Крис Рунге и его самодельные автомобили из полированного алюминия
Электромагнитный индуктор для выправления вмятин без покраски
Электромагнитный индуктор можно считать достаточно новым устройством. T‑Hotbox 3650 был впервые представлен в 2013 году, а также анонсирован в 2014–2015 годах на выставке SEMA . В 2018 году появился обновлённый электромагнитный индуктор серии 3800 красного цвета с цифровым экраном и кнопками управления режимами работы, вместо вращающегося регулятора на старой модели. Он позволяет независимо устанавливать время воздействия и мощность. Существуют также более дешёвые аналоги, которыми можно работать точно также.
Модель T‑ HOTBOX HTR-02 и обновлённая модель серии 3800
Аналог T‑Hotbox PDR
Электромагнитный индуктор — это универсальный прибор, который может иметь несколько применений, в зависимости от подключённых аксессуаров.
- Для беспокрасочного ремонта вмятин ( PDR ). Поднимает маленькие вмятины при помощи нагрева электромагнитной индукцией, не повреждая лакокрасочное покрытие.
- Для нагрева ржавых болтов и гаек, чтобы облегчить их откручивание.
- Для демонтажа вклеенных стёкол.
- Для удаления наклеек и эмблем.
На английском языке можно встретить название «Hot Box Hail Repair Tool», что означает предназначение прибора для ремонта вмятин от града. Это наиболее частое его применение. Если взглянуть более широко, то электромагнитный индуктор можно рассматривать, как устройство, которое может быть применено на большинстве вмятин (иногда в комбинации с традиционными PDR-инструментами). То есть, индуктор может использоваться как индивидуальный инструмент для маленьких пологих вмятин, а также как вспомогательный инструмент при ремонте более сложных вмятин инструментами PDR . В целом, он всегда помогает сократить общее время ремонта.
В этой статье разберём принцип действия электромагнитного индуктора, как его правильно настроить и использовать, как при помощи него выправлять маленькие и средние вмятины, его применение в комбинации с традиционными PDR-инструментами для ремонта более сложных вмятин и ограничения использования.
Принцип действия
T‑HotBox может нагревать все легко магнитящиеся материалы, используя концентрированное магнитное поле на конце индукционной головки. Поэтому электромагнитный индуктор нагревает чёрные металлы и их сплавы легко, но не действует на стекло, пластик, дерево и другие материалы. Не рекомендуется применять прибор на алюминии. Индукционный нагреватель может нагреть латунь, алюминий и их сплавы значительно меньше, чем сталь. Для работы с алюминием требуется другой тип индукционного нагрева. Существуют также нагревательный индуктор специально предназначенный для алюминиевых панелей (T‑ HOTBOX ALUMINUM HEAT INDUCTION DENT REMOVAL SYSTEM ).
Электромагнитный индуктор состоит из: 1. разъём для кабеля, соединяющегося с индукционной головкой (нагревательной ручкой). 2. Регулятор времени/мощности 3. Главный выключатель с красным индикатором 4. Ручка
Метод использования нагрева для удаления плавных вмятин нельзя назвать новшеством, он используется уже несколько десятилетий. Новизна в том, что технология позволяет нагревать панель, без повреждения краски. Вмятина выправляется под действием механизма теплового расширения металла. Разница температур между ремонтируемой нагретой зоной и окружающей её областью панели является причиной расширения металла с разной скоростью, тем самым, вызывая движение металла и выправление вмятины. Проще говоря, нагретый металл расширяется и поднимает вмятину. Кроме того, индукция ослабляет напряжения внутри вмятины, тем самым, предотвращая возвращение вмятины после остывания металла.
Как пользоваться?
Прибор имеет настройки, которые могут быть изменены в зависимости от области применения.
Систему можно настроить на время воздействия: 0.5 сек – 1 сек – 1.5 сек – 2 сек – 3 сек – 4 сек. Режим времени соответствует промежутку времени работы прибора при 100% мощности. Прибор остановится автоматически после воздействия в течение заданного времени. Ограничение времени воздействия предотвращает подгорание краски. Также может быть установлена мощность на: 20%, 40%, 60%, 80% или 100%. Режим мощности отвечает за выходную мощность прибора. В этом режиме время работы электромагнитного индуктора бесконечно.
Режим времени «бесконечность» означает 100% мощности при не заданной длительности, то есть длительность определяете сами. Этот режим может быть полезен при работе, когда не важно повреждение краски, а главное выправить вмятину. То есть, ремонтируемая панель кузова будет подготавливаться к покраске и окрашиваться.
Электромагнитный индуктор T‑ HOTBOX HTR-02 с подключённой индукционной рабочей головкой VS-Pen, применяемой для беспокрасочного ремонта вмятин.
Выберите подходящий рабочий инструмент (индукционную ручку/головку), в зависимости от задачи, которую нужно выполнить, и соедините его с электромагнитным индуктором, используя кабель, входящий в комплект (для выправления вмятин это индукционная ручка/головка VS-Pen). Используйте вращающийся регулятор для выбора желаемого времени или мощности. В режиме заданного времени, если Вы нажмёте и продолжите нажимать кнопку, прибор выключит нагрев после того, как прошло выбранное время. Если Вы отпустите кнопку и нажмёте снова, время начнёт отсчитываться снова сначала. В режиме мощности (power mode), то есть, в режиме бесконечного времени, индукционная головка будет нагревать материал так долго, пока нажата кнопка.
Расположите прибор рядом с местом, где будет осуществляться ремонт. Нагрев начинается после того, как нажата кнопка на индукционной головке. Одновременно, прибор начнёт издавать звук.
- Держите индукционную головку (VS-Pen) V‑образной выемкой направленной к Вам так, чтобы Вы могли видеть через неё и идентифицировать углубление.
- Нужно едва касаться поверхности и не давить во время воздействия. При этом не должно быть зазора между кузовом и рабочим наконечником во время нагрева.
- Наиболее часто аппарат используется с настройками 0.5 и 1.0 секунд. Полсекунды – самая безопасная настройка, позволяющая избежать подгорания краски. Более чем 3 повторных цикла воздействия с настройкой 0.5 секунд может повредить краску.
- Когда используете настройку 1 сек., подождите 5 секунд между повторением. Воздействуйте не более, чем 3 циклами, чтобы предотвратить подгорание краски.
- Маленькая вмятина выправляется непосредственным воздействием в её центр. Более крупные, постепенным воздействием с краёв к центру. Более подробно о ремонте вмятин читайте в этой статье ниже.
- Будьте осторожны вокруг областей панели, приклеенных с обратной стороны к рёбрам жёсткости. Эти области имеют склонность вминаться под воздействием электромагнитного индуктора, вместо выправления.
- Если Вы увидели дым или след от дыма на поверхности при использовании прибора, то нужно подождать минимум 10 секунд или полностью прекратить воздействие, чтобы предотвратить повреждение краски.
Преимущества электромагнитного индуктора
В отличие от традиционной технологии PDR , нагрев, создаваемый электромагнитным индуктором, выправляет вмятину быстрее и производит более щадящее действие. Нет необходимости много раз выдавливать вмятину с обратной стороны панели. Это особенно удобно в местах с ограниченным доступом с обратной стороны или в ситуациях, когда не желательно снимать обшивку для доступа к обратной стороне вмятины.
Итак, какие преимущества имеет электромагнитный индуктор:
- удаляет плавные вмятины,
- сокращает вмятины c острыми точками деформации,
- доводит металл после ремонта PDR , сделанного традиционными PDR-инструментами (разглаживает мелкие неровности),
- может осаживать немного растянутый металл (убирает хлопун, делает металл жёстче и стабильнее). Для этого нужно нагреть и охладить воздухом с компрессора или влажной тряпкой. Может потребоваться повторить несколько раз.
Ремонт вмятин
- Рекомендуется сначала потренироваться на ненужной панели, чтобы делать ремонт быстро и без ошибок. Нужно помнить, что существует риск подгорания краски. Это зависит от продолжительности воздействия и толщины лакокрасочного слоя.
- Как и при работе любым инструментом PDR , важно постоянно контролировать что происходит во время ремонта. Лучше использовать короткие импульсы и повторить несколько раз, чем греть длительное время и пытаться выправить вмятину за один заход. Обычно используется настройка времени: 0.5 сек. – для машин с тонким металлом, 1 сек. – для автомобилей с более толстым металлом. Длительность воздействия более 1 сек., в большинстве случаев, лучше не использовать при беспокрасочном ремонте вмятин.
- Прибор хорошо работает в местах панелей кузова, удалённых от краёв. Лучше всего – ближе к центру. Электромагнитный индуктор хорошо действует на больших плоских поверхностях, таких как крыша, капот, крышка багажника и двери.
- В некоторых случаях вмятина может возвратиться после охлаждения металла, что потребует повторного воздействия.
- В зависимости от результата, может потребоваться повторить несколько этапов или использовать PDR-инструмент, чтобы сделать вмятину более пологой, а потом снова использовать электромагнитный индуктор.
- Некоторые виды вмятин будут выправляться хорошо, и поверхность будет идеально ровной после остывания, а некоторые потребуется простукивать, так как вмятина будет подниматься немного выше.
Ремонт маленьких плавных (пологих) вмятин
Если размер вмятины меньше или равен по размеру индукционной головке (VS-Pen), то для ремонта нужно просто нагреть её центр, дать охладиться и повторить, при необходимости.
Вмятина с острым дном
Выправление вмятины, имеющей острое дно сложнее. В большинстве случаев на таких вмятинах металл растянут. Сначала нужно пробовать греть с краёв короткими импульсами. Как только Вы увидите, что металл выправляется, можно двигаться к центру вмятины, продолжая использовать короткие импульсы. Индуктор может уменьшить вмятину, но острый центр останется. Тогда уже можно воздействовать другим инструментом на центр, а остаток неровности убрать снова нагревом.
При выправлении вмятины с острым дном, если сразу нагреть центр, то вмятина может стать только больше.
Ремонт больших вмятин
При выправлении более крупных вмятин (плавных/пологих), начните с краёв и только в завершение переходите к центру (см. иллюстрацию). Если вмятина слишком большая, тогда есть риск, что нагрев прибором сделает её только больше.
При ремонте более сложной вмятины (с несколькими точками деформации), требующей множество повторных воздействий, нужно давать охладиться металлу после каждого воздействия. Если не делать перерывов между нагревами прибора, то краска может подгореть.
Выправление вмятин в комбинации с другими инструментами PDR
Можно использовать электромагнитный индуктор в комбинации с другими инструментами PDR . Глубокие вмятины лучше уменьшить применением клеевой системы, а остаточные неровности уже можно выводить индуктором. Также, прибор Hot Box может облегчать ремонт вмятин в комбинации с ручными инструментами PDR . Электромагнитный индуктор будет ослаблять напряжение внешней части вмятины, что позволит PDR крючкам выправить вмятину с меньшим усилием. Можете прочитать статью о базовых сведениях и знаниях по технологии PDR .
При передавливании вмятины крючками, множественные возвышенности можно осадить, используя индуктор.
Ограничения:
- Острую вмятину можно только уменьшить электромагнитным индуктором, либо выправить в комбинации с ручными PDR-инструментами.
- Электромагнитный индуктор не эффективен на вогнутых областях панелей кузова.
- Прибор не будет действовать на зонах, с обратной стороны которых приклеен усилитель.
- Если вмятина находится на рёбрах жёсткости (кантах) или рядом с рёбрами жёсткости, то индуктор может не подействовать, так как они удерживают напряжение.
- Вмятины, расположенные близко к краю также могут не выправиться при помощи электромагнитного индуктора.
- Если панель кузова перекрашена, то беспокрасочное выправление вмятины нагревом может не работать.
Самодельный советский автомобиль «Панголина»
Одним из самых известных примеров советского движения «самавто» является Панголина — уникальный самодельный автомобиль, здешний ответ знаменитым Lamborghini Countach и DeLorean DMC-12, собранный в Ухте электриком Александром Кулыгиным в 1980 году. Вот как это было и чем закончилось.
Итак, построив в 1979 году шестиколесный вездеход «Ухта», инженер по образованию, электрик во Дворце детского творчества города Ухта по профессии и по совместительству руководитель кружка технического творчества Александр Кулыгин, год спустя, задумал построить автомобиль, каким он его видел. Возможно, гениальные идеи, действительно, парят в воздухе, а может автор целенаправленно шел к этому, но дизайн автомобиля, как впоследствии признали многие, получился в стиле знаменитого и очень модного в то время суперкара Ламборджини Каунтач (Lamborghini Countach) от ателье Бертоне (Bertone).
Эффектный, но сравнительно простой с обилием прямых плоскостей, рубленый дизайн, который решил использовать автор, позволял выклеивать кузовные панели машины на фанерной болванке (мастер-модели). Эту работу Александр проделал в Москве, а окончательную сборку автомобиля он производил уже в родном городе Ухта, с помощью своих учеников-пионеров. К слову стоит сказать, что сразу после окончания работ, все кузовные матрицы были уничтожены. Что послужило этому причиной – неизвестно. Возможно, так автор хотел сохранить уникальность своего творения.
Машину решили назвать «Панголина» за схожесть со зверьком-броненосцем Панголином. Кузов был собран из стеклопластиковых панелей, навешанных на пространственную трубчатую раму, такую конструкцию имели многие самодельные авто, но в остальном он был очень оригинален.
А. Кулыгин за рулем Панголины
Посудите сами, вместо обычных распашных дверей у машины был поднимающийся двумя гидроцилиндрами колпак. Забегая вперед, стоит сказать, что однажды автора пришлось вызволять из машины, когда из гидропривода ушло давление, ведь колпак был достаточно увесистый. Он объединял в себе боковые двери, переднюю половину крыши и лобовое стекло, которое было сделано из «лобовика» от микроавтобуса РАФ. Впоследствии некоторые «самодельщики» использовали похожую, эффектную, но очень непрактичную конструкцию в своих легковых автомобилях. Лобовое стекло «Панголины» снабдили «ломающимся» стеклоочистителем. Александр собрал его из двух «дворников» от «Икаруса». Кинематика устройства была настолько хороша, что лобовое стекло очищалось на 95%. Это по праву считалось «ноу-хау» конструктора.
Год спустя о Панголине узнал весь СССР — Кулыгин привез свое детище в Москву (по железной дороге, так как советские трассы для приземистого автомобиля просто не подходили), и вскоре машина вместе со своим автором попала на телевидение и страницы периодики. Вдохновленная, в первую очередь, сногсшибательным Lamborghini Countach (после которого в мировую автомобильную моду вошли «угловатые» и приземистые спорткары), Панголина буквально потрясла воображение советских зрителей.
Конечно, ее дизайн не отличался столь же выверенными линиями, как работы гениальных итальянцев из студии Bertone, но советскому инженеру удалось придумать несколько элегантных и оригинальных решений: поднимающийся на гидравлическом приводе колпак вместо дверей, 4 фары в едином блоке, «выезжающем» из центра капота, перископ (!) вместо обычных зеркал заднего вида. Легчайший кузов из стеклопластика «встал» на самодельные колеса из алюминиевого сплава, обутые в низкопрофильную резину (достать ее в советское время было невероятно сложно).
Внутренняя начинка Панголины полностью состояла из деталей и узлов обычных серийных ВАЗ’ов. Этим и обусловлено классическое расположение двигателя спереди, который оказался придвинут вплотную к водителю, и размещался прямо под приборной панелью — кузов Панголины повторял пропорции центральномоторных суперкаров, у которых под капотом просто не предусматривалось места для ДВС.
Зеркало заднего вида располагалось под небольшим обтекателем на крыше автомобиля. Чтобы пользоваться им, в крышу, над водительским сиденьем, было вмонтировано окошко. Кстати, сиденья для машины были изготовлены в виде самолетных кресел с очень высокими спинками. Говорят, в них было очень удобно сидеть. Для улучшения обзора назад Александр смонтировал камеру заднего вида, и это в то время, когда в СССР автомобили, сходившие с конвейера, еще не комплектовались правыми боковыми зеркалами. Мощно освещать дорогу в темное время суток были призваны четыре фары, которые выдвигались по центру капота с помощью электропривода. Это было очень необычно и эффектно, а также улучшало аэродинамику автомобиля, когда фары не нужны.
Задний обзор водителю обеспечивал перископ
Заднее и боковые стекла автомобиля тоже были с изюминкой. Поскольку заднее стекло автомобиля было расположено почти вертикально, оно неизбежно забрасывалось бы на ходу грязевым туманом. Поэтому над ним был установлен небольшой спойлер, который отсекал потоки воздуха в нужном направлении, и стекло оставалось почти чистым. Боковые окна состояли из нескольких частей, небольшая часть была открывающаяся. Позже была сделана маленькая форточка для стряхивания сигаретного пепла – конструктор курил.
Самодельный легковой автомобиль Панголина стоял на самостоятельно изготовленных Александром дисках из алюминиевого сплава, обутых в низкопрофильную резину, которую он нашел у знакомых автоспортсменов. И то и другое в то время было большой диковинкой в СССР. В остальном ходовая часть, как и двигатель объемом 1200 кубических сантиметров и мощностью 62 лошадиные силы, были стандартные, от ВАЗовской «классики», хотя изначально автомобиль задумывался с оппозитным (плоским) двигателем. Глушитель был полностью самодельным, под багажным отделением он раздваивался и оканчивался под задним бампером двумя эффектными, симметричными патрубками прямоугольной формы, под стать дизайну машины. Перед задней осью были установлены два бензобака, справа и слева, каждый с отдельной горловиной.
Компоновка у автомобиля получилась как у настоящих спорткаров – среднемоторная. Из-за достаточно покатого «носа» машины «копеечному» двигателю было недостаточно места в переднем отсеке, и его пришлось сдвигать максимально назад за переднюю ось, в базу, что повлекло за собой еще несколько оригинальных конструкторских решений.
Например, из-за того, что двигатель располагался прямо под панелью торпедо, для обслуживания мотора она была выполнена откидывающейся на гидроопорах, причем вместе с ней откидывалась и рулевая колонка. Для этого на рулевом валу был установлен дополнительный карданчик. А для выступающих за габариты двигателя крышки головки блока, корпуса воздушного фильтра и трамблера в центре панели было сделано возвышение. Усилитель тормозов был развернут на 180 градусов, этого также потребовала компоновка. Сама панель была достаточно серьезно шумо- и теплоизолирована. Под капотом же, где у обычных авто располагался двигатель, были смонтированы только радиаторы и аккумулятор.
Несмотря на стандартную начинку от «классики», легкий стеклопластиковый кузов и отменная аэродинамика «Панголины» позволяли ей разогнаться до 180 км/ч. Недостижимая скорость для обычных «Жигули».
80-е годы – золотое время для «Панголины». Вместе со своим создателем она участвовала в ряде всесоюзных автопробегов и даже посетила международную автовыставку «ЭКСПО-85″ («EXPO-85″) в городе Пловдив, в Болгарии. Правда для получения государственных регистрационных знаков и разрешения на выезд за границу на машину пришлось установить две дополнительные фары, боковые зеркала заднего вида и стандартные колеса, которые автор украсил футуристичными, сплошными колпаками. Тогда же, кузов был перекрашен в темно-зеленый цвет.
В начале 90-х машина потеряла свой оригинальный «ломающийся» «дворник». По неизвестной причине его место занял обычный стеклоочиститель с задней двери ВАЗ восьмой модели.
В середине 90-х кузов автомобиля пришлось серьезно переделать после аварии. Невнимательный водитель грузовика, сдавая задним ходом, сильно покорежил среднюю часть подъемного колпака «Панголины». Так как кузовные матрицы были уничтожены, восстановлению он не подлежал. Было решено удалить крышу. Как выяснилось, крыша выполняла роль силового элемента и после того, как ее удалили, кузов начал «проседать» посередине. Чтобы исправить это, под днище вварили усиливающие балки. После ремонта авто было покрашено в цвет «красный Феррари», который сохранился и по сей день.
Примерно тогда же в багажнике машины появились CD-чейнджер и сабвуфер, а на стеклах – глухая тонировка и псевдоспортивные наклейки. Автомобильная мода наложила свой отпечаток на, уже тогда, легенду «СамАвто».
Популярность «Панголины», конечно же, отразилась и на судьбе ее создателя. В период перестройки он получил предложения от конструкторских бюро ВАЗа и АЗЛК. Александр решил остаться в Москве. С конца 80-х до середины 90-х годов он работает на АЗЛК, но слишком оригинальный взгляд инженера на конструкцию автомобиля не был принят закостенелым сознанием постсоветских конструкторов, и все его разработки остались опытными образцами.
Обложку книги «Я строю автомобиль» (о самодельных машинах, создаваемых умельцами из всех уголков СССР, количество которых исчислялось на волне популярности движения «самавто» десятками) украшало фото А. Кулыгина за рулем Панголины
После этого Александр эмигрировал в США, город Нью-Йорк, где открыл маленькую контору по разработке, производству и продаже кит-каров – комплектов, из которых самостоятельно можно было собрать автомобиль.
13 декабря 2004 года, примерно в 9.30 утра, по пути на работу на своей «Ямахе», Александр Кулыгин трагически погиб в аварии по вине водителя, который совершал маневр, не глядя в зеркала заднего вида.
Схема Панголины из книги «Я строю автомобиль»
Его показали в рамках приложения к передаче «Это вы можете» — «Аукцион». Любопытная деталь: когда в этой передаче «Панголина» выставлялась на продажу (кстати, за немалые, по тем временам, 38000 рублей), ведущий Владимир Соловьев почему-то сказал, что на машине установлен двигатель от ЛАДА 1600. Возможно, имела место замена двигателя, а может, это была простая ошибка,
Что касается легендарной самоделки, пережившей своего создателя, то следы «Панголины» затерялись в конце минувшего десятилетия. Еще не так давно на приобретенную неким бизнесменом в частную собственность машину можно было посмотреть в музее «Авторевю», но ныне он закрыт на неопределенный срок и судьба многих его экспонатов, к сожалению, неизвестна.
Крис Рунге и его самодельные автомобили из полированного алюминия
Крис Рунге (Chris Runge) в прошлом профессиональный сноубордист. В 26 лет решил кардинально сменить свою деятельность и посвятить себя любимому делу – созданию спортивных автомобилей в винтажном стиле. Впоследствии он создал компанию « RÜNGE Cars », которая специализируется на изготовлении на заказ автомобилей ручной работы. Используются техники традиционной ручной формовки алюминиевых листов и установки их на супер лёгкую раму из алюминиевых труб.
Становление мастера
Сколько себя помнит, Кристофер всегда увлекался автомобилями, постоянно что-то конструировал и строил. С подросткового возраста Крис подрабатывал строителем и хорошо изучил конструктивные особенности каркасных домов. Потом он начал заниматься ремонтом автомобилей и их продажей. В 14 лет Крис купил пикап GMC 1951 года, чтобы отремонтировать и продать. Половину стоимости он накопил сам, а половину оплатил его отец. Потом он начал покупать старые VW Bug и Karmann Ghias. К 18 годам Крис Рунге приобрёл свой первый Porsche 911 за более низкую стоимость, под восстановление.
В 2011 году Крис нашёл по объявлению Porsche 912 1967 года в Южной Дакоте. Владелицей была вдова. Её муж был инженером, профессиональным формовщиком металла. Машина была завалена множеством инструментов и запчастей. Среди инструментов были сварочный аппарат, станок Английское колесо, различные молотки и другие ручные инструменты, предназначенные для формовки металла. Крис давно хотел попробовать формовку листового металла, но у него не было специального оборудования. Он договорился с хозяйкой, что купит машину вместе со всеми инструментами и запчастями.
Так появилось желание начать делать свой собственный автомобиль. У Криса было понимание того, что он хочет сделать, но не было нужных знаний и умений.
С того самого момента, всё свободное время Крис проводил в мастерской. Он пытался разобраться, как формуется алюминий, изучая принцип работы различных инструментов. Крис купил книги по формовке металла, дизайну и изготовлению кузовов спортивных автомобилей. Он научился понимать свойства и движение металла во время формовки. Он обнаружил, что в некоторых книгах не правильно описаны процессы формовки. Методом проб и ошибок Крис до всего дошёл сам. Сварка алюминия была одной из самых сложных задач для него. У него был сварочный аппарат MIG , которым достаточно сложно делать качественный шов на алюминиевых панелях.
Первую машину Крис сделал за 2200 часов (2 года). Его друг предложил ему выставить самодельный автомобиль в Миннесоте, на местной автомобильной выставке. Крис был удивлён повышенным интересом людей к его автомобилю, изготовленному полностью вручную. Отзывы были разными, кто-то был восхищён, кто-то критиковал, но это определённо вызывало бурю эмоций. В итоге, у Криса сразу появился заказчик. Одни из посетителей выставки попросил сделать для него похожий автомобиль.
Крису всегда нравились автомобили Porsche. Машины Porsche сначала понравились Крису формой кузова, потом он сполна оценил ходовые качества автомобилей этой марки. Он изучил историю компании. Ему понравился немецкий подход к дизайну и дотошность к техническим качествам. Всё это резонировало с его пониманием автомобилестроения. Впоследствии, он использовал большинство деталей для создания своих автомобилей от Porsche.
Однажды Кристоферу посчастливилось познакомиться с опытным мастером, который изготавливает небольшие самолёты. В итоге, он проработал с ним 2 года. Это был настоящий профессионал своего дела. Он научил Криса ценным техникам и концепциям формовки металла и дизайна.
Как рассказал Кристофер в одном из интервью, сейчас он на любую машину смотрит, словно сканируя её и досконально понимая конструкцию панелей, каждый изгиб.
Мастерская и заказы
На данный момент « RÜNGE Cars» — это мастерская размером всего 120 квадратных метров, расположенная в деревне у леса в Миннесоте. Кристоферу всегда нравились машины 50‑х (Porsche, Glöckler и Rometsch). Они вдохновляли его на создание чего-то нового в этом стиле. Ему нравилось, что эти машины были созданы после Второй Мировой Войны, когда не было больших возможностей в автомобилестроении. Он также начинал с очень скромным бюджетом. Спортивные машины тех годов имели красивый обтекаемый кузов и ничего лишнего в конструкции.
Мастерская Криса получает 3 заказа за год. Некоторые из заказчиков Криса – коллекционеры. Стоимость автомобилей варьируется от 149000 до 275000 американских долларов.
На постройку каждой машины уходит около 6–7 месяцев. Обычно, получается закончить 2 машины за год. Иногда Крис прибегает к помощи нескольких друзей. Сейчас он работает над тем, чтобы увеличить производственные возможности, чтобы производить больше автомобилей в год.
Он планирует расширить площади и спланировать мастерскую так, чтобы там было место для клуба по интересам, куда могли бы прийти такие же энтузиасты как он, обмениваться знаниями и идеями. Крис считает, что это поднимет его увлечение на новый уровень.
Крис признаётся, что его художественные способности оставляют желать лучшего. Он хорошо представляет автомобильные формы в уме, но ему сложно их нарисовать от руки. По этой причине, для создания подробных чертежей, он прибегает к помощи друга хорошо владеющего компьютерным моделированием, а также изучает компьютерные программы по дизайну сам.
Крис также вдохновляется дизайном самолётов при создании своих обтекаемых кузовов. Он часто применяет заклёпки для крепления некоторых элементов кузова, как и в самолётах. Заклёпки можно легко высверлить и поменять панель, что очень удобно. Крис всё досконально рассчитывает в конструкции своих автомобилей, чтобы все компоненты были легкодоступны для замены и машина была ремонтопригодной.
Модели автомобилей « RÜNGE »
На данный момент компания « RÜNGE » предлагает 3 базовых модели.
- Первая его модель – «Flyer». На создание этого кузова его вдохновили после военные гоночные автомобили Германии (особенно автомобили Porsche Glöckler). Он очень лёгкий и хорошо управляется.
- Вторая модель – RS . Этот дизайн более изысканный. RS – это родстер, идея дизайна которого взята с Porsche 718 RSK и Spyder, а также присутствую черты Maserati и Ferrari 1950‑х.
- Третья модель — R2 . Эта модель в процессе создания. Имеет 6 цилиндровый двигатель от Porsche 3.6 L и полностью независимую подвеску. Мощность автомобиля 285 лошадиных сил. Машина может набирать скорость до 320 км в час. Салон планируется полностью шумоизолировать и обтянуть кожей. Кузов будет сделан из отполированного алюминия.
RÜNGE R2 — последний проект Кристофера Рунге
У Криса также есть много других наработок дизайна кузова, которые он будет реализовывать в ближайшем будущем.
Процесс создания автомобилей RÜNGE
- Постройка машины начинается с чертежа.
- Потом изготавливается деревянная макет-основа кузова. Макет-форма изготавливается поверх шасси автомобиля. Это очень ответственный этап, так как от неё будет зависеть форма кузова. Она много раз дорабатывается и подгоняется. На изготовление макета-основы может уйти до 3 недель. Она используется только в процессе создания кузова, а после готовности автомобиля, не присутствует в его конструкции.
- После того, как деревянная макет-основа готова, Кристофер переходит к созданию каркаса из труб, который делается по форме деревянного макета-основы. Этот каркас уже останется на машине, и на него будут крепиться кузовные панели. Это не силовая рама, а каркас-основа для панелей, но также придаёт жёсткости общей конструкции.
- После создания каркаса-основы для панелей, Крис начинает делать внутренние панели и интегрирует стальной силовой каркас безопасности в раму автомобиля.
- Теперь он начинает процесс формовки кузовных панелей. На начальном этапе создания кузовной панели сложной формы может изготавливать бумажный шаблон, по которому уже изготавливается алюминиевая панель. Крис использует несколько инструментов для формовки листового металла. Это станок «английское колесо», станок для гибки листового металла, киянки, молотки и специальные мешки, на которых он формует.
Сталь, алюминий или карбон: что лучше для кузова
Инженеры Audi начали работать над проектом в 1982 году. Идея была столь навязчива, что им потребовалась всего пара лет, чтобы с нуля продумать технологию изготовления силовой структуры кузова из алюминия и адаптировать ее под серийное производство. Основная трудность состояла в том, что модуль упругости крылатого металла втрое меньше, чем у стали: при поглощении энергии удара алюминиевая конструкция деформируется сильнее, что не вписывалось в требования по пассивной безопасности. Застолбив четыре десятка производственных патентов, немцы уже в 1988 году подготовили к серийному производству модель V8 c полностью алюминиевым скелетом. Но рынок не был готов к появлению таких машин – и «восьмерка» пошла в серию с кузовом из стали.
Эволюция
Первая серийная модель с алюминиевым несущим кузовом встала на конвейер шесть лет спустя – в 1994 году появился Audi A8 первого поколения. Кузов весил всего 249 кг (в стальном исполнении он был бы тяжелее на 40%). Уровень пассивной безопасности удовлетворял всем требованиям того времени. Чтобы компенсировать низкий модуль упругости листового алюминия, в силовой структуре рамы использовали многокамерные профили и крупные детали сложной формы с толстыми стенками, изготовленные литьем под давлением. На их долю приходилось 29% из 334 отдельных компонентов. Остальную часть составляли алюминиевые панели, добавлявшие конструкции жесткости. Примерно 75% сборочных операций выполнялось вручную.
Следующим шагом стало упрощение структуры рамы ASF с целью использовать ее для более массовых моделей и повысить уровень автоматизации производства.
В 1999 году идея воплотилась в хэтчбеке Audi A2. Количество деталей кузова сократили до 225. Некоторые из них, к примеру, центральные стойки, изготавливали из единых отливок. Доля листовых элементов была еще высока – 81%. При сборке кузова использовали преимущественно клепку, сварку в среде инертного газа (MIG) и лазерную сварку, а уровень автоматизации вырос до 80%.
Технология ASF полностью удовлетворяла новому тренду снижения массы и одновременного повышения жесткости кузова. Алюминиевый кузов Audi A8 второго поколения (2002 год) стал жестче на 61%, а весил на 29 кг меньше. Доля крупных отливок возросла с 22 до 31%, а число отдельных деталей сократилось на 20%. В сборочный процесс включили новую технологию – гибридную лазерную сварку, которая снизила до минимума деформацию элементов в местах соединений, обеспечила эффективное заполнение зазоров и высокую скорость сборки.
Комбинированную структуру рамы ASF реализовали в Audi TT второго поколения (2006 год); цель – добиться оптимальной развесовки по осям. Передний модуль кузова, средняя часть днища и верхняя часть каркаса были алюминиевыми (доля крылатого металла составила 68%), задняя часть днища и кузова, а также перегородки моторного отсека – стальными. Машина стала легче предшественницы на 90 кг, при этом жесткость кузова на кручение возросла в полтора раза. Однако пара алюминий–сталь оказалась довольно капризной. Чтобы обеспечить необходимую прочность и исключить контактную коррозию, вместо термических применили так называемые холодные методы соединения (заклепки, болты и клей) и изолирующий герметик.
Адаптация концепции ASF для спортивных автомобилей потребовала очередного увеличения жесткости и снижения массы. Усилия инженеров воплотились в купе Audi R8 первой генерации (2007 год). Основу каркаса составили алюминиевые профили (70%), на отливки пришлось 8%, на листовые элементы – 22%. Вдобавок применили сверхлегкие материалы. Магниевая распорка моторного отсека добавила жесткости заднему модулю кузова. Для открытой версии Spyder некоторые несущие элементы, например задние боковины и крышку моторного отсека, изготовили из углепластика.
Ужесточение требований к уровню пассивной безопасности подвигло на новые решения. Силовой каркас кузова сделали из стали, использовав высокопрочные сплавы, которые предпочтительнее алюминия в деле защиты седоков при аварии. Новую концепцию реализовали в Audi A8 третьего поколения (2010 год). Из высокопрочной стали изготовили, например, центральные стойки кузова. Вдобавок использовали алюминий тринадцати различных сортов и вакуумную отливку алюминиевых деталей, которая обеспечивает высокие механические свойства, пластичность и надежность соединений. Прочность деталей повысилась на 35%, а толщина стенок и масса уменьшились на 25%.
В дальнейшем высокопрочные стали постепенно вытесняли алюминий из силовой структуры: они обеспечивают необходимые прочностные характеристики даже при небольшой толщине стенок. Благодаря этому удалось существенно снизить снаряженную массу Audi TT нового поколения (2014 год) и одновременно увеличить жесткость кузова. Еще больше места заняла высокопрочная сталь в «клетке безопасности» Audi Q7 второй генерации (2015 год), а доля алюминия в пространственной раме упала до 41%. Вместо алюминия все чаще применяют углепластик: силовая структура кузова Audi R8 нынешнего поколения на 13% состоит из карбона.
Гибридный подход
В середине лета выйдет А8 четвертого поколения. Его пространственная рама оказалась тяжелее предыдущей – 282 кг против 231. Прирост связан с более жесткими требованиями по пассивной безопасности и изначальной заточкой под альтернативный привод – в частности, гибридный. Зоны для батарей должны иметь высокую жесткость, поэтому в структуре рамы стало больше стальных компонентов. В основном это высокопрочные сплавы, использованные в «клетке безопасности» салона. Доля алюминия снизилась до 58%.
Инженеры стараются использовать нужный материал в определенном месте и в необходимом количестве, черпая вдохновение в творениях живой природы. В раме ASF сочетаются уже четыре различных материала, а в конструкции деталей активно используется бионика («конструктивные» решения, позаимствованные у природы). Природная архитектура хорошо видна в хитросплетениях развитых ребер – эти, казалось бы, хаотично расположенные перегородки на литых алюминиевых элементах повысили жесткость кузова на кручение на 24%.
Помимо привычной стали компанию алюминию составили магний и углепластик. Из магниевого сплава изготовлена распорка опор стоек передней подвески – она на 28% легче аналогичной алюминиевой на предыдущем А8, а жесткость у нее та же.
Из углепластика сделана задняя панель кузова (перегородка за спинкой сидений второго ряда). Она имеет сегменты различной толщины – в них от шести до девятнадцати слоев волокна. Каждый из слоев – это лента шириной 50 мм, которую можно укладывать под любыми углами. Благодаря комплексной ориентации волокон панель поглощает разнонаправленные нагрузки и обеспечивает аж 33% жесткости на кручение всего кузова – яркое проявление новой концепции ASF.
Инженеры Audi уверяют, что производство карбоновых элементов теперь не так уж затратно. Они разработали оригинальный процесс укладки слоев волокна, позволивший отказаться от промежуточных этапов изготовления цельных листов.
Нижняя часть перегородки моторного отсека выполнена из высокопрочной стали и имеет переменную толщину. Она сварена из трех сегментов, центральный – наиболее толстый. Такая схема обеспечивает снижение массы детали на 20% при сохранении необходимой жесткости. Переменную толщину по длине имеют и центральные стойки кузова. Это очень важно при распределении энергии удара в случае бокового столкновения.
Новые технологии алюминиевого литья позволяют получать элементы сложной геометрии, что ранее было возможно только для стали. К примеру, стенка опорной чашки заднего амортизатора благодаря развитому оребрению стала тоньше на 15% и легче на 19%. Новые сплавы также повысили прочность профилей лонжеронов на 31% и снизили их массу на 26%.
Держаться друг за друга
При сборке кузова А8 нового поколения применяют более десятка методов соединения металлов. На «холодные» (склеивание, клепка, болтовые соединения) приходится 80%, остальное – различные типы сварки. Длина клеевых швов составляет почти 100 метров. Среди новых методов – роликовая запрессовка и впервые примененная дистанционная сварка алюминия.
Роликовую запрессовку используют по периметру дверных проемов. В этих местах соединяются листы из высокопрочной и обычной стали, а также алюминия. Благодаря этой технологии ширина фланцев в зоне соединения уменьшилась на 30% – это дает более широкие дверные проемы и менее массивные стойки.
Разработанная Audi технология дистанционной сварки алюминия на 95% сокращает издержки при серийном производстве, минимизируя потребность в дорогостоящих процедурах контроля. За счет точной регулировки подаваемой энергии и положения лазерного луча значительно снижается риск появления высокотемпературных трещин. Это позволяет также уменьшить ширину фланцев на 27% и увеличить скорость сварки на 53%.
На заводе в городе Неккарзульм, где собирают новый А8, трудится около полутысячи роботов, используется 90 систем клеевой сварки, 60 машин для установки болтов, 270 клепальных установок и 90 клещей контактной точечной сварки. Степень автоматизации – 85%. В измерительном центре компьютерные томографы и система ультразвуковой визуализации следят за качеством соединений элементов. Лазерные измерительные станции проверяют каждый кузов по двум тысячам точек, а некоторые – по шести тысячам.
Обратная сторона медали
Разрабатывая и модернизируя концепцию ASF, немцы думали и о ремонтных процессах. На сертифицированных СТО есть всё необходимое оборудование для восстановления кузова после аварии, а цены на ремонт алюминиевых конструкций вполне приемлемые – это подтверждают низкие страховые ставки. Однако работа с алюминием требует особых навыков и квалификации. А когда дело доходит до соединений со сталью, количество подводных камней резко возрастает.
Забудешь, например, про изолирующий слой в соединении деталей из стали и алюминия – и контактная коррозия быстро сожрет весь узел.
Фирма Audi планирует внедрять технологии ASF и в более массовые модели. Как это изменит нашу жизнь и насколько усложнит возможный ремонт? Ответа на этот вопрос пока нет. Поживем – увидим.
Крылатый наступает: почему кузова машин будущего будут алюминиевыми и чем это чревато
Электромобиль с автопилотом – примерно так можно вкратце описать типичную машину условного 2030 года. Если не произойдет каких-то глобальных сломов трендов, то так оно и будет. Но с одной оговоркой – этот электромобиль, скорее всего, будет еще и алюминиевым. В этой статье вспомним все плюсы и минусы кузовов из крылатого металла и отследим, как он постепенно вытесняет сталь из автопромышленности.
Немного из истории
И спользование алюминия в производстве кузова кажется столь соблазнительной и новой технологией, что забывается, что родом она из первой половины двадцатого века. Как конструктивный материал для авто его опробовали сразу, как только начали отказываться от дерева и кожи, причем именно с деревом он оказался настолько хорошо совместим, что на автомобилях Morgan подобная технология используется до сих пор. Вот только большинство компаний, которые в тридцатые годы успели изготовить немало автомобилей с широким использованием алюминиевых деталей, в дальнейшем от легкого металла отказались. И причиной стал не только дефицит этого материала в годы Второй мировой. Планам фантастов-футуристов о широком использовании алюминия в конструкции машин не суждено было сбыться. Во всяком случае, до нынешнего момента, когда что-то стало меняться.
Алюминий в металлической форме известен не так уж давно – его вывели только в конце XIX века, и он сразу стал цениться весьма высоко. И вовсе не из-за своей редкости, просто до открытия электролитического метода восстановления производство обходилось баснословно дорого, алюминий был дороже золота и платины. Недаром весы, подаренные Менделееву после открытия периодического закона, содержали немало алюминиевых деталей, на тот момент это был поистине королевский подарок. С 1855 по 1890 годы изготовили всего 200 тонн материала по методу Анри Этьена Сент-Клер Девиля, заключающемся в вытеснении алюминия металлическим натрием.
Уже к 1890 году цена упала в 30 раз, а к началу Первой мировой – более чем в сотню. А после тридцатых годов постоянно сохраняла примерный паритет с ценами на стальной прокат, будучи дороже в 3-4 раза. Дефицит тех или иных материалов периодически изменял это соотношение на небольшой срок, но тем не менее в среднем тонна алюминия всегда обходится минимум в три раза дороже обычной стали.
«Крылатым» алюминий называют за сочетание малой массы, прочности и доступности. Этот металл заметно легче стали, на кубометр приходится примерно 2 700 кг против 7 800 кг для типичных сортов стали. Но и прочность ниже, для распространенных сортов стали и алюминия разница примерно в полтора-два раза что по текучести, что по растяжению. Если о конкретных цифрах, то прочность алюминиевого сплава АМг3 – 120/230 Мпа, низкоуглеродистой стали марки 2C10 – 175/315, а вот высокопрочная сталь HC260BD – это уже 240/450 Мпа.
В итоге конструкции из алюминия имеют все шансы быть заметно легче, минимум на треть, но в отдельных случаях превосходство в массе деталей может быть больше, ведь алюминиевые детали имеют более высокую жесткость и заметно более технологичны в изготовлении. Для авиации это сущий подарок, ведь более прочные титановые сплавы куда дороже, и массовое производство попросту недоступно, а магниевые сплавы отличаются высокой коррозийной активностью и повышенной пожароопасностью.
Практика использования на земле
В массовом сознании алюминиевые кузова в основном ассоциируются с машинами марки Audi, хотя первая A8 в кузове D2 появилась лишь в 1994 году. Это была одна из первых крупносерийных цельноалюминиевых машин, хотя изрядная доля крылатого металла была фирменной «фишкой» таких марок, как Land Rover и Aston Martin на протяжении десятков лет, не говоря уже о уже упомянутом Morgan, с его алюминием на деревянном каркасе. Все же реклама творит чудеса.
В первую очередь в новой технологии изготовления кузова подчеркивалась низкая масса и стойкость алюминиевых кузовов к коррозии. Иногда упоминались и другие преимущества алюминиевых конструкций: например, особенные акустические свойства кузовов и пассивная безопасность конструкций из объемной штамповки и литья.
Список машин, в которых алюминиевые детали составляют не менее 60% массы кузова (не путать с полной массой машины), довольно велик. В первую очередь известны модели Audi, A2, A8, R8 и родственная R8 Lamborghini Gallardo. Менее очевидны Ferrari F430, F360, 612, последние поколения Jaguar XJ X350-X351, XJR, XF, XE и F-Pace. Ценители настоящих спортивных машин вспомнят Lotus Elise, а также соплатформенные Opel Speedster и Tesla Roadster. Особенно дотошные читатели припомнят Honda NSX, Spyker и даже Mercedes SLS.
На фото: алюминиевая пространственная рама Audi A2
Часто ошибочно к числу алюминиевых относят современные Land Rover, Range Rover, BMW последних серий и некоторые другие премиум-модели, но там общая доля алюминиевых деталей не так уж велика, а каркас кузова по-прежнему из сталей – обычных и высокой прочности. Цельноалюминиевых машин немного, и большая часть из них – это сравнительно малосерийные конструкции.
Но как же так? Почему при всех своих достоинствах алюминий не применяется максимально широко в строении кузова?
Казалось бы, можно выиграть на массе, а разница в цене материалов не так уж критична на фоне других составляющих стоимости дорогой машины. Тонна «крылатого» стоит сейчас 1 600 долларов – это не так уж много, особенно для премиальной машины. Всему есть объяснения. Правда, для понимания вопроса опять придется немного углубиться в прошлое.
Как алюминий проиграл пластику и стали
Восьмидесятые годы двадцатого века войдут в историю автомобилестроения как время, когда сформировались основные бренды на мировом рынке и создалось соотношение сил, которое мало изменилось и по сей день. Новой крови с тех пор добавили автомобильному рынку лишь китайские компании, в остальном же именно тогда появились основные тренды, классы и тенденции в автомобилестроении. Тогда же наметился перелом в использовании в конструкции машины альтернативных материалов, помимо стали и чугуна.
Благодарить за это стоит увеличившиеся ожидания по части долговечности машин, новые нормы по расходу топлива и пассивной безопасности. Ну и, традиционно, развитие технологий, которые все это позволили. Робкие попытки использовать алюминий в узлах, отвечающих за пассивную безопасность, быстро закончились внедрением лишь простейших элементов в виде брусьев для сминаемых зон и декоративных элементов, которые в общей массе кузова составляли несколько процентов.
А вот сражение за конструкции самого кузова было безнадежно проиграно на тот момент. Победу однозначно одержали производители пластика. Простая технология изготовления крупных деталей из пластика изменила дизайн автомобилей в восьмидесятые. Европейцы удивлялись технологичности и «продвинутости» Ford Sierra и VW Passat B3 с их развитым пластиковым обвесом. Формы и материалы радиаторных решеток, бамперов и других элементов со временем стали соответствовать пластиковым деталям – нечто подобное просто немыслимо изготовить из стали или алюминия.
Тем временем конструкция кузовов машин оставалась традиционно стальной. Задачу повышения прочности кузова и снижения массы выполнили переходом на более широкое использование сталей высокой прочности, их масса в составе кузова непрерывно увеличивалась, с нескольких процентов в конце семидесятых годов и до уверенных 20-40% к середине девяностых у передовых конструкций европейских марок и 10-15% у американских авто.
Проблемы с коррозией решили переходом на оцинкованный прокат и новые технологии окраски, которые позволили увеличить срок гарантии на кузов до 6-10 лет. Алюминий же остался не у дел, его содержание в массе машины даже уменьшилось по сравнению с 60-ми годами – сыграл роль нефтяной кризис, когда дороже стали энергоносители, а значит и сам металл. Где возможно, его заменил пластик, а где пластик не годился – снова сталь.
Алюминий наносит ответный удар
Проиграв битву за экстерьер, через десятилетие алюминий отыграл свое под капотом. В 90-е и 2000-е годы производители массово переходили на алюминиевые корпуса КПП и блоки цилиндров, а затем и детали подвески. Но это было только начало.
Падение цен на алюминий в девяностые годы удачно совпало с ужесточением требований к экономичности и экологичности машин. Помимо уже упомянутых крупных узлов, алюминий прописался во множестве деталей и агрегатов машины, особенно имеющих отношение к пассивной безопасности – кронштейнах рулевого управления, балках-усилителях, опорах моторов. Пригодилась и его природная хрупкость, и широкий диапазон изменения вязкости, и низкая масса.
Дальше – больше, алюминий стал появляться и в конструкции кузова. Про цельноалюминиевые Audi A8 я рассказывал подробно, но и на более простых машинах стали появляться внешние панели из легкого металла. В первую очередь это навесные панели, капот, передние крылья и двери на авто премиальных марок. Легкосплавными стали подрамники, брызговики и даже усилители. На современных BMW и Audi в передней части кузовов остался практически один алюминий и пластик. Единственное, где позиции стали пока незыблемы – это силовые конструкции.
Про минусы и коррозию
Алюминий – это всегда сложности со сваркой и крепежом. Для соединения со стальными элементами подходят только клепка, болты и склейка, для соединения с другими алюминиевыми деталями – еще сварка и шурупы. Немногие примеры конструкций с использованием легкосплавных несущих элементов проявили себя весьма капризными в эксплуатации и отменно неудобными в восстановлении.
Так, алюминиевые чашки передней подвески на машинах BMW и лонжероны до сих пор имеют сложности с электрохимической коррозией в местах стыков и проблемы с восстановлением соединений после повреждений кузова.
Что касается коррозии алюминия, то бороться с ней даже сложнее, чем с коррозией стали. При более высокой химической активности его стойкость к окислению объясняется в основном образованием защитной пленки окислов на поверхности. А этот способ самозащиты в условиях соединения деталей из кучи разных сплавов оказался бесполезен.
Сложности со сталью, которые могут изменить все
Пока алюминий захватывал новые территории, технологии производства стального проката не стояли на месте. Стоимость высокопрочных сталей снижалась, появились массовые стали горячей штамповки, антикоррозийная защита пусть и с пробуксовками, тоже улучшалась.
Но алюминий все же наступает, и причины этого понятны всем, кто знаком с процессом штамповки и сварки стальных деталей. Да, более прочные стали позволяют облегчить кузов машины и сделать его крепче и жестче. Обратная сторона медали – повышение стоимости самой стали, увеличение цены штамповки, рост цены сварки и сложности с ремонтом поврежденных деталей. Ничего не напоминает? Точно, это те самые проблемы, которые свойственны алюминиевым конструкциям от рождения. Только у высокопрочной стали и традиционные «железные» сложности с коррозией никуда не исчезают.
Еще один минус – сложности рециклинга. В век, когда вещи становятся одноразовыми, о переработке задумываются все чаще и чаще. И высоколегированные стали в этом отношении – плохой пример. Цена алюминия мало зависит от его марки, содержание в сплаве ценных присадок сравнительно невелико, а основные характеристики задаются содержанием кремния. При переплавке добавки хорошо извлекаются для дальнейшего использования. К тому же сравнительно мягкий металл хорошо перерабатывается.
А вот о высокопрочной стали подобного сказать нельзя. Пакет дорогих легирующих добавок при переработке неизбежно теряется. Более того, он загрязняет вторичное сырье и требует дополнительных расходов по его очистке. Цена на простые марки стали и высокопрочные различается в разы, и при повторном использовании железа вся эта разница будет утеряна.
Что дальше?
Судя по всему, нас ждет алюминиевое будущее. Как вы уже поняли, исходная стоимость сырья не играет сейчас такой роли, как технологичность и экологичность. Набирающее силу «зеленое» лобби способно влиять на популярность алюминиевых машин еще множеством способов, от удачного пиара до уменьшенного сбора на утилизацию. В итоге имидж премиальных брендов требует более широкого использования алюминия и популяризации технологий в массах, с максимальной выгодой для себя, разумеется.
Стальные конструкции остаются уделом дешевых производителей, но по мере удешевления алюминиевых технологий они, несомненно, тоже не устоят перед соблазном, тем более что теоретическое преимущество алюминия можно и даже нужно реализовать. Пока автопроизводители не пытаются форсировать этот переход – конструкции кузовов большинства машин содержат не больше 10-20% алюминия.
То есть «алюминиевое будущее» не придет ни завтра, ни послезавтра.
У традиционного стального кузовостроения впереди виднеется кузовостроительный тупик, избежать которого можно, только переломив тренды на всемерное упрочнение и облегчение конструкций.
Пока прогресс тормозит технологичность процессов сварки и наличие хорошо отлаженных производственных процессов, которые пока можно недорого адаптировать к новым маркам сталей. Увеличить ток сварки, ввести точный контроль параметров, увеличить усилия сжатия, ввести сварку в инертных средах… Пока такие методы помогают, сталь останется основным элементом конструкции. Перестраивать производство слишком дорого, глобальные изменения очень тяжелы для неповоротливого локомотива промышленности.
А что же стоимость владения автомобилем? Да, она растет, и будет расти дальше. Как мы уже неоднократно говорили, современный автопром развитых стран заточен под быстрое обновление автопарка и состоятельного покупателя с доступом к дешевым кредитам под 2-3% годовых. Про страны с реальной инфляцией 10-15% и зарплатами «среднего класса» в районе 1 000 долларов управленцы корпораций думают далеко не в первую очередь. Придется подстраиваться.