12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие сейчас категории водительских прав

Категории водительских удостоверений

Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих, поэтому право на управление ими предоставляется лицам, отвечающим определенным требованиям (таблица 1 «Категории водительских прав»). Для того чтобы получить водительское удостоверение определенной категории, требуется сдать экзамен. Стоит отметить, что для того, чтобы управлять велосипедом, сдавать такой экзамен не требуется, хотя не стоит забывать об установленных возрастных ограничениях для движения на нем по дорогам – 14 лет (п. 24.1 ПДД).

Таблица 1. «Категории водительских прав»

Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с механической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории с любым видом трансмиссии. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, предоставляется право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «А», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «А1» и подкатегории «В1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «В» — подкатегории «В1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «С» — подкатегории «С1», категории «D» — подкатегории «D1», категории «СЕ» — подкатегории «С1E», категории «DE» — подкатегории «D1E». Российское национальное водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортными средствами, подтверждающие право на управление транспортными средствами любой из этих категорий или подкатегорий, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «М» (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Лица, проходящие военную службу, после соответствующего профессионального обучения допускаются к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1» по достижении девятнадцатилетнего возраста.
До достижения указанными лицами двадцатиоднолетнего возраста выданные им по результатам сдачи экзаменов российские национальные водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», принадлежащими только Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба (п. 4 ст. 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Водительское удостоверение любой категории выдается на срок 10 лет, за исключением лиц, временно пребывающих на территории России и не имеющим иностранных национальных водительских удостоверений. В этом случае выдача российского водительского удостоверения производится на общих основаниях на срок действия регистрации их документов на право временного пребывания в Российской Федерации.

Квадрициклы, трициклы и мопеды

Не следует путать понятия «КвадрОцикл» и «КвадрИцикл». К легким квадрициклам относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

  • в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см.;
  • в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа – максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;
  • в случае электродвигателя – номинальный максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

Категория В1 разрешает управление не только легкими, но и прочими квадрициклами, к которым относятся четырехколесные транспортные средства, ненагруженная масса которых не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.

Трицикл – это трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб.см. и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

Мопед – это двухколесное или трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся: — в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб.см., или — в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или — в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Полный список категорий и подкатегорий водительских прав 2020 года с расшифровкой

Главная » Блог » Категории водительских прав с расшифровкой

01.05.2018
Комментариев нет
112471

Водительское удостоверение разрешает автомобилисту управлять тем видом транспорта, категория которого указана в правах. Ведь автомобили отличаются между собой по объему двигателя, грузоподъемности, наличию пассажирских мест, сложности и степени опасности управления. Чтобы управлять определенным видом автотранспорта, следует получить удостоверение с соответствующей пометкой. В этой статье мы рассмотрим все категории водительских прав с расшифровкой с учетом всех нововведений.

Классификация периодически изменяется, в 2020 году действует список, утвержденный законом РФ «О безопасности дорожного движения», он состоит из 16 подвидов. За передвижение на транспорте, на который не оформлена водительская категория, к нарушителю применяется штраф в размере 5-15 тысяч рублей.

Прежде чем получать ВУ, следует решить, за руль какого транспорта вы хотите сесть. От этого будет зависеть категория прав, на которую предстоит пройти обучение. Самые легкие – это мотоциклы и легковые автомобили. Права на эти виды транспорта можно получить во всех автошколах. Тем же, кто хочет стать профессиональным водителем, придется поискать автомобильные курсы, на которых готовят учеников по расширенной программе.

Внешний вид водительских прав

Водительские удостоверения в России изготавливают в виде пластиковой карточки, с нанесением персональных сведений о водителе. Автоправа защищены голографическими знаками. Фотография не вклеивается, изображение лица и подпись наносятся при изготовлении документа.

На лицевой части прав изображена фотография и указаны личные данные:

  • фамилия, имя – на русском языке и латиницей;
  • год рождения, страна происхождения;
  • дата выдачи и срок действия прав;
  • наименование подразделения Госавтоинспекциии, выдавшего удостоверение;
  • серийный номер документа;
  • город проживания;
  • разрешенные категории;
  • личная подпись.

Отметка о разрешенной категории ТС указана непосредственно в ВУ, с обратной стороны. Внизу печатаются особые отметки: об ограничениях по медицинским противопоказаниям, дата открытия и срок действия. Водительские права выдаются на десять лет. Просроченный документ подлежит обязательной замене.

Напротив открытой категории, кроме даты получения и срока действия ВУ, указываются специальные отметки:

  • GCL – водитель должен находится за рулем ТС в очках или линзах. Примечание вносится на основании заключения окулиста из медицинской справки. При этом на фотографии водитель должен быть изображен в очках или линзах.
  • ML – медицинские ограничения.
  • AS – указывается в графе с категорией В, при закрытой категории А. Означает, что владелец может управлять ТС только с автомобильным рулем и при наличии сиденья.
  • MS – противоположна аббревиатуре AS. Сообщает о том, что водителю разрешено управлять мотоциклом, без права вождения автомобиля. Разрешается водить трициклы и квадрициклы, оснащенные мотоциклетным рулем.
  • АТ – автоматическая трансмиссия. Разрешено управлять лишь автомобилями с коробкой «автомат». Ездить на «механике» водителю запрещено.
  • МС – разрешено вождение автомобиля, оснащенного ручным управлением. Отметка ставится водителям-инвалидам на основании медицинских предписаний.
  • APS – управление только транспортом, оборудованным автоматической системой парковки.
  • HA/CF – вождение машины с использованием слухового аппарата.

Серия и номер документа дублируются с обеих сторон пластика. В примечаниях указывается справочная информация – стаж водителя, год первичного получения удостоверения.

Категории ТС

Категория водительского удостоверения свидетельствует о виде транспорта, которым разрешено управлять автолюбителю:

  • А – позволяет управлять обычными мотоциклами, с боковой коляской, 3-х-колесными и 4-х-колесными транспортными средствами, со снаряженной массой не более 400 кг.
  • А1 – распространяется на легковесные мотоциклы, с объемом двигателя до 125 см3, мощностью до 11 кВт (открывается по умолчанию при наличии категории А).
  • В – на легковые машины, весом до 3,5 тонн, предназначенных для перевозки не более 8 человек кроме водителя. Сюда же относятся джипы, внедорожники, небольшие пикапы.
  • ВE – легковые авто с габаритным прицепным устройством (от 750 кг до 3,5 т).
  • В1 – трициклы и квадрициклы;
  • С – разрешение на грузовой транспорт (от 3,5 тонн). Категория понадобится для управления «тяжеловесами», типа «Хаммер», ГАЗ «Тигр».
  • СE – грузовые автомобили с прицепом. Категория CE, полученная до появления подкатегорий, разрешает управлять грузовиками с прицепами.
  • С1 – грузовой транспорт с грузоподъемностью 3,5-7,5 тонн.
  • С1E – средние грузовые машины с прицепным устройством, вес которого превышает 750 кг. Суммарная масса авто и прицепа должна быть до 12 тонн.
  • D – автомобили, приспособленные для перевозки более 8 человек, микроавтобусы, маршрутные такси и автобусы. В категорию не входят сдвоенные автобусы- «гармошки».
  • DE – автобусы с прицепом, масса которых более 750 кг, сцепленные автобусы.
  • D1 – небольшие автобусы, вместимостью пассажиров от 8 до 16 человек.
  • D1E – микроавтобусы с прицепом, с максимальным весом не более 12 тонн. В прицепе нельзя перевозить людей.
  • М – мопеды и легкие квадрициклы. Открывается вместе с одной из других категорий.
  • Tm – трамваи.
  • Tb – необходима для вождения троллейбусов. Ранее для управления троллейбусом или трамваем требовались особые отметки в водительских правах.

Приведенная классификация содержит подкатегории с цифровой приставкой. Они выделены для использования облегченных вариантов транспортных средств – с меньшей грузоподъемностью и мощностью двигателя. Подкатегории открываются по умолчанию, как дочерние, при открытии основных категорий.

Возрастные ограничения для получения прав

Российское законодательство устанавливает ограничения по возрасту для открытия в водительском удостоверении разных категорий. Подкатегории А1, М разрешены в 16-летнем возрасте. В 18 лет можно получить права категорий A, B, В1, C и С1, для управления легковыми и грузовыми автомобилями небольшой массой. ВЕ, С1Е, СЕ разрешено открывать с 19 лет. С 21-летнего возраста разрешается получать права на микроавтобус, автобус, троллейбус и трамвай.

Управлять машинами с прицепами можно лишь спустя год после открытия основной категории. То есть у водителя должен быть стаж вождения автомобилем от одного года, чтобы он мог получить право на управление транспортом с прицепом.

Подростки в возрасте 17 лет могут пройти обучение в автошколе на категории В и С. Но после сдачи экзаменов они не смогут самостоятельно водить машину, права выдаются лишь с 18 лет.

Открытие дополнительных категорий

Если водитель захочет открыть новые категории в правах, ему придется пройти обучение в автошколе и сдать квалификационные экзамены по теории и практике. Для каждой предусмотрены разные экзамены. Самостоятельно подготовиться к сдаче экзаменов нельзя, для допуска на экзамен требуется свидетельство от автошколы об окончании курса.

Чтобы открыть категории A, А1, М и B1, необходимо пройти теоретический экзамен и сдать вождение на автодроме:

  • выполнить габаритную восьмерку, змейку, продемонстрировать скоростное движение;
  • сдать парковку и выезд с парко-места;
  • правильно остановить транспорт для посадки или высадки пассажиров.

Для открытия категории В необходимо дополнительно выполнить упражнение «Регулируемый перекресток» на автоматизированном автодроме, инструктор попросит проехать по эстакаде, тронутся «под горку», сдать задним ходом в условный гараж, припарковаться, выполнить повороты под 90 градусов, развернуть авто в ограниченном местности.

Чтобы открыть C, D и подкатегории C1, D1, кроме теории, требуется продемонстрировать навыки езды на грузовом транспорте на площадке и в реальных городских условиях: выполнить стандартные упражнения на учебном транспорте запрошенной категории, сцепление и расцепление, парковку у платформы на разгрузку.

Если вы учились в автошколе на машине с АКПП, но возникла необходимость управлять автомобилем с «механикой», придется пересдавать экзамен по вождению на автодроме. Только после успешной пересдачи, вы получите права без отметки АТ.

Правила получения прав с новыми категориями для иногородних граждан

Те, кто проживают не по адресу регистрации, вполне могут получить новую категорию в другом городе. Иногородние жители должны подать в отделение ГИБДД расширенный пакет документов:

  • паспорт гражданина России;
  • медицинскую справку;
  • документ, подтверждающий местную регистрацию;
  • справка из ГИБДД по месту прописки, подтверждающая, отсутствие нарушений и лишений водительских удостоверений.

Процедура замены прав

Не нужно проходить экзамены тем водителям, которые переоформляют удостоверение в связи с окончанием срока их действия. Водительские права выдаются на 10 лет. Автомобилист должен самостоятельно следить за годностью документа, и вовремя переоформить удостоверение. КОАП предусматривает ответственность за управление транспортом с просроченным удостоверением в виде штрафа.

Для замены просроченного удостоверения следует обратиться в отделение Госавтоинспекции, МФЦ, или оформить заявление через портал Госуслуг. За обмен документов необходимо оплатить госпошлину в размере 2000 руб. Если воспользоваться услугами сайта Госуслуг, можно получить скидку 30% от суммы сбора.

Для замены документа водитель должен предъявить:

  • заявление по установленной форме 003-В/у;
  • старое удостоверение;
  • паспорт;
  • справку о прохождении медицинского осмотра;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Фотографию сдавать не нужно, вас снимут непосредственно в подразделении ГИБДД или МФЦ. Не понадобится медсправка тем, кто меняет права по причине, не связанной с истечением срока действия: из-за их износа, утери документа, смены фамилии, других персональных данных, изменения медицинских показаний.

Водительские права: новые категории транспортных средств и другие изменения

На днях вступила в силу новая редакция Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон). Большинство поправок, внесенных в мае 2013 года 1 , начали действовать уже с 5 ноября текущего года, но введение в действие некоторых новых норм было несколько отсрочено. Изменения и нововведения коснулись тех, кто желает получить водительское удостоверение, а также иностранцев в части допуска к управлению автомобилем на российских дорогах.

Рассмотрим основные поправки к Закону и порядок их применения.

Были введены новые категории и подкатегории транспортных средств. Напомним, раньше существовало пять категорий транспортных средств, обучение вождению которых проводилось по отдельным образовательным программам: «А» (мотоциклы, мотороллеры и другие автотранспортные средства), «В» (легковые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т.), «С» (автомобили, масса которых превышает 3,5 т.), «D» (транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не менее восьми сидячих мест, не считая места водителя) и «Е» (составы транспортных средств). В отдельную категорию были также выделены трамваи и троллейбусы.

В результате поправок ст. 25 Закона претерпела изменения, в результате которых перечень типов транспортных средств был значительно расширен – всего было закреплено 10 основных категорий и 6 подкатегорий транспортных средств. Такое деление предлагает Конвенция о дорожном движении 1968 года, которая была ратифицирована нашей страной в 1974 году (Указ Президиума ВС СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII «О ратификации Конвенции о дорожном движении»). В 2004 году Конвенция претерпела поправки, касающиеся как раз новых категорий и подкатегорий транспортных средств (для нашей страны новая редакция Конвенции вступила в силу с 28 марта 2006 года). А поскольку Россия обязана привести свое национальное законодательство в соответствие с нормами ратифицированного международного соглашения, эти нововведения были внесены и в Закон.

Авторы поправок подчеркивают, что их необходимость была обусловлена расширением парка различных типов и модификаций транспортных средств, значительно превосходящих по уровню сложности и своим техническим характеристикам ранее выпускаемые автомобили и мотоциклы.

Так, помимо классических категорий «А», «В» и «С», появились новые: «ВЕ«, «СЕ» и ««. К ним будут относиться транспортные средства соответствующих категорий, имеющие прицеп весом свыше 750 кг.

Свои буквенные обозначения получили трамваи (Tm) и троллейбусы (Tb), причем теперь каждый из этих видов признается самостоятельной категорией транспортных средств, и следовательно, для каждого из них должны быть составлены отдельные образовательные программы.

Одной из самых обсуждаемых впервые введенных категорий стала категория «М» – мопеды и легкие квадрициклы. До этого наше законодательство никак не регулировало допуск к участию в дорожном движении этих транспортных средств, а также не закрепляло обязанности получить соответствующее водительское удостоверение. Учитывая, что мопеды очень популярны среди молодых людей, нередко предпочитающих быструю и агрессивную езду и в то же время оказывающихся наиболее уязвимыми участниками ДТП, подобные поправки были крайне необходимы.

Помимо основных категорий транспортных средств, в Законе появились входящие в них подкатегории. Целесообразность их введения оценивалась в зависимости от обособленности транспортных средств по техническим характеристикам, сравнительного количества и динамики их распространения, количества ДТП с их участием, популярности среди водителей и т.д.

Основными подкатегориями являются:

  • «А1» – легкие мотоциклы (с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 см3 , и максимальной мощностью не более 11 кВт);
  • «В1» – трициклы и квадрициклы (трехколесные и четырехколесные транспортные средства);
  • «С1» – автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и до 7,5 т;
  • «Д1» – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более 16 сидячих мест помимо сиденья водителя;
  • «С1E» – автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 т;
  • «D1E» – автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 т.

Подкатегории позволяют дифференцировать условия получения права на управление транспортным средством в зависимости от его потенциальной опасности, обусловленной техническими и эксплуатационными характеристиками.

Для кандидатов в водители введение подкатегорий облегчает получение водительского удостоверения и позволяет сконцентрироваться в процессе обучения на конкретных особенностях того или иного типа транспортных средств. Так, отмечают авторы инициативы, желающим получить право на управление малотоннажными грузовиками и микроавтобусами не придется осваивать в полном объеме программы подготовки большегрузных автомобилей и городских пассажирских автобусов. Аналогичным образом будут дифференцированы и программы подготовки мотоциклистов.

Введение подкатегорий не приведет к ущемлению прав водителей на управление ранее разрешенными категориями транспортных средств, поскольку наличие открытой категории в водительском удостоверении автоматически дает право управления транспортными средствами соответствующей подкатегории.

В настоящее время ведется подготовка типовых образовательных программ для автошкол с учетом появившихся новых категорий и подкатегорий транспортных средств. Эти документы должны быть разработаны в течение ближайших двух месяцев.

Цитата

Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России:

«Нам видится, что такая [типовая. – Ред.] программа должна быть модульной, включающей как программу для базовой подготовки, так и дополнительные модули, выводящие на категории и подкатегории. Мы проработаем вопрос о возможности перезачета уже имеющихся сданных модулей для того, чтобы повышать в последующем свою категорию.
Мы проработаем вопросы как информирования, так и обучения представителей автошкол, каким образом на основе примерных образовательных программ разработать собственные образовательные программы, которые будут действовать уже в автошколах. Мы будем сейчас прорабатывать вопрос о том, чтобы был переходный период с одного типа программ на другой тип программ»

Разрешено сдавать экзамен на право вождения на автомобилях, оборудованных автоматической коробкой передач (абз. 3 ч. 2 ст. 25 Закона). Если будущий водитель решит воспользоваться этой возможностью, то после выдачи удостоверения он получит право управления автомобилями исключительно с автоматической коробкой передач. А кандидаты в водители, обучавшиеся и сдавшие экзамен на автомобиле с механической трансмиссией, как и сегодня, сохраняют возможность управлять транспортными средствами с обоими типами коробки передач. Соответствующие отметки, скорее всего, будут нанесены на водительское удостоверение.

Надо отметить, что это нововведение обсуждалось уже давно и в целом одобрительно воспринято как профессиональным сообществом, так и желающими управлять только автомобилями только с автоматической коробкой передач.

Такая практика продолжительное время существует в западных странах, причем не обходится без курьезов. Хрестоматийный случай произошел в сентябре 2012 года в американском штате Теннеси, когда двое подростков 15 и 18 лет попытались угнать автомобиль, но не справились с механической коробкой передач и были задержаны подоспевшими полицейскими. Правда, такие машины не пользуются в Америке популярностью – по данным исследования автомобильного портала Edmunds.com, за первый квартал минувшего года в США было продано только 6% автомобилей с механической трансмиссией от общего количества продаж. А из 2360 предлагаемых на тот момент к продаже моделей автомобилей только 19% были оборудованы ручной коробкой передач.

До внесения поправок возможность сдачи экзамена на автомобиле с автоматической коробкой передач никак не была урегулирована ни Законом, ни Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений»). Упоминание о возможности сдать экзамен на машине с автоматической трансмиссией упоминалось только во внутреннем документе Госавтоинспекции – Методике проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами. Единственная оговорка, которая была сделана в этом документе, касается упражнения «остановка и трогание на подъеме» (то, что обычно называют упражнением «горка»). Это упражнение, а также все упражнения, выполняемые для получения права на управления мотоциклом можно было сдавать только на машине с механической трансмиссией.

Запрещена подготовка к сдаче экзаменом на право управления транспортным средством экстернатом. С 5 ноября 2013 года утратила силу ч. 2 ст. 26 Закона, позволявшая кандидатам в водители самостоятельно готовиться к сдаче экзаменов в ГИБДД. Она вызывала множество нареканий – как из-за неоднозначности самой возможности подготовки к сдаче экзамена без помощи инструктора, так и вследствие коррупциогенного фактора.

Более того, такое правило входило в противоречие с действующим законодательством. Так, пп. «б» п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, предусматривает обязательное лицензирование деятельности образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей. Аналогичное правило содержалось и в ранее действовавшем законе об образовании, утратившем силу с 1 сентября 2013 года. Законодатель, таким образом, придает обучению водителей особое значение, поскольку последствия некачественной подготовки выпускников автошкол могут быть очень серьезными.

Подзаконные акты тоже должны быть приведены в соответствие с этим правилом. С 2000 года действует Перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается 2 . Однако в сфере обучения на право управления автотранспортными средствами толковать его положения можно неоднозначно. Профессия «водитель автомобиля» упомянута в п. 30.20 Перечня, но включена туда в качестве подраздела категории «Автомеханик«. Неясно, таким образом, какую именно категорию лиц подразумевал законодатель – автомехаников, обладающих навыками вождения автомобиля, или всех водителей вообще.

Множество нареканий вызывают и распространенные предложения недобросовестных предпринимателей о дистанционной подготовке к сдаче экзаменов. В частности, этим недовольны представители автошкол ввиду демпинговых цен подобных программ. Однако, как отмечает директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Наталия Золотарева, в министерстве сейчас находится на выходе документ, утверждающий перечень специальностей и профессий, получение которых в форме электронного обучения запрещено, и профессия водителя входит в этот перечень.

Изменились требования к возрасту водителей транспортных средств и кандидатов в водители. В новой редакции была изложена статья «Условия получения права на управление транспортными средствами» (ст. 26 Закона). Сравним ранее действовавшие и актуальные условия допуска к экзаменам и предоставления права управления транспортными средствами той или иной категории.

Таблица. Сравнительный анализ условий получения права на управление транспортными средствами (по старой и новой редакциям Закона)

Категории водительских прав

Существуют 5 основных категорий: А — мотоциклы, B — легковые автомобили, C — грузовые автомобили, D — автобусы, М — мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1, и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.

Категория А
Водительское удостоверение такого типа позволяет управлять мотоциклом с боковым прицепом или же без него. Общая снаряженная масса транспортного средства не должна превышать 400 кг. При этом мотоцикл может иметь двухколесное, трехколесное или четырехколесное исполнение.

Категория A1
Эта категория необходима для управления мотоциклом, объем двигателя которого варьируется в пределах 50-125 кубических сантиметров.

Категория B
Автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.

Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям. Также категория B позволяет управлять мотоколясками и автомобилями с прицепом (разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг).

Если разрешенная максимальная масса прицепа превышает 750 килограммов, то к составу транспортных средств предъявляются дополнительные требования:

1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.
2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.

Категория «ВЕ»
Автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.

Подкатегория «В1»
Трициклы и квадрициклы.
Обратите внимание , «квадрИцикл» и «квадрОцикл» это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.

Категория C
Автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

Водительские права категории С позволяет управлять только тяжелыми (более 3500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Обратите внимание , категория C не дает права управления легкими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.

Подкатегория «С1»
Автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

К подкатегории С1 относятся легкие грузовики, разрешенная максимальная масса которых не превышает 7,5 тонн. Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).

Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.

Подкатегория «С1Е»
Автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами категории C1E.

Категория «D»
Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, не зависимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг. Для более тяжелых прицепов также требуется водительское удостоверение категории DE.

Категория «DЕ»
Автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

Подкатегория «D1»
Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.

Подкатегория D1 позволяет водителю управлять маленькими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

Подкатегория «D1Е»
Автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами категории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом категории D1E.

Категория «M»
Новая категория М, введенная 5 ноября 2013 года, позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.
Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.
Обратите внимание , что удостоверение тракториста-машиниста не позволяет управлять мопедами.

Категория «Tm» — трамваи; категория «Tb» — троллейбусы;
С 2015 года для управления трамваями и троллейбусами требуются специальные категории водительских прав. Раньше троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории прав.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector