2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Россияне больше не хотят сдавать на права

Россияне больше не хотят сдавать на права

Статья о том, почему в этом году меньше россиян стали соискателями на получение прав. Нововведения при получении ВУ. В конце статьи — видео о новых правилах получения водительских прав.

Содержание статьи:

  • Перечень необходимых документов
  • Правила экзамена на получение прав
  • Новые требования к отдельным категориям ВУ
  • Почему водительский стаж не помогает получить права
  • Видео о новых правилах сдачи на права

Что стало причиной отказа многих автолюбителей от получения водительских прав? Ответом на этот вопрос являются нововведения ГИБДД, которые вступили в силу 1 сентября 2016 года. А вместе с ними и начались проблемы у потенциальных автомобилистов, желающих быстрее сесть за руль.

В результате по сравнению с прошлым годом обладателями водительских удостоверений стало рекордно низкое число автолюбителей. Оно и не удивительное – новые ПДД оказались намного жестче предыдущих. В частности, усложнилась теоретическая, а также практическая часть экзаменов. Вместо привычных 3 упражнений добавились еще 2.

Количество вопросов увеличилось, а время уменьшилось. И еще одной поправкой стало то, что теперь от времени подачи заявления до самого экзамена у претендента на звание «полноправного водителя» есть всего 30 дней.

Перечень необходимых документов

МВД России решило идти в ногу со временем, поэтому и прием документов немного изменен. Вот что необходимо для того, чтобы получить водительские права:

    Собственно, само заявление. В настоящий момент оно подается как в письменной, так и в печатной, электронной формах. Для подачи последнего необходимо воспользоваться соответствующими ресурсами в интернете. Это сайт МВД России, а также Единый портал. Примечательно, что теперь соискателю водительского удостоверения нет никакой нужды лично посещать экзаменационное подразделение для подачи документов.

Паспорт либо иной документ, который удостоверяет личность потенциального водителя. Для россиян – паспорт гражданина РФ, для иностранцев – загранпаспорт и справка с места регистрации.

Заключение, выданное медицинским учреждением о возможности управлять транспортным средством.

  • Матовое фото. На выбор предоставляется черно-белый или цветной вариант. 35мм. на 45мм.
  • Тем не менее, комиссия может отказать потенциальному водителю в праве получения водительского удостоверения (ВУ) по следующим причинам, которые прописаны в 24 пункте нового Административного регламента:

    • предоставлен неполный пакет документов;
    • есть медицинское освидетельствование о неспособности управлять тем или иным транспортным средством;
    • не прошел обучение вождению;
    • лишен водительских прав;
    • существует судимость;
    • не сдал экзамен;
    • отказался оплачивать государственную пошлину;
    • есть сведения об административном наказании;
    • не достиг возраста, требуемого для получения ВУ.

    Впрочем, условия более-менее лояльные. Единственное, что усложняет жизнь соискателям ВУ, так это небольшой срок, в течение которого необходимо сдать экзамен. Всего 30 минут.

    Правила экзамена на получение прав

    Как и раньше, экзамен будет состоять из двух основных частей: теоретической, а также практической. Теория предусматривает перечень экзаменационных билетов, которые соответствуют транспортному средству, указанному в поданном заявлении.

    И все-таки, какие же новые каверзные черты приобрели новые билеты:

    • 20 вопросов, которые объединены в 4 группы. При этом есть 40 тематических блоков, каждый из которых содержит 5 вопросов;
    • на выбор к каждому вопросу предлагаются от 2 до 5 ответов;
    • время на выполнение задания – 20 минут;
    • 1 неправильный ответ чреват 5 дополнительными вопросами, 2 неточных выполнения – еще 5;
    • допускать ошибки в дополнительных заданиях нельзя.

    Вот и получается, что всего допустить можно 2 ошибки, за каждую из которых добавляется 10 вопросов и аналогичное время в минутах для выполнения.

    Если все прошло успешно, можно приступать ко второму этапу, который определит навыки управления транспортным средством на новом, усовершенствованном автодроме. На каждого претендента отводится не более 20 минут.

    Не стоит пытаться схитрить. Вся практическая часть записывается на видео и аудионосители.

    Далее желающих сесть за руль ожидает еще одно испытание – вождение, которое условно приближено к управлению автомобилем в городских условиях. Причем экзаменатор будет сидеть рядом с соискателем ВУ. Последнему по команде первого придется совершать некоторые маневры и проезжать такие объекты, как:

    • перекресток, который регулируется;
    • пересечение равнозначных дорог;
    • железнодорожные переезды;
    • пешеходные переходы.

    Также соискателю водительских прав потребуется:

    • совершить обгон;
    • сориентироваться в сложной обстановке на дороге;
    • выбрать правильный вид торможения, который зависит от предлагаемой экзаменатором скорости.

    Классификация результатов в данном задании совершенна идентична той, которую предусматривают предыдущие задания.

    Новые требования к отдельным категориям ВУ

    Оценим новшества требований к отдельным категориям. Начнем по порядку.

    «А»: управление мотоциклами. Категория «А1» — легкие мотоциклы. «М» — мопеды. Теория та же, а практика немного отличается от общих требований.

    У каждого кандидата обязательно должны быть шлем, перчатки. Одежда – плотные куртка и брюки. Ботинки должны быть не ниже уровня голенища. Экзамен на специальной площадке предусматривает:

    • способность ориентироваться и управлять транспортным средством в ограниченном пространстве;
    • остановку (обычную и экстренную);
    • высадку и посадку пассажиров;
    • парковку.

    Порядок сдачи одинаковый, оценка способностей остается такой же.

    Сложнее будет получить долгожданную категорию, которая позволяет сесть за руль легковых автомобилей. В данном случае речь идет о категории «В». Чтобы получить право на управление легковой машиной, потенциальному водителю придется осуществить:

    • подъем (учитывается начало движения и правильная остановка);
    • парковку (предельно четкое размещение автомобиля в пределы парковочного места и выезд с него);
    • посадку-высадку всех пассажиров;
    • управление машиной при помощи лишь одного заднего хода (используется специализированный бокс);
    • правильное пересечение перекрестка;
    • повороты, развороты и другие испытания, уже описанные в самих правилах сдачи на права.

    Следующими идут трициклы — категория «В1», которая проверяется аналогичными заданиями, как и для легковых авто.

    А вот для грузовиков предусмотрена категория «С». Эти задания подходят и для легких грузовиков, которые предполагают категорию «С1». Теория остается прежней, а вот практика, согласно новым правилам, подверглась следующим корректировкам:

    • движение на ограниченной площади, проезд задним ходом;
    • стандартная парковка. Цель: погрузка и последующая разгрузка. Процесс происходит на созданной эстакаде;
    • посадка и высадка пассажиров;
    • заезд, используя задний ход, в оборудованный бокс;
    • пересечение перекрестка;
    • проверка поворотов;
    • развороты;
    • переезд с полосы на полосу;
    • пересечение железнодорожных путей;
    • обгон;
    • управление транспортом на «зебрах» и оборудованных остановках;
    • торможение.

    Категории «D» — автобусы, «D1» — небольшие автобусы, проходят те же задания и ту же процедуру теоретического этапа, что и обычные легковушки.

    Казалось бы, для опытного водителя такие упражнения выполнимы. Ведь сталкиваясь с ними каждый день, он должен без проблем сдать все теоретические и практические этапы. Но по полученным ГИБДД данным это, к сожалению, не так.

    Почему водительский стаж не помогает получить заветное удостоверение

    Проблема касается регламента? А вот и нет. Все дело в новом непривычном выполнении норм закона — сократилось время экзамена до 30 минут. Еще пугают и дополнительные вопросы, возникающие вследствие неправильных ответов.

    Безусловно, авторы новых правил не ставили перед собой цель уменьшить число водителей на дорогах. Их основная задача – улучшить качество вождения и оградить других автолюбителей от плохо подготовленных участников дорожного движения. Что в итоге должно привести к сокращению как мелких ДТП, так и более страшных автокатастроф.

    3 тыс. специализированных автошкол с 2016 г. могут принимать экзамены по новым правилам вождения. Для улучшения качества приема экзаменов были проведены специальные семинары по повышению квалификации экзаменаторов с последующим интенсивным тестированием.

    Если раньше многим соискателям ВУ удавалось просто договориться с экзаменатором и получит права, то теперь такая лазейка отсутствует, так как весь процесс сдачи теории и практики записывается на специальные устройства с последующим их хранением.

    Кстати, по результатам проверок, которые были проведены после нововведений, число аварий сократилось на 41%. Так что внесенные корректировки оказались действенными. Главное, чтобы подобная тенденция сохранилась и в дальнейшем.

    Видео о новых правилах сдачи на права:

    Популярные автомобили

    Философские рассуждения про покупку «прав». Несколько советов тем, кто решил сдавать честно. А также скандалы, интриги, расследования…

    На уютненькой кадабре вопрос о покупке водительского удостоверения за деньги поднимается регулярно (недавно было). В комментарии ко всем подобным постам приходят ругаться люди из двух лагерей: хейтеры коррупции и её пособники. Бои происходят лютые. Хорошо, что на рамке номера ни у кого не написано, честно ли он ВУ получал, а то бои перенеслись бы на проезжую часть. Впрочем, некоторые хейтеры считают, что купивших ВУ видно за версту и без отличительных знаков, ибо водят они как говно. Осмелюсь оспорить сей факт, рассказав о том, как и зачем люди права покупают. А также кратко порассуждаю, почему же действительно некоторые индивидуумы водят как говно и даже хуже. Итак, начнём холивар…

    Прежде чем в меня прилетит первый помидор, озвучу обязательный дисклеймер: это всё моё имхо, ситуации бывают разные, страна у нас большая (в других регионах всё может быть иначе, я, если что, из ближнего замкадья). Ну, вы поняли. Теперь набрасывайте!

    Сложнее ли сегодня сдать на «права», чем раньше?

    Да. И я объясню почему.

    Многие честные люди получали ВУ 5-10-15 лет назад, т.е. сегодня они являются водителями с внушительным стажем и не только подзабыли, как проходило обучение, но, скорее всего, и свои экзамены по вождению подзабыли тоже. Нынешние инструкторы автошкол, тем не менее, кое-что помнят и делятся интересной статистикой: 5 лет назад вождение по подмосковному городу N в ГИБДД сдавало 80-85% курсантов, сегодня же с первой попытки сдаёт в лучшем случае десятая часть.

    В 2013-14 годах несколько раз случалось, что с первой попытки из группы не сдавал вообще никто, раньше за такое на автошколу накладывалось клеймо позора, сейчас — это нормальная ситуация, автошколу за это не журят. Потому что…

    …инспекторы на каждый экзамен получают сверху лимиты: «сдать должно не более стольких-то человек». Меньше — можно, больше — нельзя. И, кстати, инспекторы редко делают «меньше», потому что огромные очереди из кандидатов в водители в ГИБДД и самих инспекторов радуют не сильно. Иногда, вот, лимит бывает нулевой (никто сдать не должен). И не сдаёт. По крайней мере, такое случалось полгода назад, когда ваш покорный слуга сам сдавал (и не сдал, но не из-за лимита, а потому что сам грубо нарушил, но были в группе и те, кто ездил хорошо и пострадал только из-за лимита). При этом перед Новым годом была предпраздничная амнистия (и сдавали многие, как в старые добрые времена), а сразу после новогодних каникул — вернулась жесть.

    Кроме гайцовских лимитов есть ещё такой нюанс, как интенсификация дорожного движения. Грубо говоря, машин с каждым годом становится больше. Особенно в городах. А дороги-то те же. Опытные водители привыкали к росту трафика постепенно (годами), начинающий же водитель сразу получает переполненный город перед капотом.

    Раз в бою современному водителю стало тяжелее, то и учения надо усложнять. Поэтому нынешний испытуемый катается на экзамене по городу не меньше 20 минут (бывает, что и полчаса с хвостиком), обязательно выполняет разворот на регулируемом перекрестке и разворот на нерегулируемом перекрёстке. Это обязательный минимум, а вот максимум зависит от фантазии инспектора.

    Валят ли на экзаменах?

    Скорее, нет, не валят. Инспекторы не приписывают штрафные баллы из головы, не дают противоречивых указаний, не увозят с маршрута в незнакомые места, даже останавливаться сразу за знаком 3.27 не просят, в общем ведут себя в целом достойно. Но действенные инструменты для воздействия на экзаменуемого конечно имеют:

    Читать еще:  Обзор Kia Soul 2019

    * Если обязательный минимум вы выполнили, то можно вас прогнать по нему второй раз или же подыскать пару новых неудобных мест для разворота.

    * Инспектор может проявить заботу о пешеходе, который, скажем так, почти собрался переходить дорогу (а на самом деле, стоит за 5 метров от перехода и глядит вдоль проезжей части). Но гаец даёт по тормозам, вмешавшись в управление ТС для предотвращения ДТП.

    * Если вы чертовски внимательны к пешеходам, то можно торможением или даже поворотом руля помочь вам избежать ДТП с другими ТС, ведь вы, скорее всего, неосторожны в выборе дистанции и бокового интервала.

    * Можно внимательно следить за тем, насколько своевременно вы включаете указатели поворота (заранее-то тоже нельзя, введёте в заблуждение других участников движения), не двигаетесь ли вы со слишком малой скоростью, создавая помехи другим участникам движения. В общем, можно набрать баллов по мелочам.

    Но в большинстве случаев (если лимит ещё не исчерпан), инспекторы не пользуются ни чем из вышеперечисленного списка, лишь слегка поддавливают психологически, оглашая загробным тоном баллы за мелкие нарушения, охая или ругаясь в ответ на ваши опасные манёвры. Инспекторы — очень крутые психологи. В большинстве случаев, они просто ждут, пока испытуемый засыпется сам. И даже предвидят на чём именно. Никак ему не помогая.

    Собственно, есть же люди, которые и сегодня сдают честно и самостоятельно. Такими людьми, полагаю, даже инспектора гордятся.

    Почему люди дают взятки?

    На мой взгляд, в случае покупки ВУ взятка стимулируется административно. По закону (п. 21) пересдавать экзамен можно через 7 дней после неудачной попытки. Раньше нельзя, а про позже — закон ничего не говорит. Вот и назначают во многих ГИБДД пересдачу через месяц. Притом срок действия результатов теоретического экзамена и площадки — 3 месяца. То есть, по сути, вы имеете три попытки, а на четвёртую попытку вам придётся повторить всю симфонию: сначала сдать теорию в ГИБДД, потому экзамен на площадке (притом, площадок в городе несколько, вам назначить пересдачу совсем не на той, где вы катались в автошколе), только потом снова пересдавать город.

    Поэтому на первой попытке взяток ни у кого вообще не берут. Зато к третьей попытке особо и предлагать не приходится, кандидаты в водители сами донимают наводящими вопросами своих инструкторов.

    Как берут взятки?

    Экзамены (не только в городе, но и на площадке) проходят с видеорегистратором. Видеозаписи хранятся в единой базе ГИБДД (и поэтому обязательны для всех региональных отделений). Перед началом экзамена камеру регистратора направляют на кандидата в водители, он в камеру представляется, потом камеру без остановки записи поворачивают на дорогу, и поехали. В конце успешно сданного экзамена камеру снова поворачивают на экзаменуемого. Звук из салона — записывается, подсказывать вам инспектор может только жестами и педалями. Короче говоря, «подделать» экзамен довольно сложно. Поэтому таких приколов как раньше (когда ВУ привозили на дом) — не бывает. Ну, не знаю, особо крутым ребятам, наверное, права по-прежнему дарят в конверте на день рождения вместе с ключами от Порше под окном, но за таких ребят потом потеют мастера нелинейного видеомонтажа.

    Тем, кто совсем не едет — права не продают. Не только потому, что не хотят брать грех на душу, а потому что организационно сложно таких людей протащить через экзамен.

    Также, по слухам, права крайне неохотно продают пожилым людям (за 40 лет).

    И, конечно, права не продают тем, кто поругался с инструктором или его в целом огорчал. Как вы понимаете, с инспектором по поводу покупки прав кандидат в водители не общается, он общается с посредником-инструктором. Инструктор тоже немного в доле, но и ответственность за весь процесс он с инспектором тоже делит. Как минимум, инструктор соглашается помочь только тем, кто без устных подсказок справа может выполнять основные манёвры в городе.

    Наверное, поэтому современную покупку прав называют «подстраховкой». Ведь случайные люди купить права не могут, даже если захотят. Надо всё-таки напрячься и обеспечить себе некоторый минимум условий:

    1. Успешно закончить автошколу (если вы умеете водить, то это можно сделать «заочно»).

    2. Самому сдать теорию и площадку.

    3. Самому проехать первую «бесплатную» попытку в городе, по возможности не накосячив так, чтоб потом инспекторы делились о вас впечатлениями в курилке.

    Только после этого вас допустят до покупки.

    Средняя стоимость в Подмосковье: 10-20 тыс. руб. Если вы водите скверно, то может быть и дороже (наценка за «риск»). Бывали случаи, когда заплативший кандидат на экзамене так жестил, что ему просто возвращали деньги и рекомендовали дальнейшие попытки продолжать уже в ГИБДД другого района.

    Что делать, чтобы всё-таки честно получить ВУ?

    Зависит, конечно, от ситуации, но несколько общих советов дать постараюсь.

    1. Не ходите первым сдавать город. Нередко бывает такое, что инспектор бережет свой лимит до последнего (в поисках идеала), перед этим высаживая более или менее нормальных кандидатов, а в конце, чтоб лимит зря не сгорел, инспектор вынужден ставить экзамен даже посредственным ребятам и девчатам. Бывает, конечно, и наоборот: талантливые ребята проехали первыми и на их фоне тяжело порадовать инспектора. Тут уж старайтесь сами понять, насколько много в вашей группе талантов.

    2. Выбейте себе у автошколы нормального инструктора! Как правило, в автошколу идут по рекомендациям знакомых, постарайтесь набрать как можно больше отзывов об инструкторе, узнать его имя, попроситься к нему заранее. Если пришли «вслепую» и с инструктором у вас дела не заладились, то просите у директора автошколы инструктора заменить. Инструктор не должен много орать. Инструктор должен сначала объяснять что и как делать, а только потом требовать исполнения. Инструктор должен давать понятные ориентиры (сначала вы будете кататься по площадке, там это особенно хорошо понятно, насколько инструктор вас чётко инструктирует).

    3. Когда я учился по закону было положено 50 часов вождения (сейчас уже вроде больше). Это 25 занятий по 2 академических часа (1,5 астрономических), из которых несколько занятий, наверняка, отрядят на внутренние зачёты и гаишный экзамен, т.е. реально вы откатаете до экзамена занятий двадцать. Всё зависит от вашей усидчивости, реакции, координации, но мне, например, этих занятий было маловато. Успели попробовать с инструктором далеко не всё. К моменту первой сдачи экзамена я ни разу не разворачивался с использованием прилегающей территории (на чём в итоге и завалился, кстати). Поэтому если чувствуете, что не дотягиваете, то ещё за пару недель до экзамена попросите у инструктора дополнительных платных занятий. Пусть на этих занятиях он вас не щадит и ставит в жесткие ситуации.

    4. Запаситесь деньгами и терпением. Шесть попыток — это полгода. За 6 попыток сдают, наверное, все-все-все. Но перед каждой попыткой надо откатать в течение пары недель хотя бы 5 занятий, чтоб освежить навыки (стоимость одного занятия с инструктором после окончания автошколы — 1000–1500 руб., договариваться надо конечно же напрямую с инструктором, потому что через школу будет дороже). Каждая попытка — это опыт, стресса и волнений становится меньше, уверенности в собственных знаниях, умениях и навыках — больше. Инспектора вам могут попадаться разные, но у них будет протокол, где обозначено на какой вы попытке.

    5. Не покупайте собственную автомобиль до того, как получите ВУ. Стоящая под окном машина будет вас так жалобно звать, так манить запрыгнуть за руль, что ваш антикоррупционный стержень может надломиться.

    6. Если собираетесь покупать авто с автоматом, то и сдавайте экзамен на АКПП. Осенью или, в крайнем случае, зимой 2014-15 это уже можно будет делать. Я учился на ручке, сдавал на ней же, свой первый автомобиль купил с ручкой и езжу на нём полгода. Сейчас меня ручка иногда веселит, но не в пробках, так что я не понимаю всей этой истории о странном доминировании любителей МКПП. Механика популярна у нас из-за экономичности, не хотят люди лишний литр бензина с каждой сотни сливать в автоматическую коробку передач. Также механика даёт шанс погонять обладателям дохлых машин. Для спокойного человека, покупающего автомобиль совсем не на последние деньги, плюсов в АКПП намного больше. Поэтому как только получите первичные навыки вождения и проедете свои первые километры в городе, возьмите пару дополнительных занятий на АКПП и тогда решайте, что вам больше нравится. На мой взгляд, ручка отнимает у начинающего водителя заметную долю и без того слаборазвитого внимания, притом в наиболее сложных для него ситуациях (на светофорах и переездах, на перекрестках, при выезде на скоростное шоссе).

    7. Заранее наведите справки о том ГИБДД, где собираетесь сдавать экзамен. Основные вопросы таковы:

    * Как скоро записывают на пересдачу? Если решили сдавать честно, то ждать по месяцу между попытками вам будет тяжело.

    * По каким маршрутам катают? Маршруты, кстати, висят где-нибудь на стенде в ГИБДД обязательно, но лучше поинтересоваться у инструкторов. Они вам сразу расскажут про любимые инспекторами места разворотов, круги, односторонние улицы.

    Иногда проще ездить на экзамен в соседний город, чем упрямо пытаться сдать в своём. Я вот, кстати, для себя зачем-то выбрал сложный путь: поехал из своего более или менее спокойного города учиться и сдавать специально поближе к Москве. В итоге, учили-то меня хорошо (в суровых условиях, куда мне теперь соваться не страшно), но честный бой с месячными перемириями я не выдержал и пошёл на «диверсию».

    Итоги

    Любая «подстраховка» — это коррупция. Оправданий ей нет. Покупая водительское удостоверение или военный билет, а потом митингуя, например, за Навального, вы, мягко говоря, ведёте себя не последовательно. Тезис о том, что на коррупцию нас вынуждает власть — брехня. На примере получения тех же прав я могу сказать, что их получить честно возможно. Некоторые даже их так и получают с первого раза. Другие бьются за свои принципы месяцами. Меня вот хватило ненадолго и через три месяца (на третью попытку) я шёл уже «подстрахованный».

    Стыдно ли мне? Наверное, да, иначе я бы не писал этот пост-исповедь.

    Вожу ли я хуже, чем честные ребята? Наверное, нет, потому что через 10 000 км водительского пробега уже не важно как сдавался экзамен, важнее, что предшествовало ему, т.е. чему учили, какие водительские манеры прививали, и насколько в последствии характер и темперамент водителя повлияли на стиль езды.

    Популярные автомобили

    Философские рассуждения про покупку «прав». Несколько советов тем, кто решил сдавать честно. А также скандалы, интриги, расследования…

    На уютненькой кадабре вопрос о покупке водительского удостоверения за деньги поднимается регулярно (недавно было). В комментарии ко всем подобным постам приходят ругаться люди из двух лагерей: хейтеры коррупции и её пособники. Бои происходят лютые. Хорошо, что на рамке номера ни у кого не написано, честно ли он ВУ получал, а то бои перенеслись бы на проезжую часть. Впрочем, некоторые хейтеры считают, что купивших ВУ видно за версту и без отличительных знаков, ибо водят они как говно. Осмелюсь оспорить сей факт, рассказав о том, как и зачем люди права покупают. А также кратко порассуждаю, почему же действительно некоторые индивидуумы водят как говно и даже хуже. Итак, начнём холивар…

    Читать еще:  BMW M4 GTS 2016

    Прежде чем в меня прилетит первый помидор, озвучу обязательный дисклеймер: это всё моё имхо, ситуации бывают разные, страна у нас большая (в других регионах всё может быть иначе, я, если что, из ближнего замкадья). Ну, вы поняли. Теперь набрасывайте!

    Сложнее ли сегодня сдать на «права», чем раньше?

    Да. И я объясню почему.

    Многие честные люди получали ВУ 5-10-15 лет назад, т.е. сегодня они являются водителями с внушительным стажем и не только подзабыли, как проходило обучение, но, скорее всего, и свои экзамены по вождению подзабыли тоже. Нынешние инструкторы автошкол, тем не менее, кое-что помнят и делятся интересной статистикой: 5 лет назад вождение по подмосковному городу N в ГИБДД сдавало 80-85% курсантов, сегодня же с первой попытки сдаёт в лучшем случае десятая часть.

    В 2013-14 годах несколько раз случалось, что с первой попытки из группы не сдавал вообще никто, раньше за такое на автошколу накладывалось клеймо позора, сейчас — это нормальная ситуация, автошколу за это не журят. Потому что…

    …инспекторы на каждый экзамен получают сверху лимиты: «сдать должно не более стольких-то человек». Меньше — можно, больше — нельзя. И, кстати, инспекторы редко делают «меньше», потому что огромные очереди из кандидатов в водители в ГИБДД и самих инспекторов радуют не сильно. Иногда, вот, лимит бывает нулевой (никто сдать не должен). И не сдаёт. По крайней мере, такое случалось полгода назад, когда ваш покорный слуга сам сдавал (и не сдал, но не из-за лимита, а потому что сам грубо нарушил, но были в группе и те, кто ездил хорошо и пострадал только из-за лимита). При этом перед Новым годом была предпраздничная амнистия (и сдавали многие, как в старые добрые времена), а сразу после новогодних каникул — вернулась жесть.

    Кроме гайцовских лимитов есть ещё такой нюанс, как интенсификация дорожного движения. Грубо говоря, машин с каждым годом становится больше. Особенно в городах. А дороги-то те же. Опытные водители привыкали к росту трафика постепенно (годами), начинающий же водитель сразу получает переполненный город перед капотом.

    Раз в бою современному водителю стало тяжелее, то и учения надо усложнять. Поэтому нынешний испытуемый катается на экзамене по городу не меньше 20 минут (бывает, что и полчаса с хвостиком), обязательно выполняет разворот на регулируемом перекрестке и разворот на нерегулируемом перекрёстке. Это обязательный минимум, а вот максимум зависит от фантазии инспектора.

    Валят ли на экзаменах?

    Скорее, нет, не валят. Инспекторы не приписывают штрафные баллы из головы, не дают противоречивых указаний, не увозят с маршрута в незнакомые места, даже останавливаться сразу за знаком 3.27 не просят, в общем ведут себя в целом достойно. Но действенные инструменты для воздействия на экзаменуемого конечно имеют:

    * Если обязательный минимум вы выполнили, то можно вас прогнать по нему второй раз или же подыскать пару новых неудобных мест для разворота.

    * Инспектор может проявить заботу о пешеходе, который, скажем так, почти собрался переходить дорогу (а на самом деле, стоит за 5 метров от перехода и глядит вдоль проезжей части). Но гаец даёт по тормозам, вмешавшись в управление ТС для предотвращения ДТП.

    * Если вы чертовски внимательны к пешеходам, то можно торможением или даже поворотом руля помочь вам избежать ДТП с другими ТС, ведь вы, скорее всего, неосторожны в выборе дистанции и бокового интервала.

    * Можно внимательно следить за тем, насколько своевременно вы включаете указатели поворота (заранее-то тоже нельзя, введёте в заблуждение других участников движения), не двигаетесь ли вы со слишком малой скоростью, создавая помехи другим участникам движения. В общем, можно набрать баллов по мелочам.

    Но в большинстве случаев (если лимит ещё не исчерпан), инспекторы не пользуются ни чем из вышеперечисленного списка, лишь слегка поддавливают психологически, оглашая загробным тоном баллы за мелкие нарушения, охая или ругаясь в ответ на ваши опасные манёвры. Инспекторы — очень крутые психологи. В большинстве случаев, они просто ждут, пока испытуемый засыпется сам. И даже предвидят на чём именно. Никак ему не помогая.

    Собственно, есть же люди, которые и сегодня сдают честно и самостоятельно. Такими людьми, полагаю, даже инспектора гордятся.

    Почему люди дают взятки?

    На мой взгляд, в случае покупки ВУ взятка стимулируется административно. По закону (п. 21) пересдавать экзамен можно через 7 дней после неудачной попытки. Раньше нельзя, а про позже — закон ничего не говорит. Вот и назначают во многих ГИБДД пересдачу через месяц. Притом срок действия результатов теоретического экзамена и площадки — 3 месяца. То есть, по сути, вы имеете три попытки, а на четвёртую попытку вам придётся повторить всю симфонию: сначала сдать теорию в ГИБДД, потому экзамен на площадке (притом, площадок в городе несколько, вам назначить пересдачу совсем не на той, где вы катались в автошколе), только потом снова пересдавать город.

    Поэтому на первой попытке взяток ни у кого вообще не берут. Зато к третьей попытке особо и предлагать не приходится, кандидаты в водители сами донимают наводящими вопросами своих инструкторов.

    Как берут взятки?

    Экзамены (не только в городе, но и на площадке) проходят с видеорегистратором. Видеозаписи хранятся в единой базе ГИБДД (и поэтому обязательны для всех региональных отделений). Перед началом экзамена камеру регистратора направляют на кандидата в водители, он в камеру представляется, потом камеру без остановки записи поворачивают на дорогу, и поехали. В конце успешно сданного экзамена камеру снова поворачивают на экзаменуемого. Звук из салона — записывается, подсказывать вам инспектор может только жестами и педалями. Короче говоря, «подделать» экзамен довольно сложно. Поэтому таких приколов как раньше (когда ВУ привозили на дом) — не бывает. Ну, не знаю, особо крутым ребятам, наверное, права по-прежнему дарят в конверте на день рождения вместе с ключами от Порше под окном, но за таких ребят потом потеют мастера нелинейного видеомонтажа.

    Тем, кто совсем не едет — права не продают. Не только потому, что не хотят брать грех на душу, а потому что организационно сложно таких людей протащить через экзамен.

    Также, по слухам, права крайне неохотно продают пожилым людям (за 40 лет).

    И, конечно, права не продают тем, кто поругался с инструктором или его в целом огорчал. Как вы понимаете, с инспектором по поводу покупки прав кандидат в водители не общается, он общается с посредником-инструктором. Инструктор тоже немного в доле, но и ответственность за весь процесс он с инспектором тоже делит. Как минимум, инструктор соглашается помочь только тем, кто без устных подсказок справа может выполнять основные манёвры в городе.

    Наверное, поэтому современную покупку прав называют «подстраховкой». Ведь случайные люди купить права не могут, даже если захотят. Надо всё-таки напрячься и обеспечить себе некоторый минимум условий:

    1. Успешно закончить автошколу (если вы умеете водить, то это можно сделать «заочно»).

    2. Самому сдать теорию и площадку.

    3. Самому проехать первую «бесплатную» попытку в городе, по возможности не накосячив так, чтоб потом инспекторы делились о вас впечатлениями в курилке.

    Только после этого вас допустят до покупки.

    Средняя стоимость в Подмосковье: 10-20 тыс. руб. Если вы водите скверно, то может быть и дороже (наценка за «риск»). Бывали случаи, когда заплативший кандидат на экзамене так жестил, что ему просто возвращали деньги и рекомендовали дальнейшие попытки продолжать уже в ГИБДД другого района.

    Что делать, чтобы всё-таки честно получить ВУ?

    Зависит, конечно, от ситуации, но несколько общих советов дать постараюсь.

    1. Не ходите первым сдавать город. Нередко бывает такое, что инспектор бережет свой лимит до последнего (в поисках идеала), перед этим высаживая более или менее нормальных кандидатов, а в конце, чтоб лимит зря не сгорел, инспектор вынужден ставить экзамен даже посредственным ребятам и девчатам. Бывает, конечно, и наоборот: талантливые ребята проехали первыми и на их фоне тяжело порадовать инспектора. Тут уж старайтесь сами понять, насколько много в вашей группе талантов.

    2. Выбейте себе у автошколы нормального инструктора! Как правило, в автошколу идут по рекомендациям знакомых, постарайтесь набрать как можно больше отзывов об инструкторе, узнать его имя, попроситься к нему заранее. Если пришли «вслепую» и с инструктором у вас дела не заладились, то просите у директора автошколы инструктора заменить. Инструктор не должен много орать. Инструктор должен сначала объяснять что и как делать, а только потом требовать исполнения. Инструктор должен давать понятные ориентиры (сначала вы будете кататься по площадке, там это особенно хорошо понятно, насколько инструктор вас чётко инструктирует).

    3. Когда я учился по закону было положено 50 часов вождения (сейчас уже вроде больше). Это 25 занятий по 2 академических часа (1,5 астрономических), из которых несколько занятий, наверняка, отрядят на внутренние зачёты и гаишный экзамен, т.е. реально вы откатаете до экзамена занятий двадцать. Всё зависит от вашей усидчивости, реакции, координации, но мне, например, этих занятий было маловато. Успели попробовать с инструктором далеко не всё. К моменту первой сдачи экзамена я ни разу не разворачивался с использованием прилегающей территории (на чём в итоге и завалился, кстати). Поэтому если чувствуете, что не дотягиваете, то ещё за пару недель до экзамена попросите у инструктора дополнительных платных занятий. Пусть на этих занятиях он вас не щадит и ставит в жесткие ситуации.

    4. Запаситесь деньгами и терпением. Шесть попыток — это полгода. За 6 попыток сдают, наверное, все-все-все. Но перед каждой попыткой надо откатать в течение пары недель хотя бы 5 занятий, чтоб освежить навыки (стоимость одного занятия с инструктором после окончания автошколы — 1000–1500 руб., договариваться надо конечно же напрямую с инструктором, потому что через школу будет дороже). Каждая попытка — это опыт, стресса и волнений становится меньше, уверенности в собственных знаниях, умениях и навыках — больше. Инспектора вам могут попадаться разные, но у них будет протокол, где обозначено на какой вы попытке.

    5. Не покупайте собственную автомобиль до того, как получите ВУ. Стоящая под окном машина будет вас так жалобно звать, так манить запрыгнуть за руль, что ваш антикоррупционный стержень может надломиться.

    6. Если собираетесь покупать авто с автоматом, то и сдавайте экзамен на АКПП. Осенью или, в крайнем случае, зимой 2014-15 это уже можно будет делать. Я учился на ручке, сдавал на ней же, свой первый автомобиль купил с ручкой и езжу на нём полгода. Сейчас меня ручка иногда веселит, но не в пробках, так что я не понимаю всей этой истории о странном доминировании любителей МКПП. Механика популярна у нас из-за экономичности, не хотят люди лишний литр бензина с каждой сотни сливать в автоматическую коробку передач. Также механика даёт шанс погонять обладателям дохлых машин. Для спокойного человека, покупающего автомобиль совсем не на последние деньги, плюсов в АКПП намного больше. Поэтому как только получите первичные навыки вождения и проедете свои первые километры в городе, возьмите пару дополнительных занятий на АКПП и тогда решайте, что вам больше нравится. На мой взгляд, ручка отнимает у начинающего водителя заметную долю и без того слаборазвитого внимания, притом в наиболее сложных для него ситуациях (на светофорах и переездах, на перекрестках, при выезде на скоростное шоссе).

    Читать еще:  Самые интересные моменты истории бренда Daewoo

    7. Заранее наведите справки о том ГИБДД, где собираетесь сдавать экзамен. Основные вопросы таковы:

    * Как скоро записывают на пересдачу? Если решили сдавать честно, то ждать по месяцу между попытками вам будет тяжело.

    * По каким маршрутам катают? Маршруты, кстати, висят где-нибудь на стенде в ГИБДД обязательно, но лучше поинтересоваться у инструкторов. Они вам сразу расскажут про любимые инспекторами места разворотов, круги, односторонние улицы.

    Иногда проще ездить на экзамен в соседний город, чем упрямо пытаться сдать в своём. Я вот, кстати, для себя зачем-то выбрал сложный путь: поехал из своего более или менее спокойного города учиться и сдавать специально поближе к Москве. В итоге, учили-то меня хорошо (в суровых условиях, куда мне теперь соваться не страшно), но честный бой с месячными перемириями я не выдержал и пошёл на «диверсию».

    Итоги

    Любая «подстраховка» — это коррупция. Оправданий ей нет. Покупая водительское удостоверение или военный билет, а потом митингуя, например, за Навального, вы, мягко говоря, ведёте себя не последовательно. Тезис о том, что на коррупцию нас вынуждает власть — брехня. На примере получения тех же прав я могу сказать, что их получить честно возможно. Некоторые даже их так и получают с первого раза. Другие бьются за свои принципы месяцами. Меня вот хватило ненадолго и через три месяца (на третью попытку) я шёл уже «подстрахованный».

    Стыдно ли мне? Наверное, да, иначе я бы не писал этот пост-исповедь.

    Вожу ли я хуже, чем честные ребята? Наверное, нет, потому что через 10 000 км водительского пробега уже не важно как сдавался экзамен, важнее, что предшествовало ему, т.е. чему учили, какие водительские манеры прививали, и насколько в последствии характер и темперамент водителя повлияли на стиль езды.

    Почему мы больше не хотим садиться за руль?

    Стабильность двухтысячных дала трещину в 2014 году. Случившийся кризис на статистике получения водительских удостоверений тогда не отразился – видимо, сработала инерция, но уже в 2015‑м ситуация изменилась, причем кардинально: число желающих обзавестись заветной карточкой начало таять на глазах. К 2017 году общее количество получивших удостоверение достигло минимума – 1,33 миллиона человек. Существенное падение за два года – на треть! И тому есть несколько важных причин.

    Демография

    В истории нашей страны бывали удачные годы, когда население страны существенно прирастало, и неудачные – когда смертность превышала рождаемость. Это нашло свое отражение в диаграмме, на которой видно, людей какого возраста в России сейчас меньше. Имеющемуся раскладу есть вполне логичное объяснение. Так, люди в возрасте 70–76 лет – это дети войны, от 45 лет до 51 года – дети детей войны, а те, кому от 16 лет до 21 года, родились в сложное время перестройки.

    Статистика, предоставленная Национальным союзом ассоциации автошкол, показывает, что одной из причин дефицита обучающихся могла стать «перестроечная» демографическая яма. Ведь около половины учащихся автошкол – молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, а именно по этой возрастной группе ударил перестроечный спад. Однако это не единственная причина столь значительного падения количества сдающих на права.

    Есть еще один любопытный момент: к 2017 году изменился возраст тех, кто садится за парту изучать шоферское дело. Если раньше почти половину составляли вчерашние школьники, то сейчас доминируют люди в возрасте от 25 до 34 лет.

    Цена обучения

    Оставшиеся тогда же, в 2014‑м, подняли цены. Связано это было с увеличением объема как теоретической, так и практической подготовки, на что, естественно, потребовались дополнительные средства. Если до 2014 года средняя стоимость курса для сдачи на категорию В составляла 25–30 тысяч рублей, то после реформы она поднялась до 30–35 тысяч.

    Некоторые школы экономили на всем, на чем можно и даже нельзя. Так, стоимость часа работы преподавателей снизилась с 300 до 150–200 рублей. Каким-то автошколам удалось всеми правдами и неправдами удержать цену курсов практически на прежнем уровне, но приток учащихся всё равно ожидаемо снизился. И даже при таком раскладе образовательная деятельность остается прибыльной, поскольку с 2015 года количество автошкол в России увеличилось с 6988 до 7788.

    Важно, что в среде учеников произошли качественные изменения. Раньше среди них было много тех, кто обзаводился водительским удостоверением впрок – дескать, можно поучиться, а со временем и машина появится (водительский стаж идет, поэтому в будущем страховка обойдется дешевле). Сейчас в автошколу идут учиться, чтобы сразу сесть за руль. Кризис заставил оптимизировать семейные расходы, у многих попросту нет лишних средств.

    Лишние категории

    С каждым годом снижается число тех, кто открывает дополнительную категорию. Если кто-то устраивается работать дальнобойщиком, то откроет категорию Е к уже существующей С. И количество «рабочих» категорий остается примерно неизменным. Но заметно уменьшилось количество желающих стать обладателем категории М (мотоциклы): в пять раз для получающих права впервые и в десять – среди тех, кто получает категорию M дополнительно к уже открытым категориям.

    Выходит, и здесь сказывается оптимизация расходов. Люди не готовы получать права по принципу «а вдруг пригодится»: число обратившихся за дополнительным обучением с 2015 года снизилось почти на 100 тысяч человек (– 35%).

    Изменение ориентиров

    В какой-то степени желанию получить права способствует развитие каршеринга в столице. Даже у «безлошадных» появилась перспектива сесть за руль – пусть и прокатной машины. Правда, в каршеринге есть ограничения по возрасту и стажу, так что сразу пошоферить не получится. Но уже через пару-тройку лет появится реальная возможность самому управлять каршеринговым автомобилем и благодаря этому почувствовать вкус свободы. Утверждение, что «новое поколение предпочитает самокат либо гироскутер», не соответствует действительности.

    Подсчитанному верить?

    Судя по всему, в Госавтоинспекции вообще не анализировали причины снижения числа получающих права. Причем и статистика есть, но она, похоже, ни у кого не вызывает практического интереса.

    Некоторые эксперты высказывают предположение, что официальные данные могут быть недостоверными. В 2017 году переходили на единую информационную базу, и в процессе слияния данные могли исказиться. Возможно, что чины и чиновники сами понимают, что публикуют неверные цифры, и именно по этой причине не стремятся их анализировать.

    Если внимательно изучить статистику Госавтоинспекции, то больше всего сомнений вызывает информация, относящаяся к 2016 году. Тогда все автошколы отмечали значительный общий спад, однако данные ГИБДД говорят об обратном – якобы на 5% увеличилось количество получивших права по сравнению с 2015 годом. Вероятнее всего, в 2016‑м должно было быть падение и выдали примерно на 400 тысяч водительских удостоверений меньше.

    Это документы строгой отчетности, их расход строго контролируют – дебет должен сойтись с кредитом. И потому официальная статистика за 2016 год становится даже не странной, а подозрительной.

    Причин сокращения количества желающих получить водительские права достаточно много, но основная – банальная нехватка денег ­у населения.

    Однако есть луч света в конце туннеля: уже целый год растут продажи новых авто­мобилей. Глядишь, и в автошколы народ ­потянется.

    Россияне больше не хотят сдавать на права

    Почему россиян хотят заставить сдавать на права каждые 10 лет

    Предложение о переэкзаменовке водителей каждые десять лет вызвало эффект разорвавшейся бомбы Фото: Игорь Меркулов ©

    Переэкзаменовка автомобилистов при каждом обмене водительского удостоверения обернется бурным ростом коррупции в отрасли и серьезными расходами для россиян. По мнению опрошенных «URA.RU» экспертов, инициатива вряд ли будет иметь отношение к безопасности дорожного движения, однако сильно ударит по кошелькам граждан. Водителям придется оплачивать государственную пошлину, а также пересдачи — в том случае, если сдать теорию не удастся с первой попытки.

    Озвученное ранее предложение Союза автошкол заключается в том, чтобы тестировать россиян каждые десять лет — согласно действующему законодательству, именно на такой срок выдаются права, после чего их меняют на новые. Для этого сегодня необходимо предоставить лишь медицинскую справку. Идея была озвучена на третьем Конгрессе автошкол, сейчас ее изучают в ГИБДД.

    Как заявили в Союзе автошкол, при обмене прав водителей необходимо проверять на знание актуальных правил дорожного движения. Речь идет только о теоретической части экзамена (надо ответить на 20 вопросов за 20 минут). Практическую часть автомобилистам пересдавать не придется.

    Многие автомобильные эксперты уже резко раскритиковали инициативу. Как заявил «URA.RU» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, «это никак позитивно не отразится на безопасности движения, однако заметно опустошит карманы людей».

    «Разве большинство ДТП происходит у нас из-за незнания правил? Нет, конечно! Люди правила знают, а просто намеренно нарушают их, игнорируют. Именно поэтому в переэкзаменовке нет никакого смысла — можно предположить, что процедура станет лишь очень хорошей кормушкой для автошкол и Госавтоинспекции», — сказал Похмелкин. Он полагает, что экзамены каждые десять лет «никто толком сдавать не будет», и прогнозирует, что активизируется коррупция в этой сфере.

    С ним солидарен и автомобильный эксперт Вячеслав Субботин. «Рациональное зерно у этой инициативы только одно — заработать на нас с вами. Считайте сами: госпошлину [за водительское удостоверение, в 2018 году это 2000 рублей — ред.] заплати, за пересдачи заплати! Плюс автошколы устроят еще какие-нибудь курсы и будут брать за это деньги. Хотя они и так, на мой взгляд, толком никого нормально не учат. Люди, как правило, выезжают на дорогу и учатся всему сами», — пояснил собеседник «URA.RU». По его мнению, в таком предложении «нет никакого смысла»:

    «Тот, кто получил, к примеру, диплом инженера, не должен подтверждать его каждые десять лет. Получил — ну, получил, значит, молодец. Так и с правами».

    Впрочем, у инициативы Союза автошкол уже нашлись и сторонники. По мнению председателя московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексея Дозорова, правила дорожного движения меняются достаточно часто, а многие «даже не подозревают об этом». «Бывает и такое, что права у человека 10 лет пролежали на полке, у него даже практики не было. В этом случае переэкзаменовка выглядит уместно. Да и вообще — если сейчас водителей „прогнать“ по правилам, то, думаю, большинство не сможет ответить по целому ряду пунктов. Люди не знаю тонкостей, нововведений — например, многие понятия не имеют, что делать при ДТП, как оформлять европротокол. Все потому, что у нас привыкли ездить не по правилам, а по дорогам», — заявил «URA.RU» Дозоров.

    Его поддержал и президент Московского регионального Союза автошколЛев Бурыкин: «У нас случается, что человек получил права 40-50 лет назад и с тех пор ездит, не заглядывая ни разу в ПДД. Это, конечно, неправильно — необходимо, чтобы водители актуализировали знания. Однако есть опасения, что подкачает реализация идеи — люди столкнутся с проблемой, что сдать эти экзамены будет крайне затруднительно».

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector