635 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Украине подорожает бензин?

Бензин в Украине может подорожать почти до 38 грн за литр

Мировые цены на нефть продолжают расти. Для украинцев, в первую очередь, это будет означать очередное повышение цен на бензин, дизель и автогаз. Как высоко могут взлететь цены на нефтепродукты, какого качества продаваемое в Украине топливо и почему в отечественных сетях АЗС нам постоянно «недоливают», выясняли «Вести».

Цена нефти североморской марки Brent вчера утром поднялась выше отметки $82 за баррель. При этом основные нефтетрейдеры прогнозируют, что впервые с 2014 года цена на нефть может подняться до $100 за баррель уже к концу этого года, поскольку ОПЕК намерена компенсировать потери из-за санкции США против Ирана, передает Bloomberg. При этом, как отмечают эксперты, рост цен на черное золото ничего хорошего Украине не сулит.

В первую очередь, это чревато ростом цен на бензин, дизель и газ, что мы и видим на протяжении последних месяцев. С середины августа цены на нефтепродукты в Украине пустились в рост, который продолжается до сих пор. Так, по данным «Консалтинговой группы А-95», только за последние сутки ряд сетей АЗС повысили цены на бензин и дизельное топливо в пределах 0,5–1 грн/л, увеличив стоимость бензина А-95 на отдельных заправках до 34 грн/л.

Впрочем, как говорят эксперты, это далеко не предел. » Если нефть будет стоить $100 за баррель, литр бензина А-95 может подорожать до 38,40 грн, а дизельного топлива — до 36,5. (То есть розничная цена топлива в Украине увеличится на 6−7 грн по сравнению с текущими средними ценами)», — отмечает директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. Но, даже без этого, как говорит эксперт, наши темпы роста цен на заправках все еще отстают от роста закупочных цен. «Поэтому есть потенциал для роста еще где-то на 50коп», — добавил Куюн.

Говорит о неизбежном подорожании цен на топливо и директор научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин. По его словам, три четверти топливного ресурса поступает в Украину по импортным контрактам, которые привязаны к европейским котировкам на нефть. «Поэтому зависимость прямая. Если пересчитать стоимость топлива по курсу на украинских заправках и европейских, то мы получим цены примерно на уровне европейских стран. Но у нас акцизы на топливо значительно ниже, чем в Европе, а значит, наши компании зарабатывают больше европейских, что дает возможность розничным операторам формировать программы лояльности«, — отмечает Сапегин.

Второй важный фактор, который влияет на ценообразование, — это курс доллара. «Учитывая, что нефть уже находится вблизи отметки 2014 года, а предпосылок для укрепления гривни нет, можно утверждать, что цены на нефтепродукты в Украине будут продолжать ползти вверх пропорционально нефти и доллару«, — говорит Сапегин.

Что с качеством

Тем временем, как показывают исследования, качество нефтепродуктов, которые продаются в украинских сетях, оставляет желать лучшего. Особенно много претензий вызывает автомобильный газ. Так, по данным последнего исследования качества нефтепродуктов, проведенного общественными организациями «Союз потребителей Украины» и «Международной академией стандартизации» (МАС), из пяти образцов, взятых в сетях крупнейших столичных АЗС, неудовлетворительное качество бензина А-95 было выявлено только на одной сети (октановое число бензина, который продавался под маркой А-95, составило 94,7). Похожая ситуация наблюдается и с дизельным топливом. Любопытно, но проблемы с дизелем были выявлены в той же сети, где продают некачественный бензин, — проблемы с дизелем у этой марки были связаны с низкой температурой возгорания, которая у тестового образца составила 47,5 градусов при нормативе 55.

В целом же эксперты обращают внимание, что качество топлива, продаваемого в розничных сетях, за последние несколько лет улучшилось. «Качество нефтепродуктов на рынке улучшилось. В этом году бензин, который не отвечает заявленной марке, был выявлен только у одной сети АЗС. И если этот показатель особо не влияет на технические характеристики авто и выброс вредных веществ в атмосферу, то нарушения, которые мы обнаружили в одном из образцов дизеля, уже прямо влияют на взрывоопасность и безопасность водителя«, — подчеркнул исполнительный директор МАС Олег Цильвик.

В то же время с автомобильным газом дела обстоят гораздо хуже. «Что касается результатов проверки, то три из пяти взятых на проверку образцов газа из украинских сетей АЗС не соответствуют нормам. В ходе проверки нам попадались случаи, когда под видом европейского автомобильного газа в Украине продается обычный бытовой газ, который предназначен для коммунального потребления. Но оказалось, что он настолько плохого качества и грязный, что его даже для этих целей использовать нельзя. Автомобиль на таком газе точно долго не проедет«, — отметил Цильвик.

Эксперт рынка сжиженного газа Артем Куюн подтвердил «Вестям», что проблемы с качеством сжиженного газа в Украине действительно есть, но это зависит от хранения. «Сжиженный газ нельзя разбодяжить, сфальсифицировать или добавить в него более дешевое сырье для увеличения объема. Поэтому у всех он плюс-минус одного качества. Но есть нюансы хранения, которые отражаются на его качестве«, — объяснил Куюн. В то же время он отметил, что бытовой газ действительно присутствует на АЗС и это не запрещено законом. «Единственная разница между бытовым газом и тем, который называют «европейский автогаз», заключается в меньшем количестве вредных выбросов в атмосферу. На технические характеристики двигателя этот показатель практически никак не влияет«, — подчеркнул Куюн. Но Цильвик считает иначе. По его словам, в большинстве образцов автогаза проверка выявила остаток нерастворимой фракции, который превышает норму в два раза, а также наличие метилмеркаптана. «Это реальная проблема, которая быстро вызывает коррозию газового оборудования авто, забивает форсунки и фильтры«, — отметил эксперт.

Просрочка, недолив и отсутствие лицензий

Еще одной проблемой на всех АЗС остается недолив. Причем, как показывают результаты исследования, это касается всех без исключения видов топлива. «Нигде в документах не указано, на какой объем можно обманывать потребителя. Только в инструкции предусмотрена одна норма, в которой указано, что оборудование на топливной колонке должно работать с погрешностью не более 0,5%. Но на всех АЗС это используют как легальный способ не доливать по 50 мл на каждых 10 литрах. На одной из АЗС нам недолили 150 мл из 10 литров«, — говорит Цильвик.

Как отметил исполнительный директор Союза потребителей Украины Максим Несмиянов, в ходе исследования были также проверены и торговые залы заправочных станций. На множестве АЗС выявили значительно просроченные продукты. Так, на одной из проверенных АЗС срок годности некоторых товаров закончился три года назад, были выявлены нарушения правил хранения продукции, а также у пяти из шести проверенных АЗС отсутствовала регистрация, которая позволяет им реализовывать пищевую продукцию. «Отсутствие регистрации позволяет заправкам избегать плановых проверок, что приводит к многочисленным нарушениям. Потребителю надо быть очень внимательными. Цена на заправках высокая, но на самом деле бардак на заправках страшный, за товаром и продуктами никто не следит. Очень поразительным для нас стал тот факт, что на одной из АЗС продавались бургеры, срок годности которых истек уже 18 дней«, — сказал Несмиянов.

На Украине резко подорожали бензин и автогаз

Украинский рынок автомобильного топлива в очередной раз штормит. По данным экспертов и мониторинговых компаний, на многих АЗС цены на бензин подскочили сразу на 60-70 копеек, до 28,5 гривны (70 рублей) за литр. Но все рекорды побил автогаз — за неделю он прибавил в цене 3,1%, за месяц вырос на 21% и сейчас продается уже почти по 13 гривен (почти 33 рубля) за литр. По мнению экспертов, главный удар пришелся по карману тех украинцев, которые вынужденно перешли на автогаз с дорогого бензина. Корреспондент Федерального агентства новостей передает из Киева.

В апреле украинские заправщики начали массово переписывать ценники на бензин из-за повышения оптовых котировок. По данным консалтинговой компании «А-95», за первые три дня апреля бензин в опте подорожал сразу на 1 гривну за литр (4% от цены). Местные эксперты поясняют: оптовые цены на топливо штормит из-за подорожания нефти. Ведь в конце марта — начале апреля баррель вырос в цене сразу на три доллара, а с начала года подорожание нефти составило порядка 30%.

При этом «нефтяная лихорадка» продолжает нарастать. Так, на торгах 8 апреля нефть марки Brent прибавила в цене и составила 77,6 доллара за баррель — это максимальная цена с ноября 2018 года. Подорожание аналитики поясняют мировым снижением предложения «черного золота». Ведь страны ОПЕК продолжают сокращать добычу, начали действовать санкции США против Ирана и Венесуэлы, в Ливии идет гражданская война и т. д.

Президент Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонид Косянчук отметил, что нынешняя зависимость цен на бензин от нефти — чисто психологическая.

«Ведь нефтепродукты, которые сейчас продаются на украинских АЗС, были произведены из нефти по совсем другой цене. Тем не менее на Украине в этом году начали закупать более дорогой бензин из Европы.

По нашим данным, за первый квартал 2019 года импорт бензина из Белоруссии упал на 24,4%, а его доля на нашем рынке сократилась с 75% до 61,5%. Зато растут поставки более качественного, но и более дорогого бензина из Литвы и Польши — за первый квартал они увеличились на 46,6%».

К мировым трендам добавились и внутренние. Так, спрос на бензин в марте и начале апреля на Украине заметно вырос — стабильно хорошая погода позволяет украинцам массово выезжать на пикники и ездить в другие регионы по выходным. В то же время предложение бензина на рынке, наоборот, сократилось, считает Сергей Сапегин, глава научно-технического центра «Психея».

«Скорее всего, к концу апреля бензин на Украине подорожает еще минимум на 20-30 копеек за литр, — говорит он. — И это при условии стабильного валютного курса. Ведь каждая дополнительная гривна в курсе доллара — это плюс 60 копеек к цене бензина».

Ажиотаж на рынке автогаза тоже связан с повышенным спросом, пояснил независимый аналитик рынка Валентин Землянский. При этом эксперты напомнили структуру украинского рынка автогаза. 30% — это внутреннее производство Украины, а 70% — импорт из РФ, Белоруссии и Казахстана (при этом РФ и Белоруссия занимают примерно по 40% этого объема, а Казахстан — 20%).

Именно рынок автогаза на Украине характеризуется огромным «серым» сегментом «подзаборных» автозаправочных станций, которые почти не платят налогов и не соблюдают элементарных правил безопасности. Сейчас, после того, как их почти вытеснили из Киева, они стали массово, буквально десятками, возникать в ближайших пригородах.

«Весной традиционно растет потребление газа. Ведь зимой владельцы многих авто с газовым оборудованием ездят преимущественно на бензине, а с потеплением вновь переходят на более дешевое топливо, — указывает Землянский. — В марте-апреле спрос на газ вырос в полтора раза, что и позволило продавцам повысить цены. Сейчас растут заводские цены, опт и розница — зарабатывают все».

Аналитик Сергей Сапегин пояснил: на Украине сложился «ситуативный дефицит» автогаза, поэтому в ближайшее время цена подскочит до 13,7–14 гривен за литр.

«Запасов все меньше, но при этом цена на газ еще не достигла психологической отметки — 60% от стоимости бензина. Так что расти есть куда», — считает он.

С ним солидарен киевский энергоэксперт Геннадий Рябцев. Он предполагает, что подорожание автогаза продлится до тех пор, пока розница не отыграет рост, который наблюдается в последнее время на оптовых рынках.

«Партии автогаза, которые были закуплены в феврале, по сезонным причинам были дороже. Поэтому подорожание будет продолжаться, пока все цены в опте не отобразятся на рознице, — говорит Рябцев. — В опте произошел рост на 22%, а в рознице он составил всего 3%. Впрочем, рост цен на автогаз будет продолжаться и дальше. К лету стоит готовиться к газу по 16-17 гривен, и это если доллар не будет расти. В обратном случае автогаз может подорожать еще сильнее — до 18 гривен и выше».

Подводя итог, Валентин Землянский указывает: новое подорожание топлива оказывает колоссальное давление на украинцев, бьет по их карману. Ведь вслед за топливом в стране неизбежно дорожают и все основные товары.

«Государство сегодня отказалось выполнять свою социальную функцию по защите населения. А ведь в Конституции страны записано, что «Украина — это социальное государство». Но нам рассказывают, что «рынок сам отрегулирует ситуацию», и мы должны просто безропотно платить его монополистам. На мой взгляд, это выходит за рамки принципов функционирования европейских рынков. По сути, это банальное обворовывание украинцев», — резюмирует энергетический аналитик.

Как грязная нефть подстегивает цены на бензин в Украине. Скорого возобновления поставок не будет

Ценники на отечественных заправках бьют рекорды. Только за день — с 25 на 26 апреля — стоимость бензина и дизельного топлива повысилась в среднем по стране на 16-19 копеек.

Бензин марки А-95 продается по 29,8 гривен, дизель — по 29,38 гривен за литр.

На некоторых АЗС подорожание более существенное. Так, WOG поднял цены сразу на 50 копеек, Amic, Socar и Glusco — на 30 копеек, — сообщили в консалтинговом агентстве «А-95». И это далеко не последняя цена, так как на опте топливо продолжает дорожать. К примеру, группа «Приват» подняла ценник сразу на 1 гривну, — говорит руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

Эксперты говорят, что причины для подорожания есть.

Во-первых, продолжает расти в цене нефть, во-вторых, остается много вопросов по импорту нефтепродуктов, а Украина зависима от него на 80%. Беларусь, которая недавно полностью остановила поставки топлива в нашу страну, частично их разблокировала. По словам Рябцева, в Украину отгружено 32 тысячи тонн дизеля и 10 тысяч тонн бензина. Но этого слишком мало.

Параллельно наметились новые проблемы со стороны России. Как уже писала «Страна», РФ расширила санкционный список и полностью запретила импорт нефти, а по нефтепродуктам ограничила поставки (они будут осуществляться по специальным разрешениям). Ограничения должны были вступить в силу только с 1 июня. Но уже 25 апреля появилась информация о том, что одному из крупнейших поставщиков, якобы, не продлили разрешения на поставки в Украину.

Параллельно закручивается интрига вокруг нефтепровода «Дружба», по которому российская нефть течет в Европу. 26 апреля «Укртранснафта» сообщила, что перекрыла трубу, так как нефть, якобы, отказались принимать Словакия, Польша и Германия. Ранее от некачественное российской нефти с примесью хлористых соединений отказалась Беларусь.

Экономист Алексей Кущ считает, что на самом деле качество нефти в этой ситуации — лишь удачно подвернувшийся предлог. И прогнозирует существенное изменение правил игры на рынке нефтепродуктов, что повлечет за собой и очередной рост цен на украинских АЗС.

«Страна» разбиралась, что происходит с поставками нефтепродуктов и к чему готовится водителям.

«Дружба» на паузе

26 апреля «Укртранснафта» сообщила, что накануне вечером из-за проблем с российской нефтью вынужденно приостановила транзит нефти по магистральному нефтепроводу «Мозырь – Броды» («Дружба»).

«Укртранснафта» вынуждена прибегнуть к таким действиям в связи с отказом приема некачественной российской нефти на приемо-сдаточном участке «Будковце» (Словакия) и из-за отсутствия свободных резервуаров на приемо-сдаточном участки нефти «Фенешлитке» (Венгрия)», — говорится в сообщении компании. Ранее от проблемной нефти отказались Польша и Германия.

В «Укртранснафте» считают, что они действуют строго в рамках договоренностей.

«Решение компания приняла, руководствуясь соглашением о предоставлении услуг по транспортировке нефти по территории Украины. Согласно условиям этого договора, «Укртранснафта» имеет право остановить прием российской нефти, если сырье не соответствует качественным показателям. Все материальные убытки возлагаются на сторону, не сдержавшую выполнение своих обязанностей», – сообщили в пресс-службе компании.

С одной стороны, ситуация предельно понятная. «Мы остановили прокачку, так как качать некуда, ведь европейские страны отказались принимать российскую нефть. Как только ее качественные параметры будут восстановлены, работа «Дружбы» восстановится. Украина, согласно договору об ассоциации с ЕС, обязана обеспечивать бесперебойный транзит нефти в Евросоюз», — пояснил Геннадий Рябцев.

Сегодня состоится совещание в Минске относительно компенсаций пострадавшим (только Беларусь оценивает свои потери в 100 млн долларов) и дальнейший поставок.

«Судя по всему, в трубопровод попала не очищенная от хлорорганики нефть. Сейчас стоит вопрос, что делать с загрязненными объемами, а это 700 тысяч тонн. Будут ли их очищать на месте или отправят назад в РФ, для чего нужно запускать реверс», — говорит Рябцев.

«Пообещали что-то дать»

«Ситуация непростая — вся труба на 3 тысячи километров — буквально от Самары до Берлина — забита некачественной нефтью, с которой непонятно что делать. Как ее качать в обратном направлении, где взять ресурс, чтобы все это «протолкнуть». И неясно, когда возможна стабилизация прокачки. Между тем, Мозырский НПЗ уже работает на нефти, поступающей только по ж/д, у Новополоцкого есть выход ко второй ветке. Но этого недостаточно для восстановления работы белорусских заводов», — пояснил «Стране» руководитель «А-95» Сергей Куюн.

Впрочем, по мнению Алексея Куща, вопрос с качеством — это лишь удачно подвернувшийся повод.

«Дело в том, что Россия готовит большой фискальный маневр — она хочет заменить экспортную пошлину на нефть налогом на добычу. Это крайне невыгодно Беларуси. Ведь в рамках Таможенного союза она завозила на переработку фактически нефть без налогов, что позволяло ей выигрывать по цене нефтепродуктов и конкурировать с той же Прибалтикой или Польшей. Но, если экспортную пошлину заменят налогом на добычу, платить его будут уже при выкачке нефти, то есть, для белорусов сырье автоматически подорожает. Демонстративно изъявить протест или отказаться принимать российскую нефть на переработку беларусы не могут, остается вот такой путь намеков. Ведь для Беларуси потеря на налоге — это 200-300 млн долларов в год», — говорит Кущ.

Не исключено также, что Беларусь уже получила от РФ пожелания с 1 июня ограничить реэкспорт нефтепродуктов в Украину.

«Беларусь не хочет ссориться ни с нами, ни с Россией. Ей проще ограничить поставки, прикрываясь какой-то нейтральной причиной, что и было сделано», — говорит Кущ.

Сейчас поставки, якобы, разблокированы. Однако на самом деле они мизерные — отгружено всего 32 тысячи тонн дизеля и 10 тысяч тонн бензина, чего, по мнению трейдеров, явно мало для восстановления предложения на рынке. По словам Куюна, белорусские поставщики пообещали «что-то дать», но, скорее всего, объемы будут незначительными. «Точнее по объемам поставок из Беларуси можно будет сказать только посе майских праздников. Все будет зависеть от восстановления прокачки. Если Беларусь не сможет нам ничего давать, будем подключать морские партии, но они дороже, как минимум, на 1 гривну», — говорит Куюн.

Санкции включили прямо сейчас?

Напомним, Беларусь обеспечивает порядка 30% поставок нефтепродуктов в Украину. еще 40% приходится на Россию. Трейдеры уже спрогнозировали дефицит дизеля и газа с 1 июня, когда должны вступить в силу санкционные ограничения. И тогда глава агентства «А-95» Сергей Куюн заявлял, что понадобится не менее двух месяцев, чтобы переключиться на другие источники поставок. Цены за это время должны были вырасти на 1,5-2 гривны за литр.

Сложности начались намного раньше. Уже 25 апреля некоторые трейдеры получили уведомление от компании Wexler Group о приостановке поставок. Якобы, компании не продлили разрешение на импорт нефтепродуктов. В украинском офисе компании Wexler Group данную информацию не подтвердили и не опровергли. На вопрос «Страны» пообещали «проверить информацию и сообщить позже». Сергей Куюн говорит, что пока поставки российского дизеля идут в полном объеме.

«Российские трейдеры рассказывают, что санкционный список принимался впопыхах. Пока даже неясно кто будет выдавать эти спецразрешения», — говорит Куюн.

Сложности все же не исключаются. «Сразу было понятно, что 1 июня — это дата » с потолка». Россия должна была соблюсти формальности, дать некий переходной период, чтобы нельзя было испортить это решение, к примеру, в ВТО. Но на самом деле, если санкции уже введены, ими могут начать играться хоть завтра. Так и сейчас — формально ограничение еще не работают, но появилось «исключение»», — говорит Кущ.

Wexler Group — крупнейший поставщик дизеля в Украину, поэтому остановка импорта, если она все же последует, ударит по ценам, — уверены эксперты. Уже в ближайшее время дизельное топливо может подорожать, минимум, на гривну. В дальнейшем остается открытым вопрос — чем импортеры будут замещать российское и белорусское топливо. Морские поставки понемногу идут, то резко их нарастить трейдеры не смогут хотя бы из-за ограниченной пропускной способности терминалов. К тому же , такое топливо из-за транспортной составляющей будет на 2 гривны дороже российского и белорусского.

С учетом того, что в Украине нет стратегического запаса нефти, и на рынке уже по-сути началась паника, цены могут расти еще быстрее. Хотя, по мнению Сергея Куюна, аппетиты заправщиков должен умерить снижающийся спрос.

«Как только цены выросли, продажи топлива начали падать», — подытожил он.

Белоруссия приостановила поставки нефтепродуктов в Украину: Насколько вырастут цены на АЗС

Не успел рынок автомобильного топлива переварить заявление России, которое подвесило дамоклов меч над значительной частью импорта в Украину дизтоплива и автогаза, как в минувший понедельник реально остановились отгрузки топлива из Белоруссии. Рынки моментально отреагировали ростом цен, который, по прогнозам экспертов, будет наблюдаться в ближайшие 9-10 дней. Острее всего реагируют цены на дизтопливо в связи с повышенным спросом из-за посевной.

Елена Голубева

Елена Голубева

Не успел рынок автомобильного топлива переварить заявление России, которое подвесило дамоклов меч над значительной частью импорта в Украину дизтоплива и автогаза, как в минувший понедельник реально остановились отгрузки топлива из Белоруссии. Рынки моментально отреагировали ростом цен, который, по прогнозам экспертов, будет наблюдаться в ближайшие 9-10 дней. Острее всего реагируют цены на дизтопливо в связи с повышенным спросом из-за посевной.

Что произошло в Белоруссии?

В начале нынешней недели в Украину прекратились поставки автотоплива из Белоруссии, страны, которая является вторым по величине поставщиком дизтоплива, крупнейшим поставщиком бензина в Украину, а также поставляет значительные объемы автогаза. «На текущий момент экспортные поставки из Белоруссии полностью остановлены, некоторые крупные трейдеры 22 апреля 2019 года официально уведомили своих контрагентов об обнулении майских номинаций по белорусским ресурсам», — сообщили 112.ua в пресс-службе Нефтегазовой Ассоциации Украины. 19 апреля в 18:00 «Белорусская нефтяная компания» (крупнейший импортер в Украину автотоплива с белорусских заводов, в частности крупнейших «Мозырского НПЗ» и «Нафтан») уведомила своих клиентов о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств по поставке нефтепродуктов. Компания приостановила экспорт автобензинов всех марок, дизельного топлива и реактивного топлива, говорится в сообщении для контрагентов, копию которого опубликовал профильный сайт enkorr.

Новости по теме

Новости по теме

Ограничения на поставку автотоплива из страны были введены, чтобы не спровоцировать его дефицит на внутреннем рынке, в связи со снижением до минимума объемов переработки на крупнейших белорусских НПЗ. Причиной стало резкое ухудшение качества российской экспортной нефтяной смеси Urals, поступающей транзитом в участок магистрального нефтепровода ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Это стало причиной повреждения дорогостоящего оборудования на Мозырском НПЗ, о чем предприятие официально сообщило на своем сайте. Наблюдалось превышение допустимых показателей доли органических хлоридов в сырой нефти, поступающей из России по нефтепроводу «Дружба», в 10–25 раз. В частности, об этом заявляли в концерне «Белнефтехим». В эфире телеканала СТВ председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков сообщил, что «отдельные пробы показывали превышение в 100 раз».

22 апреля некачественное российское сырье достигло и европейских НПЗ, сообщил Enkorr со ссылкой на представителя международного трейдера. Нефть с повышенным содержанием хлоридов достигла НПЗ в Германии, находящегося на северной ветке нефтепровода «Дружба». Украинская «Укртранснафта», осуществляющая транзит, приняла решение не накапливать некачественную российскую нефть в своих резервуарах, опасаясь коррозийных процессов. При этом Минэнерго РФ заявило, что проблемы имеют «технический характер». Вчера, 23 апреля, в Россию выехала делегация «Белнефтехима», в состав которой включены руководители нефтеперерабатывающих предприятий для переговоров с представителями «Транснефти».

Как отреагировал рынок в Украине?

В пресс-службе «Нефтегазовой ассоциации» прогнозируют, что отгрузки автотоплива из Белоруссии не возобновятся еще минимум 8-10 дней. 23 апреля БНК сообщила, что «пока говорить, что есть какие-то улучшения по потоку нефти, преждевременно»: «Украинскому топливному рынку уже необходимо искать дополнительные объемы поставок на май, чтобы заместить выпавшие объемы белорусских НПЗ».

На происходящее уже остро отреагировал рынок дизеля, говорят 112.ua эксперты. Ситуация осложняется высоким спросом на этот вид топлива в связи с проведением весенне-полевых работ, которые в этом году сдвинулась на конец апреля из-за плохих погодных условий. В 2019 году Украина в среднем ежемесячно импортировала 160 тыс. т белорусского ДТ, его доля по итогам I квартала 2019 года составила 34,5% рынка. По оптимистическому сценарию, нам предстоит найти 80–100 тыс. т топлива, по пессимистическому — 150–180 тыс. т, заявил директор А-95 Сергей Куюн.

На фоне неопределенности с поставками топлива из Белоруссии и скачка мировых цен на нефть количество предложений дизельного топлива в мелко- и крупнооптовом сегменте сократилось, сообщили в А-95. За последние два дня средняя цена бензовозных партий ДТ выросла на 2,25 грн/л, на железнодорожной станции «Коростень» белорусское топливо и вовсе отсутствует. Вчера в течение дня операторы по нескольку раз пересматривали заявленные цены. «Анвитрейд» выставлял цену 23,60 грн/л (+60 коп./л к 19 апреля), «Альянс Энерго Трейд» — 23,60 грн/л (+60 коп./л), «Мартин Трейд» — 23,45 грн/л (+40 коп./л). Сегодня цены перевалили за 25,50 грн/л.

На 2250 грн/т уже повысила цены в своем прейскуранте отечественная «Укртатнафта»: цена на кременчугское ДТ выросла с 27 500 до 29 750 грн/т. По данным системы PsycheaFUEL, вслед за оптом на ситуацию реагирует и розница: индикативная цена дизтоплива евро ДСТУ 7688:2015 на АЗС Украины c 16 апреля по 23 апреля 2019 г. выросла на 0,6%, или 16,6 коп/л – до 28,76 грн/л.

По словам экспертов, вслед за дизелем вверх подтянулись и цены на бензин и автогаз. Рост цен на АЗС за неделю для разных видов топлива составил 12-22 коп./л. В опте ситуация значительно хуже: рост составил от 60 коп. до 1 грн 63 коп./л, сообщает НТЦ «Психея». По результатам мониторинга рынка нефтепродуктов на украинских АЗС по состоянию на вчера, 23 апреля, цена бензина А-92 евро выросла на 0,24% (7 коп./л) — до 27,75 грн/л, бензина А-95 евро — на 0,19% (6 коп./л) — до 29,32 грн/л. Сжиженный газ подорожал на 0,27% (4 коп./л) до 13,4 грн/л.

Несмотря на рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, главным фактором роста цен директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин считает спекулятивное поднятие цены операторами, поскольку расчеты говорят о достаточной розничной марже. Экономических предпосылок для такого подорожания нет, отметил Сапегин. Он прогнозирует, что до будущего вторника (30 апреля) бензин А-95 евро в рознице может вырасти до 30,95 грн/л, а дизель достигнет отметки 30 грн/л.

При этом мировая цена на нефть на днях преодолела отметку 74 долл./барр и ожидается ее дальнейший рост. В связи с этим сейчас есть потенциал роста цен на автотопливо на 1 грн/л, сказал Сергей Куюн.

Чего ожидать дальше?

По словам экспертов, на ситуацию на рынке влияет и ажиотаж, который уже наблюдается в связи с принятием РФ 18 апреля постановления № 460-25, согласно которому запрещается ввоз в Украину сырой нефти, битума и битумных смесей, а с 1 июня экспорт угля, бензина и дизельного топлива допускается исключительно с особого разрешения российского правительства.

Трейдеры пока не понимают, будет ли это означать полное или частичное эмбарго либо же разрешения будут выдаваться беспрепятственно всем желающим, говорят эксперты. Нервозности ситуации добавляет и неопределенность в отношении будущего белорусских поставок. Компании-импортеры светлых нефтепродуктов могут нарастить поставки из Польши и Литвы, также за счет морских поставок дизельного топлива танкерами из Греции, Италии, Израиля. Индии, Болгарии и Турции, считают в НАУ. В этом случае, по словам экспертов, сдерживающим фактором могла бы служить только портовая и железнодорожная инфраструктура, которые не позволит нарастить объемы значительно за короткий промежуток времени.

С тем, что трейдеры пока займут выжидательную позицию, соглашается и Сапегин. По его словам, если они сейчас начнут в авральном порядке закупать партии на альтернативных направлениях, они будут стоить дороже из-за повышенного спроса и логистики. Однако ситуация для рынка может оказаться более драматической, чем это видят коммерсанты. «Я считаю, что сейчас разыгрывается сценарий так называемой гибридной войны, в соответствии с которым ожидается реакция Украины в закупке значительных объемов дорогого топлива. Однако ограничивать поставки Россия с 1 июня не будет. На рынок пойдет дешевый российский ресурс. Это нанесет серьезный экономический ущерб украинским компаниям, у которых дорогой ресурс будет храниться на нефтебазах, поскольку они не смогут конкурировать с российским импортом. Это приведет к уходу ряда компаний из топливного рынка, по крайней мере, из импортных поставок ресурса», — говорит Сапегин. По мнению эксперта, с учетом такого сценария уже летом следует ожидать избытка предложения нефтепродуктов и существенного снижения цен на них.

Эксперты считают, что частично ситуация с повышением цен на автотопливо в апреле-мае может нивелироваться за счет наращивания переработки на отечественных НПЗ «Укртатнафты» и «Шебелинском» ГПЗ. Кроме того, по оперативным данным, в мае сохранится высокий уровень прокачки российского дизтоплива по нефтепродуктопроводу «ПрикарпатЗападтранс» — около 280 тыс. т, сообщили в пресс-службе «Нефтегазовой ассоциации».

Что можно сделать, чтобы сгладить колебания?

На фоне стратегических угроз для украинской экономики, которые обнажила нынешняя ситуация, показав, чем может обернуться для Украины импортозависимость по автотопливу от России и Белоруссии, власть демонстрирует беспомощность. Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что правительство внедряет меры, чтобы минимизировать последствия таких действий и снижать зависимость. «Перед нами целый мир, надо находить новых партнеров», — сказал он.

Впрочем, дальше заявлений дело не идет. Как стало известно 112.ua, вчера в Министерстве топлива и энергетики прошло совещание, на котором обсуждалась концепция развития украинской нефтеперерабатывающей отрасли, однако никаких реальных или новых предложений по улучшению ситуации на нем не прозвучало. «Однозначно, ситуация с дефицитом бензинов и ДТ в Украине была бы сглажена, если бы в Украине уже был по прозрачным правилам сформирован государством и эффективно функционировал 90-дневный Минимальный запас нефти и нефтепродуктов (МЗНН) — (это обязательное условие, продиктованное правилами International Energy Agency и Директивой 2009/119/ЕС. Украина должна сформировать МЗНН к 2023 году)», — заявили 112.ua в пресс-службе Нефтегазовой ассоциации, отметив, что сжиженный газ не входит в МЗНН.

НАУ настаивает, что 100% создания и функционирования Минимальных запасов в Украине должно осуществляться за счет средств государственного бюджета путем перераспределения акцизного налога, без повышения его ставок (в таком случае это не приведет к увеличению стоимости нефтепродуктов ввиду налоговой нагрузки), сообщили в пресс-службе Нефтегазовой ассоциации. Также там отметили, что ресурс на наполнение бюджета проекта создания Минимальных запасов может быть получен за счет уменьшения доли теневого рынка (за счет роста отчислений налогов легальными участниками рынка).

Однако проблема еще и в отсутствии стабилизационного запаса, который мог бы быть сдерживающим фактором спекулятивного роста цен, наблюдаемого сейчас.

И если для создания Минимального запаса нефти и нефтепродуктов Госрезервом подготовлена модель его работы, находящаяся в Кабмине на согласовании, то вопросы создания стабилизационного запаса в министерских кабинетах даже не рассматриваются. А потребителю остается констатировать рост цен на заправках и искать самое дешевое из дорогого.

Насколько подорожают бензин и автогаз в Украине из-за топливной блокады РФ?

С 1 июня 2019 года вступил в силу запрет РФ на ввоз в Украину нефтепродуктов. Специальные разрешения получили только две компании. 80% импорта этой группы товаров обеспечивают Россия и Беларусь. Минэкономразвития РФ завезет в июне всего 65 тысяч тонн дизельного топлива и 32 тысячи тонн автогаза. Это на 30-50% меньше, чем раньше. EtCetera разбирался, приведут ли российские санкции к топливному дефициту и насколько могут подорожать бензин, дизтопливо и автогаз.

ЦЕНЫ ВЫРОСЛИ ЕЩЕ В МАЕ. Цены на топливо подскочили еще в мае – так рынок отреагировал на саму угрозу прекращения поставок.

Ситуацией, как обычно, воспользовались трейдеры, чтобы заработать. Но уже спустя неделю после заявлений РФ цены должны были вернуться к «апрельскому» уровню, и на это был целый ряд причин.

Во-первых, Беларусь сразу заявила, что гарантирует стопроцентные поставки.

Во-вторых, нефть на тот момент подешевела до 51 доллара за баррель.

В-третьих, курс гривни был относительно стабилен.

Тем не менее, те 1-1,5 гривни, на которые увеличилась цена на все марки нефтепродуктов, так и остались.

ЧТО БУДЕТ С ЦЕНАМИ ДАЛЬШЕ? За последнюю неделю цена на автогаз выросла на 17 копеек. Так рынок отреагировал на прекращение поставок из Казахстана, когда РФ запретила провозить через свою территорию нефтепродукты в Украину.

Специальные разрешения удалось получить только «Роснефти» и «Лукойлу». Остальным компаниям РФ разрешения не выдала, хотя заявки подавали предприятия из Казахстана и Туркменистана. В связи с тем, что доля поставок автогаза из Казахстана составляет 15-20%, закупочные цены повысились и «рынок застыл в ожидании».

Читайте на EtCetera

Озвучивать конкретные цифры, до какого уровня вырастет цена на газ, пока рано, но то, что в принципе цена еще вырастет – это точно. Такое мнение высказал директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

С дизтопливом ситуация более спокойная. Пока в Украине есть достаточное количество запасов, поэтому особых ценовых колебаний на рынке не замечено. Как санкции повлияют на поставку дизтоплива, станет понятно в июле-августе.

Впрочем, есть и менее оптимистичные прогнозы. По убеждению эксперта по нефтерынку Леонида Косьянчука, дизтопливо может вырасти в цене уже во второй половине июня – приблизительно на 1-1,5 гривни. А цена на сжиженный газ будет зависеть от спроса, но его стоимость не может быть выше, чем 55% от стоимости бензина (в противном случае – его просто перестанут покупать).

По мнению исполнительного директора UPKGroup Александра Киримова, цены на дизель вырастут на 2-3 гривни, на автогаз – на 2-2,5 гривни. Таким образом цена на литр дизельного топлива может подскочить до 33 гривен за литр, а автогаз подорожает­ до 16-17 гривен.

Цены на бензин не будут напрямую зависеть от российских санкций, ведь Украина закупает его и у Беларуси, и у Литвы, и у Польши.

ЦЕЛЬ РФ И РЕАКЦИЯ УКРАИНЫ. Введение санкций со стороны РФ приведет к получению сверхприбыли компанией «Роснефть», которая в итоге сможет захватить большую часть рынка. Заявления об ограничении квот и усложнении процесса выдачи разрешений – это часть сценария.

По словам руководителя научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцева, «Роснефть» потерпела убытки из-за истории с «грязной» нефтью и теперь должна нарастить прибыль. Именно с этой целью была запущена информация о снижении квот – для возникновения паники и взвинчивания цен. Также стоит ожидать задержки поставок в пределах недели, чтобы поддерживать высокие ценники. А поскольку в Украине «цены растут намного быстрее, чем снижаются», то зарабатывать на поставках можно длительное время.

В Украине эти риски осознают, и Антимонопольный комитет направил обращение в Администрацию президента и СНБО .

В АМКУ настаивают: Украина должна расширить собственное производство и переориентироваться на других поставщиков. Кроме того, нам нужно создавать запасы бензина, дизтоплива и автогаза. Такие меры помогут обеспечить стабильность на рынке нефтепродуктов.

Правда, разговоры о необходимости создания резерва длятся уже последние десять лет, но от разговоров к действиям так и не перешли. Во-первых, чтобы создавать запасы топлива, нужны значительные средства. Во-вторых, в Украине фактически не осталось нефтебаз.

КАКИЕ ЕСТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ? Дизтопливо и автогаз можно ввозить из Северной Африки. Но это будет дороже и затруднительнее, поскольку из украинских портов сложно вывозить большие партии нефтепродуктов – для этого в Украине не созданы соответствующие логистические ресурсы.

Но, по словам Сергея Куюна, безвыходных ситуаций не бывает. Например, в 2015-2016 годах Украина обходилась без российских поставок целых 9 месяцев.

Сергей КУЮН, директор Консалтинговой компании А-95:

Ничего страшного не случилось. Перекрывали поставками морем и внутренней переработкой. Проживем и сейчас, хотя цена на ДТ подрастет на 1-1,5 гривни за литр. На газ, скорее всего, цены вырастут более существенно. Своими санкциями русские вредят больше себе: мы найдем альтернативу, они тоже продадут свой продукт, но дешевле.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector