176 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как пользоваться толщиномером?

Как пользоваться толщиномером?

При­вет­ствую Вас на бло­ге kuzov.info!

В этой ста­тье раз­бе­рём­ся, как поль­зо­вать­ся тол­щи­но­ме­ром, как обсле­до­вать тол­щи­но­ме­ром авто­мо­биль, как калиб­ро­вать это изме­ри­тель­ное устрой­ство.

Предостережения

Тол­щи­но­мер явля­ет­ся высо­ко­точ­ным изме­ри­тель­ным при­бо­ром. Его нель­зя ронять или уда­рять. Нуж­но обра­щать­ся с ним с осто­рож­но­стью. Луч­ше не исполь­зо­вать тол­щи­но­мер под дождём. Не нуж­но исполь­зо­вать тол­щи­но­мер рядом с силь­ны­ми маг­нит­ны­ми поля­ми или радио вол­на­ми, вли­я­ю­щи­ми на устрой­ство. Это спо­соб­но вли­ять на резуль­та­ты изме­ре­ния и точ­ность устрой­ства. Тол­щи­но­мер не дол­жен под­вер­гать­ся высо­кой тем­пе­ра­ту­ре, к при­ме­ру, его нель­зя остав­лять в машине под пря­мы­ми сол­неч­ны­ми луча­ми. Если устрой­ство при­не­сти с холод­ной пого­ды в тёп­лую ком­на­ту, на устрой­стве и внут­ри него может обра­зо­вы­вать­ся кон­ден­сат. Что­бы предот­вра­тить появ­ле­ние кон­ден­са­та, сна­ча­ла поло­жи­те при­бор внутрь паке­та и подо­жди­те, пока он нагре­ет­ся до ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ры. Если всё же кон­ден­сат обра­зо­вал­ся, то нуж­но подо­ждать, когда он испа­рить­ся и толь­ко потом исполь­зо­вать тол­щи­но­мер.

Как пользоваться толщиномером?

Тол­щи­но­мер – это элек­трон­ный при­бор, изме­ря­ю­щий рас­сто­я­ние меж­ду пане­лью кузо­ва и сен­со­ром (дат­чи­ком). Боль­шин­ство тол­щи­но­ме­ров изме­ря­ет всю общую тол­щи­ну покры­тия (грунт, базо­вый слой крас­ки и лак). Тол­щи­но­мер име­ет зонд (сен­сор), выпи­ра­ю­щий из его ниж­ней части или соеди­нён с устрой­ством через про­вод. Этот сен­сор при­сло­ня­ет­ся к пане­ли. Его нуж­но рас­по­ло­жить пер­пен­ди­ку­ляр­но. На сен­сор дей­ству­ет неболь­шая пру­жин­ка, кото­рая даёт посто­ян­ное дав­ле­ние зон­да (ста­би­ли­за­тор дав­ле­ния) на панель, для обес­пе­че­ния плот­но­го кон­так­та и пра­виль­ных изме­ре­ний. Устрой­ство изме­рит рас­сто­я­ние меж­ду осно­ва­ни­ем кузо­ва и сен­со­ром. Эта дистан­ция и будет тол­щи­ной ЛКП.

При­бор рабо­та­ет на бата­рей­ках и при их исте­че­нии пока­зы­ва­ет инди­ка­тор заме­ны бата­ре­ек. Что­бы не воз­ни­ка­ло оши­бок, нуж­но заме­нить истёк­шие бата­реи.

На ком­би­ни­ро­ван­ном тол­щи­но­ме­ре мож­но выбрать на какой поверх­но­сти про­из­во­дят­ся изме­ре­ния.

F – чёр­ные метал­лы (ferrous metals сталь, чугун)

N – цвет­ные метал­лы (non-ferrous metals, алю­ми­ний, медь и др.)

FN – Для всех поверх­но­стей, мате­ри­ал опре­де­ля­ет­ся авто­ма­ти­че­ски и про­из­во­дит­ся изме­ре­ние.

На тол­щи­но­ме­ре мож­но изме­нить еди­ни­цу изме­ре­ния (мик­рон или mil). Мож­но изме­нить изме­ри­тель­ный режим с оди­ноч­но­го на про­дол­жи­тель­ный.

  • Про­верь­те, что изме­ря­е­мая область и кон­такт­ная зона зон­да чистые и сухие. Загряз­не­ния и пыль могут повли­ять на резуль­тат.
  • Нажми­те кноп­ку пита­ния для вклю­че­ния.
  • Поме­сти­те зонд пер­пен­ди­ку­ляр­но изме­ря­е­мой пане­ли. После того, как зонд пол­но­стью кон­так­ти­ру­ет с покры­ти­ем, надёж­но удер­жи­вай­те тол­щи­но­мер в пер­пен­ди­ку­ляр­ном поло­же­нии пока дис­плей не пока­жет резуль­тат и не про­зву­чит зву­ко­вой сиг­нал. В зави­си­мо­сти от харак­те­ри­стик моде­ли, дан­ные спо­соб­ны хра­нить­ся в памя­ти устрой­ства для ста­ти­сти­че­ской оцен­ки.

Тол­щи­но­мер дол­жен рас­по­ла­гать­ся пер­пен­ди­ку­ляр­но поверх­но­сти и быть плот­но при­жа­тым.

  • Под­ни­ми­те зонт мини­мум на 1 см перед тем как буде­те делать сле­ду­ю­щее изме­ре­ние. Повто­ри­те про­цесс несколь­ко раз через про­ме­жут­ки. Неко­то­рые тол­щи­но­ме­ры спо­соб­ны выда­вать сред­нее зна­че­ние сде­лан­ных несколь­ко раз изме­ре­ний, мини­маль­ную, мак­си­маль­ную тол­щи­ну и общее коли­че­ство изме­ре­ний.
  • Дан­ные могут быть некор­рект­ны­ми, если тол­щи­но­мер накло­нён, нена­дёж­но удер­жи­ва­ет­ся во вре­мя изме­ре­ния или поверх­ность гряз­ная. При низ­ком заря­де бата­рей­ки резуль­та­ты могут быть некор­рект­ны­ми.
  • Тол­щи­но­мер выклю­чит­ся сам через неко­то­рое вре­мя после послед­не­го дей­ствия.

Как обследовать толщиномером автомобиль?

Тол­щи­на ЛКП на новых авто­мо­би­лях варьи­ру­ет­ся от 80 до 150 мик­рон (см. ста­тью “тол­щи­на крас­ки на авто­мо­би­лях”). Раз­ли­чие может дости­гать 40% сре­ди раз­ных авто­мо­би­лей. Ремон­ти­ро­ван­ная и пере­кра­шен­ная деталь кузо­ва может иметь тол­щи­ну 200–250 (вплоть до 400) мик­рон. Если авто­мо­биль был заяв­лен как не битый, то опре­де­ле­ние отре­мон­ти­ро­ван­ной обла­сти послу­жит при­чи­ной сни­же­ния цены, либо отка­за от его покуп­ки.

Изме­ре­ния мож­но начать с кры­ши. Так­же нуж­но повто­рить про­цесс на дру­гих частях кузо­ва (чем боль­ше изме­ре­ний, тем луч­ше). При нали­чии сомне­ний мож­но про­ве­рить ЛКП на такой же пане­ли с дру­гой сто­ро­ны авто­мо­би­ля. Если это не помог­ло, то мож­но срав­нить с такой же дета­лью на дру­гой такой же машине.

Авто­мо­би­ли, при­пар­ко­ван­ные на ули­це под сол­неч­ны­ми луча­ми испы­ты­ва­ют коле­ба­ние тем­пе­ра­тур. Поли­ме­ры и дру­гие ингре­ди­ен­ты крас­ки рас­ши­ря­ют­ся во вре­мя нагре­ва. Таким обра­зом, в зави­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры ЛКП, мож­но полу­чить раз­ные пока­за­ния тол­щи­но­ме­ра. Если изме­рить крас­ку на гори­зон­таль­ных поверх­но­стях при тем­пе­ра­ту­ре ниже 10 гра­ду­сов и потом тоже самое место в сере­дине жар­ко­го дня при тем­пе­ра­ту­ре 30 гра­ду­сов, то полу­чи­те раз­ные пока­за­ния. При высо­кой тем­пе­ра­ту­ре крас­ка будет тол­ще на несколь­ко мик­рон, а при низ­кой – тонь­ше. Дан­ные варьи­ру­ют­ся на 2 мик­ро­на или боль­ше.

Калибровка

Тол­щи­но­ме­ры про­да­ют­ся уже отка­либ­ро­ван­ны­ми с заво­да и гото­вы­ми к рабо­те. Обыч­но нет необ­хо­ди­мо­сти про­из­во­дить калиб­ров­ку. Каче­ствен­ный при­бор будет рабо­тать года­ми, и пока­зы­вать точ­ные резуль­та­ты изме­ре­ний. Для боль­шей уве­рен­но­сти и луч­шей точ­но­сти мож­но при­дер­жи­вать­ся пра­ви­ла – про­ве­рять «ноль» на метал­ли­че­ской пла­стине. Это гаран­ти­ру­ет, что зонд пра­виль­но настро­ен для харак­те­ри­стик осно­ва­ния, на кото­ром будет изме­рять­ся покры­тие.

Калиб­ров­ка – про­цесс настрой­ки для рабо­ты со спе­ци­фич­ным мате­ри­а­лом до изме­ре­ний, что­бы быть уве­рен­ным, что изме­ре­ния точ­ны. На калиб­ров­ку вли­я­ет тип мате­ри­а­ла, его фор­ма и покры­тие. К при­ме­ру, маг­нит­ные свой­ства сталь­ных спла­вов варьи­ру­ют­ся, и про­во­ди­мость раз­ных алю­ми­ни­е­вых спла­вов и дру­гих цвет­ных метал­лов так­же варьи­ру­ют­ся. Эта вари­а­тив­ность вли­я­ет на точ­ность изме­ре­ний тол­щи­но­ме­ра. Это зна­чит, что тол­щи­но­мер, на мяг­кую сталь про­чи­та­ет дру­гое зна­че­ние для того же покры­тия на высо­ко­уг­ле­ро­ди­стой ста­ли. Настрой­ка тол­щи­но­ме­ра поз­во­ля­ет уста­но­вить тол­щи­ну покры­тия для усло­вий пре­об­ла­да­ю­щих для рабо­ты. Вдо­ба­вок к раз­ни­це мате­ри­а­лов, форм и покры­тий, настрой­ка может выпол­нять­ся при повы­шен­ной тем­пе­ра­ту­ре или при при­сут­ствии слу­чай­ных маг­нит­ных полей.

Про­из­во­ди­те­ли каче­ствен­ных тол­щи­но­ме­ров реко­мен­ду­ют делать калиб­ров­ку 1 раз в год для пол­ной уве­рен­но­сти в его точ­но­сти.

Калиб­ро­воч­ные пла­сти­ны для тол­щи­но­ме­ра

В ком­плек­те с тол­щи­но­ме­ром есть набор калиб­ро­воч­ных пла­стин, сде­лан­ных из пла­сти­ка и име­ю­щих раз­лич­ную тол­щи­ну. Каж­дая пла­сти­на мар­ки­ро­ва­на соот­вет­ству­ю­щим зна­че­ни­ем. Вдо­ба­вок, в ком­плек­те есть метал­ли­че­ские пла­сти­ны (сталь и алю­ми­ний), слу­жа­щие осно­ва­ни­ем для пла­сти­ко­вых калиб­ро­воч­ных пла­стин, а так­же исполь­зу­ю­щи­е­ся для нуле­вой калиб­ров­ки. Пла­сти­ны изме­ря­ют­ся тол­щи­но­ме­ром в пред­пи­сан­ном поряд­ке, и инстру­мент настра­и­ва­ет­ся для рас­по­зна­ва­ния кон­крет­ной пла­сти­ны. С эти­ми ори­ен­ти­ра­ми инстру­мент настро­ит­ся на пра­виль­ную тол­щи­ну.

Базо­вые про­це­ду­ры калиб­ров­ки похо­жи для всех тол­щи­но­ме­ров, одна­ко, нуж­но сле­до­вать инструк­ции кон­крет­ной моде­ли. Нет необ­хо­ди­мо­сти калиб­ро­вать каж­дый раз при исполь­зо­ва­нии при­бо­ра (если изме­ре­ние про­из­во­дит­ся на том же объ­ек­те). Пери­о­ди­че­ские про­вер­ки делать реко­мен­ду­ет­ся для опре­де­ле­ния воз­мож­ных откло­не­ний.

После калиб­ро­ва­ния тол­щи­но­ме­ра, пара­мет­ры запи­сы­ва­ют­ся в его памя­ти и про­цесс не нуж­но делать повтор­но. Реко­мен­ду­ет­ся про­ве­рить точ­ность по спе­ци­аль­ным калиб­ро­воч­ным образ­цам, после мно­же­ства часов его рабо­ты или если при­бор дол­гое вре­мя не исполь­зо­вал­ся.

Как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий

На рынке производителями представлено много моделей толщиномеров лакокрасочных покрытий (ЛКП). Они имеют сложную классификацию, потому что отличаются качеством, ценой и физически различны по принципу работы, от которого и зависит назначение прибора. Для правильного приобретения этого устройства важно знать:

  • существующие типы толщиномеров;
  • все функции, которые они выполняют;
  • разницу в устройстве;
  • цель, для которой используют прибор.

Толщиномер лакокрасочного покрытия

Толщиномер — это прибор, который позволяет узнать толщину какого-то покрытия с определенной точностью. Поверхности могут состоять из совершенно разных материалов: лака, краски, пластика. Эти устройства применяют во всех сферах деятельности человека: начиная с промышленности, машиностроения и заканчивая строительно-монтажной индустрией. Они способны быстро и с большой точностью установить, насколько качественно покрытие как у новой продукции, так и у ремонтируемой — только надо знать, как пользоваться толщиномером. Этот прибор применяют при проведении различных контролирующих и исследовательских экспертиз. Он служит достойным помощником в работе многих специалистов:

  • автослесарей кузовных работ;
  • маляров;
  • полировщиков различных предметов и машин;
  • автоэкспертов и оценщиков;
  • страховых агентов.

Основные сферы использования

Как пользоваться толщиномером и где его можно применить? Приборы для измерения толщины покрытий задействованы в следующих сферах деятельности человека:

  • Строительная отрасль. Во время эксплуатации периодически проводятся осмотры и контроль за состоянием покрытий зданий и сооружений, за развитием коррозии на металлических конструкциях. Используя толщиномер, замеряют степень износа наиболее опасных зон, проводят профилактические ремонты.
  • Судостроение. При эксплуатации любых судов происходит коррозия поверхностей, особенно подводных частей. Контроль за состоянием обшивки и качеством покрытия плавательных средств краской и лаком повышает срок жизни кораблей. Он осуществляется с помощью измерителей толщины.
  • Автоиндустрия. Автомобильная промышленность, весь ремонтный сервис, вторичный рынок продаж являются массовыми потребителями толщиномеров.

Бытовые толщиномеры

Простому автомобилисту это устройство может оказать добрую услугу при покупке подержанного автомобиля. Если вы знаете, как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий, то он точно поможет определить места повреждения автомобиля и правильно сориентироваться с его стоимостью.

  • Толщиномер с хорошей функциональностью. Как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий автомобилей, написано в инструкции. На современном рынке достаточно устройств, способных определить места ремонта и перекраски, по вполне доступной цене.
  • Сведения о заводском покрытии конкретной марки и модели автомобиля, которые есть в технической документации на машину.

Принцип действия толщиномера

Толщина лакокрасочного покрытия кузова регулируется технологическими нормативами производителя, указывается обычно минимум и максимум этого показателя. Для сверки данных существуют приборы, которые на поверхности деталей делают микроцарапины и берут образец материала с целью дальнейшего исследования. Для автомобилей используют методы без разрушения лакокрасочной поверхности. Достаточно плотно прижать прибор к покрытию, и мгновенно будет получен результат.

Как пользоваться толщиномером краски? Прибор автоматически делает замеры и выдает готовые цифры, характеризующие толщину ЛКП определенной детали автомашины. Измерения толщины краски на деталях кузова начинают с передних крыльев. Машину обходят по периметру, получая данные о каждой детали. Рекомендации по использованию прибора:

  • измерения каждой детали делают примерно в 4-х точках;
  • обнаружив сомнительную толщину покрытия, следует увеличить численность точек для замера;
  • в заключение проверить толщину покрытия на крыше.

При выявлении повреждений можно получить хорошую скидку при покупке автомобиля.

Как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий автомобилей?

У нового толщиномера перед использованием надо проверить настройки. При транспортировке они могут быть сбиты.

  1. Соответствующей кнопкой включить прибор. Не допускать контакта сенсора с поверхностью, на которой будут производиться замеры, иначе настройки сбиваются. После сбоя они самовосстанавливаются. Если этого не происходит, то прибор следует калибровать заново.
  2. Сделать настройку прибора на толщину измеряемого покрытия. По умолчанию установка имеет широкий диапазон и может снизить точность результата. Задавая верхнюю границу, сделать запас на 100–200 мкм. Например, по паспорту толщина покрытия 130 мкм, верхняя граница будет 300 мкм.
  3. Сенсор плотно приставить к кузовной детали автомобиля.
  4. Нажать кнопку пуска.
  5. Дождаться показаний, возможна их задержка.
  6. Записать полученный результат, если у прибора отсутствует функция памяти.
  7. Делать замеры в четырех местах по каждой детали. Найти среднее арифметическое значение.
  8. Аналогично сделать измерения у всех деталей.

Данные для проверки

Прежде чем приступить к замерам (как пользоваться толщиномером, можно прочитать в инструкции), надо уточнить толщину ЛКП каждой детали автомобиля по паспорту. У некоторых авто все детали окрашивают с одинаковой толщиной, а у других бывают отличия. Например, не все детали машины подвергаются оцинковке, поэтому толщина покраски на них будет отличаться. Но если окажется, что у одинаковых деталей модели разная толщина покрытия, то это свидетельствует о произведенном ремонте.

В интервале от 60 до 180 мкм может быть толщина лакокрасочного покрытия для разных автомобилей, перекрашенных – 160–200 мкм, и перекрашенных со шпаклевкой – больше 300 мкм. Покрытие, сделанное на заводе, у одной детали имеет по толщине отклонения до 15–20 мкм. При отклонениях, в 2–3 раза превышающих допустимые, можно сделать вывод, что транспортное средство было перекрашено, а если толщина отличается на 200–300 мкм, то деталь еще и подвергали шпаклевке.

Виды устройств

Приборы, служащие для измерения толщины покрытий, применяются в различных областях деятельности человека, изготовляются множеством производителей, имеют разную точность измерений и принцип работы. Они бывают: механические, магнитные, электромагнитные, ультразвуковые, вихретоковые.

Механический толщиномер

Прибор используют для измерения толщины слоя ЛКП во время его нанесения. Он состоит из пластины, которая изготовлена из пластмассы, нержавеющей стали или алюминия, и нанесенных на нее делений, показывающих толщину покрытия.

Магнитный тестер

Это одно из самых простых и дешевых устройств, содержащее во внутренней части магнит, который соединен со стрелкой. Прибор не имеет батарейки и реагирует на материалы, содержащие только железо. Величина отклонения стрелки зависит от слоя ЛКП — чем он тоньше, тем сильнее притягивается магнит и больше отклонение. Недостаток прибора: не обладает значительной точностью.

Электромагнитный толщиномер

Устройство прибора более сложное, и стоимость выше, чем у магнитных тестеров. Используется для замеров толщины оболочек полых предметов: канистр, бутылей, банок. Как пользоваться толщиномером? В работе прибора используется эффект электромагнитной индукции. При увеличении толщины диамагнитного слоя становится слабее сила взаимодействия, это способствует изменению сигнала, по нему и определяется толщина защитного слоя.

Вихретоковый измеритель

Прибор используют для металлических поверхностей, которые являются хорошими проводниками тока. Принцип действия основан на вихревых токах Фуко. Их величина находится в прямой зависимости от толщины лакокрасочного покрытия.

Ультразвуковой толщиномер

Это самый дорогостоящий прибор. Действует так же, как эхолот – регистрируется время прохождения сигнала: прямого и отраженного. Чем толще слой покрытия, тем больше время. Прибор работает со всеми материалами, в том числе и с пластмассой, резиной, керамикой, стекловолокном. Имеет высокую точность измерения.

Как пользоваться толщиномером EM2271

Бюджетный толщиномер Allosun EM2271 имеет высокую скорость измерения, маленькие габариты и прост в использовании. Для замеров применяют следующую инструкцию:

  1. В 20 см от поверхности, которая тестируется, нажать кнопку TEST.
  2. Для выбора единицы измерения mil или mm нажать UNIT.
  3. Установить прибор перпендикулярно покрытию, на экране появятся показания: «—» – прибор не работает с металлом, алюминием и сталью; «ol» – толщина покрытия больше, чем возможно измерить прибором; «0» – на датчике имеется конденсат или покрытие не из металла.
  4. При единичном измерении показания фиксируются на дисплее. При перемещении прибора по поверхности значения толщины меняются непрерывно.
  5. Через 30 секунд после окончания измерений устройство автоматически отключается.

Рекомендации по выбору

При выборе толщиномера обратить внимание нужно на следующее.

  1. Цель приобретения — профессиональная деятельность (экспертно-оценочные услуги, ремонт, покраска). Потребуется многофункциональный прибор, с достаточной точностью и чувствительностью. Он может быть только для металла – электромагнитный, для алюминия – вихретоковый, и универсальный – ультразвуковой. Стоимость таких аппаратов высокая и составляет несколько десятков тысяч рублей. Для бытовых целей подойдет бюджетное устройство. Алюминий в конструкциях автомобилей используется нечасто, поэтому потребуется прибор с магнитным или электромагнитным типом действия.
  2. Температура, при которой делают замеры.
  3. Форма и габариты прибора. Толщиномер, по форме напоминающий брелок, очень удобен. Можно сделать нужные замеры, не привлекая внимания посторонних. В этом случае вполне подойдут магнитные приборы, похожие внешне на авторучку или маркер. Большой точности такое устройство не даст, но обнаружить слой шпаклевки сможет.
  4. Толщиномер доступен и в аренду, стоимость услуги невелика. Иногда его предлагают напрокат на месте покупки подержанного автомобиля. А как правильно пользоваться толщиномером ЛКП, изложено выше.

Толщиномер — как пользоваться? Пошаговая инструкция

Специализированный измерительный инструмент в основном ассоциируется с профессиональными сферами применения. Метрологические приборы используют в производстве, в строительстве, в инженерных и геодезических задачах. При этом некоторые устройства можно назвать универсальными – они также находят применение и в бытовых условиях. К таким относится и толщиномер. Как пользоваться этим прибором без специальной подготовки? В основном такие аппараты имеют простое управление с интуитивно понятным интерфейсом. Тем не менее для получения точных результатов следует учитывать нюансы эксплуатации, тонкости фиксации данных и условия применения. Но для начала следует разобраться с конструкцией и принципом работы данного прибора – это поможет освоить технику практического использования.

Устройство и принцип работы толщиномера

Большинство моделей толщиномеров представляют собой компактные ручные аппараты с внешними органами управления, выносными чувствительными элементами для замера и дисплеем для вывода информации. Способ фиксации толщины материала определяется типом зонда – то есть катушки, которая позволяет определять расстояние между крайними точками исследуемого материала. Например, для измерения покрытий, выполненных лаком или краской, рекомендуется применять магнитные модели.

Как пользоваться толщиномером лакокрасочных слоев с помощью магнитного аппарата? Для этого достаточно поднести чувствительный элемент к покрытию и активировать рабочий режим. Такие приборы называются магнитными, однако они предназначены именно для немагнитных покрытий, которые были нанесены на металлические поверхности.

Вихретоковые модели используются для поверхностей, которые могут проводить ток. Опять же, это поверхность не должна намагничиваться, поскольку прибор будет оценивать толщину, исходя из характеристик собственного магнитного поля с токами высокой частоты. Наиболее развитая аппаратура в этом сегменте представлена ультразвуковыми моделями – это универсальные устройства, позволяющие определять толщину и покрытия, и основы.

Что можно проверять с помощью толщиномера?

Спектр направлений, в которых используют толщиномеры, практически не ограничен. Все зависит лишь от возможностей конкретного аппарата. Однако наиболее распространенные задачи давно сформировались и на них преимущественно ориентируются производители инструмента. В частности, проверка лакокрасочных покрытий считается если не самым, то одним из самых востребованных типов задач такого рода. Проверяются покрытия автомобильных кузовов, краска в фасадной облицовке, грунтовка, шпаклевка и т.д. В сфере коммунального хозяйства прибор используется для оценки состояния водо- или газопроводных труб. Причем в данном случае оценивается не лакокрасочное покрытие, а специальные антикоррозийные напыления. Для этого часто задействуют контактный толщиномер.

Как пользоваться такой моделью? В процессе работы оператор должен плотно приложить чувствительный элемент датчика к анализируемой поверхности. Причем опытные сотрудники коммунальных хозяйств рекомендуют поддерживать сенсор второй рукой, чтобы мелкие вибрации не отражались на полученных данных.

Подготовка инструмента к работе

Как и любое высокоточное устройство, толщиномер требует тщательной проверки чувствительных элементов (в данном случае – щупа), корпуса и дисплея. Тестовые замеры позволят оценить, насколько корректно работает внутренняя начинка прибора. На этот случай надо иметь уже подготовленный набор шаблонных заготовок, данные о характеристиках которых известны. Зачастую подобные образцы содержатся в комплектах с аппаратами – их выполняют из алюминия и стали.

В вопросе о том, как пользоваться толщиномером, немалую роль играет и способ зарядки. Еще до начала работы необходимо проверить, достаточно ли наполнен энергией аккумуляторный блок – чаще всего применяется именно этот тип элемента питания. Желательно, чтобы уровень был не менее 60-70%, поскольку в ином случае возможен некорректный замер. Если все условия подготовки прибора соблюдены, можно приступать к следующему этапу – подготовки поверхности.

Подготовка целевой поверхности к измерению

Близкие к фактическим значениям толщины покрытия можно получить только на ровной поверхности. Во всяком случае, она должна быть очищена от грязи, мусора, жирных пятен и посторонних предметов. В качестве оптимального средства очистки можно применять глицерин или машинное масло. Как показывает практика, следы от этих средств не оказывают влияние на качество данных, которые отражает толщиномер. Как пользоваться устройством, если поверхность по текстуре шероховатая? С такими ситуациями в основном сталкиваются работники металлургической промышленности, которым нужно зафиксировать параметры обработки корродированного основания.

Никаких ограничений по замерам такого рода нет, однако важно иметь в виду большую погрешность. Неровность структуры в любом случае обусловит отклонение от расчетного значения, поэтому объект контроля должен быть предварительно соотнесен с паспортными данными, в которых фиксируются конкретные величины отклонения. Такие паспорта для разных типов металлов также прилагаются в спецификации к приборам, не говоря о документации к шероховатой заготовке.

Инструкция по работе с толщиномером

Работа начинается с запуска прибора соответствующей кнопкой OFF/ON. Чувствительный элемент в это время должен быть направлен в воздух. В этот же момент активируется дисплей, на котором загорится индикатор, свидетельствующий о готовности к проведению замера. Далее чувствительный элемент прикладывается к целевому участку.

Как пользоваться толщиномером, если планируется измерение большой площадки? Для этого производится серийное исследование в нескольких точках. Максимальный отступ должен составлять 20 см. В подобных измерениях важно учитывать, что в качестве итоговых данных будет получено усредненное значение, в то время как на разных участках разброс в данных может быть существенным. На каждой точке в процессе регистрации показаний прибор должен задерживаться несколько секунд, находясь в неподвижном состоянии. После фиксации данных в зависимости от модели аппарат предложит последующую обработку полученных сведений – эти возможности определяются набором программных функций.

Как правильно пользоваться толщиномером ЛКП?

Исследование ЛКП автомобилей является наиболее деликатным, так как работать приходится с тонкими слоями. Например, заводское красочное покрытие может иметь толщину в 100-150 мкм. Участки, прежде подвергавшиеся ремонту, зачастую имеют покрытия в 1000 мкм. Поэтому может потребоваться специальная калибровка аппарата.

Как пользоваться толщиномером ЛКП? Алгоритм действий также предполагает поднесение чувствительного датчика к рабочей поверхности, но большее значение будет иметь тип прибора. Обычно для исследования толщины кузовного покрытия применяют магнитные устройства. Если речь идет об алюминиевых основах, то лучше использовать вихретоковый толщиномер. Самой проблемной поверхностью считается пластик. Он составляет незначительную часть площади в виде отдельных деталей, присутствующих в составе кузова. Для работы с такими основами не рекомендуется применять вихретоковые и магнитные приборы. Лучше всего подойдет ультразвуковой аппарат, механика действия которого универсальна в плане взаимодействия с разными материалами.

Особенности работы с популярными моделями

Начать обзор стоит с ультразвуковой модели PosiTector 200. Это одно из самых эффективных решений в своем сегменте. Аппарат хорош тем, что практически не требует предварительной калибровки – она выполняется автоматически. Пользователю остается лишь поднести чувствительный элемент (может сменяться в зависимости от типа материала) и в течение нескольких секунд получить данные на дисплее.

Интересен и магнитный толщиномер ЕТ-10Р. Как пользоваться данным устройством? В отличие от предыдущей модели, этот прибор требует калибровки по комплектным образцам. После этого аппарат необходимо перевести в режим исследования и поднести к целевой поверхности. Особенностью этого прибора является возможность непрерывного измерения в движении. То есть пользователь может удерживать рукоятку и перемещать чувствительный орган по направлению изучаемой площади, параллельно с этим регистрируя сведения в электронном блоке.

Как можно «обмануть» толщиномер?

Знание методов «обмана» может пригодиться рядовому автолюбителю в тех случаях, когда приходится обращаться за перекраской в автосервис. Недобросовестные мастера часто прибегают к хитростям, которые позволяют им скрыть некачественно нанесенное покрытие от владельца машины. В этом деле помогают специальные виды шлифования полиролями. Они формируют особую текстуру основы, которая корректирует данные измерительных аппаратов.

Как правильно пользоваться толщиномером, чтобы получить корректные данные вопреки хитростям с шлифовкой? Как правило, достаточно использовать электронный ультразвуковой прибор, точность которого достигает примерно 1,0 мм.

Общие рекомендации по работе с прибором

Перед первым сеансом эксплуатации следует снять все защитные заводские оболочки, так как они могут повлиять на качество замера. Уже в процессе измерения нельзя отключать прибор, который производит рабочие операции. Особенно это касается случаев, когда применяется магнитный толщиномер краски. Как пользоваться приборами в условиях повышенной влажности и температуры – тоже немаловажный вопрос. Рекомендуется в таких ситуациях или вовсе не использовать аппарат, или же делать скидки на погрешности, допускаемые инструкцией.

Заключение

Насколько качественной будет операция измерения, зависит даже не столько от подготовки и соблюдения инструкции измерения, сколько от выбора подходящей модели. Ведь если изначально используется прибор с неподходящим принципом действия, то и все остальное не будет иметь значения. Правда, в бытовых задачах часто оправдывает себя универсальный комбинированный толщиномер.

Как пользоваться подобными устройствами? Они действуют по общим правилам с установкой чувствительного элемента и считыванием данных на дисплее. От оператора требуется лишь перевести прибор в нужный режим использования – магнитный или вихретоковый. Ультразвуковые модели поддерживают только один режим, который и сам по себе является универсальным.

Как проверить кузов машины толщиномером

И зачем вообще это делать

Вы решили купить подержанную машину.

Есть риск нарваться на крашеную под видом некрашеной или битую под видом небитой. Чтобы вас не обманули, при покупке надо проверять толщину слоя краски. Для этого нужен толщиномер.

Это статья о том, как им пользоваться.

Зачем вообще проверять толщину краски

По толщине лакокрасочного покрытия ( ЛКП ) определяют, подвергался ли кузов машины повторной покраске или ремонту после аварии. А значит, можно определить, были ли аварии вообще.

Автомобиль красят в двух случаях:

  1. В косметических целях — из-за царапины или мелкой аварии.
  2. После серьезного ДТП .

Подкрашенным может оказаться не только подержанный, но и новый автомобиль. Если вы не эксперт, определить на глаз, покрашена ли машина, сложно: при аккуратном ремонте покрытие не отличить. Поэтому и нужно измерять его толщиномером.

Покупать машину после косметической покраски, например с перекрашенным крылом, все равно можно, даже если толщиномер покажет отклонения от нормы. Но отклонения — это повод для торга.

Если же машина была в сильной аварии, в которой пострадала конструкция кузова, то это не машина, а хлам на колесах. Находиться в такой машине опасно для жизни: никогда не знаешь, какие именно повреждения остались в кузове, что может оторваться или заклинить, а в случае ДТП вообще огромный риск. Покупать такую машину можно только на запчасти.

Важно понять причину покраски и исключить сильное ДТП . Попросите продиктовать VIN машины — идентификационный номер — и проверьте историю машины на сайте ГИБДД . Если машина из Москвы, дополнительно проверьте ее сервисом «Автокод». Так вы узнаете, был ли автомобиль в ДТП и в каких обстоятельствах. Это бесплатно.

Если продавец отказывается назвать вин, не покупайте машину. Скорее всего, вас пытаются жестоко обмануть.

Что такое толщиномер

Толщиномер — это прибор для измерения толщины лакокрасочного покрытия. Выглядит как небольшая коробочка.

Моделей толщиномеров на рынке много — как смартфонов

Одни толщиномеры работают при температуре ниже нуля, другие нет. Одни модели измеряют алюминиевые детали, другие работают только на стальных поверхностях.

Я рекомендую использовать профессиональные толщиномеры — это, например, модели Etari ET111, Etari ET11р, Autotest 112. Купить такой можно за 5000—7000 рублей.

Но если вы меняете машину раз в три года или реже и часто пользоваться толщиномером не планируете, то и покупать его бессмысленно. Можно просто арендовать. Это стоит от 300 до 500 рублей в сутки.

На «Авито» сдают в аренду сотни толщиномеров

Что покажет толщиномер

Пользоваться толщиномером просто: берете откалиброванный прибор и прикладываете его к кузову машины под прямым углом. Он немедленно покажет толщину покрытия в микрометрах. Один микрометр — это одна тысячная миллиметра.

Приложил толщиномер к кузову своей машины. Толщина покрытия — 117 мкм. Все хорошо, мою машину не красили (я и так это знал, но вам для примера)

Чем большее значение показывает толщиномер, тем больше слой краски и выше вероятность, что эту машину ремонтировали после ДТП . Обычно заводской слой краски на стальных деталях авто не больше 200 мкм.

Показания выше 200 мкм говорят о повторной покраске.

Показания до 300 мкм бывают, если на машине закрасили косметический дефект, например царапину от ключа. На безопасность пассажиров это никак не влияет, но все равно можно торговаться.

Показания ближе к 1000 мкм говорят, что под краской есть еще шпаклевка. Кузовной элемент с такими показаниями точно получал сильную деформацию в ДТП и шпаклевался во время ремонта. Если работу сделали некачественно, краска на шпаклевке со временем может потрескаться и отвалиться.

Больше 1000 мкм — это признак серьезного кузовного ремонта, а значит, участия в серьезном ДТП . Машину со слоем покрытия более 1000 мкм лучше не покупать.

2000 мкм — это максимальное значение, которое может показать толщиномер. Если слой толще, прибор не покажет цифр. Это значит, что в этой точке много шпаклевки.

Заранее проверьте, какой должна быть заводская толщина ЛКП на модели машины, которую вы собираетесь купить. Эту информацию обычно легко можно нагуглить по запросу вроде «толщина лкп мазда 3». Допустим небольшой разброс показаний, но не более 60 мкм.

В сети есть сравнительные таблицы нормальной толщины покрытия для разных автомобилей

Как откалибровать толщиномер

Чтобы показывать точные результаты, толщиномер должен быть откалиброван. Калибровка сбивается от перепадов температур или если сядет батарейка.

Для калибровки толщиномера используют металлические пластины, которые продаются с ним в комплекте. Если вы арендуете прибор, попросите владельца откалибровать его при вас и на всякий случай выдать вам в аренду калибровочные пластины.

Калибровочные пластины выглядят вот так:

У моего толщиномера две калибровочные пластины, потому что он работает как со стальными, так и с алюминиевыми деталями. Калибровать прибор нужно отдельно для стали и алюминия. Если толщиномер работает только по одному металлу, пластина будет одна.

В комплект обычно входит специальная калибровочная пленка, по которой и происходит настройка.

Процесс калибровки прост — ставим толщиномер на пластину и обнуляем показания:

Прикладываем калибровочную пленку к пластине и ставим сверху прибор:

Толщиномер должен показать цифры, нанесенные на пленке. Если этого не происходит, повторяем процедуру.

Что надо проверять у машины

Надо проверить минимум пять точек на одном кузовном элементе. Один кузовной элемент — это, например, крыша машины, или капот, или каждое крыло, или дверь. Каждый элемент проверяем пятью прикладываниями толщиномера: по краям и в центре. Обязательно проверяйте стойки кузова — это части кузова от нижней линии остекления к крыше.

Толщиномер надо прикладывать перпендикулярно. Если приложить его под другим углом, показания будут завышены.

Бывает, что ремонтируют или красят не весь элемент кузова, а только часть. Местом перехода обычно служит выштамповка или та область, где кузов имеет рельеф. Если проверяете толщиномером кузовной элемент с рельефом, проверяйте элементы и выше, и ниже рельефа. Иначе вы можете попасть прибором в часть крыла, которая в ДТП не пострадала, а ниже у этого же крыла может быть жирный слой шпаклевки.

Проверять толщиномером только наружные элементы кузова мало. Чтобы исключить ремонт после серьезного ДТП , обязательно нужно проверить кузов и внутри — измерить ЛКП каркаса.

Открываете дверь и получаете доступ к стойкам. Открываете капот и получаете доступ к полке крыла, чашкам. Показания толщиномера там не должны превышать 100 мкм.

У кузова на фото есть молдинг — рельеф. Такую дверь могли ремонтировать локально, например только ниже рельефа. Рельефная часть позволяет сделать визуально незаметным переход оттенка краски, который может отличаться от заводского. Проверять такую рельефную дверь надо и в верхней части, и в нижней Показания толщиномера на внутренних элементах кузова не должны превышать 100 мкм

Алюминиевые детали

Перед осмотром машины полезно узнать, есть ли у интересующей вас модели автомобиля алюминиевые детали. Например, у многих моделей Ауди, БМВ , Рендж-роверов из алюминия сделаны капот, передние крылья, двери. Для измерения покрытия на таких деталях нужен толщиномер, способный работать по алюминию, например Etari ET 555.

Никакой специальной настройки не нужно — переключение между черным и цветным металлом обычно происходит автоматически. На экране прибора указывается тип металла: алюминий или сталь. Заводские значения для алюминиевых деталей отличаются от значений для стальных в 1,5—2 раза в меньшую сторону.

Если на машине должна стоять алюминиевая деталь, но толщиномер распознает ее как стальную, значит, деталь заменена на неоригинальную. Это тоже признак ДТП в истории автомобиля.

Пластиковые детали

На пластиковых деталях толщиномер не работает. У современных автомобилей из пластика бывают сделаны бамперы, дверные ручки, корпуса наружных зеркал, иногда и другие детали. Например, у Пежо 408 пластиковые передние крылья.

Лучше изучить особенности конкретной модели автомобиля до осмотра. Для этого достаточно посмотреть 5—10 роликов с осмотром нужной вам машины на Ютубе.

Толщиномер на грязном автомобиле может обмануть или сломаться

Использовать толщиномер на грязной машине неправильно. Во-первых, показания могут быть некорректными. Во-вторых, работа толщиномера по грязному кузову портит и прибор, и краску машины.

Помойте автомобиль перед проверкой. Осматривать надо чистый автомобиль. Это полезно не только для толщиномера, но и для того, чтобы найти дефекты. На чистом видно лучше.

Толщиномер не гарант

После аварии средней тяжести на автомобиль могут установить навесные подержанные детали от других автомобилей. Если при ремонте мастера найдут запчасти нужного цвета в оригинальном окрасе, на наружных элементах толщиномер покажет стандартные значения.

Поэтому показателей одного только толщиномера недостаточно. При осмотре нужно обращать внимание на зазоры между кузовными панелями, состояние болтов, год выпуска стекол и массу других параметров.

Если вы не хотите во всем этом разбираться, обратитесь к экспертам по подбору.

Как проверить авто толщиномером

При покупке автомобиля с пробегом важно знать, побывал ли он до этого в ДТП. Часто продавцы, особенно перекупщики, чтобы получить максимальную прибыль, пытаются скрыть факт аварии при помощи косметического ремонта. На первый взгляд транспортное средство выглядит как новое, однако за презентабельным внешним видом могут скрываться серьезные повреждения. Во многих случаях для того, чтобы раскрыть обман – достаточно проверить машину толщиномером.

Виды толщиномеров

Толщиномер – это специальный прибор, который измеряет толщину лакокрасочного покрытия, нанесенного на детали кузова. Существует несколько видов подобных приборов. Они различаются принципом своего действия. Прибор может быть:

  • магнитным;
  • ультразвуковым;
  • электромагнитным;
  • вихретоковым.

Магнитные толщиномеры имеют достаточно примитивную конструкцию. В корпусе прибора расположен небольшой магнит, сила притяжения которого к металлическим элементам кузова меняется в зависимости от толщины лакокрасочного покрытия. Показания передаются на стрелку, по углу отклонения которой и определяются, сколько краски наложено на кузов авто в том или ином месте. К плюсам таких устройств относят небольшую стоимость, простоту использования и способность работать без батареек. К минусам – низкую точность показаний.

Электромагнитные толщиномеры стоят дороже, однако они более точны. Главным недостатком таких устройств является то, что использовать их можно только чтобы измерить параметры ЛКП на железе. Проверить качество покраски детали из цветного металла или пластика не получится.

Вихретоковые приборы обладают отличной точностью измерений. Стоят они дороже электромагнитных. Главный недостаток – зависимость от токопроводящих свойств материала. Например, при замерах на алюминиевых или медных деталях они выдают очень точные данные, а на обычном металле работают с погрешностями.

Ультразвуковые устройства – самые точные и универсальные. Их можно использовать при работе с металлом, пластиком, композитными и другими материалами. Единственным недостатком таких приборов является высокая стоимость. Обычно они используются для проверки ЛКП автомобилей на фирменных станциях технического обслуживания.

В зависимости от принципа действия и точности показаний цена толщиномера может составлять от 2 до 30 тыс. руб. Если вы хотите измерить толщину краски на авто, а средств на покупку хорошего прибора для проверки авто недостаточно, подобное устройство можно арендовать. Стоимость аренды варьируется от 500 до 600 руб. в сутки.

Как проверить авто толщиномером ЛКП: инструкция

Чтобы правильно пользоваться толщиномером, важно знать, что новый прибор обязательно нуждается в калибровке. Даже если в магазине продавец поклялся, что устройство полностью готово к эксплуатации, важно проверить правильность его показаний. Для этого используются так называемые эталонные пластины из металла и пластика. На каждую из них нанесен слой краски определенной толщины. Если показания прибора не совпадают с данными, указанными на эталонной пластине, в настройки вносятся необходимые изменения. Далее рассмотрим, как пользоваться толщиномером лакокрасочных покрытий автомобиля.

Определить, был ли автомобиль в ДТП, и насколько серьезной была авария, можно, проверив толщину ЛКП на различных элементах кузова. Начинать проверку эксперты советуют с переднего крыла и далее двигаться по периметру авто, тщательно фиксируя все показатели. Для получения наиболее точных результатов лучше всего каждый из элементов проверить трижды, после чего вычислить среднее арифметическое.

При заводской покраске толщина лакокрасочного покрытия варьируется от 90 до 160 микрон (0,09-0,16 мм). У разных моделей авто этот показатель может отличаться. Например, у Фольскваген Джетта он составляет 0,12-0,15 мм, а у Мазда 3 – 0,08-0,1 мм. Допустимая разница между верхним и нижним значениями не должна превышать 0,03-0,04 мм.

Если в результате проверки выяснилось, что слой краски на одном или нескольких элементах кузова больше положенного – скорее всего машина побывала в аварии и перекрашивалась. Покупать битые авто нужно с осторожностью. По степени отклонения от нормы можно судить о том, насколько серьезные повреждения получил кузов. В частности:

    • если при проверке максимальный показатель на каком-либо кузовном элементе (крыле, капоте и т. д.) превышен на 50 микрон, особых поводов для переживаний нет: скорее всего, речь идет о ремонте небольшой царапины (после восстановления поверхность элемента покрывается лаком, который и увеличивает слой краски на 0,05 мм). Такой битый автомобиль можно смело покупать;
    • если проверка засвидетельствовала превышение нормы на 300-500 микрон – самое время задуматься: возможно, машина побывала в достаточно серьезном ДТП, после которого некоторые элементы кузова потребовали рихтовки и шпаклевки;
    • показатели, превышающие среднее значение на 1000 и больше микрон, говорят о том, авария была очень серьезной. Некоторые детали нуждались в замене, однако продавец решил сэкономить и наложить большой слой шпаклевки. В дальнейшем это может привести к появлению трещин на ЛКП и многим другим проблемам. Подобные битые авто лучше не покупать.

Проверка авто толщиномером – процесс небыстрый и требующий внимания. Если вы не уверены, что сможете правильно проверить автомобиль самостоятельно – пригласите опытного специалиста. Нужно понимать, что лучше потратить перед покупкой относительно небольшую сумму денег и пару часов своего времени на проверку машины, чем выкинуть на ветер несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей.

Более простой и дешевый способ проверки авто на участие в ДТП предлагает Автокод. Чтобы узнать автоисторию, достаточно указать номер машины. В течение 5 минут система выдаст всю информацию об автомобиле: количество владельцев, пробег, участие в авариях, расчет страховых ремонтных работ, наличие ограничений и штрафов и многое другое. Проверить машину онлайн в один клик!

Узнав полную историю автомобиля, ознакомьтесь получше с его техническим состоянием. Если у вас нет возможности лично присутствовать на осмотре авто, или вы сомневаетесь в своих знаниях, закажите выездную проверку Автокод. Мастер выезжает в кратчайшие сроки, проверяет машину спец. приборами и выдаёт точное заключение.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector