Как подключить датчик скорости на ниве
Датчик скорости Нива
О датчике
Датчик скорости в автомобиле Нива предназначен не только для указания скорости движения автомобиля, но и для других действий о которых Вы скорее всего и не догадывались.
ДСА участвует в формировании топливной смеси необходимой для поддержания более высоких оборотов при движении на автомобиле с включенной нейтральной передачей. Если двигаться на автомобиле накатом, то можно заменить что обороты ХХ немного выше, чем когда авто стоит на месте.
Еще одной функцией является предоставление показаний о скорости автомобиля для электро усилителя руля. С повышением скорости на автомобиле усилие вращения рулевого колеса усиливается, это необходимо для более четкого и верного маневрирования автомобиля.
В более старых версиях автомобилей ДСА заменялся тросиком, с приходом новой Нивы 21213 этот процесс стал электронным. Ниже в статье подробно описаны признаки неисправности датчика, его цена, способы проверки и замена.
Принцип действия
Основной датчика скорости Нивы лежит эффект описанный Холлом в далеком прошлом. Сам датчик считает лишь импульсы, после чего передает их на ЭБУ, а он в свою очередь трансформирует их в единицы скорости и выводит на панель приборов. 10км/ч это 60 000 импульсов, с ростом скорости число импульсов увеличивается.
Где находится датчик скорости
ДСА расположен под днищем автомобиля в корпусе КПП. Так как сам датчик изготовлен из пластика, то данное место можно отнести к неплохо защищенному и позволяющим сохранить его целостность во время эксплуатации. Следует отметить, что при использовании автомобиля в тяжелых условиях таких как, грязь или снег ДСА может выйти из строя.
При замене или осмотре с датчиком скорости необходимо быть предельно аккуратными, так как он является довольно хрупким.
Основные неисправности
Ниже представлен список неисправностей, которые характерны выходу из строя ДСА.
- Нет показаний на приборной панели о скорости автомобиля;
- Не работает электро усилитель руля;
- Нет повышенных оборотов при движении накатом;
- Повышенный расход топлива;
- Зажжение лампы «CheckEngine»;
Почему ДСА выходит из строя
Причин выхода из строя данного электроприбора может быть множество, но существует несколько однотипных, которые встречаются довольно часто.
- Окисление контактов на разъеме датчика;
- Обрыв проводов питания датчика;
- Механические повреждения (внешние и внутренние);
- Короткое замыкание между контактами на разъеме;
Если на вашем автомобиле появились похожие признаки неисправности или при осмотре автомобиля вы заметили причины сопутствующие выходу из строя ДСА его необходимо заменить.
Цена и артикул
Ниже приведена таблица цен на датчик скорости автомобиля Нива 21213.
Как подключить датчик скорости на ниве
Статья написана для сайта NivaFAQ.
Цель: поделиться знаниями и полученным опытом с форумчанами https://www.niva4x4.ru.
Известно, что на впрысковых Нивах есть датчик скорости, сигналы с которого передаются в ЭБУ и который стоит где-то на раздатке. Инфы с деталировками на этот счет немного, поэтому решил сделать фотоотчет.
Качество фото не очень, делал телефоном, т.к. фотоаппарат, естественно, забыл дома.
Сначала симптомы: ЭБУ никогда не выдавал ошибку ДС, только ошибку повышенных оборотов ХХ. У меня были проблемы с РХХ, я это описывал в другой статье. Однако, оказывается, что если ЭБУ выдает ошибки, которые считает первостепенными, то второстепенные, даже если они есть — просто не выдаются. Поэтому, я не знал об ошибке ДС, т. к. починив РХХ, на радостях успокоился. Но иногда, особенно при езде накатом, все же вылезал «джеки-чан» — сейчас лето, все некогда было им заняться. Еще бывало так, особенно в жару, что обороты ХХ зависнут высокие и держатся. Газанешь — упадут, но могут и не упасть. Помогает скидывание клеммы аккума.
Потом отрубился спидометр. В приборке все было нормально — полез смотреть вниз. И вот что я увидел:
На карбюраторных Нивах на этой крышечке располагается только привод спидометра (справа). А на впрыске — еще и датчик скорости (слева).
Я не знаю как на других Нивах, а на моей ДС был установлен весьма хитрым способом. В этой крышечке справа есть прилив, на котором и находится резьба для привода спидометра. Что помешало конструкторам ВАЗа сделать так же — непонятно. У меня в крышечке слева отверстие, в которое вставлен алюминиевый переходник-втулка и затем на этот переходник навернут ДС.
На фото выше видно, что датчик слева привязан проволокой к приводу спидометра. Это потому, что этот алюминиевый переходник весьма легко вытаскивается из крышки. Натяг совсем небольшой. И чтобы он не выезжал и не потерялся — вот, привязали. Я не знаю, должно ли быть так с завода или у меня он был однажды обломлен и вот таким образом восстановлен.
Вот тут видно этот переходник:
Переворачиваю крышку и сильно удивляюсь:
Шестерня слева (привода ДС) сильно съедена ведущей шестерней раздатки. Видимо, переходник выезжал из крышки, шестерня цеплялась плохо — вот и съело ее. На фото справа — старая и новая шестерни. Новую купил в автомагазине за 40 руб. без проблем.
Решил это дело довести до ума. Вынул переходник, все промыл бензином, потом посадил переходник в крышку на клей Момент водо-всяко-стойкий. Приклеилось намертво. Да и посадка там плотненькая, нормально будет.
Вот ее и посадил на клей:
Но это не конец истории. При рассматривании ДС выяснилось, что у него отсутствует четырехугольный вал. Обломился.
Вообще, ДС устроен довольно интересно. Одним концом он навинчивается на привод от раздатки. Провода выходят сбоку от датчика. А на другом конце есть такая крышечка с резьбой. Если ее отвинтить, то там будет такая же внешняя резьба и такое же квадратное отверстие, как и на приводе раздатки. Т.е. можно было бы просто ввернуть этот датчик на штатное место между раздаткой и приводом тросика спидометра и все! Второго отвода от раздатки не нужно. Правда, тогда конструкция станет длинной и может упереться куда-нибудь, надо смотреть по месту. Но вообще, датчик спроектирован грамотно, мне это очень понравилось.
Мой датчик при попытке его покрутить за прямоугольное отверстие — вращался очень туго и с песчаным скребущимся звуком. В общем — умер. И, видимо, заклинив, обломал свой квадратный вал.
Такого датчика я не нашел. У меня круглый разъем с круглыми контактами.
На фото похожий датчик, но там плоские контакты в разъеме. Ну и второго хвостовика нет, что непринципиально (http://avtopasker.ru/goods/13944.htm).
Тогда я купил вот этот всего за 130 р. и к нему колодку за 45 р.:
Отрезал от своего старого датчика фишку, соединил старую и новую фишки 1 к 1. Датчик прикрутил на место, все соединил. Пока полет нормальный, машина перестала дергаться (вроде), как от протертого ДПДЗ, «джеки-чан» вроде не вылезает.
Я так полагаю, полустертая шестерня могла болтаться, то входя в зацепление, то выходя из него, и поэтому глюки с зависающими высокими оборотами ХХ и «джеки-чаном» в накате то появлялись, то исчезали.
Вот такая история.
А по поводу спидометра: трос я так и не смог вытащить из шестерни, видимо закис там, но после переборки все замечательно заработало.
П. С. Там под этой крышечкой тоненькая такая прокладка, как из вощеной бумаги, будьте осторожнее.