долларов в новую компанию и вошел в ее правление.

Первые шаги Tesla — история начала компании

Первый родстер новоиспеченного автопроизводителя рождался в муках. Эберхард и Тарпеннинг были полны идей, но совершенно не владели знаниями по их осуществлению. Оказалось, что переделать кузов Elise под технические задумки Tesla настолько же сложно, как просто создать новую модель. Наброски будущего автомобиля, сделанные рукой Эберхарда, были настолько нелепыми, что руководство Lotus боялось опозорить свой бренд договором с сумасшедшими изобретателями.

Помог Эберхарду его друг, промышленный дизайнер Билл Моггридж, который облачил идею в конкретные привлекательные формы. И в рождественские праздники все члены правления Tesla за исключением Илона Маска, который как раз стал отцом двойни, собрались в доме Эберхарда и путем голосования выбрали дизайн будущего автомобильного образца.

На презентацию родстера в июне 2006 года в Санта-Монике было приглашено огромное количество гостей, в том числе и звезд Голливуда во главе с действующим губернатором Арнольдом Шварценеггером. Эберхард, в отличие от смущенного, никому на тот момент не известного Илона Маска блистал на сцене, расписывая достоинства нового автомобиля, а за интервью с ним боролись десятки телеканалов.

Уже через 2 недели после презентации у компании было свыше сотни заказов на электромобили, а сам родстер получил награду Global Green 2006 Product Design Award из рук Михаила Горбачева.

Первые трудности

С первых же дней старта производства Tesla ей не удавалось соответствовать собственным же планам выпуска. Руководители рассчитывали уже в 2007 году иметь не менее 500 экземпляров на продажу, однако и в 2008 году поставок так и не было. Следовало определиться: или стать первопроходцами на рынке электрокаров, или все усилия бросить на доведение модели до совершенства, устраняя многочисленные недостатки.

Проблемы на производстве были связаны одновременно с неорганизованностью и с чрезмерным идеализмом. Изначальный план состоял в том, чтобы Tesla обеспечивала детали ходовой части, а Lotus бы их собирал. Такая стратегия выглядела быстрой и дешевой. Однако Tesla стала брать на себя все больше и больше, сотни узлов вместо планируемого десятка.

Он изменил уровень порога дверей, заменил фары и сиденья на эксклюзивные, сделанные на заказ, запросил более дорогой материал для приборной панели. Таким образом, сроки выпуска постоянно сдвигались и срывались из-за внезапных доработок. В итоге компания неожиданно для самой себя обнаружила, что вместо пары собственных разработок вынуждена отправлять английскому сборщику целые сотни автомобильных компонентов, еще более запутывая и без того сложные финансовые дела Tesla. Отца-основателя и главного разработчика первого электрокара Мартина Эберхарда отстранили от руководства, отправив следить за производством, и к числу остальных проблем присоединились взаимные судебные иски членов правления.

Эпоха Маска

С 2009 года руководство компанией на правах основного инвестора, вложившего 55 миллионов долларов, принял на Илон Маск. Одним из первых его решений стал отзыв 75% реализованных экземпляров родстера. Владельцы жаловались на ненадежность конструкции, даже «звездный» обладатель электрокара Джордж Клуни не один час провел на обочине из-за поломок.

В том же году американское правительство, активно поддерживающее экологическое направление, выделило ссуду на 465 миллионов долларов для развития Tesla. Это вливание потребители обязаны благодарить за выход седана S с улучшенной трансмиссией и более качественной сборкой.

Маск принципиально изменил стратегию развития, переориентировав производство на массовые продажи. Для этого автомобиль должен был стать максимально бюджетным, экологичным и надежным. Таким образом, необходимо было снизить стоимость с сотни тысяч долларов до тридцати.

Особенности Tesla

Разные производители пытались использовать различные батареи для опытных образцов электромобилей. Отличительной чертой моделей Tesla стали гальванические элементы питания, в которых тысячи литий-ионных батарей образуют единую зарядную систему. Подобные аппараты применяются в бытовой технике, ноутбуках и планшетах, но для автомобилей компания удешевила процесс производства, одновременно снизив вес получаемого изделия.

Несмотря на распространенное мнение об опасности такого рода аккумулятора, многочисленные тесты и годы использования на автомобилях Tesla показывают надежную защиту от вспучивания, перегревания, воспламенения за счет грамотной терморегуляции. А для удобства водителя и не в ущерб элегантности внешнего вида автомобиля весь блок батарей находится под полом машины, что также разительно отличает модели Tesla от аналогичных электромобилей.

Не менее уникальна история и с созданием двигателя. Инженеры компании, чтя память Николы Теслы, взяли за основу разработку самого ученого. Классический мотор, имеющий жидкое охлаждение, работает от переменного 3-фазного 4-полосного тока. Компактный агрегат легче и практичнее традиционного двигателя внутреннего сгорания, а также дает возможность исключить из конструкции трансмиссию ради прямого привода. Именно с этой силовой установкой электромобили получили наибольшую популярность и смогли развивать скорость до 208 км/ч.

И, наконец, ратуя не только за чистоту, но и за безопасность, конструкторы постарались максимально обезопасить будущих владельцев автомобиля. Корпус электрокара сделан из ударопрочной стали, а водителя и его пассажиров защищают целых 8 подушек безопасности.

Избыточный спрос рождает убытки

Сейчас все проблемы компании Илон Маск списывает на сложности с изготовлением Model 3, продажи которой стартовали летом 2017 года. При плане в выпуске 5 тысяч экземпляров к концу года на данный момент завод выдает не более 260 штук в неделю. Виновником глава компании сделал производителя аккумуляторных батарей, который своевременно не поставил качественное оборудование, а потому инженерам Tesla пришлось тратить лишнее время и ресурсы на то, чтобы самим доработать аккумуляторы. Хотя зачем было собирать предзаказ такого объема, чтобы впоследствии с ним попросту не справиться?

На фоне этой задержки, новостью о которой быстро разнеслась с помощью СМИ, цена акций сразу подешевела на 3%. Беспокоят инвесторов компании и такие нюансы, как крайне малое количество официальных сервисов для электромобилей. Тогда как Volkswagen со дня на день должны выпустить аналог Tesla, который уже обещает быть в разы дешевле и обеспечить потенциальных потребителей должной инфраструктурой.

Кроме того, компания оповестила сотрудников о сокращении, которое затронет от 400 до 700 человек из работающих сейчас 33 тысяч. Руководство таким образом планирует бороться с недостаточной эффективностью текущего производства и «оптимизировать» без разбора и рабочих, и инженеров. Все, попавшие под сокращение, сотрудники получат щедрые бонусы, а их места сразу планируется заполнить более перспективными.

Параллельно Илон Маск ведет переговоры с японскими корпорациями по возведению гигантского завода по производству автомобильных аккумуляторов, которыми можно в полной мере обеспечить весь объем производства Tesla. Однако пока проект находится на стадии планирования, так как подобная идея потребует слишком глобальных финансовых вливаний для соответствующего уровня роста.

Следует отдать должное основателям компании Tesla – они являются революционерами в своей области, решившими воплотить мечту многих автопроизводителей в реальность. К сожалению, они сами не понимали, с какими проблемами и расходами столкнутся. Современный мир абсолютно не готов к электрическому транспорту, а потому, прежде чем разрабатывать машину и технологии для нее, следует в первую очередь продумать вопрос производства, эксплуатации и утилизации аккумуляторных батарей.

Эффективность Илона Маска сейчас возведена в ранг легенды, а его эффективность подтверждается одним лишь тем фактом, что при баснословном состоянии он лично утверждает все расходы дороже 10 тысяч долларов. Похоже, что он мечтает о том, чтобы его заводы заполнили роботы, максимально продуктивные, способные контролировать процесс выпуска электрокара от начала и до конца. К сожалению, при таком подходе все его самые инновационные идеи так никогда и не станут бюджетными и доходными.

Видео интересных фактов о компании Tesla Motors:

Tesla: рекордные убытки, обвал спроса и утрата господдержки. Это конец?

Грозит ли Tesla процедура банкротства? Такой вопрос всё чаще задают себе не только аналитики автомобильного рынка, но и обыватели, сопереживающие человеку, который взялся «лечить электричеством» автомобильный мир.

«Н ам понадобилось 15 лет, чтобы начать выпуск доступных электромобилей с большим запасом хода. Наши машины могут приносить нам прибыль. Мы ожидаем, что во второй половине 2018 года мы впервые нашей истории наконец-то получим эту прибыль, при этом баланс между поступлениями и платежами будет положительным». Эти фразы за авторством Илона Маска, президента и генерального директора Tesla, любой желающий обнаружит в отчёте о результатах деятельности за 2 квартал 2018 года. Опять же, любой желающий, просмотрев предыдущие отчёты, без труда обнаружит и подтверждение слов Маска: на своих электромобилях за всё время существования Tesla он пока не заработал ни цента.

Итак, во втором квартале 2018 Tesla показала рекордный убыток в $717,5 млн, что почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года ($385,8 млн). Таким образом, побит антирекорд, установленный в первом квартале текущего года, когда компания недосчиталась $709,5 млн, при этом убыток за первое полугодие 2018 года почти сравнялся с убытком за весь прошлый год! Всего же начиная с 2011 года (именно с этого времени на сайте компании представлена отчётность) Tesla принесла инвесторам $4,5 млрд убытков. Для сравнения, это столько же, сколько правительство Китайской Народной Республики с 2009 года вложило в собственную автомобильную промышленность с целью наладить производство конкурентоспособных электромобилей.

Ниже представлены два «хронологических» графика, размещённых на одной системе координат: мы объединили выручку (средства, полученные от реализации товаров и услуг) и убытки. Как видно, убытки растут вместе с выручкой. Проще говоря, может возникнуть впечатление, что Илону Маску нужно не наращивать выпуск автомобилей, а сокращать его, ибо недалёк тот день, когда «переполнится чаша». Здесь бы, к слову, пригодился и третий график – продажи автомобилей, однако мы решили не прилагать его в силу некоторых причин.

Конечно, со стороны хорошо бы видеть зависимость между «штуками» и финансовыми показателями, но в данном случае это может лишь осложнить восприятие. Дело в том, что у Tesla существует большой разрыв между «произведёнными» автомобилями и «доставленными клиенту». К примеру, согласно упомянутому отчёту за 2 квартал 2018 года, Tesla «выпустила 53 339 автомобилей», а «доставила» только 40 768. У крупных компаний с налаженной логистикой эта разница очень маленькая, причём не всегда число произведённых машин больше числа проданных. У Tesla разрыв большой, и он может внести только путаницу.

Можно было бы ориентироваться только на «выручку», однако и эта цифра в данном случае — лукавая. Вспомним, что с 2016 года Tesla Motors (с 1 февраля 2017 года компания называется Tesla) поглотила компанию Solar City, и с тех пор структура выручки изменилась. Так, в первом полугодии 2018 года из $7,4 млрд выручки $1,3 млрд приходится на деятельность, не связанную с автомобилями: продажу солнечных аккумуляторов и панелей, накопителей энергии (как домашних так и промышленных), зарядных устройств, да и самой электроэнергии, полученной путём эксплуатации солнечных батарей. Эти решения весьма популярны в Калифорнии, где изрядная часть населения живёт в собственных домах: люди получают выгоду не только отказавшись от «внешнего» электричества, но и непрерывно продавая излишки «своей» энергии государственным и частным энергетическим компаниям.

Отметим, что эта доля «неавтомобильной» выручки постоянно растёт – с 9% в 2016 году до 17% в первом полугодии 2018 года. Собственно, именно ради диверсификации (читай – придания большей устойчивости автомобильному бизнесу Tesla) Маск в 2016 году и продавил через инвесторов решение о покупке Solar City, основателями которой были двоюродные братья Маска, а сам Илон владел 22% акций. Напомним, что Solar City и до покупки была одним из крупных поставщиков «солнечной» энергии в калифорнийские дома.

А вот ещё одна часть выручки, поступавшая от инжиниринговой деятельности, наоборот, исчезла. И не удивительно. Вспомним, что все (около 2 400 штук) электрические Toyota RAV4, которые несколько лет назад продавались в лизинг через дилеров Калифорнии, в какой-то момент попали под отзыв как раз из-за низкого качества комплектующих, поставленных Tesla. Daimler, который в своё время тоже размещал заказ у Илона Маска, в итоге не только свернул сотрудничество, но и продал свои 3,9% акций Tesla, выручив за них $780 млн.

Итак, компания фиксирует рекордные убытки, активно увольняет сотрудников (в этом году контрактов лишились около 4 тысяч человек), продолжает тратиться на отзывы автомобилей и гарантийное обслуживание (качество хромает на обе ноги) и… наращивает производство. Нет ли здесь противоречия, и почему в заголовке материала мы упомянули «обвал спроса»?

Обратимся к данным, которые уже много лет готовит совместно портал HybridCars и агентство Baum&Associates. Речь идёт о продажах автомобильной «зелени» на рынке США. Отметим, что модели Tesla – единственные, по которым аналитики дают оценочные данные. По всем остальным гибридам и электромобилям у них на руках данные о постановке на учёт. Так вот, если смотреть на цифры Model S и Model X, картина вырисовывается печальная. По итогам за июнь 2018 года продажи первой упали на 54,5% относительно июня прошлого года и на 33,3% относительно мая 2018 года. По второй падение составило 38,1% и 13,3% соответственно. Что касается продаж за полугодие, Model S упала на 18,9% (9 тысяч), Model X – на 9,9% (8,2 тысячи). Более того, в июне относительно мая в США упали продажи и Tesla Model 3 аж на 12,7% — до 5,5 тысяч штук. Как это возможно, если, по словам Маска, еженедельный объём производства Model3 как раз в июне уже превысил 5 тысяч штук, а подавляющее большинство заказчиков Model 3, заплативших возвратный взнос в $1000, именно что американцы?

Почему мы акцентируем внимание на местных покупателях? Дело в том, что в США действует федеральная скидка на покупку электромобилей и подключаемых гибридов – со списком моделей, покупателям которых такая скидка полагается, можно ознакомиться здесь . Для электромобилей она составляет $7500, для гибридов – до $7500 в зависимости от параметров модели. Так вот, волна заказов на Model3 как раз и была спровоцирована сочетанием этой скидки и доходами целевого покупателя Model 3, который, в отличие от богатеев, приобретающих Model S и Model X, считает деньги. Однако уже в этом году скидка начнёт таять: дело в том, что именно в июле на территории США была продана 200-тысячная модель Tesla.

Обратите внимание: по оценкам Baum&Associates и HybridCars продажи Tesla в США в этом году почти до экземпляра совпадают с теми “доставками”, которые Маск приводит в отчёте (40 980 штук против 40 768). Интересно и другое: американский спрос на Tesla в 2017 и 2016 годах отличается на 2,7 тысячи машин. С учётом продаж Model 3 в прошлом году, которые составили 1 770 единиц, можно сделать однозначный вывод: потенциал по росту в США и Model S, и Model X уже исчерпан, а скачок 2016 года связан с запуском Model X.

В своё время правительство США ограничило действие скидки как раз этой цифрой. Формулировка длинная, но вполне себе прозрачная. «Со второго календарного квартала после календарного квартала, в котором отдельно взятым производителем для использования на территории США начиная с 31 декабря 2009 года был продан 200-тысячный автомобиль (в данном случае – электромобиль, прим. авт.), начинается годичный период поэтапного сокращения скидки. Покупатель, купивший автомобиль этого производителя в первые два квартала годичного периода по сокращению скидки может востребовать 50% от суммы скидки ($3750), а в последние два квартала – 25% скидки ($1750). По окончании годичного периода по сокращению скидки программа полностью прекращает своё действие в отношении данного производителя».

Интересно, что в этом году в попытке выполнить своё предвыборное обещание Дональд Трамп попытался одним махом отменить эту скидку для всех, однако в рамках проведённой налоговой реформы «зелёные лоббисты» сумели её сохранить.

Понятно, что отсутствие скидки на Tesla резко подкосит спрос на модели компании в США. Может быть, поэтому в последнем отчёте Маск понизил декларируемую планку безубыточности по ежегодному выпуску с 500 тысяч машин до 350 тысяч. Между тем, его обещание хотя бы на протяжении одного квартала выйти в прибыль не так уж нереально, как может показаться. В конце концов, ещё не одна сотня тысяч человек ждет свою Tesla Model 3, хотя эксперты постоянно говорят об оттоке заказов как раз в связи с грядущим прекращением действия скидки. Более того, убытки Tesla подскочили в прошлом году именно в тот момент, когда Маск начал технологическую подготовку производства «трёшки», и в этом смысле те траты можно отнести к «расходам будущих периодов», которые закладываются в цену продукции. Если всё второе полугодие Маск продолжит еженедельно выпускать по 7 тысяч машин (всех моделей) — глядишь, на текущем спросе это и впрямь позволит ему на коротком отрезке времени выйти в плюс.

Более того, видно, что Маску ну просто до зарезу нужно показать хороший результат в этом году, для чего он идёт на всяческие ухищрения. К примеру, он начал требовать от поставщиков комплектующих временно сбросить цены. А вот другой пример: Маск поднимает в листе ожидания тех покупателей Model 3, которые выбирают наиболее дорогие версии – это вызвало сильное негодование остальных.

Однако из поля зрения основной массы аналитиков почему-то выпадает такой простой и типично американский способ поправки дел как банкротство. И может быть, не зря 1 апреля 2018 года Маск уже пошутил на эту тему в своём твиттере? Вполне может быть, что эту процедуру можно будет повернуть так, чтобы перезапустить скидочную федеральную программу на следующие 200 тысяч «электричек» Tesla. Вот это был бы номер. Но если Маска всё же уволят, ничего страшного. У него есть космическая SpaceX, компания по бурению тоннелей Boring Co и скоростной Hyperloop, где он в доле. Без дела не останется.

Чудеса на виражах. Почему инвесторы верят Tesla, несмотря на убытки

Автомобиль Tesla Motors Model 3

МОСКВА, 8 фев — ПРАЙМ, Наталья Карнова. Американский производитель электромобилей Tesla отчитался о рекордном убытке в четвертом квартале 2017 года. Чистый убыток, приходящийся на акционеров, составил 675,35 млн долларов, что в 5,6 раза больше показателя годом ранее, но меньше прогнозов аналитиков.

Квартальная выручка Tesla в годовом выражении выросла на 44,3%, до 3,29 млрд долларов. По итогам 2017 года чистый убыток компании вырос втрое, до 1,961 млрд долларов. Разводненный убыток на акцию составил 11,83 доллара против 4,68 доллара в 2016 году. Годовая выручка увеличилась в 1,6 раза, до 11,76 миллиарда долларов.

Пока рынок игнорирует столь слабую отчетность. Цены акций остаются вблизи максимальных уровней, обеспечивая компании текущую капитализацию, констатирует начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. «Банкет» продолжается за счет стремительного роста заимствований. Скорость этого роста впечатляет. Но пока эта скорость падения в пучину безнадежного долга перекрывается космическими полетами рекламных компаний и новых обещаний», — рассуждает он.

На этой неделе Tesla совершила успешный запуск новейшей ракеты-носителя Falcon Heavy со спортивным автомобилем Tesla Roadster в качестве полезной нагрузки. Ракета вывела автомобиль, за рулем которого сидит манекен в скафандре, на гиперболическую орбиту Земли, после чего он отправился в путешествие в далекий космос по гелиоцентрической орбите. Компания SpaceX вела прямую трансляцию запуска новой ракеты и приземления разгонных блоков ее первой ступени, а затем транслировала космический полет автомобиля.

АМБИЦИИ И РЕАЛЬНОСТЬ

Опрошенные агентством «Прайм» аналитики уверены, что никакого влияния на IT-сектор и рынок вообще ни отчетность Tesla, ни столь впечатляющие пиар-акции не оказывают. По словам ведущего стратега «Атона» Алексея Каминского, это компания из индустриального сектора с фокусом на электромобили. В масштабах рынка она пока слишком маленькая (хотя этого не скажешь по медийному весу), чтобы оказывать на него серьезное воздействие. В январе компания уже анонсировала схожие цифры по производственным показателям, и это ни на что особо не повлияло, напомнил эксперт БКС Брокер Альберт Короев.

Tesla отчиталась о крупнейших квартальных убытках‍

На этом фоне компания продолжает анонсировать амбициозные планы на будущее. По словам финансового директора Tesla Дипака Ахуджи, в новом 2018 году ожидается рост операционного дохода до «устойчиво позитивного» уровня. Компания планирует достигнуть суммарных продаж Model S и Model X примерно в 100 тысяч автомобилей. К концу первого квартала прогнозируется достичь уровня недельного производства Model 3 в 2,5 тысячи штук, а к концу второго — 5 тысяч. Ранее предполагалось, что компания сразу начнет производить эту модель в таком объеме, однако этого не удалось сделать из-за проблем с продажами. В третьем квартале 2017 года было продано всего 260 Model 3.

При этом она поставила в четвертом квартале лишь 1542 автомобиля Model 3, тогда как аналитики ожидали 4100, отметил Короев. «Проблемы с батареями тормозили производство», — добавил он. Tesla сама признает, что производство данной модели включает едва ли не половину расходов компании.

РАСХОДЫ И ЭКОНОМИЯ

В целом эксперты, опрошенные агентством «Прайм», в качестве причин высоких убытков отмечают, что Tesla много инвестирует в новые технологии. Деятельность одной из передовых компаний мира требует значительных затрат. По подсчетам Bloomberg, в среднем она ежеминутно тратит порядка 8 тысяч долларов или 480 тысяч долларов в час. Если не появится новый источник средств – а привлечь надо почти 2 млрд долларов, деньги у компании полностью закончатся к августу 2018 года, подсчитали в агентстве.

Пока для восполнения финансирования Tesla наращивает капитальные расходы. На текущий момент объем ее долговых обязательств со сроком погашения в 2018 году составляет 1,4 млрд долларов. «У компании очень высокая долговая нагрузка — общий долг порядка 10 млрд долларов, который надо обслуживать «здесь и сейчас», тогда как основные доходы компании лежат в будущих периодах и вовсе не гарантированы (всегда есть execution риски и конкуренция)», — говорит Каминский.

Традиционные облигации компания в последний раз выпускала в августе прошлого года со сроком погашения в 2025 году и доходностью в 5,3%. В начале этого года она привлекла 546 млн долларов с помощью выпуска облигаций, обеспеченных активами. Обеспечением бондов стали лизинговые платежи по автомобилям марок Model S и Model X. К такому долговому инструменту компания обратилась впервые, и он оказался востребован у инвесторов. Они получают деньги от платежей по лизингу транспортных средств, а затем от стоимости перепродажи автомобиля.

Параллельно Tesla пытается экономить, насколько возможно. В конце января ее глава Илон Маск предложил лишить себя зарплаты на 10 лет. Вместо этого он будет получать опционы на акции компании. Для получения первой премии рыночная капитализация компании должна вырасти до 100 млрд долларов с нынешних 60 млрд долларов. Следующие награды возможны по мере роста капитализации Tesla на каждые 50 млрд долларов. Всего, согласно плану Маска, за десять лет рыночная цена Tesla должна достигнуть 650 млрд. Это в шесть раз больше текущей стоимости крупнейшего в мире автопроизводителя Volkswagen.

LIFE ON MARS?

Для перелома убыточного тренда Маск и компания пытаются максимально автоматизировать производство, но риски усиления конкуренции на рынке электромобилей для компании растут. Чтобы изменить ситуацию, необходимо соблюдение ряда условий.

«Во-первых, должны сбыться агрессивные планы по производству (с этим есть проблемы) и продажам (конкуренты не дремлют) электромобилей. Во-вторых, важно, чтобы сам тренд на глобальную «электромобилизацию» не затормозился и не развернулся. И, наконец, в-третьих, фокус компании и самого Маска не должен «распыляться» (вспомним туннели Hyperloop, ракеты SpaceX и т.д.), что неизбежно влечет за собой рост рисков исполнения планов по ключевому бизнесу компании», — рассуждает Каминский из «Атона».

Глава Tesla может лишиться зарплаты в компании, получив опционы при росте капитализации

Тем не менее, по мнению Подлевских, расчеты Tesla на рост операционного дохода уже в 2018 году выглядят весьма сомнительно. Так было уже много раз, но число поклонников гения Маска не только не уменьшается, но еще и растет. Рост одалживаемых компании денег лучше всего говорит об этом. Красивым обещаниям и некоторым реальным успехам пока удается нивелировать отрицательные результаты деятельности компании.

«Раскрученная Маском эксплуатация веры людей в чудо доросла до космических масштабов. Не удивлюсь, если талантливый менеджер и гениальный иллюзионист сможет через некоторое время продавать места в марсианских гаражах. Но слишком долго на обещаниях ехать не получится и рано или поздно придется спускаться на землю реальных потребностей, реальных возможностей и реальных продаж. Так что много-много у компании будет еще неожиданных для ее акционеров поворотов. А акции компании со временем еще смогут стать флагманом падения сектора, а может и всего фондового рынка», — заключил Подлевских.

Олег Кузнецов: остров невезения. Почему Tesla несет убытки

В апреле издание The Information опубликовало статью о неожиданных кадровых изменениях в компании Тесла. Согласно обнародованным данным, Илон Маск взял под личный контроль процесс производства автокаров Model 3, сместив с должности вице-президента по разработке Дуга Филдса.

Сам Маск очень негативно воспринял публикацию, раскритиковав ее автора в своем Твитере. Тот ответил, и завязалась горячая перепалка на глазах у тысяч фоловеров. В итоге журналист предложил бизнесмену интервью, но получил жесткий отказ. «Алло, мне нужно строить автомобили», – сказал тогда Илон Маск.

Этот скандальный случай – лишь один из множества, с которыми компания Tesla и лично Илон Маск имели дело за последний год, как минимум. И все эти скандалы – одновременно и причина, и следствие последних неудач Tesla, в том числе – и с выпуском Model 3. Но обо всем по порядку.

Вначале был масштаб

Компания Tesla изначально поставила перед собой грандиозную цель. Ее основатели – Мартин Эберхард и Марк Тарпеннин – не просто хотели строить электрокары. Нет, они стремились трансформировать транспортную отрасль в целом, перевести все авто на электричество и таким образом снизить зависимость от «нефтяной» иглы.

Очень амбициозные планы, которые требуют не просто много денег. Нужно предусмотреть и найти эффективные решения очень многим глобальным проблемам. Одна из первых среди них – отсутствие необходимой инфраструктуры. В мире элементарно не производят такого количества литий-ионных аккумуляторов, чтобы массово строить электрокары.

По этой причине Tesla даже построила собственный завод по производству батарей («Гигафабрика» – ред.). Вынужденная мера, которая, однако, потребовала от компании дополнительных денежных вливаний и впоследствии стала одной из причин того, что стоимость первого авто Tesla – Родстера – превысила 100 тысяч долларов вместо планируемых 85 тысяч.

Тесла также пришлось развивать сеть заправочных станций, чтобы обеспечить своим клиентам комфортное пользование автомобилями. И опять же, это дополнительная нагрузка на бюджет компании. Тут Тесла пошла еще дальше, заявив, что все ее зарядочные станции бесплатны в использовании. Сначала такая возможность была введена для водителей авто Тесла, позднее – вообще для всех владельцев электрокаров.

Вот эта страсть к масштабу, к слову, и является одной из главных проблем Тесла. Компания не мелочится ни в чем: ни в планах, ни в способах их реализации.

В одной из последних и наиболее нашумевших биографий Илона Маска «Elon Musk: Tesla, SpaceX and the Quest for Fantastic Future» подробно описывается процесс производства Tesla Roadster. Он затянулся и, как говорилось выше, превысил первоначальный бюджет в два раза. Причина оказалась прозаичной. Тогдашний СЕО Тесла Мартин Эберхард приобретал для разработки дорогие запчасти, которые к тому же доставлялись из разных концов света. Кузовные панели, например, производились во Франции, электромоторы должны были поступать из Тайваня и т.д.

Когда Маск (а он уже на тот момент являлся главой совета директоров и главным инвестором компании — ред.) узнал о подобном расточительстве, то сразу же сместил Эберхарда с должности. А Tesla вошла в жесткий режим экономии, но даже так не смогла снизить стоимость разработки до запланированной цифры и в итоге сама оказалась без денег. К тому моменту уже шел 2008 год, а вместе с ним – и финансовый кризис, который не позволил Тесла привлечь дополнительное финансирование.

Нельзя не отметить, что и сам Илон Маск значительно усложнил первоначальную конструкцию Тесла Родстер. Он хотел больше комфорта и требовал изменить сиденья и двери. Он настоял на кузове из углеволокна, а также потребовал, чтобы двери Roadster открывались нажатием пальца на электронные сенсоры, а не с помощью ручки. Все это крутые фишки, безусловно, но вопрос в том, так ли они были необходимы? Компании нужно было предоставить миру надежный и удобный электрокар, а не какое-нибудь супергеройское авто сродни «бэтмобилю».

Можно предположить, что все это делалось для того, чтобы поразить публику и привлечь больше внимания. А что-что, но привлекать внимание Илон Маск умеет. Вспомнить хотя бы его акцию с запуском электрокара Родстер в космос. Это было громко, эффектно и отлично отводило внимание общественности от того факта, что 2017 год компания Тесла завершила с убытком $1,96 млрд.

Что интересно, тактику «чем шире размах – тем лучше» Илон Маск продолжает использовать дальше. Так, выпущенные после Родстера электрокары Tesla Model S и Tesla Model X обладают еще большим оборудованием, оснащены панорамными стеклами. В Model X панорамное лобовое стекло плавно переходит в панорамную крышу. А ведь подобное решение требует тщательной проработки.

Стекло – хрупкий материал и необходимо обеспечить его максимальную прочность и безопасность для пассажиров в чрезвычайных ситуациях. Для этого производится целый ряд тестов, основной из которых – изучение «поведения» стеклянной панели при опрокидывании автомобиля. А это, опять же, время и деньги, которых у Тесла на момент запуска Tesla Model X было в обрез.

И не забудем о «крыльях чайки» (хотя Тесла использует термин Falcon Wing – «крыло сокола» – ред.) – автоматических дверях, открывающихся вверх. Подобная новация потребовала от компании разработки ультразвуковых датчиков, способных «видеть» сквозь металл, потому что дизайнеры сочли стандартную систему внешних датчиков непривлекательной. Эти двери также потребовали от инженеров усовершенствования и усиления конструкции крыши автомобиля для обеспечения большей безопасности при столкновении.

И опять же возникает вопрос: для чего? Острой практической необходимости ни в панорамном стекле, ни в «крыльях» нет. Да, красиво, да, футуристично, но долго и дорого в производстве! Зато это объясняет, почему Tesla так долго терпит убытки и не может выйти «в плюс».

Без крутых штучек не обошлось даже в Tesla Model 3 – первом доступном электрокаре бренда. Что, вероятно, также стало причиной задержки с его выпуском и как следствие – финансовых проблем компании.

Автомобиль, среди прочего, оборудован скрытыми дверными ручками. Со стороны выглядит круто, но в быту не очень практично, поэтому производители используют такие ручки для ограниченных по количеству выпуска суперкаров (например, Aston Martin Vantage — ред.). А Tesla внедрила подобное решение в серийный массовый автомобиль. Зачем? Потому что круто, видимо. Потому что так, в понимании Илона Маска, должен выглядеть автомобиль будущего.

Но не стоит забывать, что использовать его будут на дорогах пока еще настоящего, а значит, и соответствовать он должен потребностям все же времени настоящего.

Скандалы, интриги, расследования

Все вышеописанные недочеты в работе Tesla дополнительно усиливаются почти непрекращающимся негативным информационным потоком.

Так, весной компания отозвала 123 тысячи своих машин в связи с проблемой в одном из компонентов усилителя руля. Почти одновременно с этим произошло еще два события: началось расследование январского ДТП с участием Tesla Model S, а рейтинговое агентство Moody’s понизило кредитный рейтинг компании до уровня В3 с негативным прогнозом.

После этого акции Тесла упали на 8% всего за день. А за апрель в целом падение составило 21%.

Негативно на репутации компании и стоимости ее акций сказалась череда увольнений. Из Тесла уходят как руководители, так и обслуживающий персонал. Только в сентябре, например, компанию покинули Сара О’Брайен, вице-президент по связям с общественностью, Габриэль Толедано, начальник отдела кадров, и Дейв Мортон, главный бухгалтер. Вице-президент по международным финансам и операциям Джастин Макани ушел в октябре. Такие кадровые перестановки говорят о дисбалансе внутри компании.

И, наконец, поведение самого Илона Маска. Например, его первоапрельский твит о банкротстве Тесла или более поздний, августовский – о намерении выкупить все ту же Тесла и сделать ее приватной. Очень странные заявления, со стороны можно даже подумать, что Илон Маск будто специально отпугивает инвесторов. Но, скорее всего, это была часть плана. Плана, который реализовать так и не получилось.

Так, в конце лета СМИ распространили новости о возможной продаже Тесла Суверенному фонду Саудовской Аравии (Public Investment Fund, PIF ). Потом, правда, Маск их опроверг, уточнив, что это были лишь разговоры, ничего больше. Может и так, но то, что предприниматель действительно размышлял об изменении формы собственности компании, подтверждает, например, его письмо к сотрудникам компании. В нем предприниматель поясняет, что переход к приватной модели освободит компанию от спекуляций по поводу стоимости акций и позволит эффективнее концентрироваться на своей работе.

А в СМИ и так часто мелькают новости о недовольстве Маска давлением, которое инвесторы оказывают на работу Тесла. Это как минимум доказывает, что он всерьез рассматривал возможность сделать Тесла приватной.

Что дальше?

Как известно, твит Маска о приватном будущем Тесла вызывал не просто шумиху среди инвесторов, но и привлек внимание американской Комиссии по ценным бумагам. Она провела расследование, в ходе которого Маска признали мошенником и оштрафовали. Также он лишится места главы совета директоров. Как это отразится на Тесла?

Вряд ли стоит ожидать больших проблем. Скептики утверждали, что без Маска у руля акции Тесла тут же обвалятся. Снижение цены действительно было после объявления решения Комиссии, но сейчас ситуация выравнивается. На данный момент стоимость акций даже выше, чем была в первой половине года. Да и тот факт, что Маск больше не в кресле директора, не означает, что он не сможет и дальше участвовать в делах компании и развивать производство автомобилей.

Наконец, уход Маска с руководящей должности может, наоборот, обернуться плюсом. Затянувшееся сложное финансовое положение компании говорит о том, что сама она не способна ничего исправить. Ей нужны новые силы и новые лица, которые не будут отвлекаться на скандалы с журналистами или на управление другой компанией (Илон Маск помимо Тесла также продолжает развивать и SpaceX).

Гораздо больше неприятностей компании сулит возбуждение уголовного дела в ФБР . В Бюро расследований подозревают, что Тесла вводила в заблуждение инвесторов.

Подводя итоги

Надо отдать должное: компания Тесла произвела настоящую революцию в автомобилестроении. Она доказала, что электрокары действительно могут составить конкуренцию традиционным машинам, а отказ от нефти в транспортной сфере вполне реален.

Tesla Roadster стал первым электрокаром, который объединил в себе одновременно колоссальные технические возможности, потрясающие дизайн и комфорт (хотя тут, конечно, на любителя, все же пристрастие Тесла к минимализму по вкусу далеко не всем — авт.). Его выпуск вынудил и другие автоконцерны обратить более пристальное внимание на электрокары. Все эти Nissan Leaf, Mitsubishi i-MiEV и прочие появились уже после того, как состоялся громогласный выпуск Родстера.

Но стремясь приблизить будущее, Тесла и Илону Маску лично нельзя все же забывать о настоящем. В конце концов, классный электрокар не тот, что способен быстро разгоняться и предоставлять панорамный обзор. Классным он станет, когда сможет ездить долго без подзарядки, будет эффективно передвигаться даже в условиях бездорожья и не будет создавать проблем владельцу в плане технического обслуживания. А для того, чтобы этого добиться, нужно еще много потрудиться. И вряд ли год-два, как говорил Маск, когда обещал старт продаж Tesla Roadster.

Пиар-пиаром, но и об осторожности забывать не следует. В конце концов, мы говорим о глобальных мировых переменах, а они никогда не происходят быстро.

Олег Кузнецов, партнер Kreston GCG

Почему Tesla увеличивает убытки, но все равно нравится людям

Tesla сообщила о рекордном квартальном убытке — почти $710 млн. Стартап увеличивает финансовые потери пятый квартал подряд. IT-эксперт Сергей Корогод — о настоящем и будущем стартапа Илона Маска.

Убытки, срывы сроков и бунт работников

Последние квартальные отчеты Тesla вызывают у многих вопрос: точно ли нормальная компания может так работать? За 14 лет Тesla ни одного квартала не была прибыльной, а в последнее время ее убытки растут ежеквартально. Маск в письме рынку пообещал, что компания выйдет в прибыль со второго квартала 2018 года, но в недавнем общении с аналитиками он отказался отвечать на вопросы о финансовой ситуации, называя их «скучными».

Срывы сроков в производстве традиционны для Тesla. Теперь к ним добавился ворох технических и организационных проблем. Завод Gigafactory по производству литиевых аккумуляторов — его запустили на два года позже заявленных сроков — до сих пор не может выйти на запланированные объемы. Сборочный завод во Фримонте не достиг требуемых объемов выпуска дешевой массовой машины Tesla Model 3. В последний год компания регулярно становилась фигурантом скандалов: аварии на производстве, переработки и тяжелые условия труда, использование в качестве рабочей силы незаконных мигрантов, бунты сотрудников и менеджмента. Был даже случай сексуальных домогательств на рабочем месте, который быстро замяли — ни государственные органы, ни феминистические организации не стали развивать тему.

Электромобили: Запад — за, Азия — против

В отрасли электромобилей не все гладко. В западном мире технология рассматривается как основная надежда на экологичный транспорт будущего. Правительства давят на автопроизводителей, заставляя их вводить гибриды и электромобили в свои модельные линейки. Причем электромобили, выходящие на рынок, составят Тesla серьезную конкуренцию. Зато в Азии подсчитали, сколько вредных выбросов СО 2 пойдет в атмосферу при производстве электричества для автомобилей Tesla. Оказалось, не так уж и мало, — и у компании стали отбирать «зеленые» субсидии.

Почему Тesla все равно нравится

Тesla выглядит как типичный стартап со всеми характерными особенностями: упор на пиар вместо продукта, охота за деньгами инвесторов, а не покупателей, маниакальное завоевание доли рынка вместо достижения рентабельности. Все, чтобы предъявить долю рынка инвесторам и пообещать конвертировать пользователей в прибыль. У стартапа умопомрачительно хороший пиар. А внимание публики реально превращается в деньги от инвесторов.

Про Маска говорят, что он «торгует воздухом», продает сопричастность к прогрессу, хотя его продукты технологически несовершенны. В этих рассуждениях есть здравое зерно, потому что не может компания с такими проблемами как в производстве, так и в финансах иметь такую же капитализацию, как крупнейшие автопроизводители со столетней историей. Но также из этих рассуждений следует вывод о скором крахе «империи Илона Маска», что противоречит реальности.

Есть особенность, которая выделяет проекты Илона Маска среди других представителей «экономики стартапов», пусть даже и крупных.

Его проекты не только предлагают новые технологии, инновации или продукты. Они в первую очередь являются рекламой социальных тенденций, выгодных правительствам западных стран. Тesla стала символом экологически чистого транспорта. SpaceX вернула США возможность летать в космос (и упорно называет себя лидером в этой области). Проекты с литиевыми батареями (настенная батарея для дома, которую так и не смогли сделать, или недавний проект с огромной батареей в Австралии) должны решить главную проблему возобновляемых источников энергии, а именно: нестабильность генерации. Hyperloop представляет новое поколение транспортных систем.

Конечный заказчик этих проектов — государство, а цель — не производство конкретного продукта, а популяризация нужной идеи. И создание рынка со спросом, который смогут удовлетворять различные продавцы. В дело вступает другая экономика, которая может вообще не предусматривать прибыльности. И неважно, если в финале его продукт окажется не настолько привлекательным, как изначально планировалось.

Беспилотники и закон

Google занимается проектом с начала двухтысячных, тестовые автомобили с автопилотом проехали миллиард миль, но компания боится доверять им управление без человека-контролера. Многие автопроизводители имеют готовые алгоритмы автопилотов, но опять же боятся массово выпускать их на рынок, не в последнюю очередь из-за правовых вопросов в связи с авариями, повлекшими смерть или ущерб здоровью.

Маск обходит сложности с помощью простой оговорки: «Автопилот Tesla не является автопилотом» (не шучу, у них так и написано), запускает опцию автопилота (еще и платную!) и фактически открывает тестирование на премиальных пользователях автомобилей Tesla. Этот автопилот уже привел к нескольким смертельным ДТП, когда гибли водители, один раз Tesla сбила человека. Каждый раз начинается дискуссия в духе: «никто бы не увидел трактор поперек шоссе на фоне яркого неба» (первая авария) или «никто бы не увернулся от тетки с велосипедом!» (когда автомобиль Tesla сбил женщину). Возможно, это так, но мягкое отношение к компании государственных надзорных органов США, которые в других случаях очень внимательно оценивают безопасность, вызывает вопросы.

Эта точка зрения также объясняет невиданную лояльность к Маску основных СМИ. Любые анонсы и заявления основателя Тesla подаются как откровения. Любые положительные новости компании сразу попадают в заголовки. Более того, во многих ситуациях СМИ зачем-то прикрывают Маска. Если обратить внимание, любой провал одного из проектов Маска сопровождается упоминанием грандиозного успеха другого проекта. В СМИ для широкой аудитории не рассказывают об удручающей квартальной отчетности компании без упоминания о том, что SpaceX запустила Falcon Heavy и это прорыв, успех. Хотя запуск ракеты нельзя назвать безупречным: спорткар Tesla на этой ракете отправили вместо Марса куда-то в далекие дали пояса астероидов, а вторая ступень слишком долго работала на взлете, так еще и сесть не смогла.

Что нового покажет Тesla

Поэтому будет ли Тesla когда-нибудь прибыльной, не так уж важно. Она будет на плаву, пока необходимо сохранять актуальность темы электромобилей или в этой сфере не появится более удачный с точки зрения пиара технологий западный проект. Причем китайцы могут достигать любых успехов в деле электротранспорта, они займут массовые ниши, но локомотивом стать не смогут.

Так что не стоит волноваться за финансовые результаты Тesla. Ее руководитель еще долго будет радовать нас удивительными заявлениями, а компания… компании еще надо собрать хотя бы то количество Model 3, на которое они собрали предзаказы и взяли деньги. А через два года Маск обещал запустить в производство новую модель Y. Как он это сделает, если все производственные мощности уже забиты? Значит, нам будет на что посмотреть.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector