1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Стали ли российские дороги безопаснее

Стали ли российские дороги безопаснее

Статья о том, стали ли дороги России безопаснее, каковы основные причины ДТП и какие меры для уменьшения аварий предпринимаются. В конце статьи — видео о безопасных дорогах.

Содержание статьи:

  • Статистические данные ГИБДД за 2016 год
  • Наиболее распространенные причины ДТП
  • Второстепенные причины аварий
  • Безопасность на дороге: кто виноват и что делать
  • Предпринимаемые меры
  • Видео о безопасности на дорогах

Внушительный процент ДТП на автодорогах никого не удивляет, это самый опасный способ передвижения. В результате автомобильных аварий гибнет больше людей, чем с участием любого другого транспорта — воздушного, железнодорожного, морского.

Статистические данные ГИБДД за 2016 год

Если верить заявлению главы Госавтоинспекции РФ В. Нилову, количество автомобильных аварий за прошедший год значительно уменьшилось.

Госавтоинспекция регулярно собирает и обрабатывает сведения о происшествиях на дорогах страны — такой подход позволяет выявить наиболее «опасные зоны» и в будущем уделять им повышенное внимание. Подобная информация дает возможность отслеживать изменения на дорогах и в поведении водителей и пешеходов.

По данным статистики за 2016 год, количество смертельных случаев в результате ДТП понизилось на 12,1%, что составило около 3-х тысяч человек. Для сравнения: за 2015 год на дорогах погибло 23 114 человек, за 2016 — 20 308 человек.

В ситуации с общим количеством ДТП тоже наблюдается улучшение — число аварий снизилось на 5,6%.

Согласно приведенным данным снизилось также и число пострадавших (по вине водителей или по своей) пешеходов — погибших на 17,3%, получивших ранение — на 7,4%.

По словам представителей Госавтоинспекции, ситуация на дорогах уверенно улучшается с каждым годом в течение нескольких последних лет. Но так ли это на самом деле? Отражают ли цифры реальное положение на дорожном полотне? От чего зависит безопасность на дороге и чему стоит уделить внимание для ее повышения?

Наиболее распространенные причины ДТП

Причин, которые провоцируют аварии, предостаточно. Все их условно можно разделить на основные и второстепенные. К основным следует отнести нарушение правил и состояние дорожного полотна.

Нарушение ПДД

«Авось проскочу на красный», «авось обгоню на запрещенном участке» и т.п.— одни из самых распространенных и опасных причин аварий. Водитель почему-то думает только о том, что он проскочит, но вот о том, увернется ли от его машины пешеход или другой автомобиль — этому аспекту внимания почти не уделяется. По статистике, от 80 до 90 % аварий происходят именно из-за подобных нарушений ПДД.

Существует две основные категории нарушителей — безобидный и агрессивный. Автовладельцы первой категории практически не представляют угрозы. Они отпускают вольности в вождении только в той ситуации, когда это никому (по крайней мере теоретически) не сможет повредить. Например, могут проскочить на красный или через пешеходный переход на пустынной улице.

Водители же второй категории уверены в том, что правила дорожного движения написаны лишь для того, чтобы «гаишникам было за что бабки срубить». И если этого самого гаишника не видно на горизонте, то такой водитель не остановится ни перед чем не только в переносном, но нередко и в прямом смысле. Именно поклонники такого стиля вождения и становятся чаще всего причиной аварий.

Но есть еще и третья разновидность нарушителей — бессознательные. Они не имеют своей целью самоутвердиться за счет вызывающего поведения, они просто не видят причины соблюдать правила, если есть возможность их игнорировать. Такие автомобилисты, как говорится, надеются на русский «авось». И это делает их опасными, ведь по поведению таких водителей сложно угадать заранее, что они могут сделать в следующий момент. Агрессивного нарушителя заметить (и держаться настороже) гораздо проще.

Состояние дорожного полотна

Как всем известно, в России две проблемы. Первую из них мы описали выше, а вторая — это состояние дорог. Несмотря на то, что работы по улучшению дорожного полотна последние годы ведутся более интенсивно, до идеала еще очень далеко. Ямы, выбоины, ухабы, не укрепленные обочины — все это сказывается на безопасности не лучшим образом.

А если добавить сюда плохое освещение на пешеходных переходах и в местах массового скопления людей, неисправные светофоры и т.п., то не приходится удивляться высокому проценту ДТП.

Второстепенные причины аварий

Использование мобильного во время движения

Вряд ли будет преувеличением сказать, что каждый водитель нарушал это правило. Каким бы безобидным не казался этот поступок, он может если не спровоцировать ДТП, то замедлить реакцию водителя в случае аварийной ситуации. И дело здесь не только в том, что одна рука занята телефоном; человек во время разговора увлечен самой беседой, а не дорогой и переключиться с одного на другое в экстренных случаях быстро не получится.

А есть ведь и такие водители, которые умудряются не только писать за рулем SMS, но и смотреть фильмы на планшете или общаться по видеосвязи.

Вождение в нетрезвом виде

Настоящий бич отечественных автодорог. Ежегодно от рук, а точнее колес, пьяных водителей гибнет несколько тысяч человек. Несмотря на строгие меры, предпринимаемые автоинспекцией в этом направлении, количество пьяных за рулем уменьшается не так интенсивно, как хотелось бы.

Водитель в нетрезвом виде опасен даже больше, чем агрессивный нарушитель ПДД, так как часто им становится, ведь находится в стадии «море по колено» и готов к «великим свершениям». И все это в комплекте с нарушенной координацией и замедленной реакцией.

В эту категорию попадают также водители под действием психотропных, наркотических и тому подобных веществ.

Неисправность автомобиля

Качеству и своевременности техосмотров уделяется повышенное внимание, но это не дает гарантий. Аварии по причине неисправности тормозной и прочих систем — явление довольно частое.

Агрессивность за рулем

Здесь речи идет не столько о нарушении правил, сколько о несоблюдении моральных и этических норм. Для многих водителей подрезать другой автомобиль или не пропустить пешехода вполне естественно, даже если в остальном это прилежный и дисциплинированный участник движения.

Недостаток практики

Даже будучи идеальным водителем под надзором инструктора и на автодроме, сложно адаптироваться к реалиям городских дорог и магистралей. Здесь нужно не только знать правила, но и уметь быстро ориентироваться в ситуации, что для водителей-новичков особенно сложно. Замедленная реакция или растерянность часто оказываются причиной тяжелых ДТП.

Поведение пешеходов

Все вышеперечисленное относится не только к тем, кто находится за рулем. За последние годы жесткого контроля со стороны автоинспекции или хотя бы боязни штрафов, водители стали более дисциплинированными и ответственными.

А вот в отношении пешеходов ситуация другая. Выскочить на проезжую часть из-за угла, не дождаться разрешающего сигнала светофора или просто руководствоваться правилом «не трамвай — объедет» у многих в порядке вещей. Поэтому пешеходы гораздо чаще, чем хотелось бы, являются не только участниками, но и виновниками ДТП.

Если взрослый пешеход, выскакивая из-за угла, все же опасается быть сбитым и готов в любую минуту отскочить на тротуар, то дети пренебрегают даже минимальной осторожностью.

Причем ситуация усугубляется еще и психологическими факторами — многих водителей (особенно женщин) «перспектива» сбить ребенка пугает гораздо сильнее, чем авария с участием взрослого. А парализованный ужасом в экстренной ситуации автомобилист упустит возможность избежать столкновения, даже если она представится.

Психологический фактор

Какой бы заезженной ни была эта тема, но придется повториться — менталитет играет значительную роль в жизни страны и на дороге в частности. Налет разгильдяйства, непризнание авторитетов/правил, надежда на тот самый «авось» и стремление к лихачеству — ярко выраженные черты российского (и не только) гражданина, будь он участник автомобильного или пешеходного движения. Слишком большое количество людей соблюдают ПДД только из страха перед штрафными санкциями и готовы их нарушить в любой момент.

Безопасность на дороге: кто виноват и что делать

Несмотря на статистику и заверения органов автоинспекции в улучшении ситуации на дорогах, безопасности дорожного движения в России далеко до идеала. Автовладельцы винят во всем властей, так как обустройство дорог оставляет желать лучшего, власти винят автомобилистов, нарушение правил для которых почти норма. А итогом этого противостояния является высокий уровень риска ДТП, так как каждый старается свалить вину на другого, забывая о своих обязанностях.

Безопасность дорожного движения можно обеспечить лишь комплексом мер, повышающим уровень защищенности участников движения от ДТП и их последствий. И принимать участие в этом мероприятии должны все, начиная от органа, выделяющего средства на содержание автодорог, и заканчивая пешеходами.

На какие факторы, влияющие на уровень риска ДТП, обращается усиленное внимание:

  1. Соблюдение правил дорожного движения как водителями, так и пешеходами.
  2. Своевременный ремонт и разметка дорожного полотна. На участках автодорог с правильно нанесенной разметкой и установленными светоотражающими направляющими столбиками количество дорожно-транспортных происшествий значительно ниже, несмотря на более высокую скорость движения автомобилей.
  3. Возведение дорожных сетей, удобных в эксплуатации и соответствующих требованиям безопасности.
  4. Своевременная установка и поддерживание в рабочем состоянии светофоров, элементов освещения и дорожных знаков.
  5. Контроль технического состояния автомобилей и своевременное устранение неполадок.
  6. Требование к наличию светоотражающих элементов у пешеходов в темное время суток на неосвещенных и неприспособленных к пешему передвижению участках дороги.
  7. Контроль и усовершенствование свода правил дорожного движения и работы сотрудников автоинспекции.

Усиленная работа над этими проблемами позволила если не идеализировать, то по крайней мере улучшить ситуацию на дорогах.

Предпринимаемые меры

За последние годы рабочие функции Госавтоинспекции претерпели значительные изменения и доработки. Причем направление этих изменений не ограничилось выявлением и наказанием нарушителей.

Кроме ужесточения наказания за нарушение правил дорожного движения, больше внимания стало уделяться искоренению пьянства за рулем. Сотрудники автоинспекции не только проводят регулярные «повальные» проверки водителей на содержание алкоголя в крови. К профилактическим мероприятиям привлекаются медицинские работники, представители СМИ и даже добровольцы-гражданские.

Кроме того, ряд мероприятий направлен на пропаганду безопасного вождения. Какими бы бесполезными ни казались агитационные рекламные щиты и постоянное повторение прописных истин в СМИ и сети Интернет, регулярное напоминание об опасности и возможности ее избежать делает свое дело. Многие водители и пешеходы стали внимательнее и дисциплинированнее.

Дети на дороге

Самый страшный кошмар любого водителя — внезапно появившийся на дороге ребенок. К сожалению, детство многих современных родителей пришлось на то время, когда игра на проезжей части была если не нормой, то вполне допустимой вольностью, а игнорирование «зебры» — обычным делом.

Читать еще:  Как предотвратить перегрев двигателя автомобиля

Поэтому знакомство ребенка с правилами дорожного движения часто происходит самостоятельно и, к сожалению, слишком поздно. Этой проблеме также стало уделяется больше внимания — сотрудники ГИБДД проводят беседы в школах и детских садах, устраиваются обучающие мероприятия с участием добровольцев и сотрудников автоинспекции, дети с раннего возраста изучают правила как теоретически, так и на практике.

Да, на российских дорогах стало безопаснее, но не безопасно. Если присмотреться к статистике, то представленные улучшения — это только первый шаг долгого и сложного пути. Снижение смертности на 12% — это, безусловно, прогресс и повод для радости. Но согласятся ли с этим остальные 88%? Над представленной проблемой нужно упорно работать, чтобы количество пополнивших эти самые 88% с каждым годом уменьшалось.

Видео о безопасности на дорогах:

Смертность на дорогах и Стратегия безопасности: проблемы есть, решений нет

Ежегодные экономические потери нашей страны от аварий составляют около двух процентов ВВП, ведь треть погибших в авариях – это граждане в возрасте от 26 до 40 лет, наиболее активные. В начале года Правительство России утвердило Стратегию по безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы. Документ станет основой для реализации государственной программы на всех уровнях – от федерального до муниципального.

Vision Zero по-русски

В 2017 году впервые в новой истории России количество смертей на дорогах оказалось ниже двадцати тысяч (19 088). То есть на 100 тысяч жителей у нас приходилось 13,4 погибших (для сравнения: в ЕС – около пяти). К 2024 году этот показатель планируют снизить до четырех человек, а к 2030‑му смертность на дорогах и вовсе хотят свести к нулю! Фантастика, не правда ли?

В Швеции стратегию Vision Zero («Видение нуля»), направленную на полное исключение смерти при ДТП, приняли в уже далеком 1997 году. С тех пор ежегодное количество жертв на дорогах страны сократилось более чем на 50% – с 541 до 254 человек. В этом небольшом государстве власти ответственнее, дороги ровнее, автопарк гораздо современнее.

Некоторые европейские страны, включая Швецию, взялись добиваться «абсолютного нуля», уже решив все проблемы с качеством трасс и разветвленностью дорожной сети, а также оснащенностью спасательных служб. Вдобавок у них давно стали нормой шесть подушек и ESP, а у нас миллионы автомобилей не оснащены даже простейшими системами безопасности. В разделе направлений и задач Стратегии значится почти 40 пунктов с общими формулировками вроде «совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения». Раз конкретика пока не озвучена правительством, расскажем, как нам видится забота о безопасности.

Эх, дороги!

Недавно Минтранс отчитался, что 80% федеральных трасс страны приведено в нормативное состояние. Хорошему асфальту и правильно расставленным знакам действительно можно порадоваться. Однако разметка у нас сходит за одну зиму и, даже будучи новой, не имеет светоотражающих свойств (на многих зарубежных трассах используется разметка со светоотражающим эффектом, который значительно повышает комфорт и безопасность при ночной езде).

Львиная доля основных шоссе у нас двухполосные. Поставить отбойники, спасающие от лобовых столкновений, на них нельзя – иначе как обгонять? А когда на встречку вылетает грузовик, не спасут даже пять звезд Euro NCAP. Понятно, что расширить все дороги невозможно – на новый-то асфальт денег не хватает. Однако в опасных местах можно, по примеру скандинавов, применять схему «2 + 1», когда центральная полоса работает попеременно то в одном, то в другом направлении. Но только не так, как это реализовано на трассе М10 – со сменой полосы на изгибе рельефа, с постоянными поворотами налево и отсутствием отбойника.

Любопытно, что в документе прямо написано: совершенствование дорожных условий и инфраструктуры будет происходить «за счет малозатратных, но эффективных меропри­ятий». Что это означает? Лечить смертельную болезнь травами и заговорами? Можно еще церковь привлечь, сейчас это модно. А если серьезно, то конкретные примеры уже есть. Вместо надежных, но дорогих бетонных или двойных металлических отбойников на дорогах ставят тросовые. Это лучше, чем ничего.

Количество погибших в России в ДТП на 100 тыс. жителей, чел.

Всё плохо

Обучение водителей, несмотря на все реформы, у нас во многом остается профанацией. В автошколах по-прежнему учат не ездить, а сдавать экзамены. Коррупционная составляющая не исчезла, просто такса поднялась. Конечно, нельзя всех красить одним цветом, есть и положительные примеры, но об отрицательных знает буквально каждый водитель.

То же касается техосмотра. Получить, не показывая автомобиль, диагностическую карту – легальную, внесенную в базу – стóит в Москве примерно вдвое дороже официального тарифа. Сейчас предлагают внедрить обязательную фото- и видеофиксацию тех­осмотра. Затраты колоссальные, а какой толк? Камера зафиксирует лишь визит к оператору, но не реальное состояние автомобиля. Может, отменим этот бесполезный техосмотр, если не получается навести порядок?

Другой пункт в документе призывает повысить защищенность «наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов». Что-то мне подсказывает, что это будет реализовано за счет установки камер на переходах и очередного повышения штрафов. А за воспитание пешеходов когда возьмемся? Курс безопасности движения должен стать обязательным в школах, ведь виноватыми в дорожных коллизиях на зебре очень часто бывают как раз бесколесные. Штраф с них содрать сложно, потому и отыгрываются на водителях. Вдобавок еще и велосипедистов активно «приглашают» на дороги, не удосужившись провести среди них хотя бы агитацию за соблюдение правил дорожного движения.

Внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС – безу­словно, правильный шаг. Но без эффективной спасательной инфраструктуры вдоль трасс толку от нее чуть. В чем смысл от звонка в скорую на 5–10 минут раньше, если ближайшая машина – в часе езды, причем это древняя «буханка» с минимальным набором средств спасения? На магистралях и в ближайших к ним населенных пунктах должны быть организованы многофункциональные станции спасателей с медицинскими и пожарными машинами, а где-то и с вертолетами. Подобные станции есть, но их крайне мало.

Количество погибших в ДТП в России, чел.

Реклама – двигатель закона

В документе упоминается о различных формах агитации за соблюдение правил дорожного движения. В том числе о денежной: водители, систематически нарушающие правила, рискуют лишиться прав или, как минимум, больше заплатят за полис ОСАГО. Согласен, некоторых несознательных можно исправить только рублем. Но пункт о «формировании положительного имиджа сотрудника Госавтоинспекции» поставил меня в тупик. Ведь еще семь лет назад с пафосом и за миллиарды рублей налогоплательщиков милицию переименовали в полицию. Это не дало эффекта? Требуется новая волна облагораживания?

Да и кого «рекламировать», если патрулей на дорогах с каждым днем всё меньше? Камеры видят далеко не все нарушения и даже в Москве позволяют местами ездить так, как захочется. Снижение вероятности встретить живого гаишника радует водителей самой опасной категории – нетрезвых. Я не утверждаю, что патруль на каждом перекрестке сведет смертность к нулю (это явное заблуждение), но недавнее решение сократить в ГИБДД России десять тысяч сотрудников, по большей части постовых, ­правильным не считаю.

Любопытен заключительный раздел Стратегии, в котором перечислены риски и угрозы на пути к «нулевой» безопасности на дорогах. Первым пунктом идет «неконтролируемый рост автомобилизации». Допустим, Москва уже подошла к тому пределу, когда поток в городе действительно нужно искусственно ограничивать. Пусть не без ошибок, но власти это делают и предлагают альтернативу (общественный транспорт, каршеринг, прокат велосипедов). А как быть остальным 135 миллионам жителей? Расстояния в стране огромные, общественный транспорт развит слабо.

Но дальше всё по делу. Составители документа признают разрыв между темпами автомобилизации и ростом дорожной сети, неудовлетворительное качество техосмотра и обучения водителей, солидный возраст автопарка, несовершенство системы оказания первой помощи, недостаток внимания к причинам детского травматизма. И даже – наличие в стране экономических проблем, что совсем не вяжется с тем, что транслируют по федеральным телеканалам. Этим проблемам уже десятки лет! Так с чего вдруг нам удастся их решить в ближайшие шесть?

Две проблемы России: дураки и дороги. Станут ли российские дороги качественными и безопасными? Читайте мнение профессионалов

Один из приоритетных направлений развития российской экономики на ближайшие годы, принятым Правительством в соответствии с указами Президента, является реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который включает не только федеральную, но также и региональные составляющие.

В рамках национального проекта предусмотрена актуализация региональных программ развития дорожных сетей субъектов РФ и, в том числе, привлечение финансовых средств из Федерального бюджета для их реализации.

Хотелось бы, с учетом опыта прошлых лет, чтобы очередное благое начинание принесло, наконец-то, ощутимые результаты, и чтобы немалые бюджетные средства были потрачены с максимальной пользой для экономики Смоленской области.

Наша редакция, специализирующаяся на строительстве и промышленности Смоленщины, старается избегать бравурных лозунгов и реляций о грядущих достижениях. Напротив, мы стремимся в своих публикациях отражать объективный и рациональный практический взгляд на события и тенденции в сферах региональной промышленности и строительства. При этом в качестве экспертов по важным практическим вопросам мы, как правило, привлекаем настоящих отраслевых профессионалов, имеющих большой опыт и репутацию в своем деле.

Данный материал не стал исключением.

Есть ли решение проблемы смоленских дорог?

Очевидно, что сегодня назрела необходимость наверстывать накопившееся за многие годы системное отставание развития дорожной инфраструктуры, как по Смоленской области в целом, так и в городах, и, конечно, прежде всего, в Смоленске, и что без кардинального изменения подходов к дорожному строительству и управлением дорожным хозяйством региона не обойтись.

С вопросами о видении путей и перспектив дорожного хозяйства Смоленщины, а также о практических мерах, которые необходимо предпринять, чтобы в корне улучшить ситуацию с дорогами, мы обратились к генеральному директору ООО «Смол-ДорНИИ-Проект»Владимиру Борисовичу Салтыкову .

Но прежде – несколько слов об организации, которую он возглавляет уже 12 лет.

Впечатляющий послужной список

ООО «Смол-ДорНИИ-Проект» — одна из ведущих российских организаций в сфере оказания инженерных услуг в дорожном хозяйстве.

На момент создания в 2006 году основной «костяк» персонала компании составили высококвалифицированные специалисты бывших региональных филиалов ведущих отечественных дорожных научно-исследовательских и проектных институтов: СоюздорНИИ, ГИПРОДОРНИИ, Союздорпроект, которые к тому моменту уже прекратили свое существование.

За 12 лет успешной работы организация претерпела существенные изменения и накопила богатый опыт работ и услуг в дорожном хозяйстве. В настоящее время численности персонала компании составляет около 170 человек.

Читать еще:  Снятие и установка двигателя ВАЗ 2110

Основные направления деятельности ООО «Смол-ДорНИИ-Проект» – это строительный контроль, оказание услуг инженера-консультанта и технического эксперта, проектирование и изыскания по автомобильным дорогам и мостам, обследования, диагностика и паспортизация дорог и искусственных сооружений, лабораторные исследования дорожно-строительных материалов и грунтов, геодезические и маркшейдерские измерения, техническая экспертиза и другие.

До недавнего времени организация выполняла по федеральным заказам также научно-исследовательские работы, разработку нормативных документов дорожного хозяйства (межгосударственных стандартов и отраслевых методических документов), формирование дорожных геоинформационных банков данных. Однако, в связи с отсутствием заказов в последние годы, перечисленные направления деятельности были свернуты.

Среди наиболее значимых и крупных объектов дорожного строительства, в которых специалисты ООО «Смол-ДорНИИ-Проект» принимали непосредственное участие, можно выделить следующие:

— объекты транспортной инфраструктуры Зимней олимпиады 2014 года в Сочи;

— строительство участков первой очереди скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург;

— строительство ЦКАД Московской области;

— реконструкция, капитальный ремонт и ремонт участков автомобильных дорог: М-1 «Беларусь» (Москва – Минск), М-3 «Украина» (Москва — Киев), М-9 «Балтия» (Москва — Рига), М-10 «Россия» (Москва – Санкт-Петербург), М-13 Брянск – Новозыбков, Р-120 (А-141) Орел – Брянск – Смоленск.

От общего к частному

– Владимир Борисович, какие, по Вашему мнению, могут быть предприняты практические меры, чтобы улучшить ситуацию со смоленскими дорогами в разумные сроки?

– На самом деле, всё просто: достаточно быть заинтересованным в решении проблемы, иметь искреннее желание и волю решить её, приложить к этому руки, голову и сердце. Остальное – дело техники.

В этом смысле следует, прежде всего, объективно оценить текущее положение дел, свои возможности и потребные ресурсы, и на основе анализа всего перечисленного правильно определить цели и задачи, а также пути их решения. Затем разработать план действий – «дорожную карту».

Всё это необходимо записать, задокументировать (как правило, в виде стратегии или программы), после чего приступить к реализации намеченного, для чего подобрать соответствующие целям и задачам ресурсы: компетентное руководство, квалифицированный персонал, подходящие технологии, материально-техническую базу. А затем постепенно, шаг за шагом, выполнять намеченные мероприятия, постоянно контролируя полученные результаты и сверяя их с планом.

То есть, проблема известна и понятна, и в данном случае не надо изобретать велосипед или открывать Америку, – достаточно просто подойти к делу ответственно, добросовестно и с умом.

Безусловно, здесь необходимо выделить два ключевых момента: первый – разработка грамотной программы действий, второй – добросовестная и ответственная реализация этой программы. – Всё.

Надеюсь, что ответил на Ваш вопрос.

– То есть, если я правильно понимаю, для реализации в Смоленской области национальной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а именно её региональной составляющей, прежде всего необходима программа?

– Именно так. Но здесь важно понимать разницу. Любая программа предполагает достижение каких-то вполне определённых целей и использование для этого соответствующего инструментария. Обеспечение определённого уровня качественных транспортно-эксплуатационных характеристик дорог и развитие региональной дорожной сети – это одна группа целей и задач, а, допустим, привлечение финансовых средств из федерального бюджета и их освоение, в той или иной степени успешное, – совсем другая.

И, как уже было сказано, каждая из этих целей и задач требует соответствующей компетенции и квалификации персонала, подбора соответствующих методов и ресурсов для их решения.

– Понятно. Но если говорить о программе, направленной на обеспечение качества и безопасности дорог, Ваша организация могла бы принять участие в её разработке и последующей реализации?

— Наша организация ещё в 2007-2008 годах разработала по заказу Смолавтодора Концепцию и Программу развития и совершенствования сети автомобильных дорог общего пользования Смоленской области до 2020 года. К сожалению, мы не располагаем достоверной информацией, которая позволила бы объективно судить о том, в какой степени реализована та программа на данный момент, но по нашим субъективным оценкам в целом она не реализована.

Очевидно, что реализация такого крупного национального проекта как «Безопасные и качественные дороги» (БКАД) требует предварительной программной проработки не только на федеральном уровне, но и в регионах. Насколько нам известно, в ноябре прошлого года Минтрансом России было направлено письмо главам регионов с предложением о корректировке ранее разработанных программ дорожной деятельности субъектов РФ, имея в виду формирование на их основе региональных проектов.

Для этих целей были разработаны соответствующие методические указания по формированию программ дорожной деятельности (ПДД), с их проектами можно ознакомиться на сайтах Минтранса и Росавтодора.

Наличие единой методики разработки региональных программ дорожной деятельности, безусловно, является положительным фактором, но также неизбежно таит в себе «подводные камни», как и любая попытка «подстричь под одну гребёнку» всю Россию. Такая организация предполагает участие в разработках программ, прежде всего, административно-чиновничьего аппарата, а не технических специалистов. Но мы готовы принять участие в публичном обсуждении откорректированной областной программы дорожной деятельности.

Что же касается нашего участия в реализации программных мероприятий, то у нас есть положительный опыт выполнения работ в Смоленской области. По заданию Смолавтодора мы выполняли обследование и диагностику областных дорог, разрабатывали проектно-сметную документацию по дорожным объектам, проводили экспертизы и выполняли некоторые другие работы, но всё это было достаточно давно, и с тех пор ситуация изменилась. В настоящее время мы в силу необходимости практически полностью переключились на выполнение работ на объектах федеральной дорожной сети.

Но мы открыты для сотрудничества, и готовы к участию в любых региональных программах, в том числе на конкурсной основе, если наше участие будет востребовано, а работы будут направлены на улучшение смоленских дорог.

– Извините за, возможно, бестактный вопрос, но почему услуги Вашей организации оказались невостребованными на региональном уровне?

– Насколько мне известно, это относится не только к нашей организации. Есть также дорожно-строительные фирмы с богатым опытом работ и хорошей репутацией, которые вынужденно выполняют работы на федеральном уровне и в других регионах, осваивают новые ниши.

Причина проста, и мы о ней уже говорили. Если стоит задача строительства дорог, то востребованы одни навыки и исполнители, если же задача в привлечении финансовых инвестиций и их освоении, то в этом случае требуются совсем другие навыки и исполнители. И если в первом случае отчитываются о километрах построенных дорог, то в последнем – о миллионах и миллиардах освоенных рублей.

– А что можно сделать, чтобы эту изменить ситуацию в лучшую сторону?

– Здесь тоже пути решения проблемы очевидны и известны. Прежде всего, необходимо ограничить возможности недобросовестной конкуренции. А для этого, опять же, нужна политическая воля.

К примеру, нацпроект БКАД предусматривает доведение до 70 % доли контрактов жизненного цикла на осуществление дорожной деятельности, когда в один контракт объединяют выполнение работ по строительству, содержанию и ремонту дорог. В соответствии с недавно введенными нормативами средний срок между капитальными ремонтами дорог составляет порядка 25 лет.

Ответьте себе честно: какова вероятность привлечь фирму из другого региона, готовую постоянно работать на Смоленщине и нести реальную ответственность перед смолянами за результаты своей работы каждый день в течение 25 лет?

Если мы хотим получить какие-то положительные результаты, то нам необходимо всерьёз задуматься о восстановлении института репутации, как в отношении производственных компаний, так и в персональном плане.

Мы вам писали

Вот такие вроде бы очевидные и логичные ответы профессионалов-дорожников на извечные наши вопросы. Наша редакция, в свою очередь, давно вела и ведет политику по донесению мнения проектировщиков, строителей, дорожников, промышленников… до региональных властей. Ведь все мы живем на Смоленщине, ездим по этим дорогам и очень заинтересованы, чтобы регион развивался. А для этого надо слушать и, что самое главное, слышать региональных практиков, также желающих не просто заработать, но послужить своей малой Родине.

Узнай о новостях Смоленска на нашем сайте:

Почему дороги России становятся безопаснее?

На прошлой неделе Госавтоинспекция России опубликовала статистику по погибшим и раненым в ДТП за 2016-й год. В 173700 ДТП погибло 20308 человек, еще 221140 были ранены.

Конечно, это всё еще очень много: в год на наших дорогах гибнет население небольшого города. Но все-таки смертность и аварийность продолжают снижаться. По сравнению с 2015-м годом число погибших в ДТП уменьшилось на 12%, раненых – на 10%, число ДТП – на 11%. И это не случайность, а тенденция: количество погибших в ДТП в России непрерывно сокращается с 2011 года, а уровень 2016 года – лучший показатель с середины 80-х, когда машин на наших дорогах было в 10 раз меньше!

Но это абсолютные цифры, а чтобы оценить, как обстоит дело с безопасностью дорожного движения в России в сравнении с другими странами, есть еще 2 относительных показателя.

Первый – количество погибших на 100 тыс. жителей. В год в мире в ДТП гибнет около 1,25 млн человек, т.е. примерно 15 человек на 100 тыс. человек. В 2016 году показатель России (13,9) впервые за много лет оказался ниже среднемирового, за 10 лет снизившись почти в 2 раза!

Для сравнения: в странах Западной Европы и США средний показатель составляет 8-9 человек на 100 тыс. жителей.

Еще более впечатляюще выглядит график снижения смертности на 10 тысяч автомобилей. За 26 лет уровень этого показателя в России снизился в 9 раз! За это время количество автомобилей в стране выросло с 8,6 до 43 миллионов, а уровень автомобилизации – с 58 до почти 300 автомобилей на 1000 жителей.

Кажущееся парадоксальным повышение безопасности дорожного движения по мере роста автомобилизации свойственно всем странам, где проходила массовая автомобилизация. Но в данном случае стоит порадоваться тому, что в России этот процесс идет достаточно быстро: за последние 10 лет мы сделали мощный рывок в сторону безопасного дорожного движения, резко приблизившись как к США, где массовая автомобилизация прошла в 20-е, так и к Западной Европе, где она состоялась в 60-е. Причем в последние 2 года этот процесс ускорился.

Так почему же наши дороги становятся безопаснее? Выделим 5 причин.

1. Повышение качества и безопасности автомобилей. Российский автопарк постепенно обновляется. Несколько лет назад сняты с производства и стремительно уходят в прошлое убитые «классики» и «девятки» без подушек безопасности. Новые автомобили оснащены системами активной и пассивной безопасности и гораздо лучше заботятся о жизни — здоровье и водителя с пассажирами, и других участников движения. Даже у пешеходов теперь шансов остаться в живых гораздо больше.

Читать еще:  Лучшие моторные масла

2. Транспортное самообучение нации. Все больше получающих водительские права становятся водителями во втором – третьем поколении и многие правила поведения на дороге впитали, что называется, с молоком матери. Такие люди пристегивают себя и пассажиров ремнями безопасности, малышей возят только детских креслах, уступают пешеходам и не проскакивают на красный свет не из-за боязни наказания, а по убеждению. И по мере того, как таких водителей на дорогах становится больше, движение становится спокойнее, а нарушителей – меньше. Растет и общественная нетерпимость к многим нарушениям ПДД: если в 90-е езда пьяным за рулем или по встречке многими воспринималась эдаким проявлением молодецкого ухарства, сейчас такие нарушители — однозначные маргиналы.

3. Видеокамеры и видеорегистраторы. Видеофиксация нарушений тоже работает на повышение безопасности. В последние 10 лет на российских дорогах было установлено множество камер фотовидеофиксации, это объективно успокаивает трафик, например, заставляя снижать скорость. Интересно, что видео-регистраторы, активно приобретаемые водителями, работают на тот же результат: даже принципиальные лихачи волей-неволей вынуждены ограничивать себя на дороге, ведь мало кому хочется попасть на Ю-тюб, да и отвертеться от наказания при ДТП гораздо сложнее.

4. Адресная работа по повышению безопасности дорог. Медленно, но верно становятся лучше и российские дороги. Хотя ситуацию пока сложно назвать удовлетворительной, все же денег на дорожный ремонт выделяется все больше. Федеральные трассы уже в целом выглядят прилично, очередь за региональными. Мало-помалу строятся новые и реконструируются старые дороги.

Помогает и адресная работа по ликвидации «очагов аварийности», которая около 10 лет назад была развернута по всей стране. Места аварийности фиксируются и ежегодно принимаются меры по их расшивке – установкой светофоров, ограждений, освещения, световозвращающих элементов и дорожных знаков, изменением разметки и т.д. Конечно, эта работа имеет ограниченный эффект, ведь множество ДТП происходят вне «очагов», но стоит признать, что надзорный орган ГИБДД и региональные власти, отвечающие за дорожную безопасность, не зря едят свой хлеб.

5. Повышение штрафов. Сложно не заметить, что уровень смертности начал сокращаться с 2007-го года, когда началась волна повышения штрафов за многие нарушения ПДД – превышение скорости, проезд на красный свет, непристегивание ремнем, отсутствие детских кресел, выезд на встречку, непропуск пешеходов и т.д. Бытует мнение, что повышение штрафов малоэффективно, пока не обеспечена их полная собираемость и вообще неотвратимость наказания. Но опыт показывает, что общественное внимание к нарушению и освещение проблемы в СМИ само по себе заставляет включать голову многих водителей, постепенно настраивая их на правильные стереотипы поведения за рулем.

Разумеется, не стоит доводить все до абсурда и переоценивать влияние штрафов, но свой эффект они имеют. Кстати, если сравнить наши наказания за нарушение ПДД с другими странами развитой автомобилизации, обычно там они жестче не только в абсолютных значениях, но и в сравнении с зарплатами.

Многие приписывают снижение смертности в ДТП спаду деловой активности в 2014-2016 гг. Мол, «бензин дорожает, люди совершают меньше поездок и покупают меньше машин, вот безопасность и растет». Это объяснение довольно сомнительно: как показывает статистика, уровень безопасности весьма слабо коррелирует с уровнем развития экономики. Скажем, самый высокий уровень аварийности и смертности в стране – 35-36 тыс. погибших в год! — наблюдался с 1990-го по 1994-й, время катастрофического экономического спада и все еще очень низкой автомобилизации. С 1994-го до 1997-й показатели аварийности действительно снизились (как и экономика), а расти начали в кризисный 1998-м, когда, казалось бы, количество поездок должно было снизиться! Или взять период с 2003-го по 2007-й: смертность в ДТП при бурном экономическом росте стагнировала.

Подведем итоги
Как показывает мировой опыт, дальше каждый процентный пункт снижения аварийности будет даваться все тяжелее. Тем не менее, эту работу надо продолжать и наращивать. Наступает время, когда от борьбы с явными и очевидными очагами аварийности властям придется переходить к борьбе за каждого человека и профилактике — разработке и массовому применению типовых мер по повышению безопасности дорог. Пример такой программы — «Цель — Ноль».

Из недооцененных мер с идеальным соотношением «затраты – скорость — эффект», я бы выделил пешеходные световозвращатели – фликеры. Если их на правах социальной рекламы начнут рекламировать на федеральных каналах так, как в 2000-е боролись с пьянством за рулем, за счет одного только повышения заметности пешеходов в темное время суток удастся спасти 1500-2000 жизней в год. Об этом 3 статьи:
Как спасти тысячи пешеходов от смерти по ошибке
Пешеходы на дорогах станут заметнее, или Зачёт в карму властям
Обязательные светоотражатели: как обкорнали отличную идею

А что вы думаете о безопасности дорожного движения у нас в стране и вообще? Почему она растет, какие меры самые эффективные и что еще предстоит сделать?

На наших трассах стало безопаснее

21 ноября 2019 14:36 2

За 10 месяцев 2019 года количество дорожно-транспортных происшествий снизилось по сравнению с аналогичным периодом в 2018 году.

– Михаил Юрьевич, стабильное снижение самого важного показателя – смертности на российских дорогах – это эпизод или уже тенденция?

– Судя по тому, что эти цифры продолжают неуклонно снижаться вот уже десять лет, можно говорить о тенденции. И 2019 год – не исключение. За 10 месяцев 2019 года количество дорожно-транспортных происшествий снизилось по сравнению с аналогичным периодом в 2018 году. Если в прошлом году число аварий составило 138 106, то в 2019 году произошло 132 251 (–3,5%) ДТП . Число погибших в ДТП в прошлом году – 14 989 человек, тогда как в 2019 году – 13 576 (– 9,4%). Количество раненых также уменьшилось со 176 424 человек до 171 366 (– 2,9%).

В целом число погибших людей на дорогах неизменно снижается. Хотелось бы также обратить внимание на помесячную динамику снижения количества жертв. В январе – снижение на 8,3%. В феврале, наоборот, резкий всплеск на 4,3%. Затем устойчивое снижение – и в июле мы достигли практически минус 18% по сравнению с июлем прошлого года. Любой может лично ознакомиться с данной статистикой на официальном сайте российской Госавтоинспекции и с помощью интерактивной карты узнать о показателях безопасности дорожного движения в своем регионе.

– В чем причины положительных изменений? В трансформации социальной жизни, подвижках в национальном менталитете?

– Все-таки основной результат обеспечили инфраструктурные изменения. Они так грандиозны, что не могли не улучшить общую дорожную обстановку. Приводятся в нормативное состояние автодороги, наносится качественная разметка, пешеходные переходы обозначаются контрастирующими дорожными знаками, все больше дорог обустраиваются освещением, разделяются встречные потоки… В то же время проводится кропотливая воспитательная работа со всеми участниками дорожного движения – с водителями, пешеходами, пассажирами – по части поведения на дороге. Неукоснительное выполнение правил и однозначное прочтение знаков обеспечивает всеобщую безопасность во время движения. Это гарантия сохранения жизни – себе, близким, другим участникам движения. Словом, нынешний результат является следствием большой комплексной работы в рамках Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и его составляющей – федерального проекта «Безопасность дорожного движения», рассчитанного до 2024 года. С одной стороны, мы улучшаем инфраструктуру и качество дорог, с другой – повышаем требования к водителям, проводим профилактику детского дорожно-транспортного травматизма и так далее. Основная цель федерального проекта – сокращение смертности в ДТП в три с половиной раза по сравнению с 2017 годом. Задача амбициозная. Мы должны выйти на уровень высокоразвитых стран с уровнем социального риска 3,5 – 4 погибших на 100 тысяч населения. Словом, вопросы обеспечения дорожной безопасности в стране сохраняют высокую социальную значимость и находятся в центре внимания органов государства и общества.

– Во всех ли регионах России одинаково положительная динамика?

– Увы, нет. На Ставрополье , в Хабаровском крае, Амурской, Новосибирской, Оренбургской, Пензенской и Томской областях, в Карачаево — Черкесии , Чечне и Кабардино — Балкарии , а также в Республике Тыва , разделения встречных потоков осевыми ограждениями.

Но есть и передовики по динамике снижения летальности в ДТП. Это Ханты-Мансийский автономный округ – Югра , Республика Татарстан , Пермский край, Московская, Ростовская и Новгородская области.

– Недавний соцопрос показал, что к соблюдению ПДД у соотечественников меняется отношение. Примерно половина респондентов поддержала ужесточение наказания нарушителей. Наши люди стали стесняться признаваться в том, что не используют ремни безопасности. А раньше бравировали.

– Если о стремлении соблюдать скоростной режим заявила половина водителей, это значит, что половина тех, кто сегодня за рулем, – наши союзники. Как показывают другие исследования, отпетых дорожных хулиганов, вообще не признающих правил, примерно 5% от общего числа водителей. Осталось привлечь на свою сторону оставшиеся 45%. Это и есть наша задача на ближайшую перспективу. Работа предстоит огромная. И принимать в ней участие должны органы власти на всех уровнях – и муниципалитеты, и региональные власти, и федеральный центр.

Начальник ГУОБДД МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Черников

– Как вы планируете бороться со злостными нарушителями?

– В борьбе с одним из самых злостных нарушений – управлением автомобилем в состоянии опьянения – положительный профилактический эффект (наряду с лишением специального права) принесло, например, введение дополнительного наказания в виде административного штрафа в размере 30 тыс. рублей. Увеличен срок давности привлечения к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а его повторное совершение либо повторный отказ от медицинского освидетельствования стали основаниями для уголовного преследования. Предоставлена возможность установления состояния опьянения не только по выдыхаемому воздуху, но и по анализу крови, что особенно важно для работы с участниками ДТП, нуждающимися в госпитализации.

Вместе с тем, злостные нарушители – это не только «пьяные» водители, но и те, кто систематически нарушает ПДД, тем самым создавая угрозу не только своей жизни, но и безопасности окружающих участников дорожного движения.

Решение этой проблемы предполагает комплексный подход. Оно включает самый широкий спектр инструментов, которые находятся в нашем распоряжении: от нормативно-правовых до нормативно-технических и надзорных. Это дает нам возможность эффективно противостоять всем современным вызовам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

*Оперативные данные Госавтоинспекции МВД России.

Еще больше материалов по теме: «Транспортная неделя — 2019»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector