5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С чем связан рост цен на бензин?

С чем связан рост цен на бензин?

Статья о том, почему столь стремительно растут цены на бензин в России — кто виноват и что делать? В конце статьи — видео о ценах на топливо в России и в США.

Содержание статьи:

  • Что влияет на топливные цены
  • Падение объемов поставок топлива
  • Кто виноват и что делать
  • Видео о стоимости бензина в США и в России

Автомобилистов предупредили – рост цен на топливо не планируется останавливать, что наглядно продемонстрировали феноменально высокие оптовые показатели на бирже весной 2018 года. И депутаты Госдумы, наконец, нашли причину всех бед – оказывается, в России слишком много автозаправочных станций.

Что влияет на топливные цены

Сразу следует признать, что только в России не одно десятилетие существует настолько парадоксальная ситуация, когда при рекордно низкой стоимости нефтепродуктов бензин дорожает стремительно и неконтролируемо. Из чего же складывается цена на горючее?

Добыча нефти не является процессом особо трудоемким или прибыльным. В этой сфере Россия лидирует достаточно давно и прочно. А вот получение из сырья качественного продукта, в том числе бензина, уже относится к принципиально иному виду деятельности. Поэтому затраты на добычу нефти в конечном продукте составляют не более 4% в сравнении с 13% за выработку горючего на нефтеперерабатывающем заводе. Следовательно, любые колебания, позитивные и негативные, на мировой бирже сырья никоим образом не должны отражаться на цене российского бензина.

Значит, следует винить не внешние, а внутренние факторы, например, существующую налоговую базу. Рассмотрим долю налогов в стоимости бензина в других странах: в Америке – 20%, в Канаде – 32%, в Японии – 41%, а вот в России – все 60%. Акцизы правительство стабильно повышает по 2 раза в год, платить которые обязаны все предприятия и индивидуальные предприниматели, а также прочие лица, занимающиеся организацией перевозки горючего через российский таможенный контроль.

Себестоимость добычи нефти напрямую зависит от размера нашей страны. Если бы месторождения располагались в европейской части, а не в Сибири, то она обходилась бы намного дешевле. Поэтому страшно представить, что будет, когда сибирские недра истощатся, и придется срочно переносить добывающее производство в Арктику.

Далее, надо помнить о налоге на добавленную стоимость, доля которого превышает 18% в каждом литре бензина. Вместе с акцизами и НДС набегает уже около 25 рублей, тогда как, к примеру, в Латинской Америке полный литр бензина стоит всего 20 российских рублей.

Наконец, прибыль оптовых продавцов, составляющая около 9%, которую как раз забирают себе автозаправочные станции.

Падение объемов поставок топлива

Оптовые цены на АИ-95 только за март выросли на 706 рублей за одну тонну и на 541 рубль на АИ-92. Лишь дизель демонстрировал приятную кошельку стабильно низкую стоимость.

Ситуация заинтересовала ФАС, которая уличила сразу четыре нефтяные компании в намеренном снижении объемов поставок бензина на внутренний рынок. Своими действиями они затруднили его покупку участниками рынка и вызвали несоответствие уровня спроса к предложению. Учитывая скорое начало сельскохозяйственного сезона, потребность в дизельном и бензиновом топливе будет высокая, что позволит нефтяным компаниямреализовать достаточные объемы продукта.

Вот только при наличии прямой связи между курсом доллара и экспортом бензинапоставки на внутренний рынок становятся менее привлекательными для нефтяников. Поэтому если государство не будет тщательно отслеживать и контролировать количество топлива на внутреннем рынке, то может возникнуть настоящий дефицит и, соответственно, мгновенный взлет цен.

Сами нефтеперерабатывающие заводы пытаются оправдать ежегодное весеннее подорожание плановыми работами на своих производствах, а потому вынужденным сокращением объема поставок. Трейдеры же используют такие работы в свою пользу, как это произошло с московским переработчиком «Газпром-нефть», приостановившим работу без уведомления о том Минэнерго. Реакция биржевых участников оказалась мгновенно и посодействовала скачку цен.

Кто виноват и что делать

Евгений Москвичев из Комитета по транспорту и строительству назвал количество заправочных станций чрезмерным при текущем спросе на бензин.Представители независимых АЗС обвинили в скачке цен рост акцизов и стоимости нефти, что в итоге привело к нулевой прибыли от продажи закупленного на бирже топлива.

Причем эксперты заявляют, что это далеко не предел, и стоимость в самое ближайшее время может вырасти еще на 20-50 копеек и даже до 5 рублей уже к лету.

Однако думский комитет почему-то не учитывает эти факторы, а также недавнее нарушение естественного ценообразования перед президентскими выборами. Тогда регуляторы рынка попросили производителей увеличить продажи, тем самым обрушив оптовые цены. Их указание выполнили, что привело к падению индексов на бирже на 12-13%, росту розничных цен и предбанкротному состоянию находящихся в регионах АЗС.

Эксперты же не могут найти связь между расположенными каждые 3-4 километра заправками и ростом цен на бензин. Российский нефтегазовый комплекс располагается в 11 часовых поясах, требует постоянного поддержания работоспособности и вложения средств. Он уникален по своему размеру и географическому положению, а потому оправдывает требуемые на себя средства.

Кроме того, даже при относительной стабилизации цен на ресурсы у страны имеются большие внутренние долги за газопотребление. С учетом новых стратегий и проектов Газпрома опять таки требуются большие капиталовложения, которые откуда-то следует брать. Почему бы не у автовладельцев? Раз размер транспортного налога недостаточно велик, значит, следует воздействовать на топливные цены.

Кроме того, акцизы являются важной составляющей дорожных фондов регионального и федерального уровней. А так как Минфин сейчас старается активно стимулировать развитие инфраструктуры регионов, все вырученные средства напрямую отправятся на строительство дорог В Калининграде, Крыму и на Дальнем Востоке.

Возможно ли урегулировать колебания бензинового рынка в России? Совет по товарным рынкам предлагает вполовину от общего объема внутреннего потребления повысить норму реализации горючего на бирже и остановить рост акцизов. Однако в контексте последнего фактора аналитики признают данное развитие событий фантастическим. Правительство никогда не решится на снижение акцизов, разве что перенесет их с нефтеперерабатывающих предприятий на автозаправочные станции.

Специалисты СПТР уверены, что только стабилизация ценообразования сможет решить проблемы и не допустить банкротства частных заправок, которых в стране насчитывается 63%.

Полную беспомощность показывает Антимонопольная служба, которая беспрестанно последние месяцы выносит предупреждения, однако никого не наказывает и не приносит результата. Нужно жесткое регулирование норм реализации топлива на бирже, пересмотр системы налогообложения с целью освободить автовладельцев от большого фискального, а также создание правил и контроля на мелкооптовом рынке.

Пересмотр налогов окажется полезным еще и тем, что поможет в борьбе с фальсификатом. Как показывают проверки Федерации автовладельцев, за противоправными действиями замечены именно небольшие частные заправочные станции, которые вынуждены терпеть убытки, а потому идти на разбавление топлива или закупку более дешевого некачественного продукта.

Потребительские топливные цены в России более чем в два раза, по данным Росстата, превышают отпускные расценки производителей. ФАС и Центробанк предупреждают, что налоговая нагрузка не только не спадет, но и на протяжении 2018 года еще вырастет при самых оптимистичных прогнозах минимум на 3-4 рубля.

Видео о стоимости бензина в США и в России:

Горючее и слезы: Почему рост цен на бензин обгоняет инфляцию

АКЦИЗЫ ПОДНЯЛИСЬ

Больше половины цены топлива приходится не на нефть, а на различные сборы в бюджет.

— Государство использовало так называемый налоговый маневр. Экспортные пошлины уменьшились, а налог на добычу полезных ископаемых увеличили. Предполагалось, что акцизы уменьшатся вместе с пошлинами. Но вместо этого их увеличили, — рассказал «Комсомолке» начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.

Напомним, с 1 января 2018 года акцизы на бензин увеличились на 6,4%, на дизтопливо – на 8,4%. Просто влияние этого роста сказывается не сразу.

1 июля 2018 года акцизы должны были подняться еще больше. В правительство было уже решили их снизить, но тут же вспомнили, что тогда бюджет недосчитается 140 млрд. рублей. Поэтому пока и не решились.

ЦЕНЫ НА НЕФТЬ

Черное золото с начала года стабильно дорожает. А рубль наоборот слабеет. Стоимость нефти в «деревянных» изменилась сильно, и это привело к росту цен.

На нефтебазах имелись запасы горючего. Они были сделаны, когда доллар еще стоил 58 рублей. Сейчас запасы дешевого бензина подошли к концу и заправкам приходится покупать топливо уже в реалиях 62 рубля за доллар.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

По словам Махонина, продажа тонны бензина на экспорт сейчас выгоднее (примерно на 4 тыс руб – Авт.), чем продажа его в России . Дай волю нефтяникам, они бы все перекачали иностранцам. Но это им не позволяет закон – в стране не должно быть дефицита.

Сырьевые компании поднимают цены на внутреннем рынке, чтобы компенсировать убытки.

Но тут подоспел и второй фактор: традиционный летний рост спроса на горючее. Аграриям нужна солярка. Обычные водители начинают ездить на дачу. Нефтеперерабатывающим заводам увеличить бы производство, но почему-то произошло наоборот.

ФАС на своем сайте сообщила, что крупной нефтяной госкомпании было сделано предупреждение за то, что она стала меньше продавать в России бензина. Это, в частности, привело к повышению цен.

«Кроме того, по ряду договоров, заключенных на биржевых торгах, были увеличены сроки отгрузки нефтепродуктов, что привело к несвоевременной поставке моторного топлива конечным потребителям», — говорится в сообщении ФАС.

Заявление службы убрали с сайта в день публикации. В ведомстве заявили, что была допущена неточность. Но цитаты успели разойтись по СМИ.

СПЕКУЛЯНТЫ

Цены на АЗС напрямую зависят от оптовых на товарно-сырьевой бирже.

— Сейчас оптовые цены бензина поднимаются, на этом могут заработать перекупщики, — рассказала « КП » аналитик трейдерской компании «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктор Костюков . – Посредник в понедельник покупает топливо на бирже по одной цене. А в среду продает его по другой – на несколько процентов дороже.

— Такие спекуляции приводят к росту оптовых цен, — заметил Махонин. – Перекупщики создают излишний ажиотаж, они специально делают для СМИ прогнозы о дальнейшем росте стоимости горючего. Это накручивает рынок и цены действительно продолжают расти.

ЧТО ВХОДИТ В ЦЕНУ БЕНЗИНА НА АЗС

64% налоги и акцизы

20% транспортировка и работа НПЗ

15% стоимость нефти

1% прибыль заправка от продажи топлива

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сколько на потребителях зарабатывает бензоколонка

Растут налоги на добычу нефти, акцизы на бензин и дизтопливо, меняются цены на мировом рынке — добывающие компании, нефтеперерабатывающие заводы, даже оптовики-нефтебазы могут торговать себе в убыток. (подробности)

Цены на бензин: только вверх

Цены на бензин резко подскочили. Дешевле 40 руб за литр уже не найти. А 95-й в Москве и других городах преодолел отметку 45. Подорожало и дизельное топливо.

Рост цен на горючее начался еще с января. По итогам апреля он составил 3%, уже тогда многие забили тревогу. Но никаких мер не было предпринято, и литры из шланга продолжили дорожать, уверенно обгоняя инфляцию. В результате с начала года, по оценке первого зампреда комитета Госдумы по энергетике Сергея Есякова, бензин подорожал на 4,7%, а дизтопливо — на 9% (подробности)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Госдуме призвали ФАС проверить обоснованность резкого роста цен на бензин

По данным Московской топливной ассоциации, цена топлива на столичных заправках выросла за неделю сразу на 88-90 копеек (подробности)

ВОПРОС ДНЯ

Почему в богатой нефтью России так резко дорожает бензин?

Сергей КАНАЕВ, руководитель Федерации автовладельцев России:

— Резко подняли акцизы на топливо, и оптовая цена стала выше розничной. Если не снизить акцизы, то цены будут продолжать расти. Вот мы сейчас в Крыму — и здесь бензин достиг 49,99 рубля. Проблема очень серьезная.

Олег СИРОТА, фермер-сыровар:

— Цена на солярку — одна из главных в себестоимости сельхозпродуктов. Цены на нее для фермеров нужно снижать. В Германии мои коллеги заправляются соляркой не по той цене, что на обычной заправке. Это цена без акциза. И это справедливо: зачем нам его платить, если мы не ездим на тракторах по общим дорогам?

Алексей МАМОНТОВ, президент Московской международной валютной ассоциации:

— Потому что этот рынок монополизирован. А там, где он оторван от реальной конкуренции, могут возникать какие угодно цены.

Игорь МОРЖАРЕТТО, автоэксперт:

— Наша страна — это часть большого мира, и не может быть в одном конце мира бензин дешевый, когда в других местах дорогой. От этого никуда не деться.

Сергей АСЛАНЯН, автоэксперт:

— У нас в литре топлива биржевая цена нефти всего 7%. А 60% — это акцизы, которые утверждает государство. И около 30% — доля самих нефтяников. Когда у нас дорожает нефть, это не связано с биржей и ценами в мире. Это конъюнктура внутри страны!

Владимир КОРОБЧАК, глава Краснодарского отделения Всероссийского общества автомобилистов:

— На владельцев транспортных средств нагрузили все, что можно! В свое время нам говорили, повышая акцизы, что уберут дорожный налог, но оставили. Так можно довести цены до европейских — 80 — 100 рублей за литр, а за ними и все подорожает. Видимо, так закрывают бюджетные дыры…

Виктор, водитель маршрутки:

— Правительство не регулирует цены. С марта топливо поднялось почти на четыре рубля. Ну и на кого нам теперь эти дополнительные расходы перекладывать?

Василий, читатель сайта KP.RU:

— Почему основные нефтедобывающие страны — Венесуэла или Саудовская Аравия не может?

Читайте также

МВД: Цифровая подпись нуждается в серьезном уровне защиты

Начальник ГУЭБиПК МВД России Андрей Курносенко рассказал о киберпреступлениях в сфере экономики

«Банковский роуминг» отменят через полгода

Законопроект об этом приняли в третьем чтении депутаты Госдумы

В России принимают «инвестиционный кодекс»: для бизнеса остановят время

В Госдуме разгромили законопроект, но приняли его в первом чтении

Почти каждый пятый работающий россиянин живет на теневые доходы

Однако попытка вывести их на чистую воду может обернуться еще большими потерями для экономики

Эксперт об электронном договоре купли-продажи авто: Бумажные копии все равно будут требовать

Оформление сделок онлайн обещают запустить в 2020-м

От фабрики до холдинга и только вперед

В будущем году компании «Маяк» исполнится 170 лет

Почему все больше компаний готовятся поднять зарплаты

Поиск новых высококвалифицированных работников стоит дороже, чем индексация окладов

Неприкосновенный доход: Взыскивать долги с пенсий и минимальных зарплат запретят

Законопроекты об этом подготовили в Минэкономразвития и согласовали в Минтруде

Эксперт: экономика России может упасть на 1,5% из-за торговой войны Китая и США

Доктор наук Сергей Буранок рассказал «КП» об опасных последствиях битвы титанов у наших восточных границ

Работать 31 декабря: спасет ли экономику «ударный» труд в последний день года

Половина страны будет сидеть дома, а что делать тем, кого тянут в офис и цех?

Держитесь, мужики, барышни в дефиците: почему в России сейчас женихов больше, чем невест

В стране сложилась интересная демографическая ситуация: много мужиков в расцвете лет и мало молоденьких дам. Как меняется рынок отношений из-за разбаланса спроса и предложения?

Шампанское без пива — деньги на ветер: эксперты назвали самый новогодний напиток

Именно пивко, как считают эксперты, будет самым популярным напитком в новогодние праздники

Стипендия для пятидесятилетних: безработным «в возрасте» заплатят за переобучение

Величина выплат будет зависеть от МРОТ, с поправкой на местные условия

Сколько потратят россияне на Новый год-2020

Эксперты подсчитали, во что обойдется праздничный стол и украшения

Аренда виртуального сервера. С чего начать?

Мир интернет-технологий значительно преобразился — теперь за пару кликов можно взять в аренду виртуальный сервер и безопасно хранить свои данные. Почему аренда выгодней и как выбрать подходящий сервер — в материале «КП»

Больше всего женщин-руководителей у нас в нефтянке и горнодобывающей промышленности

Насколько сильны в России гендерные барьеры и легко ли у нас подниматься по карьерной лестнице на каблуках

12 тысяч многодетных семей смогут сократить долги по ипотеке

Условие только одно: третий и последующие дети должны были родиться после 1 января этого года

Операция «ликвидация»: как идет крестовый поход на хостелы и посуточные квартиры

После принятия поправок в Жилищный кодекс прокуратура и полиция провели рейды по квартирам, сдающимся в краткосрочную аренду

Регистрация на профессиональный конкурс «Учитель будущего»

Особенность конкурса — работа в команде. Своё общеобразовательное учреждение будут представлять сразу три учителя. Победителями конкурса станут 30 команд

Принятие поправок в закон об ОСАГО будет способствовать установлению более справедливой цены для каждого автолюбителя – эксперты «Согласия»

Сегодня в Госдуме прошли слушания альтернативного законопроекта о внесении изменений в закон об ОСАГО. Законопроект внесен группой депутатов — представителей всех фракций, в том числе, главой комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым

В Москве вручили премии конкурса «50 легендарных брендов нашей страны»

Победителей выбирали народным голосованием читатели kp.ru

Читатели «Комсомольской правды» выбрали 50 легендарных брендов нашей страны

В народном голосовании приняли участие 5 миллионов человек! Смотрите в прямом эфире торжественную церемонию вручения премии победителям [прямая видеотрансляция с 19:30 мск]

Банк для пенсионера

Какие финансовые продукты предлагают банки для старшего поколения

У российской экономики новая проблема: Мы не знаем, куда вложить накопленные триллионы

На какие цели потратить излишки казны, чтобы и экономика росла, и наши кошельки толстели?

ФАС: международные производители стиральных порошков обделяют россиян пеной

Антимонопольщики обвинили зарубежные компании в том, что у нас они выпускают продукцию не такого качества, как в Европе

Быть самозанятым со Сбербанком – просто

С бесплатным пакетом услуг «Своё дело» не надо тратить время на поездки в налоговую и банк

Столица громко заявит стране: твой малый бизнес велик

В Москве 11 декабря на площадке спорткомплекса «ВТБ Арена» пройдет итоговый в этом году Всероссийский предпринимательский форум «Мой бизнес»

Индекс Оливье-2020: Новогодний салат за год подорожал на 4,6%

Эксперт объяснил, стоит ли верить предновогодним индексам

Возрастная категория сайта 18+

Бизнес

Транспорт

Парадокс России: почему нефть обвалилась, а бензин нет

Эксперты объяснили, почему топливо в России не дешевеет при падающей нефти

Цены на нефть падают уже второй месяц, а топливо в России продолжает дорожать. Владельцы независимых АЗС говорят, что могут совсем уйти с рынка, поскольку уже находятся на грани выживания. С их уходом страна может потерять до 60% инфраструктуры для заправки машин, что в итоге выльется в очередную волну повышения цен и ухудшения качества топлива. Пока ФАС считает устойчивой ситуацию на топливном рынке.

Нефть падает, бензин растет

С начала октября, когда баррель североморской марки Brent стоил $85,5, котировки к концу ноября упали более чем на 25%. По состоянию вечер 22 ноября нефть торговалась на уровне $63,1.

Котировки вернулись к показателям начала года, чего не скажешь о стоимости бензина. По данным Росстата, с начала года к 19 ноября цены на дизель выросли на 14%, а бензин марки Аи-95 подорожал на 9,5%.

За 19 ноябрьских дней средняя стоимость бензина осталась на уровне октября, а цены на дизель выросли на 2,5%. В октябре по сравнению с сентябрем рост цен на бензин составил 0,4%.

Цены на бензин в РФ никогда не шли вслед за нефтяными котировками, как при их росте до $120 за баррель, так и при падении до $40. Если бы стоимость топлива на АЗС определялась только рынком, то Аи-92 летом стоил бы более 50 рублей за литр, а сейчас — порядка 42 руб.,

подсчитала аналитик Vygon Consulting Анна Львова.

С точки зрения потребителя такой сценарий был бы менее благоприятным, чем при относительно стабильных ценах на топливо независимо от уровня нефтяных котировок, полагает она.

Российский рынок бензина своеобразно устроен, на нем установилась олигополия с элементами монополии, отмечает Алексей Антонов, аналитик «Алор Брокер». В цену бензина нефтяники на всякий случай закладывают, кроме акциза, другие растущие налоги, общую неуверенность в экономическом росте и вообще в стабильности экономики.

Влияние лоббистов нефтяной отрасли в правительстве сложно переоценить, ведь до 40-50% доходов государственного бюджета формируется нефтегазовыми доходами, констатирует он.

Потенциал есть, возможности ограничены

То, что потенциал для снижения цен на бензин, есть, подтверждает и Федеральная антимонопольная служба. «Сейчас биржевые продажи нефтепродуктов чуть меньше в ежедневном объеме, но выше нормативов.

Конечно, дополнительные объемы могли бы существенно улучшить ситуацию на внутреннем рынке, особенно учитывая, что сейчас он премиален, и потенциал для снижения цен имеется»,

— отметил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин на форуме «Биржевой товарный рынок».

Обычно, когда внутренний рынок становится по цене более предпочтительным, чем экспортная поставка, происходит снижение цены, но сейчас этого не происходит, отмечает глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.

Причина, по его словам, в том, что цены на внутреннем рынке при заключении соглашения между правительством и вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) были зафиксированы на пике роста.

«То есть все экономические основания, связанные с падением цены на нефть, падением нетбэка для того, чтобы реальная оптовая цена сегодня проседала, есть, но цены зафиксированы «на горке» и цена не проседает»,

— констатировал Баженов. При этом действия самого крупного игрока направлены на то, чтобы оптовая цена сегодня соответствовала мелкооптовому индикативу, добавил он.

«Роснефть» на прошлой неделе приостановила поставки нефтепродуктов на биржу. Свои действия компания в специальном письме к ФАС обосновала тем, что биржевые трейдеры, по ее мнению, создают условия для нерыночного ценообразования.

Данная ситуация, по словам Голомолзина, обсуждается в правительстве, у ведомства налажен диалог с самой компанией, окончательного решения по этому вопросу пока не принято. Между тем дефицита на бирже, по его словам, нет, так как другие ВИНКи увеличили объемы торгов и перевыполняют нормативы по продаже топлива на бирже.

При этом в мелкооптовой торговле топливом «маржинальная доходность по сегменту составляет где-то 10-15%». «Это параметры, которые традиционно характерны для устойчивой ситуации на рынке», — добавил он.

Смерть розницы

Напомним, что в начале ноября Минэнерго РФ подписало соглашения со всеми вертикально-интегрированными нефтяными компаниями по сдерживанию отпускных оптовых и розничных цен на бензин и дизельное топливо на уровне конца мая 2018 года.

Заморозка установлена до конца года, затем до 31 марта 2019 года в связи с повышением НДС цены вырастут на оптовом рынке на 1,7%, а дальше начнут расти в соответствии с инфляцией. Кроме того, эти договоренности предполагают увеличение поставок топлива на 3% по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года.

Как отмечал профильный вице-премьер Дмитрий Козак, такие цены на оптовом рынке позволят обеспечивать маржу для АЗС, расчетный уровень которой должен составлять 2,7 тыс. руб. за 1 тонну.

Независимым АЗС, которые, по словам Баженова, «в кабинетных обсуждениях» не участвовали, также рекомендовано придерживаться указанных параметров и не повышать цены более чем на 4%.

Если сравнить индикативные оптовые цены и реальные розничные, то маржа АЗС в среднем по стране оказывается действительно равной около заявленных 2700 рублей за тонну, однако индикативные цены не всегда соответствуют экономически обоснованным, рассчитываемым как стоимость топлива на НПЗ-поставщиках и доставка до региона, отмечает Анна Львова.

Из-за этого заводам невыгодно поставлять топливо в отдельные субъекты РФ, и в них возникает дефицит и мелкооптовые цены растут. Особенно острая ситуация на рынке дизеля, где индикаторы не учитывают подорожания зимних марок в сравнении с летними до 3000 руб./т. В конечном итоге больше всего страдают независимые АЗС, не имеющие возможность компенсировать убытки за счет сегмента добычи, констатирует аналитик.

«Учитывая среднее значение мелкооптового индикатива, среднероссийская маржинальность отныне и до 31 марта 2019 года составит 1 рубль 70 копеек за литр. Если мы возьмем и окунемся в реальность, то увидим, что при суточной реализации в 10 тысяч литров операционные затраты АЗС составляют порядка 3 рублей на литр. И это минимальные операционные затраты», — отмечает Баженов.

Когда допустимая маржинальность меньше, чем операционные затраты, можно ожидать закрытия большого количества независимых заправок, резюмировал он.

По расчетам Независимого топливного союза, в России инфраструктурно-независимый сектор занимает 60% рынка по количество АЗС (порядка 15 тыс. заправок, против 10 тысяч — у ВИНКов). Но соотношение по объему продаж — 30% на 70%. При этом, частные АЗС очень часто являются единственными продавцами топлива в отдельных районах.

«Если не станет независимых заправок, то в целом оставшаяся инфраструктура позволит заправить лишь порядка 20 млн автомобилей при имеющихся на сегодня 50 млн машин. Вот такой баланс будет»,

Не исключено, что в условиях низкой маржинальности качество топлива на независимых АЗС может ухудшиться.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин ранее посоветовал независимым игрокам увеличивать объем дополнительных услуг. Напомним, что еще весной в Госдуму был внесен законопроект о снятии запрета на торговлю пивом и вином на автозаправочных станциях.

Почему растут цены на бензин

Неожиданный скачок цен на российских автозаправках — одна из главных новостей. По данным Росстата, с начала года бензин пошел в рост на 7,3%, на дизель — почти на 8%. Цены на горючее прибавляют уже по рублю в неделю. Автовладельцы в шоке. Транспортные компании, сельхозпроизводители и другой – неуглеводородный — бизнес подсчитывают убытки.

За решение проблемы взялось недавно сформированное правительство России. Принято решение снизить с 1 июня акцизы на бензин и дизель. Работает и Федеральная антимонопольная служба. Рост отложен. Но почему вдруг цены на бензин все же начали расти? Из чего они складывается? И сколь реально их остановить?

Топливом заправлять не нужно, да и в еде неприхотлив — конь по кличке Ракета для Михаила Пучковского — реальная альтернатива автомобилю.

«Годовая стоимость коня — 30 тысяч рублей, поэтому и председателю Заксобрания, и губернатору рекомендую пересесть на коня», — говорит Михаил Пучковский, депутат Законодательного собрания Камчатского края.

Депутат Заксобрания просит организовать возле здания правительства региона стойло для своего коня.

Уж кому точно не до шуток, так это фермерам. Топливо стало стремительно дорожать с начала мая, в самый разгар посевных работ.

46 рублей за 95-й, больше 42-х за 92-й: цена бензина на заправках в среднем по стране только за неделю выросла почти на рубль. А за последний месяц — минимум на три. В глазах водителей — немой вопрос: а что дальше?

Цены на топливо беспокоят и дальнобойщиков. Стоимость дизеля делает поездки для тех, кто работает на малый и средний бизнес, экономически невыгодными. Еще сложнее приходится частникам. Например, средний расход фуры — порядка 40 литров на 100 километров. И довезти товар, допустим, из Махачкалы в Москву и обратно выходит на несколько тысяч рублей дороже.

Дальнобойщик Казимагомед Закарикаев вместе с напарником везет помидоры из Дагестана. Жалуется: солярка дорожает, прибыль падает.

Рост цен на топливо сами нефтедобытчики объясняют просто: дорожающая нефть и дешевый рубль сделали так, что компаниям невыгодно торговать на внутреннем рынке. Бизнес в убыток — это уже не бизнес.

«Наша компания в среднем на каждом литре продаваемого бензина теряла 5 рублей. Мы должны обеспечивать достаточную доходность, мы налоги платим с прибыли и не можем с убытков их платить», — сказал Михаил Леонтьев, пресс-секретарь ПАО «НК «Роснефть».

Для понимания: продажа бензина на экспорт для коммерсантов сегодня выгоднее — примерно на 4 тысячи рублей с тонны — чем продажа его в России. Вот и получается, что на внутреннем рынке топлива становится меньше и цены растут. И вот что еще интересно: в конечной стоимости литра бензина доля самой нефти не более 10-15%. Большая часть – налоги, а также расходы на добычу и переработку, которые зависят от курса.

«Это же не самостоятельное решение. Все-таки цены у нас определяются балансом спроса – предложения», — отметил Евгений Аркуша, глава Российского топливного союза.

Потребителей это, конечно, вряд ли утешает, и потому все шишки летят в сторону владельцев заправок.

Игорь Зарипов — владелец частной сети АЗС. Успел закупить бензин по более дешевой цене. Сейчас продает остатки.

Почему растут цены на бензин и что с этим делать? За решение проблемы взялось правительство. Экстренное совещание с нефтяниками: представители «Роснефти», «Лукойла», Газпромнефти — всего 13 компаний. Главный посыл государства бизнесу — учитывать интересы экономики страны.

«Они тоже граждане нашей страны, это и национальные компании. И они понимают, что в летний период это не только нагрузка на автолюбителей, на простых граждан, но и на экономику тоже. Урожай надо вывозить и так далее. Это существенная финансовая нагрузка прежде всего на сельское хозяйство. А оно — основной потребитель дизельного топлива в период уборочной кампании. И на реальный сектор экономики в целом. Нефтегазовая отрасль с пониманием к этому относится, балансирует с учетом того, что мы и так нефтегазовая держава и должны учитывать интересы нашей экономики», — заявил Дмитрий Козак, заместитель председателя правительства РФ.

Каждый, кто хочет заработать, будет делать все для того, чтобы действительно заработать, и это вполне логично. Бизнесмены продают товар туда, где за него больше платят, государству нужно пополнять бюджет. И здесь нужно найти баланс интересов.

«Мы предлагаем ввести систему гибких акцизов, которые реагируют на меняющуюся конъюнктуру. И если цены высокие на мировом рынке, нужно снижать это давление на внутренний рынок», — подчеркнул Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя ФАС РФ.

И вот итог встречи с нефтяниками: с 1 июня акцизы на бензин снижены на 3 тысячи рублей за тонну, на дизель — на 2 тысячи.

«Договорились о том, что мы пойдем им навстречу: фискальная нагрузка прежде всего в виде акцизов на бензин и дизельное топливо будет снижена. Такое решение было принято без их участия еще до совещания. Но важно было глаза в глаза договориться о том, что они будут тоже умерят свои аппетиты и безудержно гнаться за такой доходностью как экспорт нефти не следует. Компании взяли на себя такие обязательства, зафиксировали те цены, которые были по состоянию на 30 мая. Требовать снижения невозможно. Работать себе в убыток тоже невозможно. Но мы понимаем, что доходность будет несколько меньше», — сказал Дмитрий Козак.

Понятно, что бензин вряд ли подешевеет, но можно с уверенностью сказать, что цены на АЗС в ближайшее время расти не будут.

Почему растут цены на бензин в 2018 году

Апрель 2018 года отметился тем, что «порадовал» россиян очередным подорожанием бензина, которое прогрессировало последующих два месяца. И это сразу после того, как страна определилась со своим президентом. Почему растут цены на бензин – вопрос актуальный для многих автолюбителей.

Из истории РФ о бензине

Похожая ситуация уже имела место шесть лет назад, но только перед выборами главы государства. Тогда государственные мужи, конечно, не сидели, сложа руки, а прилагали усилия к тому, чтобы ездить собственным автомобилем перестало быть невыгодно. Зачем дразнить людей, если жизнь и без того далеко не сахар?

С первых дней наступившего года неудачи постигли нефтяной бизнес – он вдруг начал терпеть убытки. Было бы несправедливо бросить на произвол судьбы нефтяные компании, они нуждались в финансовой поддержке. Однако, это не единственная причина вакханалии цен на автомобильное топливо. Пора разобраться, почему растут цены на бензин в России.

Почему растут цены на бензин: динамика

Тщательное изучение статистических данных поможет разобраться в ситуации с бензином. Государственное учреждение «Росстат» предоставляет информацию относительно тенденции с ценами в нынешнем году:

  • январь-февраль – в среднем удерживаются в пределах 39,88 рублей за 1 литр;
  • март – слегка поднялись;
  • с первых дней апреля – дальнейший рост, в результате которого к цене прибавились ещё 1 руб. 50 коп.;
  • по истечении двух недель последнего весеннего месяца – за каждый литр 92-го бензина надо было платить 41 руб. 40 коп.

В частности, что касается бензина с октановым числом 95, то ценники столичных автозаправок наконец-то замерли на отметке 45,5 руб. за 1 литр.

Водители, мягко говоря, без особой радости восприняли такую динамику, а правительство поспешило уверить своих граждан в том, что не будет спокойно наблюдать, а примет меры. Действительно, представители Федеральной антимонопольной службы наведываются на автозаправки, наносят визиты в нефтеперерабатывающие предприятия с целью выяснить, не договорились ли они между собой повысить цены.

Непрямой налог (акциз) станет меньше не сразу, понадобится пройти несколько этапов. К середине июля эта разница должна уже равняться 700 рублям.

Как бы там ни было, но нынешний скачок цен на топливо отразится на сельском хозяйстве; продукты, поступающие в продажу, закономерно подорожают. И вообще, транспортные расходы являются одной из составляющих формирования стоимости товаров народного потребления. Поэтому сразу выросла в цене доставка еды на дом или других товаров.

Дорогой бензин: в чем причина повышения

Кажется абсурдным подорожание бензина на фоне дешевеющей отечественной нефти, если не учитывать процессы, происходящие за пределами России. Чиновники при власти в один голос с нефтяниками заявляют, что рост цен на «черное золото» в нефтедобывающих странах провоцирует аналогичную динамику на российском рынке.

Но вместе с тем, и при удешевлении нефтепродуктов в мире констатируется противоположное явление на отечественных автозаправках. Так почему растут цены на бензин в 2018 году?

Ведущие телевизионных новостей также неустанно объясняют соотечественникам, почему так недёшево обходятся поездки личным автотранспортом. Неудивительно, что многие ищут ответ на вопрос, как заработать быстрые деньги.

Политиками теперь была обнародована версия последнего подорожания бензина – виноват возросший спрос на нефть. Обложив более высоким непрямым налогом продаваемый в России бензин, в то же время размер денежного сбора с экспортируемой нефти, наоборот, уменьшили.

Президент даже придумал оригинальный термин этому приёму – «налоговый маневр». Но, как выяснилось, «маневрируют» подобным образом уже третий год подряд, а окончания данной операции следует ждать еще не меньше года. Таким образом, стало очевидно, что власти проникнуты интересами тех, кто продает нефть за границу, а простой народ в этом вопросе как бы оставили за бортом.

Грех было бы не использовать нефтяниками благоприятный момент. Российская нефть устремилась туда, где больше платят – за границу, а в кассу экспортеров стало поступать значительно больше денег. Естественно, в России снизилось производство автомобильного топлива.

В первые два месяца 2018 года, когда ещё люди решали, кому из кандидатов в президенты отдать предпочтение, ценам не давали расти. Но, их отпустили сразу, как только закончились выборы, а те, кто производит и продает топливо, быстро вернули недополученную прибыль в период сдерживания. Это вторая причина.

Наконец, ценники на автозаправках начинают меняться в большую сторону каждый год, как только сельхозпроизводители приступают к посевным работам. Выгодный бизнес в селе – это чаще всего содержание ферм или выращивание с/х культур.

Как остановить бензиновый кризис

Если бы не вмешательство государства (точнее, федеральной антимонопольной службы), то за каждый залитый в бак 1 л бензина сейчас пришлось бы платить дополнительно 10 руб. Озвученная цифра появилась исходя из оценки экономистами размеров потерь прибыли нефтеперерабатывающими предприятиями и автозаправками. Убытки распределились следующим образом: большая часть, 6 руб., приходится на производителей; 4 руб. – на розничную торговлю нефтепродуктами.

Кроме денежного «кнута» внедрялись иные методы, изобретенные правительством. Каждая тонна, 95-го бензина, который в начале июля доставлялся на АЗС, должен был подешеветь на 3000 руб.; тонна дизельного топлива – на 2000 руб.

При этом, бюджет из-за низких акцизов недосчитался 140 млрд. руб. Но таких мер, сопровождаемых жертвами, хватит разве что для прекращения роста цен.

Надо иметь в виду следующее. Топливо на отечественных заправках не подешевеет до тех пор, пока не исчезнет предпосылка для экспорта нефти – высокая стоимость на мировом рынке. Почему растут цены на бензин, объяснить пытаются многие, но автолюбители с этим несогласные и все люди, которые задумываются над тем, как открыть свой бизнес в маленьком городе.

Последствия топливного кризиса

Богатый ассортимент в магазинах вряд ли был бы возможен, если бы не регулярные доставки автотранспортом. Подорожание топлива означает повышение транспортных расходов, которые учитываются при формировании цен на продукты питания и остальные товары.

Так, что высокие цены на топливо не только опустошают кошельки автомобилистов, но и косвенно затрагивают интересы простых граждан, отражаясь на покупательной способности.

Государству явно не хватило смелости в действиях, направленных на улучшение экономических показателей, Центральному Банку не дали шанс удерживать невысокие процентные ставки по кредитам.

Кому выгодны высокие цены

Почему растут цены на бензин, и как стоимость зависит от долларов? Эти вопросы интересуют многих. Семьдесят долларов за баррель нефти – вот тот порог, ниже которого должна опуститься в мире её цена, чтобы ситуация с отечественным топливом сама собой утряслась.

Удивляет то, что о готовящемся сценарии со стремительным взлетом цен на «черное золото» правительству было известно. Более того, оно советовалось с экономистами в вопросе, как бороться с этим явлением.

Правительство извлекло выгоды из резкого подорожания топлива, а потому не занималось профилактикой. Теперь компаниям, занимающимся реализацией топлива, стало труднее уклоняться от уплаты налогов. В результате того, что нефтяники переориентировались на внешний рынок, произошло наполнение государственной казны за счет притока зарубежного капитала.

Налоговым маневром Министерство финансов добилось того, что цены на топливо стали такими же, как и за границей.

Кто предложил увеличить экспорт

Идея прокрутить махинации с нефтью и ценами на топливо созревала давно в верхних эшелонах власти, разного рода институтах. Её целеустремленно проталкивали реформатор Гайдар и сотрудники Высшей школы экономики. Не обошлось без участия покровителей из международного валютного фонда, которые подталкивали к тому, чтобы цены в России не отличались от мировых. К этому процессу подключали даже депутатов.

Таким образом, в результате общих усилий, повышения мировых цен на нефть лед тронулся, точнее, основной поток нефти устремился за пределы РФ. Материально удовлетворенной осталась не только страна-экспортер, но и страны, испытывавшие потребность в сырье.

Все старания правительственных чиновников нельзя назвать очень успешными. Вместо введения низких налогов на продаваемое топливо, необходимо по совету российских нефтяников продавать нефть исключительно на территории России.

Все старания правительственных чиновников нельзя назвать очень успешными. Вместо введения низких налогов на продаваемое топливо правильнее было бы сделать так, чтобы российская нефть продавалась исключительно на территории страны.

Народ надеется, что будут сделаны правильные выводы относительно необходимости налогового маневра, из-за которого, по сути, и начался бензиновый кризис.

Плюсы и минусы увеличения экспорта нефти

Положительная сторона увеличения экспорта нефти – значительно усиливается госбюджет, который, откровенно говоря, едва удается наполнять. Гарантирован приток астрономической суммы – около 1,6 трлн. руб.

С другой стороны, если все товары ощутимо подорожают, то может наступить гиперинфляция, национальная валюта просто обесценится. В любом случае остается открытым вопрос, почему растут цены на бензин.

Методы борьбы с кризисом

Надо создать такие условия, чтобы нефть перерабатывалась на территории России, и это стало более выгодным, чем обычное перекачивание сырья за границу.

  1. Воспользоваться опытом других передовых стран, которые не стеснялись облагать высокими пошлинами экспортируемую нефть и продукты из неё.
  2. Активно участвовать на собраниях глав государств ОПЕК в обсуждении вопросов по квотам на добычу нефтепродуктов.

Таксисты отмечают, что из-за этого приходится поднять стоимость услуг. Может поэтому выгоднее купить мини-станок и организовать другой тип бизнеса.

Нужно ли снижение акцизов

Одним из последствий политики низких налогов на нефтепродукты является ухудшение состояния дорог. Дело в том, что именно акциз на топливо выступает в роли источника финансирования дорожного фонда.

Таким образом, снижение акцизов не лучшим образом отразится на наполняемости государственного бюджета. Теперь многим станет понятно, почему растут цены на бензин и что это цифра не является предельной.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector