531 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принцип работы АКПП, правила эксплуатации и возможные неисправности

Автоматическая коробка передач
Автоматическая коробка передач

Автоматическая коробка передач у многих автолюбителей ассоциируется с легким и комфортным вождением. Новички могут быстро освоить данный агрегат, ведь не нужно постоянно вручную включать нужную передачу. Ко всему прочему автоматическая трансмиссия способна уберечь силовой агрегат машины от перегрузок.

Но каков принцип работы АКПП и как следует управлять автомобилем с такой коробкой? Следует правильно пользоваться коробкой, чтобы она служила как можно дольше.

Как работает автоматическая коробка

Такой агрегат состоит из множества деталей и отдельных узлов, что кардинально отличается от механической коробки передач (МКПП). Принцип его работы сводится к изменению передаточного отношения от получаемого с двигателя крутящего момента. Правда это относится к любому типу коробки передач. Большинство мировых производителей старается сделать все возможное, чтобы в полной мере использовать запасы силового агрегата.

Но прежде чем перейти к рассмотрению алгоритма работы автоматической трансмиссии, стоит несколько слов сказать про гидротрансформатор.

Важная часть АКПП

Гидротрансформатор представляет собой важную часть автоматической коробки, которая играет роль сцепления как у механического механизма. Внутри данного узла есть два лопастных колеса:

  • Насосное – соединено с коленвалом.
  • Турбинное – мет связь с трансмиссией.

Такая конструкция обеспечивает передачу крутящего момента в соотношении приблизительно 1:1. Однако для автомобиля важно чтобы значение меняось в широких пределах и поэтому между двумя колесами в конструкцию гидротрансформатора включено третье – реакторное. Исходя из режима движения транспортного средства, оно может также вращаться или оставаться в неподвижном состоянии.

Алгоритм действия

Теперь познакомимся с тем, как работает автоматическая коробка. Все сводится к следующему:

  • Запущенный двигатель начинает раскручивать маховик, который имеет жесткое соединение с ведущей турбиной (насосное колесо). Его вращение порождает вихревые потоки, а благодаря вязкости масла и трению начинает вращаться турбинное колесо. Так как нет жесткой механической связи между этими элементами, обеспечивается вращение с разной частотой. Если обороты слишком высокие – блокируется гидротрансформатор, чтобы снизить потерю энергии.
  • Крутящий момент передается на первичный вал, где в работу вступает система шестеренок, из-за чего меняется передаточное отношение. Благодаря фрикционным муфтам подключаются необходимые секции, чтобы двигатель работать в оптимальном режиме. Во избежание рывков и ударных нагрузок есть другие элементы – обгонные муфты.
  • Фрикционы управляются гидравлической системой, где имеется кольцевой исполнительный цилиндр. Гидропривод сжимает один из пакетов с фрикционами и за счет этого приводятся в движение определенная секция с шестернями.

На ранних моделях переключение передач велось гидравлической системой, в современных агрегатах гидравлике помогает электроника.

Неисправности АКПП

Поломки трансмиссии проявляются в виде вялого разгона, толчков в ходе переключения передач. Иногда одна или несколько ступеней и вовсе не включается либо наблюдается беспорядочный порядок их работы. В целом неисправности делятся на два типа:

  • электронные;
  • механические.

В первом случае зачастую выходит из строя электронный блок управления. Но самая распространенная ситуация – замыкание проводки. К механическим поломкам относят утечку масла, выход из строя кулис рычага коробки, проблемы с гидроблоком и гидротрансформатором.

Как управлять автоматической коробкой

Важно понимать, что причины неисправности могут быть вызваны не только естественным износом, они провоцируются и неправильной эксплуатацией АКПП. Владельцам автомобилей с автоматической трансмиссией следует придерживаться ряда определенных правил:

  • Перед тем как начинать движение (в особенности зимой), нужно дать двигателю какое-то время поработать в холостом режиме. В результате масла распределяется внутри коробки. Специалисты рекомендуют при этом включить передачу с нажатой педалью тормоза. В противном случае трансмиссии в скором времени потребуется ремонт.
  • Нельзя оставлять машину на подъеме в режиме «паркинг» без использования ручника. В таком положении агрегат не рассчитан на нагрузки, а потому следует обязательно ставить машину на ручник.
  • Трогаться с места, как и разгоняться нужно плавно, что так или иначе влияет на износ узлов коробки.
  • Не рекомендуется переводить селектор в положение N при коротких остановках на светофоре либо, когда машина катится с горки. Как показывает практика, переключение передач при движении автомобиля быстрее приводит АКПП к выходу из строя.
  • В ходе обгонов желательно пользоваться режимом «overdrive».
  • Перед запуском двигателя стоит убедиться, что селектор находится в положении N или P.
  • Заливать в коробку только то масло, которое рекомендовано производителем, иначе. Выбор другого материала приведет трансмиссию в негодность за короткое время. В руководстве по эксплуатации к автомобилю есть данные, какую марку маслу нужно покупать.

Иногда бывает, что при необходимости быстро тронуться с места, автомат начинает «тупить». В этом случае следует нажать на обе педали в течение 1-2 секунд до момента начала движения машины, а после резко опустить тормоз. Следование этим простым правилам позволяет сохранить срок службы коробки и избежать дорогостоящего ремонта раньше времени. Особенно это касается новичков, которые обычно совершают различные ошибки.

Обозначения на коробке

На рычаге механической коробки есть только цифры, которые обозначают включение определенной передачи. Что касается автомата, то здесь есть разительные отличия:

  • Во-первых, ход селектора АКПП исключительно прямой за исключением коробки «типтроник».
  • Во-вторых, помимо цифрового, есть и буквенное обозначение.

У автоматической коробки есть несколько основных режимов работы. Они присутствуют на любом типе автоматической трансмиссии.

Park (P) – паркинг

Данный режим выбирается, когда машина длительное время находится на стоянке. При этом блокируется выходной вал коробки, из-за чего машину нельзя сдвинуть с места, так как ведущие колеса заблокированы. При этом блокировка исходит не из стояночного тормоза, а самой коробки. Именно такой режим рекомендован для запуска двигателя.

Neutral (N) – нейтральный режим

Колеса не блокируются и могут вращаться, поскольку управляющие элементы отключены. То есть при необходимости машину можно передвигать на короткую дистанцию вперед или назад. От механического аналога нейтраль автоматической коробки имеет отличительные особенности. Нельзя включать этот режим, когда автомобиль стоит в пробках. Включать его разрешается только в экстренной ситуации. Но, как и режим P, положение селектора в N также разрешает запускать двигатель.

Drive (D) – движение вперед

Это основной режим для передвижения транспортного средства по городу. Происходит последовательное переключение скоростей всех передач, кроме повышающей. Для защиты от случайного включения предусмотрена блокировка.

Reverse (R) – задний ход

При активации данного режима при езде автомобиля неизбежно разрушаются все трансмиссионные элементы. Поэтому в современных коробках есть специальная защита, которая исключает включение заднего хода, пока машина движется веред. Но не во всех моделях АКПП такая мера присутствует. Поэтому переводить селектор в положение R необходимо только после полной остановки автомобиля.

«4-3-2-L»

Это специальные режимы работы коробки, которые предусмотрены для разных условий движения транспортного средства. При этом включается определенное количество передач. Режим 3 подразумевает использование трех скоростей, а при L – только одна передача.

0 0 голос
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector