5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Помогут ли штрафы АЗС улучшить качество топлива?

Помогут ли штрафы АЗС улучшить качество топлива?

Статья о том, улучшится ли качество топлива при введении штрафов, насколько эффективны меры по борьбе за чистоту топлива. В конце статьи — видео про качество бензина.

Содержание статьи:

  • Борьба за чистоту топлива
  • От нефтебазы до АЗС
  • Ожидаемый результат
  • Видео про качество бензина

В январе 2018 года Государственная Дума утвердила новый закон, предусматривающий штрафные санкции за продажу на АЗС некачественного топлива. Рассчитываться они будут в процентном отношении к выручке заправки за истекший год и зависеть от частоты правонарушений.

Борьба за чистоту топлива

Стартом для работы над законом стали глобальные проверки заправочных станций Росстандартом, состоявшиеся в 2015 году. Их результаты ужасали – каждая пятая станция заправляла автотранспорт не просто не соответствующим требованиям топливом, а попросту опасным для окружающей среды и автомобиля.

Получают такой продукт еще на нефтебазах путем смешивания нормального топлива от большого нефтеперерабатывающего завода с контрафактной продукцией от мелкого НПЗ. Происходит это потому, что мелкие заводы, которых по стране более двух сотен, имеют возможность уйти от контроля качества. Если они называют свою продукцию «экспортной», то она не подлежит техническому регламенту. А при отправке на АЗС полученная смесь комплектуется паспортом качества и декларацией соответствия производителя.

Данная схема безотказно работает десятилетиями, а мелкие НПЗ и нефтебазы остаются безнаказанными.

Хотя первоначально речь шла о драконовских мерах в виде наказания в размере 10-15% от годовой выручки, в итоговый вариант закона попала цифра в 1% в случае первого нарушения и 3% после повторного обнаружения контрафакта. Если взять даже примерный оборот средней АЗС, колеблющийся в пределах от 50 млн. рублей и выше, то подобные штрафы существенного пополнят государственную казну. Кроме того, неблагонадежная заправка, вторично попытающаяся реализовать некачественный продукт, может получить уведомление о приостановке деятельности на период до 90 дней.

Параллельно Росстандарт обяжет нефтебазы вписывать в паспорт качества обязательную информацию о тестах реализуемого топлива, проведенных в аккредитованной лаборатории. Несмотря на то, что каждая нефтебаза отвечает за конечный состав отпускаемого продукта, как показывает практика, в реальности она просто хранит привозимое топливо.

Таким образом, отпуск продукции с приложением только заводской сопроводительной документации не является правомерным. Нефтебаза может неправильно хранить топливо, не иметь возможности разделять разные его виды, а также смешивать его или разбавлять в незаконных целях. Поэтому, отправляя топливо на АЗС, она обязана подкреплять его качество и состав соответствующим документом.

От нефтебазы до АЗС

Нефтебазы ежедневно получают по несколько разнообразных марок бензина, а также дизельное топливо. Даже полученное от разных поставщиков и заводов, оно в итоге сливается в единые резервуары, разделяясь только по октановому числу. При необходимости на данном этапе добавляются улучшающие функциональные качества присадки, которые затем позволят продавать топливо как «улучшенное». Вот только они не должны принципиально изменять характеристики жидкости и его октановое число, что является незаконным и противоречащим техническому регламенту.

Контроль качества в аккредитованной Росстандартом лаборатории обойдется нефтебазе примерно в 20 000 рублей за 700 тонн, поэтому далеко не все пойдут на неукоснительное соблюдение новых требований. Благо, любой документ с любым заключением и «нужной» печатью можно приобрести за существенно меньшую стоимость.

Ожидаемый результат

Алексей Абрамов, руководящий Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, сообщает, что вопрос об оборотных штрафах был проработан очень тщательно. Агентством были получены подробные расчеты деятельности различных АЗС, находящихся в разных регионах и населенных пунктах, с разными тарифами, плотностью населения и проходимостью автотранспорта. Лишь после этого было принято единогласное решение именно не о предельно высоких штрафах, а о получении процента с выручки.

Уголовное законодательство имеет немало примеров крупных штрафных санкций, делающих экономически невыгодными некоторые виды преступлений. Поэтому этот опыт решили перенять в контексте административной практики. Оборотные штрафы должны стать оптимальным средством для применения в самых разнообразных областях деятельности, где существует вероятность появления и распространения контрафактной продукции.

С точки зрения предпринимателей, новое законодательство значительно увеличит нагрузку на их бизнес, что повысит стоимость конечного продукта. Хотя фактически расходы на проведение лабораторного тестирования качества повысят стоимость литра топлива не более, чем на 3 копейки. Поэтому ужесточение требований никоим образом не ущемит интересы бизнесменов, если только сами предприниматели не преследуют незаконные цели.

Некачественным топливом, как правило, грешат несетевые станции, так как респектабельные АЗС не станут из-за сомнительной прибыли рисковать своей репутацией. По частным же заправкам, имеющим суррогатное топливо, штрафы ударят серьезно и очень больно, приведя к закрытию нерентабельного предприятия. С другой же стороны, угроза столь сурового наказания может как раз привести к большей ответственности предпринимателей за реализуемый продукт.

Если по итогам проверок в 2014 и 2015 годах было обнаружены нарушения на 42% заправочных станциях, в 2016 году – на 21%, а в 2017 году – уже на 18%.

Кстати, те АЗС, на которых суррогатные продукты появляются с завидной регулярностью, будут получать от проверяющих органов особую маркировку. Те владельцы, которые не захотят получить подобное «клеймо», по мнению чиновников, сами захотят улучшить качество своего топлива.

Отдельно упоминается в законе ответственность за реализацию продукта, не соответствующего физико-химическому составу. За нарушение требований к маркировке и ложную информацию о функциональных свойствах горючего продавцам грозит штраф от 100 до 300 тысяч рублей.

Наконец, свою лепту в крупномасштабную борьбу с суррогатом на автозаправочных станциях ведут с применением налогового метода. Особенно это касается дизельного топлива, в который часто добавляют опасные морозостойкие фракции.

С 2015 года действует акциз на средние дистилляты – дешевые нефтепродукты, выдаваемые за дизель. Данная мера уже позволила обнаружить порядка 6 млн.тонн суррогатного топлива, применяемого на транспорте. Хотя Минфин и исследовательские группы подсчитали, что ежегодно на российском рынке обращается не менее 7,7 млн.тонн некачественного дизельного топлива.

Приведет ли ужесточение ответственности предпринимателей и уплата оборотных штрафов к кардинальным изменениям в плане изобилия контрафактного топлива? Юрий Станкевич из Комитета РСПП по энергетической политике и Дмитрий Липявко из совета директоров нефтетрейдера «Роза Мира» считают, что законодательство будет эффективно только в комплексе с иными государственными механизмами регулирования.

Одно лишь повышение штрафных санкций не улучшит ситуацию, особенно при наличии «серых» производителей, преднамеренно выпускающих некачественный продукт и не боящихся никаких наказаний.

Общество по защите прав потребителей озвучивает цифры в 100 000 автомобилей, ежегодно подлежащих ремонту из-за заправки некачественным топливом. И это статистика только по Москве и ближайшему Подмосковью. Виной тому — столь популярные присадки, изменяющие октановое число и превращающие 92-й бензин в 95-й. Причем они совершенно открыто продаются на разнообразных химических предприятиях, частично являясь безвредными, но большей частью наносящими серьезный ущерб автотранспорту.

Станкевич также добавляет, что столь большое количество суррогата во многом вызвано фискальной политикой Минфина, методично снижавшей рентабельность изготовления и реализации топлива. Поэтому сейчас государственным органам, особенно ФАСу и Росстандарту, получившим дополнительные рычаги воздействия, нельзя переусердствовать в наложениях штрафов.

Видео про качество бензина:

Экспресс-тесты и оборотные штрафы: как еще хотят улучшить бензин на российских АЗС

Как минимум пятая часть всех нефтебаз в России наряду с качественным бензином принимает моторное топливо, произведенное так называемыми «самоварами» — небольшими нефтеперерабатывающими заводами, чья продукция зачастую — это самый настоящий фальсификат, сырьем для которого может выступать ворованная нефть. Смешиваясь с качественным топливом, «сваренный» на мини-НПЗ суррогат уже со всеми сопроводительными документами от добросовестного производителя поступает на АЗС, где его заливают в свои баки ничего не подозревающие автовладельцы. Так годами работает схема, в результате которой в России по-прежнему по меньшей мере один из десяти литров продаваемого моторного топлива не соответствует параметрам качества и представляет угрозу благосостоянию граждан, экономике и окружающей среде. Есть ли шансы, что российские автовладельцы начнут заправляться исключительно качественным и безопасным бензином и что для этого планирует сделать государство, в понедельник рассказал руководитель Росстандарта Алексей Абрамов.

Больше ответственности

Его сообщение прозвучало на публичном обсуждении проблем качества моторного топлива на площадке агентства «Россия сегодня». Проблем по-прежнему много, но чиновников обнадеживает позитивная динамика, наблюдаемая буквально последние два года. «В 2015 году, когда мы плотно начали заниматься проблемой качества топлива, мы наблюдали, мягко говоря, очень грустную картину», — начал свое выступление Абрамов.

Росстандарт указал малым и средним предприятиям более простой путь к госзаказам

По словам чиновника, тогда проверки, проведенные совместно с прокуратурой, не смогли пройти больше 40% затронутых ими АЗС. Нарушения по физико-химическим свойствам топлива выявлялись на каждой пятой заправке. Если брать аналогичную статистику по нефтебазам, нарушения были практически на каждой второй. Всего в 2015 году было проверено чуть более 5 тыс. из примерно 30 тыс. АЗС и меньше 200 из 2 тыс. нефтебаз, работавших на рынке, уточнил руководитель Росстандарта. К 2017 году уровень нарушений на АЗС снизился до 11% (в том числе до 3,5% на сетевых заправках). Уральский федеральный округ, который два года назад по части фальсификата на АЗС давал одну из худших картин по стране, вышел в число лучших по позитивной динамике.

Комментируя улучшение статистики, он отметил большую роль, которую сыграл диалог, выстраиваемый с участниками рынка. Вместе с тем глава Росстандарта не стал скрывать, что в борьбе за качество государство делает и продолжит делать ставку на ужесточение контроля и санкций против нарушителей. Очередной «кнут» в арсенале проверок может появиться в начале следующего года. Это поправки в КоАП, которые введут так называемые оборотные штрафы за реализацию суррогатного топлива. Нарушение требований техрегламента, выявленное при анализе физико-химических характеристик взятых на заправке образцов, будет грозить штрафом в размере 1% от совокупного размера выручки за весь предшествующий год. Даже если реализаторам бензинового самопала удастся отделаться минимальным штрафом в 500 тыс. рублей, это будет заметным ударом по их бизнесу: сегодня законом предусмотрены куда более скромные взыскания с нарушителей.

«Наша цель — сделать так, чтобы возник действенный экономический демотиватор, который сделает бизнес по производству и реализации суррогата попросту нерентабельным», — пояснил Алексей Абрамов. По его словам, через первое чтение поправки уже прошли в октябре, в декабре запланировано второе. «Я надеюсь, что до конца года мы этот нужный законопроект примем», — сообщил приехавший на обсуждение депутат Госдумы Александр Грибов.

Залейте в трубочку

Еще одно новшество — применение практики предварительного экспресс-анализа топлива по определенному перечню показателей. Если экспресс-метод покажет, что какие-то показатели не в норме, образцы заберут в лабораторию для более детального изучения. Удивительно, но ничего такого в России пока не применяется, хотя, как заметил руководитель Росстандарта, в подобном подходе масса плюсов, в том числе и для самих продавцов топлива. «Применение таких методов проверки топлива позволит более оперативно реагировать на реализацию небезопасного топлива, сократить время проверок, повысить эффективность расходования бюджетных средств минимум в пять раз и в итоге снизить нагрузку на добросовестных участников рынка», — перечислил ожидаемые эффекты Алексей Абрамов.

Можно ли заправляться на дешевых малоизвестных заправках?

При этом недобросовестным продавцам следует быть готовыми к тому, что экспресс-тест может стать основанием для приостановки продажи подозрительного топлива — до получения заключения полноценной лабораторной экспертизы. На ее проведение уходит около двух недель, и в ожидании результатов АЗС сегодня вправе продолжать работу — со всеми вытекающими для тех, кто заливает топливо. К слову, сегодня вообще не так просто «зайти» с проверкой на заправку: о своих намерениях проверяющее ведомство должно за три дня предуведомить руководство АЗС. С учетом этого 11-процентная выявляемость нарушений начинает казаться весьма условной. Как бы там ни было, Росстандарт добился необходимых изменений в нормативно-правовой базе, заверил в понедельник руководитель федерального агентства. Попутно в течение этого года экспресс-методика, на которую уповает Росстандарт, проходила опытную апробацию и сейчас готовится к началу промышленной эксплуатации.

«На базе подведомственного научно-исследовательского института (ВНИИР — прим. Znak.com) создан образец экспресс-анализатора, которым с установленной точностью предусмотрено определение показателей технического регламента. Это такие, как „октановое число“, „цетановое число“, „массовая доля серы“, „наличие металлов“. Сейчас проводится тестирование этого аппарата, и начиная со следующего года, в зависимости от результатов тестирования, мы начнем его применение в рамках наших мероприятий», — пообещал Абрамов.

Сейчас в России аккредитовано 122 лаборатории, работающих в топливном секторе, и этого недостаточно, посетовал глава агентства. Не хватает именно независимых лабораторий, не входящих в структуры топливных компаний, подтвердил Максим Протасов, руководитель АНО «Роскачество», чья деятельность особенно тесно связана с проведением независимых экспертиз. Причина, по его словам, очевидна — пока нет должного спроса на действительно независимые исследования, лаборатории не спешат проходить соответствующую аккредитацию.

Бензин с паспортом

Впрочем, своей главной задачей на перспективу в Росстандарте видят внедрение системы, позволяющей прослеживать путь топлива по всей цепочке: от завода до бензобака. В этом должна помочь система электронной паспортизации топлива, призванная исключить все слабые звенья вроде того, о котором говорилось выше. «Прозрачная для игроков рынка система будет обеспечивать максимально полный учет движения продукции с возможностью мониторинга количественных и качественных характеристик. И тогда оборот фальсификата сведется к минимуму», — выразил надежду Алексей Абрамов.

По его словам, количественный показатель упомянут не случайно, хотя бы потому, что Росстандарт и другие службы стали фиксировать жалобы на недолив. Этот вопрос не связан напрямую с вопросами качества и безопасности, но он, безусловно, требует внимания, отметил чиновник. Сейчас в ведомстве аккумулируют и систематизируют жалобы, чтобы в будущем году заняться и этой темой. «Это также послужит упорядочению правил игры на рынке моторного топлива. Важно, чтобы все их четко понимали, в том числе и меру своей ответственности — в случае осознанного нарушения таких правил», — заключил Абрамов.

Нальют штрафную: наказание за недолив топлива ужесточат в 2021 году

Оборотные штрафы за недолив топлива на АЗС могут ввести в 2021 году. Правительство вернуло в Минпромторг законопроект, предлагающий кардинальные меры борьбы с обманом автовладельцев. Сейчас ведется разработка новой редакции Кодекса об административных нарушениях (КоАП), сообщили «Известиям» в ведомстве. Теперь министерство готовит предложение, чтобы оборотные штрафы — от 500 тыс. рублей — включили сразу в новый кодекс, который должен вступить в силу 1 января 2021 года.

Смена кодекса

Введение оборотных штрафов за недолив топлива на АЗС могут отложить на 2021 год. Ранее предполагалось, что соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму в нынешнюю осеннюю сессию. Однако, как сообщили «Известиям» в Минпромторге, внесенный в мае в правительство законопроект был возвращен в ведомство. Причина — разработка нового КоАПа. Теперь, в соответствии с поручением главы правительства Дмитрия Медведева от 6 августа 2019 года, в кабмин не могут вноситься проекты федеральных законов, предполагающие изменения в КоАП.

Как отметили в Минпромторге, сейчас ведомство готовит инициативу о том, чтобы положения законопроекта об оборотных штрафах за недолив были учтены при разработке нового КоАПа.

–– Соответствующие предложения будут направлены в Минюст России в ближайшее время, –– рассказали в министерстве.

В Росстандарте рассчитывают, что предлагаемые законопроектом положения с большой вероятностью будут включены в новый КоАП, сказали «Известиям» в службе.

В правительстве «Известиям» подтвердили, что вернули проект поправок в КоАП в Минпромторг «для проведения анализа на предмет его соответствия концепции нового Кодекса РФ об административных правонарушениях». Документ ждут в кабмине уже в октябре.

Чувствительный штраф

Согласно нынешней версии законопроекта, штраф за недолив топлива составит 1% от суммы выручки АЗС за предыдущий год, но не менее 500 тыс. рублей. В случае повторного нарушения он вырастет до 3%, но не менее 2 млн рублей.

Заинтересованные министерства на заседании Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции поддержали законопроект, замечания Минэкономразвития и Минэнерго были учтены, добавили в Росстандарте.

Сейчас обнаруженные на АЗС нарушения обходятся автозаправкам гораздо дешевле. К ним применяют ч. 1 ст. 19.19 действующего КоАП («Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений»). Штраф для должностных лиц составляет от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических –– от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

Как ранее сообщали «Известия», в ходе проверок АЗС за восемь месяцев 2019 года на каждой пятой заправке был обнаружен недолив топлива. Нарушителями признали 39 АЗС из 200 проверенных Росстандартом.

Ранее вице-премьер, глава аппарата правительства Константин Чуйченко, возглавляющий межведомственную рабочую группу по подготовке нового КоАПа, заявил, что он должен вступить в силу с 1 января 2021 года.

Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша считает, что после введения оборотных штрафов добросовестные трейдеры продолжат работать так, как раньше.

— Они не боятся штрафов, поскольку у них нет нарушений. Недобросовестные как нарушали, так и будут это делать. Их надо убирать с рынка, –– сказал «Известиям» эксперт.

При этом президент РТС считает, что предлагаемые Минпромторгом оборотные штрафы несоразмерны нарушениям. Евгений Аркуша также отмечает, что при проверке недолива возможны ошибки.

–– Допустимая погрешность измерения сейчас всего 0,25%, то есть 25 мл на 10 л топлива. Если АЗС недолила 30 мл, то это уже будет считаться нарушением с присуждением оборотного штрафа, хотя речь может идти просто о какой-то ошибке. Думаю, в таких случая владельцы АЗС будут обращаться в суд, опротестовывать штрафы, –– пояснил он.

Проблема недолива существует, но она сильно преувеличена, считает президент Независимого топливного союза Павел Баженов. По его словам, оборотные штрафы могут стать фактором коррупционного риска.

–– Если есть рычаг, способный уничтожить некоторые заправки, то повышается вероятность того, что, с одной стороны, будут проводиться показательные «порки», с другой — и это большинство случаев — достигаться негласные договоренности с АЗС, –– сказал он «Известиям».

В пресс-службе сети АЗС «Газпромнефть» «Известиям» сообщили, что все топливораздаточные колонки на автозаправках ежедневно проверяются на точность отпуска с помощью сертифицированного и опломбированного прибора –– мерника.

–– Каждая колонка имеет пломбу государственного поверителя, и у персонала АЗС нет доступна к настройкам оборудования, –– отметили в компании.

Тайный проверяющий

Сейчас у контролирующих органов мало возможностей определить недолив топлива, считает руководитель Федерации автовладельцев России, член общественного совета Росстандарта Сергей Канаев. Дело в том, что уменьшение заливаемого в бак бензина обеспечивает программа, настроенная так, что может недолить и 3%, и 5%, а может залить и правильный объем. При этом, чтобы переключить программу и скрыть недолив, достаточно 30 секунд — проверяющие могут ничего не обнаружить.

По мнению Сергея Канаева, оборотные штрафы –– лишь первое звено в борьбе с недоливом. Дальше нужно узаконить возможность проверять АЗС в режиме тайного покупателя. Так, в частности, уже действует ФАР.

–– В ходе одной из проверок АЗС мы купили дизеля на 500 рублей. Выяснилось, что недолили 2 л 180 мл –– почти 12%. Топливо стоило 44,9 рубля за 1 л, а нам с учетом недолива обошлось в 55,8, –– рассказал «Известиям» эксперт.

Как ранее сообщили «Известиям» в Росстандарте, для контроля возможного недолива топлива на АЗС проводятся плановые проверки, с предварительным уведомлением организаций, а также внеплановые инспекции в присутствии представителя АЗС. Таким образом, собственники заправок чаще всего заранее узнают о приходе контролеров и имеют возможность подготовиться.

Чтобы этого не происходило, Минпромторг совместно с Росстандартом ранее предложили изменения в законодательство, которые позволят проводить внеплановые проверки и контрольные закупки в режиме «тайного покупателя». Сейчас законопроект проходит согласования с заинтересованными министерствами.

Октановое число

Произойдет это по итогам новых проверок. В центре внимания контролеров — независимые АЗС. Об этом рассказал руководитель Росстандарта Алексей Абрамов в интервью «Российской газете». Суровые оборотные штрафы за некачественное топливо будут обкатываться в ходе второй волны масштабных внеплановых проверок автозаправок. Их Росстандарт проведет по поручению правительства в первом полугодии. А сам закон о новых штрафах начнет действовать 29 января. Росстандарт также будет регулярно проводить контрольные закупки бензина для борьбы с недоливом на автозаправках.

Алексей Абрамов сообщил, что во втором квартале начнутся внезапные проверки качества продуктов питания и других товаров со знаком ГОСТ.

Алексей Владимирович, сколько автозаправок ждут внеплановые проверки?

Алексей Абрамов: Мы проверим до тысячи АЗС во всех регионах страны. Для нас это дополнительная возможность не ослаблять степень государственного контроля в этой области. Мы видим, что эффект от проверок 2015 года (когда Росстандарт провел первую волну внеплановых проверок АЗС. — Прим. ред.) постепенно исчезает.

Берутся за старое?

Алексей Абрамов: Да. В 2015-2016 годах по сегменту сетевых заправок мы достигли очень хороших показателей по качеству топлива. Но вот по независимым АЗС ситуация сначала чуть улучшилась, а теперь положительная тенденция опять замедлилась.

В ходе первой волны внеплановых проверок мы проверили 3,5 тысячи заправок. Тогда нам помогала прокуратура, было поручение президента. Но с учетом ужесточения санкций к нарушителям и подключения общественного контроля проверок даже тысячи автозаправок будет вполне достаточно. Мы работаем в партнерстве с производственным контролем крупных компаний — они заинтересованы в порядке внутри, чтобы на местах не воровали и не обманывали. Большинство топливных трейдеров с именем опасаются огласки информации о нарушениях, поэтому здесь важно участие и общественного контроля.

Мы уже работаем с Федерацией автовладельцев России и другими организациями. Действуя по официально утвержденным Росстандартом методическим рекомендациям, они понимают, что в этом случае мы сможем проводить проверки и назначать штрафы по конкретным случаям, которые они выявили.

Штрафы взяли в оборот

С технической стороны все готово для перехода от твердых к оборотным штрафам?

Алексей Абрамов: Если нарушители откажутся предоставлять документы для расчета этих штрафов, мы будем запрашивать их в налоговой инспекции. Учитываться будет вся выручка за топливо, полученная за предшествующий год, даже если нарушение обнаружено, например, только по АИ-95. Закон исходит из того, что контролер приходит редко, но раз уж вас поймали, скорее всего, вы этим занимались систематически. Такая же логика действует в антимонопольном законодательстве. Нарушитель должен знать, что кара может настигнуть в любой момент. В этом смысле оборотный штраф — больше профилактическая мера. Чтобы все понимали, что хулиганить не надо, а надо работать по правилам.

Росстандарт планирует получить право на контрольные закупки топлива. Зачем?

Алексей Абрамов: Это очень правильный инструмент, раньше он был, а потом исчез из законодательства. Это позволяет, не останавливая деятельность предприятия, осуществить юридически значимую закупку и провести исследования топлива. Если все нормально — разошлись без претензий. Странно, что сегодня не все надзорные ведомства такими инструментами обладают.

Коррупционные риски от этого разве не растут?

Алексей Абрамов: Сейчас многое сделано, чтобы таких рисков было как можно меньше на всех уровнях. Но оставлять людей, ответственных за защиту рынка от опасной продукции, без необходимых инструментов для работы неправильно. Контрольные закупки восстанавливают баланс между защитой бизнеса и интересов потребителей. Сейчас он, на мой взгляд, пока перекошен в сторону интересов бизнеса, прежде всего, недобросовестного.

Какую зарплату получает инспектор, который приходит на АЗС?

Алексей Абрамов: В среднем 15-20 тысяч рублей в месяц, это оклад без премиальных. Конечно, это не та зарплата, которая отбивает всякую мысль о каких-то противоправных действиях. Но это общая проблема территориальных подразделений федеральных органов власти. С другой стороны, в контролирующие структуры молодые специалисты с хорошим юридическим образованием идут часто для того, чтобы получить опыт, а потом уйти на более высокооплачиваемую работу. Да, конечно, мы бы хотели, чтобы они оставались, и, думаю, нам придется решать вопрос по заработной плате для таких специалистов.

Недоливать стало проще

Вы, наверное, получаете много жалоб на недолив топлива?

Алексей Абрамов: Да, это очень непростая история. Воровали всегда и везде, разные хитрости использовали и раньше. Но чем более усложняется техника на заправках, тем, оказывается, проще обманывать. Вплоть до того, что есть даже такие способы и уловки, когда оператор индивидуально подходит к тому, кого и на сколько обмануть — он может задать недолив конкретно в эту машину, потом через две еще в одну и так далее. Мы уже сталкивались с таким виртуозным управлением количества отпускаемого топлива. При этом все оборудование поверено, опломбировано, все вроде бы чисто.

Когда в 2015 году проводили внеплановые проверки, были и уголовные дела, даже приговоры, когда удавалось доказать, что недолив был не какой-то случайностью, а именно системой. Но поймать на этом очень сложно, здесь принцип внезапности определяет все. С проверками качества топлива проще — бодяжный бензин быстро удалить с заправки не получится, а по недоливу почти всегда нужно сделать несколько контрольных закупок в течение дня, чтобы воры не заподозрили проверку.

Как же с этим бороться?

Алексей Абрамов: Конкретных решений, которые нас прямо сейчас спасут, конечно, нет. Будем обсуждать их в рамках профильной рабочей группы госкомиссии по противодействию контрафакту. Но ясно, что без помощи добросовестных участников рынка, общественного контроля и силовых ведомств мы проблему не решим. Конечно, МВД не может разбрасываться силами и ресурсами по всему потребительскому рынку. Но я считаю, что в отношении закоренелых «недоливателей» надо активно использовать уголовное наказание, и мы вместе это должны обеспечить. Это же организованный преступный бизнес, который позволяет извлекать сверхдоходы за счет обмана потребителей. Государство не дополучает налогов. За такие действия должна быть судимость с серьезным штрафом и взысканием ущерба. В Центральном федеральном округе мы уже регулярно проводим проверки на недолив, будем распространять эту практику и в других федеральных округах.

Любой автомобилист скажет, что на каждой второй заправке не доливают. Согласны?

Алексей Абрамов: Нет, конечно, это встречается реже. Пока все оценки очень приблизительные. Тигру же всегда «не докладывают мясо». И при этом есть большое число людей, которые даже сдачу не пересчитывают, их доверчивость тоже создает почву для правонарушений. Особенно если компания не дорожит лояльностью клиентов, а просто хочет поскорее заработать и потом исчезнуть.

Над АЗС зажгутся звезды

Когда начнется проект по присвоению звезд заправкам?

Алексей Абрамов: Мы его сейчас запускаем вместе с Федерацией автовладельцев России. Проект позволит правильно раскрасить добросовестных игроков, которые в добровольном порядке готовы раскрыть все карты, показать все технологические процессы, как у них организовано обслуживание клиентов, какие условия не только для продажи топлива, но и для дополнительных услуг. В рамках Национальной системы сертификации уже работают около 30 региональных центров по стандартизации и метрологии, поэтому мы сможем оказывать эти услуги на большей части территории страны.

Проект национального стандарта, который описывает, сколько звезд за что присваивается, подготовлен. Ранжирование в нем пока больше идет в наборе услуг — есть ли туалет, услуги питания, технические сервисы, подкачка шин, заправка омывающей жидкостью. И оценка соответствия топлива требованиям техрегламента. Оцениваться должны все важные эксплуатационные характеристики топлива, которые закреплены ГОСТами и проверяются производителями. Мы еще обсудим этот вопрос с общественниками. После того, как стандарт утвердим, будет подготовительный период перед его практическим применением.

Звезды будут находиться в мобильном приложении или и на самой заправке?

Алексей Абрамов: Они могут быть и на стелах при АЗС, и в приложении на смартфоне. Мы надеемся, что сможем вместе с отечественными операторами обеспечить интеграцию этих звезд в навигатор, раз им пользуется большинство автолюбителей.

Росстандарт начнет внезапные проверки на качество

Алексей Владимирович, в прошлом году в нескольких регионах заработала Национальная система сертификации (НСС). Признан ли опыт успешным и как проект будет масштабироваться?

Абрамов: Мы получили около 300 заявок от производителей, то есть интерес есть, особенно в Нижегородской, Кировской и Оренбургской областях. Из них 100 производителей прошли сертификацию и уже значатся в «белом» списке на сайте Росстандарта. В основном это пищевая продукция, и это показательно, потому что наша система призвана прежде всего помочь потребителю выбрать качественный продукт. Есть и промышленная продукция.

С 2018 года мы откроем прием заявок на участие производителей в НСС во всех регионах, во всех наших региональных центрах. В дальнейшем мы будем готовы подключать специализированные государственные лаборатории и органы по сертификации. Также не исключена возможность участия в НСС и частных организаций при условии, что они докажут свою компетентность и честность.

Когда начнутся внезапные проверки той продукции, которая уже получила знак качества?

Абрамов: Во втором квартале. Результаты мы будем размещать на сайте.

Как донести до потребителя, что он покупает именно продукцию, которая прошла проверку в НСС? Будет ли какая-то кампания по продвижению этой системы, чтобы люди о ней узнали?

Абрамов: И да, и нет. НСС — некоммерческий проект, и мы не должны продвигать «покупай по ГОСТу» или «ГОСТ — наше все». Но надо донести до потребителей, что знак НСС и наличие производителя в «белом» реестре означают, что это и есть продукция, произведенная по ГОСТу. Только об этой смысловой связке мы должны проинформировать людей. Должны быть совершенно простые способы сверки ГОСТ — не ГОСТ. Пока наш «белый» реестр не очень объемный, его можно полистать, но как только он перевалит за 500-700 позиций, в нем невозможно будет ориентироваться. Поэтому мы планируем в 2018 году запустить маркировку продукции со знаком НСС (штрих-кодом или QR-кодом), чтобы через смартфон покупатель мог сразу попасть в реестр и свериться с официальными данными.

В связи с тем, что проект развернется на всю страну, какие последствия возникнут для производителей, которые не вошли в НСС, но ставят на своих товарах знаки ГОСТа?

Абрамов: Мы всех предупредили. С этого года с представителями общественности, в том числе с коллегами из Роскачества, начнем контрольные закупки таких товаров для проведения исследований. Если выяснится, что заявленным стандартам они не соответствуют, будем вывешивать их на «доску позора», а при наличии признаков административных правонарушений или уголовно наказуемых деяний — возбуждать соответствующие дела. Хватит шутить с доверием потребителей к национальным стандартам.

Некачественный бензин на АЗС: Что делать?

Никто из автомобилистов не застрахован от приобретения некачественного топлива на АЗС. Даже в крупных федеральных сетях АЗС попадается бодяжный бензин.

Сейчас расскажу о том, что делать если Вы попали в подобную ситуацию.

Итак, предположим что автомобиль используется Вами для личных целей (нужд), не связанных с предпринимательской деятельностью, и он вышел из строя по причине продажи и заправки некачественным бензином или иным топливом на АЗС.

Раз так, то отношения с продавцом топлива регулируются нормами Гражданского Кодекса РФ и Закона «О защите прав потребителей»

А продажа некачественного бензина – это нарушение прав потребителя, и АЗС несет полную ответственность за ненадлежащее качество товара, в том числе и за причинение вреда имуществу потребителя.

В соответствии со статьей 14 Закона «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме .

Возьмите за правило сохранять кассовые чеки после заправки и храните их хотя бы до следующей заправки. А лучше хранить их по-дольше (я к примеру, чеки храню в ящике для очков), чтобы без всяких сомнений можно было отследить, где Вы заправлялись в течение недели или месяца.

Отсутствие кассового чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований, но с чеками гораздо проще, честное слово.

Если после заправки возникли неисправности в автомобиле из-за некачественного топливанеобходимо написать претензию руководству фирмы (организации), которой принадлежит АЗС .

Контактные данные и реквизиты в обязательном порядке указываются на каждой АЗС. Там же, на АЗС, можно вручить под роспись претензию, если до центрального офиса организации далеко ехать.

В претензии к фирме, которой принадлежит АЗС, указываете обстоятельства произошедшего: когда было приобретено топливо, какой марки, в каком объеме, какая неисправность возникла в автомобиле по причине использования некачественного бензина. По возможности к претензии приложите подтверждающие документы.

Откуда взять подтверждающие документы?

Во-первых, обнаружив признаки продажи некачественного топлива, обратитесь в Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) .

Росстандарт осуществляет контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов.

Федеральной горячей линии нет, поэтому контакты в регионах можете найти в интернете на сайте своего регионального отделения Росстандарта.

По жалобе Росстандарт проведет проверку продаваемого на АЗС топлива и сообщит о результатах. Результаты проверки будет являться доказательством, на которые можно будет, при необходимости, опираться в суде.

Во-вторых, доказательством будет являться заключение станции технического обслуживания.

При этом до ремонта желательно вызвать представителей АЗС заказной телеграммой, чтобы провести комплексный осмотр и изъять пробу топлива.

Это не очень затратно по деньгам, но сразу лишает АЗС возможности ссылаться на то, что их не пригласили и они не могли присутствовать. А эту песню они регулярно заводят в подобных случаях.

Если руководство АЗС отрицает, что неисправность произошла из-за некачественного топлива, необходимо провести независимую экспертизу .

Расходы должна нести АЗС.

Но, в случае, если в результате экспертизы будет установлена иная причина неисправности машины, АЗС вправе потребовать возмещения расходов на экспертизу средствами автовладельца. То есть, платить за услуги экспертов придется саму потребителю.

Любое экспертное заключение стороны вправе оспорить в судебном порядке.

Ответить на претензию и удовлетворить требования потребителя АЗС должна в течение 10 дней . Такой срок установлен статьей 22 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В отсутствие ответа или в случае отказа смело обращайтесь в суд с иском.

Подтверждением суммы ущерба может являться, например, счет на оплату ремонтных работ.

По истечении 10-дневного срока начинает начисляться неустойка (пеня) за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителей.

Также можно смело заявлять требование о компенсации морального вреда и рассчитывать на штраф в размере 50% от присужденного за отказ продавца в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.

Обратившись в суд, ходатайствуйте о привлечении территориального органа Роспотребнадзора для дачи заключения по делу до принятия решения судом первой инстанции, согласно ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 5 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Как правило, такое заключение дается в пользу потребителя и имеет большое значение для суда.

Да, территориальные органы Роспотребнадзора не осуществляют контроль за выполнением действующих стандартов, ГОСТов и технических регламентов по автомобильному бензину и моторному топливу при их реализации населению, но мо материалам дела представитель Роспотребнадзора обязательно распишет допущенные АЗС нарушения прав потребителя.

Помимо собственно некачественного топлива в суде можно заявить и об иных нарушениях прав потребителей со стороны АЗС.

Например, нарушение требований к предоставлению потребителям информации.

Таких требований достаточно много, и АЗС частенько их нарушают.

В частности, при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию: — о наименовании и марке топлива; — номер партии продукции, поставленной для реализации; — о соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС; — информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция; — нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС; — сведения о сертификате соответствия или о декларации соответствия; — паспорт продукции, а также другие документы, содержащие следующие сведения о наименовании продукции, ее целевом назначении; — наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны), (адрес, телефон) продавца товара; — сведения о наличии присадок в топливе, добавленных в продукцию, или об отсутствии присадок.

Информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей.

На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.

Реализуемая продукция должна содержать сведения о безопасном её хранении, реализации, применении и утилизации, о знаках опасности продукции.

Сопроводительная документация на партию топлива, выпускаемого в обращение на территории России, должна выполняться на русском языке.

Помимо этого, лист с результатами анализа последней партии бензина в обязательном порядке должен висеть возле кассы АЗС. И при покупке топлива всегда можно его посмотреть.

Продавцам топлива довольно сложно приходится в судах против потребителей.

Отбиться от грамотно оформленных и обоснованных исковых требований потребителя практически невозможно. АЗС может на что-то рассчитывать только, если требования совершенно не обоснованы и в работе АЗС нет никаких нарушений.

Другие мои заметки можете прочитать на канале.

Также статьи можете почитать на моем сайте .

Вопросы и пожелания пишите на почту: myzen@inbox.ru

Подписывайтесь на канал в Телеграме , чтобы получать уведомления о новых заметках.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector