8 740 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разновидности и особенности автомобильных коробок передач

В любом автомобиле трансмиссия представляет собой важный агрегат помимо двигателя. И если силовой агрегат рождает крутящий момент, то коробка передач призвана для его изменения. Собственно от этого и зависит скорость передвижения транспортного средства. А не будь КПП, машина бы не могла двигаться назад.

Современные производители оснащают автомобили разными типами агрегатов. Всего существует 4 типа:

  • механическая трансмиссия;
  • классическая коробка автомат;
  • роботизированный агрегат;
  • бесступенчатый аналог.

Каждый механизм имеет свои особенности наряду с преимуществами и недостатками.

Особенности механической трансмиссии

механическая коробка передач
механическая коробка передач

По сути, данный агрегат является многоступенчатым редуктором цилиндрической формы. Классические легковые автомобили обычно оборудовались 4-ступенчатым механизмом. В некоторых новых моделях используется 5 или 6 ступенчатая коробка.

Механизм в свою очередь делится на два типа:

  • двухвальные;
  • трехвальные.

Коробка с двумя валами ставится лишь на переднеприводные транспортные средства. В таких механизмах один из валов (ведущий или первичный) соединен со сцеплением через шлицевое соединение, а другой (ведомый) – с трансмиссией. Трехвальные конструкции актуальны по отношению к транспортным средствам, имеющим не только передний, но и задний привод (легковые автомобили, грузовики).

Особенность механической трансмиссии кроется в том, что зубья шестерен для передних передач и задней ступени имеют разное исполнение. У первых они косые, тогда как во втором случае – прямые. В результате передается больший крутящий момент, однако возникает гул, который многие слышали, когда машина сдает назад (его не спутаешь ни с чем). Поэтому для передних передач используются косозубые шестерни, иначе такого постоянного звукового дискомфорта никто не выдержит.

Основное преимущество любой механической коробки заключается в простоте и надежности всей конструкции. Переключать скорости легко, а потому среди многих автолюбителей именно такой вариант предпочтителен. Механика позволяет добиться динамичности, а также экономичности в езде.

Что таит в себе классическая коробка автомат?

Автоматическая коробка передач
Автоматическая коробка передач

Принцип действия механизма все тот же, как и у механического аналога – изменять и передавать крутящий момент на колеса. При этом водителю не нужно отвлекаться, чтобы переключать скорости – агрегат делает это самостоятельно. Другая отличительная особенность – отсутствие педали сцепления.

В основе любого агрегата есть три главные составляющие:

  • Гидротрансформатор – особый агрегат, внутри которого есть тороидальная камера, заполненная трансмиссионным маслом. Именно за счет него осуществляется передача крутящего момента.
  • Планетарный редуктор – основа любой автоматической коробки, где расположенные ее главнее составляющие – солнечная, коронная шестерни, водило, сателлиты.
  • Гидравлическая система – сочетание механизмов для управления редуктором.

Между собой автоматические коробки разняться, исходя из количества ступеней, способа их переключения, типу сцепления и актуаторов. Такой механизм обеспечивает плавный переход скоростных режимов в отличие от механической коробки.

Однако комфортная езда с АКПП подразумевает большой расход топлива, нежели при использовании механического агрегата. Это обусловлено тем, что гидротрансформатор заменяет собой узел сцепления, правда его КПД существенно ниже, чем у зубчатой передачи. Отсюда и высокий расход топлива.

«Типтроник» – отдельная разновидность АКПП

Впервые данную систему начала ставить на автомобили компания Porsche еще в далеких в 90-х годах. Позднее разработка привлекла внимание остальных производителей, среди которых такие мировые бренды как BMW и Audi. Первое время системой Tiptronic оснащался транспорт из мира автоспорта в силу минимального хода рычага управления.

Большинство автолюбителей придерживаются ошибочного мнения касательного того, что термин «Типтроник» обозначает отдельный узел АКПП с возможностью ручного переключения передач. Это в корне неверно – в отношении классического автомата это просто недопустимо. Следовательно, это отдельная разновидность автоматического агрегата.

По устройству обе коробки практически идентичны. Что касается характера движения, то машина с типтроником едет точно также как и автомобиль, оснащенный обычным автоматом. Основное различие – возможность для водителя, при необходимости, управлять коробкой в ручном режиме. В последнем случае для селектора предусмотрена отдельная область – обычно это специальный вырез сбоку от основных обозначений (D, N, R, P).

Ручное переключение выполняется простым ходом селектора вперед и назад. При этом его положения не фиксируются, как в традиционной механической коробке. Движение вперед повышает передачу («+»), а назад – понижает («-»). Иными словами коробка «Типтроник» способна работать в двух режимах:

  • полный автомат;
  • ручное переключение.

Система Tiptronic включается посредством обратного движения рычага коробки в положение D. У некоторых машин для переключения передач предусмотрены подрулевые лепестки. В этом случае коробка переходит в ручной режим при их задействовании – то есть переводить селектор в соответствующее положение не требуется. Но как только водитель перестает использовать подрулевые переключатели, коробка самостоятельно переводится на автоматическую работу.

Роботизированная коробка

На языке автолюбителей они именуются «роботами» в силу того, что механизм объединяет в себе два предыдущих типа. По сути, агрегат представляют механическую коробку, где присутствуют оба вала, а также сцепление, но управление работой осуществляет компьютер. Это повышает КПД трансмиссии, а двигатель работает в оптимальном режиме, из-за чего достигается максимальный комфорт при езде.

Современные модели КПП имеют двойное сцепление для более плавной передачи колесам крутящего момента. А наряду с надежностью, эффективностью, долговечностью, компактностью роботизированные механизмы обладают конкурентными ценами. Ими оснащаются не только автомобили бюджетного класса, но и более высокого уровня.

Только к «роботу» нужно привыкать, в особенности, когда водитель ранее ездил на автомобиле с механикой. В ходе ручного переключения передач он сам контролирует плавность хода машины за счет плавного выжимания сцепления и выбором оборотов двигателя.

Моменты включения передач роботизированной коробкой можно ощущать небольшие рывки. Собственно с целью компенсации и предусмотрено двойное сцепление. При этом бортовой компьютер настроен на одновременную подачу двух ступеней – на одно больше и меньше. Это позволяет избежать рывков.

Бесступенчатый аналог или вариатор

В предыдущих типах коробок передача крутящего момента имеет ступенчатый характер. Скорость повышается за счет изменения соотношения передаточных чисел. Вариатор – это бесступенчатый агрегат, который обеспечивает максимальную плавность при передаче крутящего момента. Никаких рывков не наблюдается, что существенно отражается на комфорте езды в лучшую сторону.

Устройство механизма простое – здесь нет ни дополнительных механизмов, ни шестерен. За счет этого КПД такой коробки высокий. Принцип работы основан на двух шкивах, которые способны менять свои размеры. Между собой они соединены специальным ремнем. Благодаря этому подбирается оптимальное передаточное соотношение. Работой трансмиссии руководит компьютер – именно он решает, когда шкивам пора менять размерность.

При этом вариатор обладает рядом недостатков. Во-первых, его нельзя ставит на транспортные средства с мощными силовыми агрегатами. Это оптимальный вариант только для малолитражных автомобилей, а также скутеров. Во-вторых, ремни изнашиваются быстро – их нужно менять через каждые 150 тысяч км пробега, не более. В некоторых моделях вариатора вместо ремня используется цепь, но и она не долговечна.

Краткий итог

коробка передач
коробка передач

Каждый водитель сам отдает предпочтение наиболее эффективному и комфортному лично для него варианту. У всех коробок есть достоинства и недостатки, а по устройству они кардинально отчаются. Кому-то по душе механика, другим нравится автомат за счет плавного переключения передач. Третьи могут привыкнуть к роботу, а есть и те, кто выделяет вариатор. Как отмечают специалисты, у роботизированных и бесступенчатых механизмов большие перспективы на будущее. И возможно автолюбители перестанут отличать вариатор от традиционного автомата, ведь в обоих случаях трансмиссия выполняет свои обязанности самостоятельно, за редким исключением.

3 2 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector