6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему BlaBlaCar стал в Украине платным?

Почему BlaBlaCar стал в Украине платным?

Статья о сервисе BlaBlaCar в Украине — история вопроса, почему БлаБлаКар стал в Украине платным. В конце статьи — видео о мошенничестве на BlaBlaCar.

Содержание статьи:

  • Суть изменений
  • Немного истории
  • В чём причина монетизации
  • Проблемы BlaBlaCar в Украине
  • Советы клиентам сервиса
  • Хорошие новости
  • Видео про мошенничество на BlaBlaCar

Разработчики популярного в сети Интернет ресурса для поиска попутчиков в поездках BlaBlaCar объявили об изменении правил работы сервиса. Теперь услуги BlaBlaCar в Украине стали платными. Переход на новый этап начался 10 октября.

Суть изменений

Прежде всего, разработчики подчеркнули, что для самих водителей сервис останется бесплатным. А вот пассажирам придётся раскошелиться: доступ к ресурсу для них будет стоить 49 гривен на один день, или 59 гривен на месяц. Бронирование длительных поездок будет платной, но за бронирование короткой поездки до 120 км платить не нужно.

Если пользователь BlaBlaCar был зарегистрирован до вступления изменений в силу, он может продолжать бесплатно пользоваться услугами сервиса на протяжении трёх месяцев. Активировать этот доступ необходимо до 1 ноября 2018 года. Если подтверждение регистрации до этой даты не будет произведено, пользователь автоматически получает статус ранее не зарегистрированного.

Новые пользователи, прошедшие регистрацию на ресурсе, получают один месяц бесплатного бронирования. Далее им придётся приобретать платный доступ.

Оплачивать доступ к ресурсу можно либо на сайте, либо в мобильном приложении. Оплатить транспортные расходы водителю автомобиля, как и прежде, можно наличными.

Немного истории

BlaBlaCar – французский сервис, который распространён в большом количестве стран. Основан сервис в 2006 году, его основатель – Фредерик Маззелла.

Важным преимуществом BlaBlaCar перед автостопом заключается в том, что и водитель, и пассажиры могут заранее распланировать своё путешествие, выбрать машину, попутчиков. Голосование на трассе – вещь непредсказуемая и даже опасная. В случае оформления поездки через интернет-сервис риски существенно ниже.

В 2018 году компания отчиталась о том, что она работает в двадцати двух странах Европы, Азии и Латинской Америки, её услугами пользуется более 65 миллионов пользователей. В украинской сети он появился в начале 2014 года и к сегодняшнему моменту является одним из наиболее быстро растущих направлений французского сервиса.

По итогам первых трёх кварталов 2018 года работа BlaBlaCar в Украине признана прибыльной. Руководители компании отметили, что эта прибыльность достигнута впервые с того момента, как сервис пришёл в украинскую сеть. Аналитики BlaBlaCar прогнозируют, что на конец 2018 года услугами компании воспользуются около 50 миллионов пассажиров, что на 40 процентов превышает показатели прошлого года.

В чём причина монетизации

BlaBlaCar – огромная корпорация, которая в существенной мере контролирует трафик междугородних пассажирских перевозок. Изначальное декларирование цели компании – создание условий, выгодных и пассажирам, и водителям – обеспечила популярность услуге. Это, без сомнения, существенный плюс для пользователей сервиса.

BlaBlaCar – это прекрасный пример так называемой уберизации экономики. Слово происходит от названия интернет-сервиса поиска такси, в своё время созданного в США. Данный термин обозначает применение цифровой площадки для организации сделок между поставщиком услуг и его клиентом напрямую, минуя посредников. На самом деле, в словах «минуя посредников» кроется подвох: при уберизации посредник никуда не девается, его роль берёт на себя владелец электронной площадки.

Таким образом, деятельность BlaBlaCar в направлении монетизации своих услуг в Украине вполне закономерна и объяснима: это те самые средства, которые посредник (хозяин сервиса) желает получить и получает за свои услуги.

Тут стоит сказать о том, что уберизация – не такое уж безобидное явление для экономики. По сути, этот процесс уводит рыночные сегменты в тень, лишая их влияния общественных механизмов регулирования. «Убер» вполне может устанавливать собственные правила игры.

Если перевести это теоретизирование в сферу BlaBlaCar, то получается, что сферу междугородних перевозок страны начинает контролировать зарубежная компания.

Проблемы BlaBlaCar в Украине

Интересно, что по словам самих руководителей компании BlaBlaCar, Украина – это первая страна, где их детище дало сбой. Случилось это ещё в 2016 году, когда пользователей сервиса всколыхнула новость об исчезновении водителя, взявшего попутчиков. Ни в одной из тех 22 стран, в которых на тот момент работал сервис, таких инцидентов не случалось.

Естественно, тут же возникли вопросы у украинских пользователей системы: насколько безопасно ездить с BlaBlaCar? Вопросы к безопасности сервиса периодически возникают и в других странах, где функционирует служба, но там таких вопиющих случаев пока не было.

Монетизацию сервиса владельцы компании считают также одной из мер повышения уровня безопасности BlaBlaCar. По мнению разработчиков, оплата услуг служит дополнительным подтверждением личности и должна повысить градус доверия между водителем и пассажиром.

Ещё одной мерой повышения безопасности владельцы службы называют технологию подтверждения личности при помощи официальных документов. Эту меру BlaBlaCar также планирует внедрить в ближайшее время.

Советы клиентам сервиса

На сегодняшний день, владельцы сервиса советуют своим клиентам соблюдать следующие меры безопасности:

  • все условия поездки лучше оговаривать заранее, вплоть до того, с какой максимальной скоростью будет ехать водитель;
  • маршрут поездки лучше описать как можно более подробно;
  • обязательно договориться о багаже;
  • обсудить, допустимо ли в дороге курение;
  • не назначать посадку-высадку в безлюдных местах;
  • оговорить форс-мажорные ситуации, например, как будет оплачиваться непредвиденный ремонт в случае поломки;
  • в дальней дороге лучше ехать с одним-двумя незнакомыми между собой попутчиками;
  • перед поездкой лучше оставить близким информацию о своём путешествии, марке автомобиля, пункте назначения.

Перед поездкой нужно обязательно проверить документы! Если информация в документах удостоверения личности отличается от заявленных на сайте сервиса, от поездки лучше отказаться.

Хорошие новости

Монетизируя сервис, владельцы службы не могли не предложить ряд опций, которые призваны несколько «подсластить пилюлю» пользователям системы.

Не так давно компания вошла в положение пользователей, которые проживают в небольших городках и селениях, в пригородах мегаполисов, в стороне от основных магистралей и транспортных артерий страны. Теперь водителям разрешено отклоняться от оговоренного основного маршрута.

До недавнего времени BlaBlaCar рекомендовал пассажирам договариваться с водителем о встрече в точке маршрута в центре города или на выезде из него. Водитель не имел права отклоняться от заявленного маршрута. Теперь ситуация изменилась: пассажир указывает точный адрес «точки А» и «точки Б», а сервис выбирает водителей, которые могут сделать небольшое разумное отклонение от своего пути, чтобы привезти попутчика туда, куда ему необходимо. Эти точки будут ложиться в качестве дополнительных точек заявленного водителем маршрута.

Как бы то ни было, ставший платным сервис пока по-прежнему пользуется большим спросом со стороны украинских авто-путешественников. Стоимость услуг пока не выглядит очень большой, да и мягкие условия вступления монетизации в силу пока не дают в полной мере оценить последствия решения руководителей компании. Во что выльется процесс монетизации услуг BlaBlaCar в Украине – покажет ближайшее время.

Видео про мошенничество на BlaBlaCar:

Добро за деньги: Почему BlaBlaCar стал платным

Крупнейший сервис для поиска попутчиков BlaBlaCar стал платным в России и на Украине. И, судя по возмущению в сети, многих наших граждан этот факт задел за живое. Царьград выяснил, что на самом деле представляет собой BlaBlaCar и почему его популярность в России вызывает тревогу

Крупнейший сервис для поиска попутчиков BlaBlaCar стал платным в России и на Украине. И, судя по возмущению в сети, многих наших граждан этот факт задел за живое. Царьград выяснил, что на самом деле представляет собой BlaBlaCar и почему его популярность в России вызывает тревогу

«BlaBlaCar запускает платные опции в России» — рассылку с таким заголовком получили сегодня все российские пользователи крупнейшего сервиса для поиска попутчиков. В ней авторы сообщили, что теперь каждый потенциальный пассажир должен будет купить подписку на месяц за 199 рублей либо на один день – за 149 рублей. Платными станут поездки на расстояние 120 км и более. При этом взимать деньги за них будут только с пассажиров, а для водителей сервис остается бесплатным.

Этот факт, кстати, возмутил любителей путешествовать на попутках.

«@BlaBlaCarRU собирается ввести платную подписку для пассажиров. Не для тех, кто зарабатывает на этом сервисе, гоняя на микроавтобусе в рейсы, нееее!», — пишет в Twitter пользователь с ником «Дизайнер».

«Всё, #blablacar, пока. Сколько на этом наваривают водители — нет, надо списать деньги с пассажиров за возможность бронить поездки», — возмущается @YourPalestine.

Наверное, все, кто часто пользуется сервисом, хоть раз попадали на водителей микроавтобусов и маршруток, которые используют BlaBlaCar для наживы, набирая много пассажиров за довольно приличную сумму с каждого. При том, что изначальная концепция сервиса состояла в том, что водитель может лишь частично покрывать свои транспортные расходы за счет попутчиков, а не получать от своих поездок прибыль.

Из-за частоты подобных историй в 2017 году компании даже предъявили обвинение в организации регулярных нелегальных коммерческих перевозок, а в июле 2018-го этот вопрос поднимался Минтрансом.

Стоит отметить, что монетизировать поездки именно для пассажиров в России компания планировала еще два года назад. Тогда ее представитель Сергей Авакян-Ржевский уточнял, что сервисный сбор может составить до 20% стоимости поездки. При этом в ряде европейских стран подобные сборы уже установлены.

Фото: www.globallookpress.com

Но разберемся, что собой представляет BlaBlaCar. Большинству из нас он представляется удобной платформой, позволяющей значительно экономить на междугородних поездках. Но вместе с тем это крупнейший в мире международный онлайн-сервис, которым пользуются десятки миллионов человек. В 2006 году его основал француз Фредерик Маззелла, впоследствии сервис появился в 22 странах Европы, Северной и Латинской Америки и Азии. В Россию он пришел в 2014 году, и за первые 10 месяцев работы в нем зарегистрировались около 1 млн российских пользователей.

В нашей стране BlaBlaCar стал фактическим монополистом в сфере междугородних перевозок. Единственного конкурента в этой сфере – BeepCar, запущенного Mail.Ru Group в 2017 году – французская компания выкупила в августе этого года.

Итак, BlaBlaCar – это огромная компания, представленная в 22 странах мира, а в России фактически контролирующая сферу междугородних перевозок. Она создает условия, которые выгодны пользователям (водителям и пассажирам), так как они экономят деньги – это обеспечивает сервису популярность. С другой стороны, постепенная монетизация поездок приносит существенный доход самой компании. Так, в 2015 году Business Insider оценил ежегодную выручку BlaBlaCar в $72 млн.

По сути, мы имеем дело с одним из двигателей «уберизации» экономики. Это понятие обозначает использование бизнесом цифровой платформы для проведения прямых сделок между клиентами и поставщиками услуг в обход посредников.

Фото: Sharaf Maksumov / Shutterstock.com

Само понятие образовано от названия американской компании Uber, создавшей мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси. Отличие от обычных такси в том, что водителем Uber может быть любой желающий, а сделки между водителем и пассажиром заключаются напрямую. Прибыль от этих сделок идет сразу в карман водителю, и лишь определенный процент (около 20%) перечисляется Uber. За счет этого функционирование сервиса оказывается выгодно и пользователю, и владельцу.

Но здесь есть опасность. Все эти «уберы» с помощью цифровых платформ и осуществления сделок без посредников выводят определенный сегмент рынка из-под контроля общепринятого регулятора, уводя его в тень и устанавливая там свои правила игры. В случае с BlaBlaCar это сфера междугородних перевозок. Вместо государства ее у нас начинает всеохватно контролировать глобальная компания, притом даже не российская.

Достаточно представить простую ситуацию: накаляется политическая обстановка, к примеру, между Россией и Францией, отношения двух стран ухудшаются, и Франция вводит в отношении России санкции. Блокируется BlaBlaCar, и множество людей, привыкших им пользоваться регулярно, сталкиваются с проблемами. А здесь уже можно вообразить, к примеру, общественные волнения, протесты и так далее.

Пока это, конечно, звучит скорее фантастично, но вот более реальный пример. Тот же самый Uber в некоторых странах наделал много шума из-за его возросшей популярности. Пассажиры все чаще выбирали его вместо обычных такси, и тут уже против популярного сервиса восстали таксисты – они просто остались без работы.

Кроме того, водители Uber не платили налоги со своей деятельности, что также безмерно злило таксистов и напрягало органы власти. В итоге ряд стран, среди которых Канада, Бразилия, Франция, Германия, Испания и другие, столкнулись с забастовками таксистов, судами и даже жестокими нападениями на водителей. Кто гарантирует, что Россию не ждут подобные проблемы в случае с BlaBlaCar?

BlaBlaCar может стать платным до конца года. Интервью с CEO

Руководитель BlaBlaCar в Украине Алексей Лазаренко — о заработках и инвестициях, проверках водителей, нелегальных маршрутках и популярных маршрутах

Алексей Лазаренко — генеральный директор BlaBlaCar в Украине. Пять лет он руководил этим сервисом не только в Украине, но и в России. Затем локальный менеджмент появился в каждой из стран.

С 2010 года Алексей с друзьями — Олегом Сербиным, Виталием Островским и Андреем Бондарем — развивали локальный сервис Podorozhniki.com, альтернативу общественному транспорту. Он помогал попутчикам находить друг друга, в том числе по городу. Стартап подписал партнерство с крупными мероприятиями, такими как Казантип, Global Gathering и активно набирал клиентов.

В 2014 году французский BlaBlaCar вышел на наш рынок и купил проект ребят. По разным оценкам — от $1 млн до $3 млн.

LIGA.net поговорила с Алексем Лазаренко о показателях компании в Украине, решениях проблем с безопасностью поездок, переходе на платную модель и водителях на luxury машинах.

О ЗАРОБОТКАХ, КОНКУРЕНТАХ И ПЕРЕХОДЕ НА ПЛАТНУЮ МОДЕЛЬ

— Абсолютно разный сервис, разный масштаб, но ДНК сохранилась. У BlaBlaCar был некий стереотип, что в постсоветских странах люди более замкнуты, чем в Европе. И никто никого к себе в машину пускать не будет.

Но поколение, на которое ориентировался сервис Подорожники, формировалось в эпоху открытой информации и интернета. И как оказалось, в каком-то смысле эти люди имели намного больше общего с европейцами, чем с людьми из Советского Союза.

Для BlaBlaCar наш и российский рынки были очень интересны. Это 200 млн человек, которые активно перемещаются между городами с подходящей для сервиса географией. Выход к нам подтвердил тот факт, что сервис может расти не только в рамках европейской ментальности.

Сегодня мы готовимся праздновать в Украине 5 млн пользователей. А начинали с десятков тысяч. После успеха в нашей стране BlaBlaCar запустился в Турции, Индии, Мексике, Бразилии. В мире у нас уже более 70 млн пользователей. И Украина — один из самых быстрорастущих регионов.

— Сколько из этих 5 млн — водители?

— 37%. При этом больше половины пассажиров имеют права. Это говорит о том, что мы оптимизируем использование автомобильного транспорта.

— Вы пробовали вводить платную подписку в конце прошлого года. Как она пошла?

— Сейчас сервис в большинстве стран присутствия монетизирован. Во Франции, например, взимается определенный сервисный сбор при бронировании каждой поездки исходя из ее стоимости. Для водителя это все бесплатно.

— В России перевозчики подают на BlaBlacar в суд. Как обстоят дела у нас?

— Безусловно, сервис растет, и у традиционных перевозчиков могут возникать к нам вопросы. Но в Украине подобных претензий не было. Более того, в Украине спрос со стороны коммерческих перевозчиков был одним из самых высоких в мире.

Мы блокировали десятки тысяч таких профайлов. Но в конце концов осознали, когда пообщались с пользователями, что многим не так уж и принципиально ехать в машине или микроавтобусе, или даже большом автобусе.

Предлагая несколько транспортных альтернатив на одной платформе, мы увеличим количество мест отправления и прибытия, доступных временных рамок и комфорта. Такое решение позволит BlaBlaCar стать глобальным маркетплейсом для совершения междугородних поездок по автодорогам и удовлетворить более широкий спектр потребностей пассажиров.

Каждый сможет найти для себя оптимальный вариант поездки (по времени и месту отправления, размеру багажа, наличию wi-fi, для поездки большой компанией и т.д.)

— Busfor, Flixbus — ваши конкуренты?

— Да, безусловно. Но напрямую в лоб мы с Busfor пока что не конкурируем. Они занимаются автобусными перевозками. Мы пока что сосредоточены на поездках peer-to-peer, а это разные пользователи

— Uber?

О ПРОВЕРКАХ ВОДИТЕЛЕЙ, ТРАГИЧНЫХ СЛУЧАЯХ И НЕЛЕГАЛЬНЫХ МАРШРУТКАХ

— Какие пять самых популярных направлений в Украине?

— Киев-Одесса, Киев-Львов, Львов-Краков, Киев-Харьков. Киев-Чернигов. Популярны поездки в Днепр, Черкассы, Ровно. Есть еще фактор сезонности. В летний период растет Одесса, в зимний, на Рождество — Львов. Кстати, уже около 20% поездок происходят прямо до двери. Стало больше водителей. И найти такого, который выезжает из твоего района или проезжает мимо, становится все легче.

Никто до BlaBlaCar не предлагал междугородние поездки от двери до двери, и, кажется, вряд ли кто-то сможет в ближайшее время, поскольку это требует огромной ликвидности и фрагментации, которая формируется годами или огромными инвестициями.

— Есть распространенное мнение, что BlaBlaCar является помощником для нелегальных перевозчиков. Он собирает людей в маршрутки без документов.

— Это слишком громкое заявление. Конечно же, BlaBlaCar не является драйвером таких перевозок. Мы блокируем нелегальных перевозчиков довольно-таки много. У нас есть алгоритмы, которые неплохо научились идентифицировать таких парней.

Но BlaBlaCar пришел к выводу, что можно построить более широкую платформу. Мы все-таки приняли решение идти в сторону автобусов, как я упоминал раньше. В частности во Франции была анонсирована сделка с одним из крупнейших автобусных перевозчиков. С ним мы будем идти и в другие страны Европы. В Украине тоже будет возможность бронировать автобусные перевозки.

— Будете ли делать идентификацию этих перевозчиков? Чтобы они загружали документы в систему.

— Безусловно, это так и происходит. Но в Украине этот процесс еще не запущен. Сейчас мы в процессе подготовки. В России проверка документов уже идет. Могут публиковать свои маршруты коммерческие перевозчики, которые подтвердили легальность своей деятельности. Подобное будет и в Украине уже скоро.

Были неприятные случаи, когда водители BlaBlaCar прощались с жизнью из-за опасных попутчиков. Как вы отреагировали?

— Это единичные случаи за всю историю BlaBlaCar во всех странах. И безусловно, когда происходят какие-то инциденты, мы взаимодействуем с пострадавшими и правоохранительными органами. Ведем себя максимально открыто. Нет ни одного инцидента, на который бы мы закрыли глаза.

— У вас будет какой-то секьюрити чек?

— Более эффективной проверки, чем отзывы и рейтинги, пока что не существует. Важно понимать, что человека, который задумал что-то плохое, не остановит практически никакая проверка. Но наша площадка — все же не место для таких вещей, поскольку очевидно, что остаться незамеченным не удастся.

К тому же опция ID-чека у нас уже запущена во многих странах.

В Украине есть с этим технические сложности. Например, у МВД нет открытых API, по которым можно было идентифицировать валидность паспорта и его владельца по номеру. Практически во всех странах это есть. Мы ищем локальное решение, и уже есть определенные идеи.

— Какие причины есть, когда вы отказываете в сервисе водителю или пассажиру? Блокируете аккаунт?

— Все очень банально. Например, если пассажир пожаловался на опасное вождение. Если человек регулярно бронирует поездки и не приходит, тоже блокируем. Блокируем за жалобы, если человек занимается систематической коммерческой деятельностью (извозом), а не просто подвозит людей.

— А потом они приходят под новыми аккаунтами?

— В том числе. И мы снова их блокируем. Играть постоянно в кошки-мышки нет смысла. И мы скоро предложим коммерческим перевозчикам формат взаимодействия.

ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ, ПОПУЛЯРНЫХ МАШИНАХ И СРЕДНЕМ ЧЕКЕ

— Сколько вы инвестировали в Украину?

— Сколько людей в команде?

— У нас небольшая команда — 5 человек. Это маркетинг и коммуникации. Во Франции — разработка. Служба поддержки работает из Варшавы.

— Сколько вообще совершается поездок?

— В Украине это несколько десятков тысяч в день. К примеру в период новогодних праздников водителями было предложено для бронирования порядка 1 млн мест. На Пасху — около полумиллиона. И практически все они были забронированы.

— Средняя стоимость поездки?

— А если в общем рынок поездок оценить, который вы создали?

На каких машинах возят попутчиков блаблакарщики?

— Volkswagen — на первом месте. Также в топ вошли Renault, Opel, Daewoo, Skoda, Ford.

— Сколько у вас в системе машин из сегмента luxury?

«Иначе тебя раздавят». СЕО BlaBlaCar – о том, почему сервис станет платным

Как в международной компании планируют бороться с «евробляхами» и нужен ли будет паспорт, чтобы воспользоваться услугами BlaBlaCar, Фокусузнал у основателя и главного исполнительного директора сервиса Николаса Брюссона

12 лет назад трое французов основали сервис, который помогал находить попутчиков для дальних поездок на машине. Некогда стартап стал успешной международной компанией – BlaBlaCar, которая появилась в Украине четыре года назад. Во время Киевского международного экономического форума Фокус пообщался с основателем и главным исполнительным директором сервиса Николасом Брюссоном. Он рассказал, как французской компании работается в Украине и почему они не планируют привлекать инвестиции для дальнейшего развития.

КТО ОН

Основатель и главный исполнительный директор BlaBlaCar

ПОЧЕМУ ОН

Руководит компанией, услугами которой пользуются около 4 млн украинцев

С ноября текущего года BlaBlaCar будет брать плату с пассажиров за пользование сервисом. Бронировать поездки в течение одного дня можно будет за 49 гривен, в течение месяца – за 59 гривен. Почему именно сейчас решили это сделать?

– На сегодня около 4 млн людей пользуются BlaBlaCar в Украине. Пришло время сделать следующий шаг во взрослении продукта. Вне зависимости от монетизации мы хотим переносить все больше транзакций в онлайн, потому что за этим будущее. Если вы посмотрите на e-commerce, то ее все больше использует, к примеру, индустрия аваиперелетов. Но вот на междугороднем транспорте в Украине расчеты проводятся в основном офлайн. Чтобы изменить это, в нашей компании решили использовать оплату поездки через интернет. Мы представляем развитие сервиса именно с этой точки зрения.

Сколько денег компания привлечет от этой монетизации в Украине?

– На этой стадии я не готов озвучивать цифры, поскольку мы все еще экспериментируем. Когда компания предлагает что-то новое, она двигается в этом направлении довольно медленно. Так что слишком рано говорить о цифрах, будь то количество поездок, оплат или общий доход.

В BlaBlaCar ожидают, что часть украинских пассажиров может отказаться от сервиса из-за того, что он стал платным?

– Мы предпочитаем быть осторожными с такими оценками и сначала хотим проверить способность украинцев платить в Сети. Но, раз люди готовы платить наличными за поездку, то они готовы заплатить и онлайн за то, чтобы получить более безопасный и открытый сервис.

Кстати, о безопасности. Повысится ли она для пассажиров и водителей после введения платы?

– В BlaBlaCar есть система рейтинга, профиль пользователя. Онлайн платежи – часть нашей политики безопасности. Есть определенная верификация по платежам через интернет. Благодаря этому мы точно знаем день оплаты и номер банковского счета. Соответственно – большинство данных о том или ином пользователе.

«В Украине мы все еще получаем нулевой доход. Такие же результаты у нас пока по Бразилии и Мексике»

Обычно, компания движется шаг за шагом. Для Украины старт – это создание профиля пользователя, чтобы люди привыкли к продукту. Второй шаг – платежи онлайн. Клиент будет чувствовать себя более уверенным, зная, что платеж можно отследить. Дальше мы планируем повышать уровень наполнения профиля пользователя. Во Франции мы также делаем проверку ID, то же начали делать в Бразилии.

В Украине уже действует такая система: лицензия и паспорт?

– Пока еще нет. Мы смотрим, как работает рынок, и будем решать, можно ли вообще это применить, ведь у каждой страны есть своя специфика. Но в долгосрочной перспективе, конечно, да, мы хотим сделать наш сервис максимально прозрачным и безопасным.

Есть ли у компании портрет среднестатистического пользователя BlaBlaCar в Украине?

– По всему миру это в основном люди в возрасте от 30 до 40 лет. Есть примерный гендерный паритет. То, что мы видим, например, по Франции – пользователи становятся все старше.

В 2018 году BlaBlaCar заявила о том, что вышла на прибыльность. Вы планировали, что это займет так много времени?

– Мы могли пойти несколькими путями. Открыть сервис во Франции, со временем перевести его в онлайн, монетизировать и получать прибыль. Но решили пойти другим путем и стать глобальной компанией. Сейчас работаем в 22 странах мира. Именно решение охватить сервисом большое количество стран отодвинуло время получения прибыли. $400 млн инвестиций было вложено в BlaBlaCar прежде, чем компания стала прибыльной.

Хотя, если вернуться к Украине, мы все еще получаем тут нулевой доход. Такие же результаты у нас пока по Бразилии и Мексике. Мы считаем, что наша модель всегда требует инвестиций, чтобы оптимизировать качество услуги. Затем проводится монетизация. Потом привлекаем больше денег, создаем доверие, соответственно увеличивается количество пользователей. Это единственно возможный подход. Поскольку, если ты крохотная французской компания, крупные американские и китайские игроки придут и раздавят тебя.

Сколько денег нужно на покрытие операционных затрат?

– На начальных этапах BlaBlaCar больше вкладывал в маркетинг и рекламу, чтобы о нас узнали в стране. В общей сложности для продвижения на украинском рынке счет идет на миллионы долларов. В глобальном масштабе – это сотни миллионов.

Вы зашли на украинский рынок не в лучшее для страны время…

– Мы пришли в Украину в 2014 году. Это время начала большого кризиса и, очевидно, тогда страна была не лучшим местом для вложения инвестиций. 2015 год был очень насыщенный для компании – мы заходили на рынки Индии, Мексики и Бразилии. Фокусировались на этих странах, а не на Украине. С 2016 года «надавили на газ» и начали двигать бизнес тут. Если анализировать последние четыре года, то сейчас инвесторы чувствуют себя намного комфортнее, чем в 2014 году. Когда мы им говорили, что заходим в Украину, они отвечали: «Вау, посмотрите новости, вникнете в геополитические проблемы». За последние годы ситуация улучшилась, хотя, конечно, инвестиционный климат тут не настолько хорош, как должен быть.

Компании комфортно работать в Украине? Многие бизнесы жалуются на непонятные для них проверки налоговой, прокуратуры и других структур.

– Для нас стало сюрпризом вести операционную деятельность в Украине, в сравнении с некоторыми другими странами. Регуляторная база и правительство давали большую поддержку. Мы не чувствуем давления или толкания в неверном направлении со стороны государства. Чувствуем, что двери открыты.

Планируете ли привлекать инвестиции в дальнейшее развитие BlaBlaCar?

– Нет, поскольку мы уже достаточно большая компания. Для нас важнее делиться нашим бизнес-подходом, как делать компанию прибыльной. Такие истории есть у Google, Amazon, других больших компаний. Для нас важнее продолжать применять свою стратегию роста, чем гнаться за прибылью.

И все же есть ли у компании минимальные ожидания роста через год или через пять лет?

– Это будет более 20%, но мы не называем точные цифры. BlaBlaCar не публичная компания и не обязана их называть. Именно поэтому мы предпочитаем не делать финансовых прогнозов. Возможно, когда-то это изменится, мы решим стать публичной компанией, выйдем на IPO. В этом году впервые BlaBlaCar поделился информацией о росте компании: до конца года он должен достичь 70 млн пользователей, что на 40% больше, чем в прошлом году.

«За последние три года мы добились того, что около 10% населения Украины подписались на BlaBlaCar. Это колоссальные достижения»

В компании задумываются о том, чтобы менять стратегию работы с водителями на старых авто. Например, в Украине сейчас очень остро стоит проблема автомобилей на литовских номерах, так называемых «евроблях»?

– В 99,9% случаев нужно понимать – водители будут ездить на своих машинах в любом случае. Они же не ездят специально для BlaBlaCar. Статистика европейских поездок на длительное расстояние показывает – наполненность машины в среднем составляет 1,6-1,7 человека на машину. Мы стремимся к результату – 2,8 человека на машину. Так что, пользуясь BlaBlaCar, каждый человек создает позитивный эффект, поскольку сокращаются выбросы вредных газов в атмосферу.

Мы хотим таким образом изменить отношение к поездкам. Это во многом поведенческий подход. Мы не можем сказать людям, меняйте свои машины. BlaBlaCar же не автомобильная компания. Мы тут для того, чтобы поменять отношение человека к тому, как он использует машину. За последние три года мы добились того, что около 10% населения Украины подписались на BlaBlaCar. Как для изменения поведенческого подхода – это колоссальные достижения.

Вы помните, когда сами последний раз пользовались сервисом BlaBlaCar?

– Я пользуюсь им и как пассажир, и как водитель практически каждую неделю. В основном, конечно, как водитель. Последний раз – в позапрошлые выходные. Это была поездка между Францией и Бельгией.

Использование данного продукта в разных странах дает разный опыт. Ездить во Франции – это не то, что в Украине или Бразилии. Философия продукта одна и та же, но всегда интересно наблюдать, насколько разное представление о продукте у людей в разных странах. Где-то это история больше об экологии, где-то – об экономии, а для кого-то более важен социальный аспект.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector