62 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сделать вентиляцию в гараже смотровой ямы

Особенности вентиляции в погребе и смотровой яме в гараже: устройство и схема

Важность поддержания оптимального уровня влажности, температуры и загрязнённости воздуха в гараже понятна. Неблагоприятные условия крайне негативно влияют на состояние автомобиля, оборудования и других предметов, которые находятся в гаражном помещении. Поэтому так важно позаботиться об устройстве системы воздухообмена. Причём ключевое значение для благоприятных условий будет иметь наличие эффективной вентиляции в смотровой яме или подвале.

В смотровой яме необходимо оборудовать систему воздухообмена

Воздухообмен непосредственно в помещении гаража

Обязательным конструктивным элементом гаража является смотровая яма или подвал. Поэтому при строительстве и оборудовании объекта нужно продумать вентиляцию не только для надземной постройки, но и для пространства, которое будет углублено в землю.

И если вентиляцию самого гаража обустроить достаточно легко, то создать систему эффективной циркуляции воздуха для смотровой ямы или подвала будет сложнее. Для надземной постройки достаточно простой приточно-вытяжной системы воздухообмена естественного типа. Такая вентиляция монтируется с помощью вентиляционных труб, которые располагаются на разной высоте. Приточная линия размещается ниже, а вытяжная выше. За счёт разницы температур в помещении и на улице будет создаваться дисбаланс давления, который поспособствует движению воздушных масс. Дополнительными элементами для такой вентиляции будут решётки, дефлекторы и заглушки.

Решётки позволят защитить помещение от проникновения через канал грызунов, насекомых. Они служат простейшим фильтром от загрязнений. Дефлектор, установленный на трубу вытяжки, позволит усилить движение потоков воздуха. Заглушки нужны для перекрытия поступления или выхода воздуха.

Для улучшения параметров микроклимата гаражного помещения естественную вентиляцию можно дополнить принудительной. Для этого необходимо смонтировать вентиляторы, которые позволят искусственно нагнетать воздух (подавать или выводить) в случае возникновения такой необходимости.

Вентиляция смотровой ямы и подвала: общая информация

Для создания эффективной системы проветривания не только надземного помещения, но и смотровой ямы с подвалом потребуется использовать более сложную систему. Здесь можно применить два принципа:

  • монтаж вентиляции для смотровой ямы и подвала, которая будет являться частью системы воздухообмена всего строения;
  • для углублённых в землю помещений будет монтироваться отдельная система, не связанная с общей вентиляцией (является более эффективной).

Что произойдет, если не обустроить систему проветривания на «низких» участках гаражной постройки:

  1. Коррозия днища автомобиля из-за скапливающейся влаги в смотровой яме и образующегося конденсата.
  2. Порча продуктов питания и других предметов.
  3. Образование грибка и плесени.
  4. Ускорение износа конструктивных элементов постройки.
  5. Скапливание токсичных газов в смотровой яме.

Задачи, которые решает вентиляция смотровой ямы в гараже:

  1. Обеспечение поступления свежего воздуха.
  2. Регулирование температурного режима.
  3. Выведение излишков влаги, предотвращение образования конденсата, плесени.
  4. Удаление испарений топлива, выхлопных газов.

Факторы, которые учитываются при планировании и расчёте вентиляции:

  • размерные характеристики постройки и помещений (площади, высота);
  • назначение помещений — стоянка автомобиля, ремонтные работы, хранение продуктов питания, оборудования;
  • временные характеристики — планируемая частота нахождения в гараже транспортного средства, людей, сложность и частота ремонтных работ.

Потоки воздуха в гараже

Устройство и схема вентиляции

Самый простой способ обустройства вентиляции гаража с ямой и подвалом — проделывание небольших отверстий в стене строения. Их обязательно нужно прикрыть решёткой для защиты от проникновения грызунов и других животных. Такая система практически не требует финансовых и временных затрат. При этом она малоэффективна, особенно это касается пространства, находящегося ниже уровня земли.

Стандартная приточно-вытяжная система для надземной постройки гаража не сможет обеспечить необходимых условий для ямы и погреба.

Самым эффективным способом является приточно-вытяжная вентиляция автономного типа, которая делается в дополнение к имеющемуся воздухообмену для надземной постройки.

Схема приточно-вытяжной вентиляции естественного типа для подвала или смотровой ямы гаража:

  1. Трубы притока и вытяжки должны располагаться в противоположных углах.
  2. Приточная труба должна заканчиваться на уровне 20—30 см от пола.
  3. Труба вытяжки размещается максимально близко к потолку (для смотровой ямы к крышке).
  4. Трубы рекомендуется устанавливать максимально горизонтально.
  5. Внешний конец трубы вытяжки должен возвышаться над верхней точкой кровли гаража на расстоянии не менее 50 см.
  6. Верхнее окончание трубы притока размещается на 5—15 см выше уровня земли. Зимой важно обеспечивать очистку приточного отверстия от снега. Увеличивать высоту не рекомендуется, так как это снижает мощность циркуляции.
  7. Для повышения эффективности циркуляции воздуха на трубы устанавливаются дефлекторы. В любом случае трубы нужно защитить от попадания осадков и грязи колпаком.
  8. Труба притока дополняется решёткой для защиты от насекомых, грызунов и других животных.
  9. На трубах в помещении можно предусмотреть заглушки, которые позволят ограничить или прекратить циркуляцию в случае необходимости.
  10. В местностях с холодной зимой трубы необходимо утеплить, чтобы предотвратить промерзание.

К сожалению, естественная система вентиляции имеет один минус — при выравнив

Схема вытяжки воздуха из гаража

Расчёт параметров системы воздухообмена

Согласно документам, регламентирующим систему вентиляции гаража (СНиП 41—01—2003) в такое строение стандартной площади —для одного автомобиля, со смотровой ямой или подвалом — должно поступать не меньше 180—200 кубических литров воздуха каждые 60 минут.

Для обустройства эффективной и полезной системы вентиляции необходимо выполнить точные расчёты нескольких ключевых параметров:

  1. Диаметр вентиляционных каналов (труб).
  2. Длина прокладки каналов.
  3. Способ прокладки каналов — наружный или внутренний.
  4. Необходимость утепления каналов и конструктивных элементов.
  5. Необходимая мощность вентиляторов (если система принудительная).

При простом определении диаметра труб используется следующее соотношение — на каждый квадратный метр площади помещения нужно 15 мм диаметра.

Монтаж вентиляции смотровой ямы

Перед началом обустройства системы воздухообмена выполняются подготовительные мероприятия:

  • разработка проекта и схемы с точной разметкой, размерными характеристиками;
  • расчёт количества необходимых материалов, закупка наименований в нужном количестве;
  • подготовка инструмента и помещений для проведения работ (освобождение от посторонних предметов рабочего пространства).

Материалы, необходимые для обустройства конструкции проветривания «углублённых» помещений гаража:

  1. Пластиковые трубы диаметром от 50 до 160 мм. Длина определяется исходя из высоты помещения и расстояния до точки выхода наружу.
  2. Фитинги — муфты, обводы, угольники, заглушка.
  3. Крепёжные материалы (хомуты, саморезы, дюбель-гвозди и др.).
  4. Решётка.
  5. Дефлектор.
  6. Заглушки или другие устройства для перекрытия труб.

Последовательность действий при монтаже вентиляции в яме или подвале:

  • В полу, стенах и потолке (в зависимости от запланированных мест на схеме) отмечаются места, где нужно сделать отверстия. С помощью перфоратора проделываются отверстия в этих точках. Важно аккуратно рассчитать размеры, чтобы отверстия позволяли протянуть через них трубы выбранного диаметра. В то же время отверстия не должны быть слишком большими, т. к. это затруднит их последующее аккуратное заделывание и увеличит расход материалов.
  • Последовательно прокладываются трубы приточной и вытяжной линий с их закреплением с помощью крепёжных материалов. Здесь важно соблюсти размерные параметры расположения труб, которые позволят создать нужную тягу.
  • После прокладки труб монтируются дополнительные элементы (решётки, дефлекторы).
  • Проверяется работоспособность системы.
  • Герметизируются стыки между трубами и стенами (потолком, полом). При необходимости открытые участки труб утепляются.

Если планируется монтаж вентилятора, стоит понимать, что принудительная система должна сохранять возможности естественной вентиляции.

Вентилятор — прибор, который может сломаться или отключиться при отсутствии электричества. В отключённом состоянии через него может проходить ограниченное количество воздуха.

В таком случае потребуется использовать естественное поступление. В связи с этим нужно прокладывать две линии проветривания параллельно или предусмотреть в месте установки вентилятора возможность прохождения воздуха (отверстие делается большего диаметра или разветвляется с помощью фитингов). Эта проблема не является критической, т. к. вентилятор можно просто демонтировать.

Вентиляция смотровой ямы в гараже: специфика обустройства системы воздухообмена

В бытовых и хозяйственных постройках как и в доме требуется микроклиматический баланс. Одной из его составляющих является качественная система вентилирования. Кроме зоны содержания автомобиля, необходима вентиляция смотровой ямы в гараже, т.к. и она участвует в общем воздухообмене гаражного помещения.

Мы расскажем о том, как организовать стабильную смену воздушной массы в заглубленном в грунт боксе. Подскажем, какой вид системы желательно предпочесть, объясним причины. Наши рекомендации пригодятся самостоятельным домашним умельцам, желающим содержать в порядке как постройки, так и технику.

Преимущества смотровой ямы с вентиляцией

Несмотря на небольшие габариты смотрового отсека, постоянное его просушивание и проветривание очень важно. В него часто попадает влага с автомобиля, следовательно, скапливается конденсат, разрушающий стены. Из-за этого яма постепенно приходит в состояние, не подходящее для проведения ремонтных работ.

Правильная организация вентиляции даст положительный результат:

  1. Приведет в норму температурный фон.
  2. Нормализует показатель влажности, что хорошо скажется на состоянии автомобиля, инструментов, металлических поверхностей гаража. К тому же сырость может создать предпосылки для КЗ электропроводки линии освещения ямы.
  3. Исключит условия, благоприятные для появления грибка, который в состоянии разрушить даже бетонные и кирпичные элементы как помещения в целом, так и смотровой ямы в частности.
  4. Предотвратит скопление вредных испарений топлива, лако-красочных материалов, машинного масла, технических жидкостей. Это важно, т.к. достигнув определенной концентрации, они могут стать причиной пожара и отравления.

Из ямы, в которой не предусмотрена вентиляция, воздух, насыщенный влагой и разными испарениями, попадет в помещение. На здоровье автолюбителя это скажется негативно.

Поскольку в смотровом отделе автолюбитель иногда проводит много времени, воздух в нем должен регулярно обновляться.

Виды вентиляции для смотровой ямы

При устройстве вентиляции в смотровой яме, как и в других случаях, исходят из законов аэродинамики. Следовательно, вариантов три — естественное, принудительное вентилирование, а также комбинированное. Первый способ, из-за удачного совпадения цены и качества, предпочитают многие автолюбители.

Воздушные массы циркулируют вследствие разницы в давлении воздушных потоков с разной температурой. При этом свежие струи воздуха выдавливают отработанный теплый воздух. Циркуляция становится более интенсивной, если перепад давлений, а следовательно, и тяга увеличивается.

В теплый период вентиляция с естественным побуждением работает плохо. Объясняется это незначительным расхождением между температурами воздуха извне и внутри. Это обстоятельство заставляет задуматься об устройстве принудительной вентиляции, хотя для просушки такого небольшого отсека естественного вентилирования зачастую достаточно.

Учитывая то, что для гаража требования к воздухообмену повышены, следует предусмотреть возможность увеличения количества приточного воздуха. Максимальной результативности можно достичь при помощи принудительной двухканальной системы вентиляции.

Таким способом будет обеспечен как оптимальный приток свежих воздушных масс посредством механических устройств, так и своевременный вывод загрязненных.

Организация вентилирования смотровой ямы

Система проветривания надземной части гаражного помещения предельно проста, а вытяжку в смотровой яме гаража устроить сложнее, поскольку она имеет свои особенности.

Реализовать ее можно двум методами:

  1. Путем устройства вентиляции, являющейся частью вентиляционной системы всей постройки.
  2. Отдельной системой смотрового отсека, обособленной от общей вентиляции.
    Самое эффективное решение — автономная приточно-вытяжная вентсистема в виде дополнения к воздухообмену основного здания.

Прежде чем начинать обустраивать вентиляцию в смотровой яме, следует разработать общую схему для всего здании гаража. На ней отмечают отверстия в стене, фундаменте, цоколе для последующего размещения воздуховодов.

Учитывают в проекте такие моменты, как объем помещения, количество автомобилей, подземный или надземный вариант размещения труб. Обдумывают и оптимальный маршрут движения воздушных масс.

Если грунтовые воды находятся недостаточно глубоко, кроме системы вентилирования, нужно предусмотреть и хорошую гидроизоляцию смотровой ямы. Тогда сырость не будет накапливаться через пол и стенки, а вентиляция лучше справится со своей задачей.

Руководствуясь строительными нормами, следует учесть, что при естественном воздухообмене на каждый квадратный метр гаражного помещения должно приходиться около 1,5 см диаметра воздуховода. Так, если взять гаражное помещение площадью 10 м², то для монтажа вентиляционной системы потребуются трубы диаметром 15 см.

В случае, когда площадь помещения в 2 раза больше, то и диаметр трубы увеличивается в 2 раза. Если отверстий несколько, расчетный диаметр делят на их количество.

Есть и другая формула для определения параметров вентиляционных отверстий. Общий их размер должен соответствовать 0,3% от площади помещения. Такой способ обычно используют при расчете механической одноканальной системы.

Технология монтажа вентиляции естественного типа

В процессе поиска решения проблемы, как сделать вытяжку такого типа в смотровой яме и в гараже следует руководствоваться следующими принципами:

  1. По краям ямы необходимо оставлять просвет шириной около 150 мм.
  2. Доски для укрытия ямы нужно располагать со 100-миллиметровым зазором.
  3. В стороне, противоположной от вытяжки, обязательно необходим зазор.

Для притока воздуха в этом случае из дощатого настила убирают две доски. Для создания условий для вытяжки убирают одну доску. В противоположных углах смотрового отдела размещают приточные и вытяжные вентиляционные каналы. Конец трубы для притока оставляют на расстоянии в среднем 25 см от уровня пола.

На следующем этапе, отступив от поверхности земли около 10 см, размещают верх приточной трубы. Вытяжной воздуховод располагают как можно ближе к крышке смотровой ямы. Противоположный конец вытяжной трубы, выходящий наружу, возвышают над самой высокой точкой гаражной кровли не менее, чем 0,5 м. При монтаже контролируют горизонтальность труб.

Приточное отверстие зимой нужно регулярно освобождать от снега. Проще увеличить высоту вытяжки, заодно увеличится тяга. Чтобы улучшить циркуляцию, трубы оснащают дефлекторами. Приточный воздуховод укомплектовывают решеткой во избежание попадания в него насекомых, грызунов.

В условиях холодной зимы трубы подлежат утеплению, иначе они могут промерзнуть. В неотапливаемом гараже естественная вентиляция может плохо функционировать не только летом, но и зимой.

Когда двигатель автомобиля работает, он становится источником тепла, но часа через два после выключения температура в помещении мало отличается от уличной. Эффективность естественной вентиляции падает.

Выход простой: чтобы сохранить воздухообмен и не допустить замерзания конденсата в вытяжном канале, применяют обыкновенную лампу накаливания на 40 Вт. Патрон подвешивают под проемом канала и включают. Лампа генерирует тепло, которого достаточно для того, чтобы воздух двигался со скоростью от 0,2 до 0,4 м/с.

Важно утеплить канал и исключить поступление в него влаги. Следует отметить, что тепла лампа накаливания дает немного, и его вряд ли хватит на всю длину вентиляционного канала.

Заменять лампу накаливания светодиодным или люминесцентным аналогом не стоит. Тепловой энергии они генерируют значительно меньше. Лучше использовать маломощный инфракрасный прибор.

Принудительная вентиляционная система

Вентиляционная система с принудительным побуждением в смотровой яме устанавливается не так уж часто. При этом используются механизированные средства побуждения. Иногда предусматривают еще и обогрев воздуха посредством канального калорифера.

Подача воздушных масс осуществляется при помощи канального вентилятора. Моноблочные приточные установки в этом случае использовать нерационально. Да и вентилятор для притока применяется далеко не всегда, только если существует такая необходимость.

Чтобы реализовать схему принудительной вентиляции, потребуется электрическое питание. Дополнительно систему иногда укомплектовывают таймерами, чтобы она включалась и выключалась автоматически. В некоторых случаях управление вентиляцией подсоединяют к выключателю освещения.

По сравнению с естественной вентиляцией принудительная система имеет много преимуществ:

  1. Возможность повышения КПД, в результате чего увеличенный объем свежего уличного воздуха быстро вытесняет отработанные массы с примесью вредных веществ.
  2. Исключение зависимости подачи воздуха от внешних факторов из-за присутствия вентиляторов в системе. Воздушные массы можно подать в нужную зону, в определенном объеме, с нужной скоростью.
  3. Автомобиль всегда будет находиться в благоприятном температурном режиме.

Если нет веских причин, смотровой отсек нецелесообразно оборудовать механическим вентилированием. Такой вариант лучше подойдет для погреба.

Комбинированная система проветривания ямы

Система комбинированного типа является наиболее популярной. Она предусматривает как присутствие механики в вытяжке гаража или ямы, так и приток воздуха, осуществляемый по естественной схеме.

Довольно быстрое поступление свежего воздушного потока внутрь гаража возможно за счет наличия зоны разреженного давления. Ее создает вентилятор во время вытяжки грязного воздуха. При этом необходимо сохранить возможности естественной вентиляции на случай, если отключится электричество, и вентилятор не будет функционировать.

Для подстраховки прокладывают две параллельные линии либо отверстие в месте установки вентилятора делают несколько большего диаметра. Преимущества комбинированной системы заключаются в том, что она не зависит от наружной температуры. Этот метод нормализации воздухообмена является достаточно дешевым.

Как минус можно отметить, что воздуховоды быстро загрязняются, поэтому периодически их необходимо чистить. Кроме того воздушный поток не подогревается.

Выводы и полезное видео по теме

Видео-ролик о том, как обустроить вытяжку в гараже и в смотровой яме в частности:

Опыт создания вентиляции в гараже и подвале своими руками:

Чтобы получить ожидаемый эффект, вентиляция в смотровом отсеке гаража должна отвечать правилам установки и целесообразности с экономической точки зрения. Выбор системы следует осуществлять, исходя из специфики постройки, размеров. Только используя эти факторы, удастся не только создать оптимальные условия для обслуживания автомобиля, но и рационально потратить средства.

Хотите поделиться собственным опытом в устройстве воздухообмена в гаражной смотровой яме? Располагаете ценной информацией по теме статьи, которая будет полезна посетителям сайта? Оставляйте, пожалуйста, комментарии в находящейся ниже блок форме, задавайте вопросы и публикуйте фото по теме статьи.

Вентиляция смотровой ямы

Многие автолюбители предпочитают сделать в своем гараже смотровую яму. Это позволяет с комфортом проводить регулярный осмотр, диагностику, а при необходимости и ремонт машины. Однако важно позаботиться о надежности, безопасности такого помещения. Нужна качественная вентиляция смотровой ямы в гараже. Сегодня мы рассмотрим ее предназначение, выясним, какие есть типы вентиляционных систем, чем они друг от друга отличаются. В конечном итоге нужно выбрать наиболее подходящий вариант.

Зачем нужна вентиляция в смотровой яме

В гаражном помещении вентиляция необходима. Только она может обеспечить своевременное устранение излишков влаги. Даже при идеально выполненной гидроизоляции в гараже может стать сыро. И в первую очередь так происходит, когда на улице идет дождь или снег. Ведь автомобиль заезжает в гаражное помещение мокрый. И такая проблема сразу же решается при хорошей вентиляции: излишняя влага просто испаряется и выносится потоком воздуха через вытяжную трубу.

Если это не гарантировать, чрезмерная влажность способна создать два важнейших фактора риска: для гаражного помещения и непосредственно для машины. Конструкция строения начинает разрушаться из-за развития плесени, грибка. Автомобилю же страшна коррозия металла, которая также возникает вследствие сырости.

Казалось бы, сухо должно быть только в гараже, ведь машина стоит не в смотровой яме, а над ней. Но на самом деле из ямы влажный воздух будет расходиться по всему помещению в соответствии с принципом сообщающихся сосудов. Кроме того, сама яма тоже должна быть в хорошем состоянии. Оттуда необходимо устранять испарения химикатов, запахи. Воздух там должен быть свежим, ведь в яме долгое время находится автолюбитель, когда работает с машиной.

Особенности системы вентилирования в гараже

Обычно автолюбители выбирают естественную вентиляцию.

При такой системе разница температур снаружи и внутри гаражного помещения обеспечивает циркуляцию воздуха. Зачастую вентиляцию проводят своими силами. Но летом она не будет хорошо работать, поскольку в теплое время года разницы температур практически не наблюдается, а иногда внутри даже прохладнее, чем снаружи. Более эффективна комбинированная система, при которой оптимизируется удаление воздуха благодаря использованию механического вентилятора.

Принудительная вентиляция обладает максимальной результативностью. Здесь уже нужна двухканальная система, поскольку механическими устройствами обеспечивается приток и отток воздуха. Зато гарантирован постоянный приток свежего воздуха с улицы, а также своевременный отток воздуха из смотровой ямы вместе с излишками влаги, испарениями химикатов и выхлопными газами.

Порядок действий: что важно учесть

Остановимся на основных принципах работы при обустройстве вентиляции смотровой ямы в гараже.

Крайне важно грамотно составить схему устройства всей системы вентилирования. Точно указываются отверстия: в фундаменте, стене, цоколе, куда затем будут помещены воздуховоды. В проекте необходимо учесть следующие факты.

  • Площадь помещения.
  • Высота гаража.
  • Количество автомобилей.

Конечно, профессиональные мастера точно выполнят работу грамотно. Но и обычные гаражники тоже нередко делают вполне эффективную, надежную вентиляцию смотровой ямы. Важно при этом учесть и размещение труб, подземное или надземное, постараться составить оптимальный маршрут для воздушных потоков.

Можете также посмотреть схему обустройства приточно-вытяжной системы вентилирования.

Оптимальный диаметр вентиляционных труб

Оказывается, многое зависит и от диаметра труб, вентиляционных отверстий. Лучше брать не произвольные значения, а точно все рассчитывать. Когда обеспечивается естественная вентиляция в яме гаража, расчет можно провести следующим образом: на каждый метр площади гаража должно приходиться 15 мм диаметра трубы.

Когда делается одноканальное механическое вентилирование, общая площадь вентиляционных отверстий должна быть равна 0,3% от площади гаражного помещения.

Создаем воздухообмен в гараже

Мы уже выяснили, что плохая вентиляция – это реальная угроза для автомобиля, самого гаража, а также для здоровья автолюбителя. Поэтому крайне важно сделать систему результативной. Рассмотрим важные моменты.

  • Тяга в вытяжке должна быть хорошей. Поэтому вытяжное отверстие размещают в наиболее высокой точке гаража.
  • Труба должна иметь максимальную высоту. Надо оставлять минимум три метра расстояния до точки входа холодного потока воздуха через приточную трубу.
  • Нужно обязательно защитить выходную трубу от попадания влаги. Делается специальный грибок, чтобы дождь не попал внутрь.
  • Принимайте во внимание, какое направление ветра обычно бывает. Вытяжку направляют в сторону ветра.

Элементарная приточная система может состоять из обычного отверстия с решеткой в нижней части гаражных ворот.

Делаем вентиляцию в яме

Остановимся на алгоритме работы для проведения вентиляции непосредственно в смотровую яму.

  • Ремонтную яму нужно приоткрыть по краям, ближе к приточной трубе. Оставьте зазор примерно в 10-15 см шириной.
  • Между досками, которые закрывают яму, тоже стоит оставлять зазоры по 10 см.
  • Обязательно сделайте щель и напротив вытяжки.
  • Придерживайтесь следующего принципа: отверстия для притока воздуха должны быть в два раза больше, чем для вытяжки.

Обратите внимание! Машину не нужно ставить над той зоной, где у вас имеется зазор для оттока воздуха из смотровой ямы. Именно на этом участке среда наиболее агрессивная, влажная. От этого потока автомобиль надо беречь, иначе днище начнет подгнивать.

Обеспечиваем комфорт в погребе

Остановимся и на вентиляции погреба. Если он располагается в гаражном помещении, отдельно от смотровой ямы, там тоже должна быть своя вытяжка.

Приточную трубу опускают в погреб до уровня пола. Вытяжной воздуховод следует провести с потолка. Желательно сделать вытяжку с южной стороны, а приточную трубу – с северной. Если вы собираетесь держать в погребе урожай, соблюдайте расстояние в 70 см от вентиляционной трубы до зоны хранения.

Для эффективности вентиляции соблюдайте соотношение диаметров: вытяжка должна быть в два раза меньше приточного канала. Также надо помнить о разнице в три метра между высотами точек для выхода и притока воздуха. В таком случае даже естественное вентилирование будет обеспечено на хорошем уровне.

Видео: устройство эффективной вентиляции

Стоит посмотреть и хорошую инструкцию в формате видео. Здесь речь идет об устройстве вентиляционной системы для гаражного погреба. Принцип организации вентиляции в смотровой яме будет аналогичным.

Очень важно подобрать оптимальный вариант, чтобы постоянно поддерживался хороший воздухообмен. Многие гаражники отмечают, что лучше всего сделать комбинированную вентиляционную систему: она надежнее, эффективнее и привлекает универсальностью. При ней достойный результат гарантирован в любое время года.

Вентиляция овощной ямы в гараже: организация воздухообмена в гаражном овощехранилище

Мало вырастить урожай на даче или приусадебном участке в деревне, его еще нужно как-то сохранить до весны. И практически единственно верный вариант здесь – это личное овощехранилище. Причем нередко подобный погреб обустраивается в гараже под смотровой ямой. Так и дешевле выходит, и все в одном месте оказывается, и температура внутри не опускается ниже нуля.

Но согласитесь, если выкопать котлован под гаражным строением и ссыпать туда картошку с морковкой, то овощи не дотянут даже до зимы. Из-за избыточной влаги они просто сгниют. Лишь правильно оборудованная вентиляция в овощной яме в гараже является гарантией сохранности припасов.

Мы расскажем, как грамотно обустроить хранилище для урожая под гаражом безукоризненно действующей системой вентилирования. В представленной нами статье детально изложены все нюансы и правила. Наши советы помогут самостоятельным домашним умельцам достичь отличного результата.

Насколько нужна овощной яме вентиляция

Классическое овощехранилище под частным гаражом (боксом) представляет собой помещение шириной/длиной в 2–2,5 метра и высотой до 2-х метров. Спуск в него обычно устраивается из смотровой ямы с помощью лестницы.

В результате погреб для овощей и банок с соленьями оказывается заведомо ниже уровня промерзания грунта, что гарантирует сохранение температуры в нем выше нуля даже в зимний период.

Вентиляция в гаражном овощехранилище обустраивается, чтобы:

  • удерживать температуру воздуха в яме на уровне от 1 до +10 0 С в течение всего года;
  • удалять избыточную влагу и углекислый газ с этиленом из погреба;
  • обеспечивать постоянный воздухообмен с притоком внутрь чистого уличного воздуха.

При хранении овощи «дышат» и продолжают созревать либо постепенно начинают загнивать. В результате этих процессов постоянно выделяется тепло и влага. И если их не отводить из овощехранилища, то влажность внутри достигнет 95–100%, а температура поднимется выше 10–15 0 С. А в итоге это приводит к выпадению конденсата и развитию гнили с последующей потерей урожая.

В идеале в овощной яме под гаражом должны обеспечиваться следующие условия:

  • температура – плюс 1–5 0 С;
  • влажность – 85–90%;
  • воздухообмен – 1 раз/час (порядка 50–100 м 3 /тонну овощей*час);
  • свет – затемнение с отсутствием прямых солнечных лучей, освещение включается только при нахождении в погребе людей.

Добиться в реальности указанных показателей можно лишь при устройстве в овощной яме под гаражом системы вентиляции с принудительным побуждением воздуха. Причем в ее состав придется включать автоматику для стабильного поддержания микроклимата.

Обойдется такой вариант вентилирования в несколько сотен тысяч рублей. Тратить подобные суммы совершенно невыгодно. Поэтому чаще всего вентиляцию в гаражном овощехранилище выстраивают обычную естественную схему из пары труб.

Проектирование вентиляционной системы

Вентиляция в гаражном овощехранилище может быть естественной и принудительной. Первый вариант дешевле, а второй более эффективный. Еще один нюанс – во втором случае гараж в обязательном порядке должен быть электрифицирован, вентилятор для нагнетания воздуха работает от электросети.

Если все делать по СНиПам, то при подготовке проекта системы вентиляции в овощной яме необходимо учесть:

  1. Зимние и летние температурные показатели для региона.
  2. Уровень грунтовых вод и уровень промерзания грунта.
  3. Наличие рядом с гаражным строением подземных коммуникаций (особенно теплотрасс и водопроводов).
  4. Виды овощей и корнеплодов, которые предполагается хранить в погребе.
  5. Объем засыпаемых на хранение припасов и кубатуру хранилища.
  6. Наличие/отсутствие утепления и бетонного пола в яме.

Чтобы картофель, капуста в вилках, морковь, редька и свекла сохранились в овощехранилище как можно дольше, их следует держать в разных отсеках, по возможности с разным микроклиматом.

Но в небольшом личном гараже создать подобные условия невозможно в силу ограниченности имеющегося пространства. Поэтому в рассматриваемом случае обычно организовывают естественное вентилирование. Оно дешевле, проще в монтаже своими руками и не требует электроэнергии.

При организации вентиляции в овощехранилище под гаражом следует учитывать следующие моменты:

  1. Воздух из гаража с выхлопами от машины не должен попадать в овощную яму.
  2. Воздух из погреба, насыщенный влагой от овощей, не должен попадать в смотровую яму и подниматься под автомобиль.
  3. Принудительная система вентилирования нуждается в электричестве и постоянном присмотре.
  4. Система с естественным воздухообменом летом в жару практически прекращает работу, а зимой в сильные морозы (если приток не перекрыть) может выморозить погреб.

Овощная яма – это постоянный источник влаги. Но спуск в нее в частном гараже обычно организован через яму смотровую.

Если между двумя этими помещениями отсутствует максимально герметичная дверь, то влажный воздух снизу от овощей будет подниматься под днище машины. В результате уже автомобиль от такого микроклимата начнет ржаветь и гнить.

Холодный воздух спускается к полу, а теплый поднимается под потолок. Это чистая физика. И чем выше разность температур, тем быстрее происходит подобная циркуляция воздушных масс.

Если приточную трубу с улицы подвести к полу овощной ямы, а вытяжную наружу смонтировать под потолком или соединить ее с общей вытяжкой гаража, то в такой системе воздуховодов образуется естественная тяга.

И если вентиляционные каналы рассчитаны правильно, то воздухообмен окажется более чем достаточным, чтобы отвести лишне тепло с влагой из овощехранилища на улицу.

При сужении труб притока и вытяжки кратность обмена воздуха в погребе гаража окажется низкой. А если установить их излишне широкими, то циркуляция выйдет избыточной. В первом случае в яме будет слишком тепло и влажно, а во втором овощехранилище по зиме может промерзнуть.

Оптимальный вариант диаметра воздуховода для естественной системы вентиляции в гаражном погребе площадью 3–6 м 2 – 100–150 мм.

Выбор труб для воздуховодов в гараже

Для организации естественной вентиляции в самом гаражном боксе достаточно соорудить в нем один вентканал на вытяжку через крышу строения. Приток воздуха в этом случае будет осуществляться через открытую дверь и продухи по обе ее стороны внизу в стене.

Для устройства вентилирования овощехранилища в гараже применяют следующие виды воздуховодов:

  • пластиковые (ПВХ или полиэтилен);
  • железные оцинкованные;
  • асбестовые;
  • алюминиевые.

Дешевле всего обойдется асбестовый и из ПВХ вариант. При этом если первый негорючий, то второй не впитывает влагу. Металлические трубы стоят дороже, но более прочные и спокойней переносят морозы.

Борьба с конденсатом и наледью

Полностью избавиться от постоянно образующейся влаги в овощехранилище невозможно. Она в яме исходит от овощей, земли под ногами и конденсата со стен. При этом и излишне сушить воздух в погребе также не рекомендуется. Это вредно для хранимых припасов.

При попадании в холодный погреб теплого воздуха на стенах и всем находящемся в овощехранилища моментально выпадает конденсат. Если вытяжка работает плохо, то последний останется внутри и поспособствует развитию плесени на овощах. А при резком похолодании он моментально превратится в лед, что также малоприятно.

Чем шире вентиляционные трубы, тем сильней происходит воздухообмен. Однако это хорошо летом, но совершенно лишнее зимой. В зимний период приток воздуха наоборот требуется максимально снизить, чтобы излишне не понижать внутри температуру.

Чтобы обеспечить себе максимум контроля над происходящим в овощной яме, следует предусмотреть:

  • регулировочную задвижку на приточной трубе;
  • возможность полного перекрытия притока и вытяжки воздуха на случай сильных морозов;
  • утепление обоих воздуховодов;
  • возможность установки вытяжного электрического вентилятора для принудительной просушки погреба.

Также при наличии в подвале освещения, конденсат может привести к короткому замыканию. Поэтому чем лучше утеплена сама овощная яма, гараж над нею и трубу вентиляции, тем лучше.

Монтаж вентиляции в овощехранилище

Перед тем как начать делать вентиляцию в овощной яме гаража, следует все рассчитать и заранее приготовить все необходимые материалы. Также не следует пренебрегать составлением маломальского плана помещения с указанием точек расположения воздуховодов.

Вроде бы, надо сделать всего пару вентиляционных каналов. Но без предварительного чертежа, даже с их установкой можно что-нибудь намудрить.

Чтобы организовать в рассматриваемом помещении естественное вентилирование, потребуются трубы длиной 8–9 метров (3,5–4 м на приток и минимум 4 м на вытяжку). Это с учетом наличия смотровой ямы.

Если ее нет, то надо отталкиваться от глубины заложения погреба и высоты потолка гаражного бокса. Плюс нужны будут стакан для конденсата со сливным краном, металлические решетки на вентиляционные отверстия с улицы и колпак либо дефлектор.

Монтаж вентиляции в гараже и овощной яме производится следующим образом:

  1. В стене возле гаражной двери с отступом от земли в 20–30 см и через перекрытия вниз в погреб пробиваются отверстия для приточной трубы.
  2. В крыше гаража и потолке ямы делаются отверстия для вытяжки.
  3. Монтируются вентиляционные трубы (на вытяжке снизу устанавливается стакан-сборник для конденсата).
  4. На трубе притока воздуха ставится задвижка.
  5. При необходимости вентканалы утепляются устойчивым к влаге пенопластом или пеноплексом.
  6. Сверху на вытяжной трубе устанавливается колпак от дождя.

Чтобы через вентиляцию в овощехранилище не залезли грызуны, на отдушинах притока воздуха с улицы следует установить металлическую решетку. При этом расстояние от края вытяжной трубы до потолка овощной ямы не должно превышать 20 см, а приточная труба должна подниматься над ее полом максиму на 50 см.

Воздуховод притока в яме следует располагать так, чтобы поступающий уличный воздух не попадал на банки и овощи. Зимой он холодный и должен сначала слегка согреться.

Иначе общая температура в погребе будет на уровне +5 0 С, а локально возле вентиляционной трубы все замерзнет. По этой же причине этот вентканал следует отводить от стены минимум на 30–50 см, чтобы рядом с ним не нарастала шуба из инея.

С правилами и формулами расчета площади воздуховодов ознакомит следующая статья, которую мы рекомендуем самостоятельным домашним умельцам.

Выводы и полезное видео по теме

Вентиляция в овощехранилище под гаражом:

Как сделать вентиляцию в овощной яме:

У хозяев, решающих, как лучше устроить вентиляцию в гаражной овощной яме, в распоряжении только два варианта. Можно сделать принудительную систему с вентилятором либо организовать воздухообмен с естественной циркуляцией воздуха. Первый способ энергозависим и дорог, но и эффективен в любую погоду.

В подавляющем большинстве случаев используется как раз второй. Пары труб на приток и вытяжку, разнесенных в погребе по диагонали в разные его углы, обычно вполне достаточно, чтобы обеспечить в рассматриваемом помещении требуемый уровень воздухообмена.

У вас остались вопросы по теме или есть свои комментарии по тому, как следует правильно делать вентиляцию в овощехранилище в гараже – пишите ниже. Мы обязательно поможем вам разобраться во всех нюансах организации вентиляции в овощном погребе.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector