247 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перепрошивка двигателя автомобиля, все плюсы и минусы

Чип-тюнинг двигателя. Плюсы и минусы. А стоит ли вообще делать. Подробно, плюс видео

Сейчас век инжекторных автомобилей, это уже далеко не карбюратор (в котором многие функции выполнялись механически), это машина напичканная электроникой. Управление многими функциями и параметрами машины, происходит ЭБУ (Электронным Блоком Управления). Однако этот блок сам по себе просто набор железок и микросхем, в него нужно залить определенную программу или как ее называют «прошивка», которая уже по специальным алгоритмам будет управлять всеми основными функциями (например — впрыск топлива, зажигание и т.д.). Но прошивка это всего лишь программа, которая зашивается в чипы ЭБУ, то есть эту программу можно менять, улучшать, делать более оптимизированной. Именно такое улучшение и «перепрошивка» микропрограммы и называется громким словом «ЧИП-ТЮНИНГ». НО всегда ли это благо? Стоит ли делать такое улучшение, какие есть плюсы и минусы, и не будет ли для двигателя и остальных агрегатов вреда? Давайте разбираться, как всегда будет видео в конце так что читаем — смотрим …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Что такое прошивка
  • Как прошивка влияет на мощность
  • Плюсы и минусы
  • Так стоит ли делать или нет?
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ
  • ГОЛОСОВАНИЕ

Многие владельцы «дохлых» авто, просто мечтают о таком виде улучшения. Ведь чип-тюнинг, особенно на наши ВАЗ может сделать практически каждый более менее разбирающийся в электронике человек, при наличии программатора, да и прямых рук. Лезем на тематический форум, качаем «супер-турбо» прошивку и ВУАЛЯ – вместо положенных 80 – 90 лошадиных сил, прибавляется аж до 110 – 120 (а тои больше)! Ну не сказка — правда?

И вот уже полетели вести о том какие инженеры ВАЗ, плохие, да они ничего не умеют и вообще руки у них растут их «ж.пы»! А вот мы красавцы, да все умеем, машина просто «прет» (наконец то можно с «Солярисом» на светофоре потягаться), в общем одни плюсы.

Кстати это касается не только наших отечественных машин, но и многих других брендов, начиная от Рено Логан, заканчивая крутыми БМВ и Мерседес.

Есть одно правило (из наблюдений) – сколько бы мощности у вас не было, через полгода вам будет хотеться еще больше! Ибо вы уже привыкли к такой мощности двигателя

Так вот и мечтают многие из нас с вами просто выстреливать на светофорах, хотя под капотом у вас двигатель всего 1,4 литра (а может и того меньше). НО при необдуманном чип-тюнинге, есть большой шанс, просто убить двигатель, катализатор, коробку ЗА ОЧЕНЬ КОРОТКОЕ ВРЕМЯ! Давайте детально разбираться.

Что такое прошивка

«Прошивка» или правильнее будет называть «микропрограмма», это своего рода операционная система для нашего ЭБУ. Как наш домашний компьютер или ноутбук не будет работать без WINDOWS (это просто набор железа), так и для того чтобы управлять машиной в ЭБУ нужно установить или загрузить специальную программу, которая будет управлять всем авто.

Не нужно думать — что создание микропрограммы, это такой легкий и непринужденный процесс, и что каждый ФОРУМ и «специалисты» на нем могут вот так вот просто взять и создать ее с нуля! ЭТО КРАЙНЕ НЕ ВЕРНО.

Микропрограмма, создается с нуля только производителем, ЭТО РЕАЛЬНО СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС. Куча программистов и инженеров трудятся над ее созданием. Это как написать WINDOWS с нуля, в гаражах и прочих «конторах» никто так не делает, это просто нереально. А просто ломают существующую программу, и по их мнению улучшают какие параметры.

Однако хочется сказать, что бывает ОФИЦИАЛЬНО несколько программ (прошивок) именно на вашу машину, например исправление самим производителем каких-либо «багов». Но зачастую вам перепрограммируют сами лицензированные сервисные или дилерские центры. Однако если гарантия у вас закончилась, то и оповещать вас никто не будет. Поэтому если задумались делать чип-тюнинг поинтересуйтесь — а если ли официальные свежие прошивки.

Как прошивка влияет на мощность

Собственно по-разному, в зависимости от того что вам нужно. Вообще микропрограмму можно как «придушить», так и наоборот «отпустить». Что это значит – да все просто, есть «чип-тюнинг» который придушит вашу машину, но она станет экономичной, то есть снизится расход топлива — но такие явно не пользуются популярностью. А вот есть другой тюнинг, который увеличит мощность вашего двигателя! И такие ОЧЕНЬ СИЛЬНО пользуются спросом.

Справедливости ради, стоит отметить, что есть так называемые нормализированные прошивки – это когда берется штатная (стоковая) прошивка и слегка улучшается – немного снижается расход топлива, увеличивается мощность, плавность работы двигателя и т.д.

Однако как я написал выше, «нормализированные» и «экономичные» чип-тюнинги нужны только единицам, все подавай больше мощности, и тут есть где разгуляться.

В общем как мы с вами знаем, есть два больших класса двигателей – это бензин и дизель. В свою очередь бензин делится на — ТУРБО и обычный атмосферник.

Если забежать вперед — то увеличение только при помощи прошивки (чип-тюнинга) может достигать до 30 – 40% мощности, только вдумайтесь! Скажем было у вас на ТУРБО движке 150 л.с. а стало 180 – 200 л.с.!

Справедливости ради стоит отметить, именно на турбированных двигателях и неважно бензин это или дизель, стоит ждать максимального прироста мощности.

На обычных атмосферных моторах, прибавка не такая критичная, все же обычные «атмосферники» зачастую «чипуются» для того чтобы убрать катализатор, и убрать «затупы» при «трогании» с места, которые обусловлены экологическими ограничениями. Однако «раскачать» мощность до 15 – 20% можно.

Если посетить крупные компании, которые занимаются чип-тюнингом, то можно понять что оптимальной прибавкой к мощности является именно 20 – 25%! Почему поймете ниже.

Вроде одни плюсы, если даже установить «нормализированную» микропрограмму, то характеристики однозначно улучшаться. Но почему так много в сети негативных отзывов, ТО ЕСТЬ ОТКРОВЕННО МИНУСОВ! Давайте разбираться.

Плюсы и минусы

Ребят хочется начать с минусов и развеять много мифов, которые так и витают рядом с чип-тюнингом.

Если честно, то нормальных прошивок (микропрограмм), КОТОРЫЕ МАКСИМАЛЬНО увеличивают мощность вашему двигателю очень мало. Вам нужно отдавать отчет самому себе, что при изменении настроек в ЭБУ, системы двигателя (и многие другие) начнут работать совершенно по другим алгоритмам! Что в конечном итоге может реально навредить вашему мотору, вплоть до выхода его из строя!

Любая прошивка, ДОЛЖНА ОБКАТЫВАТЬСЯ с замерами многих параметров, прежде чем применяться на сотнях или даже тысячах машин! Производитель это знает и делает это, а вот ТЮНИНГ конторы (даже самые именитые), зачастую НЕТ!

Что происходит в итоге. Вы пригоняете свежую или даже новую машину (на гарантии) в такую компанию, вам делают чип-тюнинг и вы уезжаете. Вас заверяют, что прошивка у них ФИРМЕННАЯ, что делают ее чуть ли не в Германии, Корее или Японии (в общем стране производителя), и она абсолютно безвредная, НО РАСКРОЕТ ВЕСЬ ПОТЕНЦИАЛ ДВИГАТЕЛЯ. И действительно машина начинает «валить», мощность увеличивается, расход (как правило) также увеличивается, но не критично, вы довольны «как слон». Но после 5000 – 10000 километров пробега, у вас накрывается либо двигатель, любо катализатор, либо коробка передач, особенно если она автоматическая. НО почему? Что произошло?

Ребят никто не задумывается над параметрами, этой прошивки и как она повлияла на ваш двигатель. ДА в ней может быть заложена большая подача топлива, и обогащение смеси, что при определенных оборотах даст больше мощности. НО какими средствами? Как повлияет эта смесь скажем — на клапана, на температуру двигателя, на катализатор, детонацию и прочее?

Если чип-тюнинг сделан не верно, то — перечислю по пунктам:

  • Клапана от обогащенной смеси, могут прогореть
  • Двигатель из-за неправильного впрыска, может сильнее разогреваться, что может привести к его перегревам, особенно в жару, летом в пробках
  • Если смесь обогащенная, то температура ее горения может быть выше и выхлопные газы могут просто оплавлять катализатор. Так нормальная температура скажем на 2 – 3 передаче около 500 – 600 градусов Цельсия, а вот при неправильном чип-тюнинге она может доходить до 900 градусов, КРИТИЧНО для катализатора
  • Детонация. Датчик детонации будет просто кричать! Но в обычном состоянии это вам покажет значок «CHECK ENGINE», а вот в прошивке его банально могут отключить. А детонация – это реально разрушающий процесс для мотора в целом

Отдельный и ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ МИНУС — это трансмиссия! Тут стоит разъяснить более подробно. Смотрите зачастую коробка передач (опять же если это особенно — вариатор или автомат) рассчитана на определенный крутящий момент. Конечно, у них есть небольшой задел, но он реально НЕБОЛЬШОЙ! Зачастую бывает — прошивкой специально «душится силовой агрегат» чтобы он не мог нанести вред трансмиссии, делается это на смежных моделях или одной модели но с разными моторами (например 1,6 и 2,0 литра).

Теперь что делается прошивкой – да банально убирается это ограничение, да машина начинает лететь, НО! Коробка передач не рассчитана на такой крутящий момент, и ее банально ломает. Причем бывает, что ломает вал — просто вдумайтесь.

НО, конечно же вас никто не спросит – А КАКОЙ КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ ПЕРЕВАРИВАЕТ ВАША КОРОБКА, И КАКОЙ ПРИРОСТ ДАСТ НОВАЯ ПРОШИВКА!

Поэтому минусов в чип-тюнинге, также предостаточно, особенно если вы делаете его сами, скачав микропрограмму с форума или «проверенного» сайта.

Так стоит ли делать или нет?

Вопрос не однозначный. Есть действительно профессиональные компании, которые занимаются ГРАМОТНЫМ ЧИП-ТЮНИНГОМ, но таких единицы, в нашей да и соседних странах. Стоимость их услуг зачастую просто зашкаливает, ВЕДЬ РЕАЛЬНО ГРАМОНТАЯ ПРОШИВКА и работа по ее замене — обкатке стоит больших денег. Это вам не «дядя Вася» в гараже с нетбуком купленным за 1500 рублей. Они вам дадут и гарантию на свои работы, и представят все графики. Например, «кривая» увеличения мощности, показатели датчика детонации, показатели с датчика катализатора, расчет по мощности чтобы не повредить трансмиссию.

Именно из-за трансмиссии (иногда из-за катализатора и турбины) на турбированных моторах, СЕРЬЕЗНЫЕ КОМПАНИИ УВЕЛИЧИВАЮТ МОЩНОСТЬ МАКСИМАЛЬНО НА 20-25%, хотя возможно до 40%

В нашей стране можно поставить заграничные прошивки, которые продиктованы у нас ограничениями закона. Что я имею в виду, например — возьмем тот же Hyundai Creta с двигателем 2,0 литра, в нашей стране чтобы транспортный налог был не такой большой мощность ужали на уровне 149 л.с., хотя например в Китае Hyundai IX25 (по сути тот же Creta) имеет мощность в 165 л.с.! То есть наш производитель умышленно «порезал» характеристики чтобы влезть в приемлемую налоговую нагрузку. Если сделать чип-тюнинг именно от «IX25» (официальную), да еще и найти нормальную компанию, то реально мощно прибавить около 10% мощности, без каких-либо серьезных последствий для машины.

В остальных случаях – это непонятно какие микропрограммы (скаченные с форумов), непонятно какие компании (которые делают прошивки типа в других странах), гаражные специалисты (которые еще и не дают гарантии) – Я ВАМ НАСТОЯТЕЛЬНО НЕ РЕКОМЕНДУЮ, ЗАГУБИТЕ СВОЙ АВТО, БУДЕТ МУЧИТЕЛЬНО БОЛЬНО.

Сейчас видео версия статьи смотрим

Сейчас небольшое голосование, вы за чип-тюнинг или нет?

Собственно на этом у меня все! Думаю было полезно, читайте мой АВТОБЛОГ, подписывайтесь на канал.

(8 голосов, средний: 4,50 из 5)

Похожие новости

Мощность генератора автомобиля. Как ее узнать (определить) и от .

Обгонная муфта генератора. Что это такое и для чего нужна. Важны.

Что такое OBD2 и причем тут ELM327? Как ими пользоваться в машин.

Польза и вред от перепрошивки «машинных мозгов»

В каждом автомобиле присутствует специальный блок управления, который контролирует действующие процессы в двигателе. Стандартные настройки вносятся в этот блок ещё на заводе-производителе. В случае когда владельца авто не устраивают существующие параметры настроек, он вправе подвергнуть свой автомобиль чип-тюнингу двигателя, чтобы улучшить имеющиеся характеристики.

Что представляет собой чип-тюнинг?

Процедура оптимизирует программу управления двигателем автомобиля, конечная цель которой — это увеличение мощностных характеристик мотора, а проще говоря — это перепрошивка ЭБУ (электронный блок управления). Другими словами, при чиповании оптимизируют настройки разных режимов работы движка без механического вмешательства, изменения вносятся при перепрограммировании блока управления. Далее рассмотрим плюсы и минусы чип-тюнинг двигателя автомобиля на подробных примерах.

Положительные стороны чиповки двигателя

Что даёт чип-тюнинг:

  • При изменении прошивки чипа можно добиться увеличения мощностных характеристик до 25%, но на деле прирост не превышает 13–16%.
  • Уменьшение расхода топлива в среднем на 4%, конечно, выгода не большая, но если учесть цены на топливо, то сэкономить немного всё-таки удастся.
  • Чип-тюнинг позволяет устранить ошибки двигателя.
  • Чипование даёт возможность убрать заводские ограничения скорости.
  • На дороге с интенсивным движением возможности ускорения улучшаются.
  • Чип-тюнинг произвести проще, чем полную модернизацию двигателя.
  • Есть возможность настроить прошивку под собственный стиль вождения.
  • Легко произвести откат установок чипа к первоначальным заводским настройкам.

Что может произойти в случае некачественной перенастройки и какие бывают сопутствующие риски и минусы у этой процедуры

В случае, когда чипованием занимаются дилетанты, есть большая вероятность получить некачественную прошивку для чипа, которая его «убьёт». Как правило, это уже не исправишь. Естественно, давать вам гарантии на внесённые изменения никто не будет. Поэтому лучше доплатить и обратиться к профессионалам.

Чип- тюнинг может быть вреден:

  • Уменьшением ресурса запчастей мотора. К сожалению, это правда, доказанная на практике, но не так всё страшно, значение снижения редко превышает 5%.
  • Может увеличиться расход топлива при неправильно выполненной процедуре.
  • Чип-тюнинг достаточно дорогое удовольствие, качественная перепрошивка настроек может обойтись достаточно в крупную сумму, порядка десятка тысяч рублей.

Последствия чип-тюнинга двигателя могут быть плачевными, поэтому перед тем, как отправляться на процедуру, постарайтесь по максимуму разузнать всё о блоке управления двигателем, о его модели. На некоторых моделях производители устанавливают специальное ПО, которое невозможно изменить, в этом случае чип-тюнинг производить нельзя.

Убедившись в том, что делать прошивку можно, следующим шагом будет извлечение блока управления и считывание с него заводской программы. Размер информации, как правило, не превышает 1 Мб. Содержание заводского ПО — это таблицы параметров, которые можно менять, если их правильно отредактировать, то можно повлиять на настройки работы двигателя в режиме холостого хода, температурный режим, найти подходящее соотношение крутящего момента и мощности и т. д.

В последнее время делают чип-тюнинг при помощи «Стэп-Пауэр» — это специальное приспособление, при помощи которого можно загружать в чип одновременно несколько прошивок управления. А в последующем переключение между установками двигателя можно производить прямо во время движения, такие действия являются абсолютно безопасными.

Для каких автомобилей чип-тюнинг двигателя пойдёт на пользу?

  1. Машины, на которых установлено ГБО, такое оборудование обязует произвести чип-тюнинг, так как при переходе с одного вида топлива на другое изменяются и характеристики работы двигателя. Поэтому тюнинг тут просто необходим.
  2. Присутствие турбонагнетателя также обязывает произвести перепрошивку чипа для повышения эффективности. При этом могут увеличиться характеристики мощности до 20%.
  3. В случае с турбодизелем тоже можно повысить мощность, но уже на четверть, а показатель крутящего момента возрастёт на треть.
  4. Прописан чип-тюнинг и атмосферным двигателям, в случае правильной перепрошивки прибавится к имеющейся мощности примерно 10%.

Чип-тюнинг и ресурс двигателя

Как же влияет чип-тюнинг на ресурс и вреден ли он для двигателя?

Если чиповка выполнена профессионально, то ни о каком сокращении ресурсов не может быть и речи. Кроме того, возросший крутящий момент в области низких и средних оборотов позволяет быстрее переключать передачи, что не даёт возможности работать двигателю на высоких оборотах.

Атмосферные двигатели

Разберёмся, какие бывают плюсы и минусы чип-тюнинга атмосферных двигателей.

Сейчас достаточно много автомобилей с атмосферным двигателем. Скажем сразу, что минусов будет больше. Чипование для таких движков добавляет совсем немного лошадиных сил, практически не ощутимое на практике. Всё дело в особенности тюнинга атмосферных двигателей.

А к плюсам можно отнести отказ от соблюдения строгих экологических норм, благодаря чему повысится отзывчивость на средних оборотах. Значительно экономить топливо тоже не получится, чип-тюнинг не сильно на это влияет. На этом с плюсами собственно и всё.

Лучшим вариантом для атмосферного двигателя будет подогнать прошивку именно под конкретный двигатель и провести проверку на беговых барабанах или в процессе езды по дороге. Но следует заметить, что такая операция обойдётся в приличную сумму и, как правило, применяется только при основательном тюнинге, когда полностью меняют всё «железо».

Дизельные двигатели

Этот мотор не такой капризный, как атмосферный. Сразу скажем, что процедура влияет положительно и достаточно эффективна для этого типа.

К плюсам однозначно можно отнести:

  • Повышение скоростных и тяговых характеристик, облегчающих управление автомобилем.
  • Облегчение движения загруженного авто.
  • Тюнинг дизельного двигателя на порядок дешевле, чем процедура модернизации.
  • Обратимость процесса.
  • Возможность настройки «под себя».

Ну а что касается минусов, то он всего один — это увеличение аппетитов движка при достаточно агрессивном вождении. Качественный тюнинг дизеля никак не влияет на ресурс двигателя.

Подведя итог всего вышеописанного, скажем, что качественно проведённая процедура чип-тюнинга может дать достаточно много положительных характеристик вашему авто и улучшить уже имеющиеся. Раньше чтобы сделать свой автомобиль лучше, его необходимо было поменять на новый, но сейчас всё намного проще. Нужно всего лишь сделать несложный апгрейд и получить мощный агрегат, тем более что есть возможность всё вернуть назад и восстановить заводские настройки.

Чиповать или не чиповать двигатель автомобиля

Сегодня каждый автолюбитель знаком с таким понятием, как чип-тюнинг. Дословно это означает «настройка микросхемы». Как известно, современные двигатели имеют электронную систему управления, которая полностью контролирует топливный впрыск, зажигание и работу других систем ДВС.

Указанная настройка предполагает внесение определенных изменений в управляющую программу, которая «зашита» в память ЭБУ. Также может быть реализована полная замена программы на модифицированную. В ряде случаев отдельно практикуется установка дополнительных модулей (так называемых чип и тюнинг-боксов).

Казалось бы, данный способ является известным и доступным решением, однако далеко не все задумываются, вреден ли чип-тюнинг для двигателя. В этой статье мы намерены поговорить о том, как влияет на ДВС чиповка мотора, последствия такой операции, а также почему для многих гражданских авто в такой доработке на практике нет никакой необходимости.

Читайте в этой статье

Чип-тюнинг двигателя: плюсы и минусы

Итак, перепрошить электронный блок управления сегодня можно практически везде, причем недорого. Сразу отметим, как правило, квалификация и профессионализм мастеров интересует водителей далеко не всегда. Главное, чтобы после доработки владелец ощутил обещанные улучшения и остался доволен конечным результатом.

Для заметной разницы нужно сделать так, чтобы изменилось ощущение разгона. Сразу отметим, разгон не является максимальной мощностью. Другими словами, после чип-тюнинга водитель на старте ощущает не добавленные мотору «лошади». На самом деле вместе с мощностью меняется и крутящий момент ДВС на разных оборотах, который затем трансмиссия преобразовывает в силу тяги на колесах. Именно моментная характеристика определяет интенсивность ускорения машины.

Другими словами, над прошивкой для каждой модели авто с конкретным двигателем работает целая команда автоинженеров. В обязательном порядке учитывается огромное количество различных параметров. В совокупности результат позволяет добиться приемлемых характеристик работы мотора на различных режимах, нужной отдачи от ДВС с сохранением его ресурса, экономичности, экологичности и т.д.

Однако при создании прошивки инженеры закладывают, скажем так, несколько усредненные параметры. Именно по этой причине чип-тюнинг позволяет менять настройки. Например, можно менять углы опережения зажигания. В результате в конце такта сжатия происходит воспламенение смеси и создается увеличенное давление газов на поршень, крутящий момент также возрастает.

Еще добавим, что разные двигатели имеют индивидуальный запас стойкости к детонации. Если на одних моторах изменение УОЗ проходит без явных последствий, на других такие манипуляции могут быстро вывести ДВС из строя. Также важно понимать и то, что изменение угла опережения зажиганием проявляет себя не во всем диапазоне оборотов.

Обычно на высоких оборотах изменение УОЗ не дает результата, то есть мощность и момент не растут. Это значит, что максимальная скорость фактически остается прежней. При этом улучшение динамики можно наблюдать на низких и средних оборотах, чего обычно достаточно для большинства рядовых автолюбителей.

Добавим, что непрофессиональные настройщики часто идут самым простым путем, то есть фактически заходят в память ЭБУ и изменяют основные параметры заводской программы. Далее машину и работу ЭСУД никто не настраивает. В этом случае последствия могут быть катастрофическими.

Чип-тюнинг дизельного двигателя или бензинового мотора: влияние на ресурс ДВС

Вполне очевидно, что даже если все операции по прошивке и настройке выполнены правильно, увеличение мощности и крутящего момента так или иначе будет означать износ ДВС.

Прежде всего, происходит ускоренный механический износ нагруженных элементов и пар трения (поршневое кольцо и стенки цилиндров, шатунные и коренные вкладыши в местах соединения с шатунами, коленвалом, в постели коленвала в БЦ и т.д.)

Например, работа поршневого кольца в цилиндре имеет следующие особенности. Пока топливо в цилиндре не горит, кольца испытывают минимум нагрузки. Стенка поршневого кольца находится параллельно стенке цилиндра. Однако в момент воспламенения топлива происходит скачок давления, в результате чего кольцо в своей канавке начинает выворачивать от нагрузки.

Что касается вкладышей, а также опорных элементов, кроме трения на детали воздействует и так называемая радиальная деформация. Простыми словами, происходит изменение формы отверстий. Вполне очевидно, что в парах трения образуются зазоры, появляются ударные нагрузки. Вкладыши попросту разбиваются, их также может провернуть.

Так вот, чип-тюнинг позволяет изменить параметры, которые были настроены на заводе. В результате увеличивается момент и мощность, но параллельно возрастают и нагрузки в самых важных узлах ДВС. Естественно, баланс износа, прогнозируемый конструкторами мотора, также будет нарушен.

Стоит добавить, что подобные процессы затрагивают не только ДВС, но и КПП. Параллельно могут быстрее выйти из строя катализатор и кислородный датчик. Также сокращается ресурс моторного и трансмиссионного масла, то есть смазочные жидкости нужно чаще менять.

На многих моторах вдобавок увеличивается расход масла на угар.
Еще дополнительные нагрузки испытывает и система охлаждения ДВС, которая работает более интенсивно в результате увеличения мощности. По этой причине нужно следить за работоспособностью, качеством антифриза и чистотой каналов системы охлаждения.

Как правильно чиповать двигатель и эксплуатировать прошитый мотор

Становится понятно, что для грамотного чип-тюнинга необходимо иметь специальное оборудование, а также развернутый доступ к технологическим картам работы мотора. Многое будет зависеть и от опыта и квалификации самих специалистов.

Дело в том, что изменение любого параметра (например, момент зажигания или впрыска) приводит к тому, что другие параметры также потребуют коррекции. Причем делать это нужно только с учетом полного понимания процесса и различных нюансов. Только такой подход позволяет получить прирост мощности и момента с минимальным ущербом для ДВС.

Причина заключается в том, что все системы остаются штатными, при этом не всегда запаса их производительности хватает для того, чтобы справиться с дополнительной мощностью без последствий для мотора.

Получается, ресурс двигателя зависит не только от прошивки и квалификации настройщиков, но и от самого водителя. Если учесть, что даже стоковый двигатель на заводской прошивке под большими нагрузками быстрее выйдет из строя, тогда понятно, что постоянно нагруженный чипованный мотор попадет на капиталку еще быстрее.

Другими словами, водителю не нужно постоянно использовать появившиеся после прошивки дополнительные возможности агрегата. Еще важно понимать, что если мотор изношен и потерял мощность, запрещено пытаться улучшить отдачу от ДВС при помощи изменения программы блока управления. В этом случае, скорее всего, быстро проявятся серьезные неисправности.

Что в итоге

С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что внесение любых изменений в штатную прошивку ЭБУ или установка дополнительных модулей осуществляется владельцем на свой страх и риск. Иногда бывает так, что тюнингованные прошивки из непроверенных источников могут содержать ошибки. В результате силовой агрегат работает с большими отклонениями от нормы и быстро ломается.

Нужно понимать, что модифицированное ПО для блоков управления от различных производителей может стоить начиная от 150-200 у.е. до 3000 у.е. и даже больше. Цена зависит от типа и модели двигателя, а также от целого ряда других факторов.

Однако кустарные мастера не имеют такой возможности и материальной базы. Главной задачей для них является приобретение прошивки как можно дешевле. Как правило, такие предложения поступают исключительно от малоизвестных изготовителей или даже частных лиц. Естественно, дальнейшая проверка и правка ПО затем осуществляется прямо на машине.

Напоследок отметим, что если владелец имеет стойкое желание сделать чип-тюнинг своего автомобиля, тогда нужно быть готовым к тому, что после прошивки мощность увеличится на 5-15%, однако ресурс ДВС сократится, как минимум, на 10-20%. Параллельно может увеличиться расход топлива, возрастут требования к качеству горючего и его октановому числу.

К этому следует добавить, что в обязательном порядке необходимо будет дополнительно сократить межсервисный интервал по замене масла в двигателе и КПП, топливных фильтров, антифриза или тосола в системе охлаждения, свечей зажигания и других «расходников».

Другими словами, для сохранения ресурса мотора после чип-тюнинга нужно будет закономерно увеличить общие затраты на содержание и обслуживание автомобиля. Становится понятно, что с учетом всех рисков и нюансов для рядового гражданского ТС целесообразность подобного вида тюнинга ставится под большое сомнение.

Перепрошивка двигателя: что она даст и чем грозит

За тему спасибо нашему читателю Владимиру, который обратился к нам с вопросом:

В автосалоне менеджер сказал, что в базовой прошивке при помощи специального диагностического оборудования ставят галочку в каком-то пункте, и 150 л.с. превращаются в 182 л.с., — двигатель-то один и отличается только прошивкой. Стоит ли доверять его словам?

Речь об автомобиле Ford Kuga второго поколения. И мы уже слышали, что фордовские дилеры предлагают с помощью перепрошивки превратить 150-сильный двигатель в 182-сильный. То же делают в массовом порядке и отдельные энтузиасты.

Сравнение ВСХ 150-сильной и 182-сильной версий фордовского «экобуста». Как видно, графики мощности и крутящего момента практически не отличаются до 4000 об/мин. При этом 182-сильный двигатель выходит на пик мощности на 1000 об/мин позже.

У двигателя Ford Kuga 1.6 EcoBoost две степени форсировки: 150 и 182 л.с. Это норма для современных автопроизводителей – например, концерна Volkswagen, перешедшего на турбонаддувные двигатели. BMW, Мercedes-Benz, Volvo, Jaguar и Land Rover – у всех есть турбомоторы с двумя-тремя вариантами мощности. Так же делают японцы, корейцы, китайцы. Покупатель может выбирать «подходящую» мощность, ориентируясь на свой темперамент, финансовые возможности, а у нас – еще и на ставку транспортного налога. Разнообразие вариантов активизирует спрос, это на руку производителю.

Разница в мощности между самым слабым и самым сильным вариантом может достигать 30-40% — в первую очередь за счет изменения давления наддува одновременно с коррекцией впрыска и зажигания. У безнаддувных (атмосферных) моторов чип-тюнингом можно изменить только параметры зажигания и подачи топлива, что обеспечит прирост в 5-8%, да и то в узком диапазоне оборотов. Если у вас Kuga с 2,5-литровым бензиновым мотором, думать о чип-тюнинге не стоит. Двухлитровый турбодизель «чипуется», однако новые дизельные Куги теперь в России не продаются.

В современном автомобиле, кроме того, программированием можно изменить отзывчивость педали акселератора, режимы автоматической коробки передач, настроить множество других функций вплоть до длительности работы «вежливого света» — это когда фары какое-то время работают после выключения зажигания.

Вариантов нестандартных «прошивок» для Куги, как российского происхождения, так и импортных, фирменных и «самопальных» — множество. Некоторые можно получить за пару тысяч рублей, другие стоят сотни евро. В среднем кустарный чип-тюнинг Куги второго поколения обходится в 7-10 тысяч рублей.

В редакции «За рулем» тестировались все стандартные версии Куги. Разница между 150-сильной и 182-сильной версиями в обычных режимах движения малозаметна. Управляется же Куга очень хорошо, такому шасси впору и 200-сильный двигатель. Кстати, в автоматической коробке передач есть спортивный режим, который вполне оправдывает свое название. А куговский автомат 6F35 рассчитан на максимальный момент 350 Нм, что заметно больше того, что выдают двигатели в стандартных версиях. Так что к чип-тюнингу подталкивает сам же производитель. Мы же такой процесс, конечно, не приветствуем. Но и осуждать рука не поднимается. Ведь, по сути, владельцы просто убирают искусственные ограничения, созданные производителем. Вот только легально ли это?

Я опросил нескольких владельцев «чипованных» Куг, что заставило их сделать чип-тюнинг и как они оценивают результат.

От прошивки ожидал уменьшения рева движка, небольшого снижения расхода топлива, более плавной работы АКП. Все это получил. Гоночная прошивка меня не интересовала, Куга – семейное авто для спокойной езды. Вопросы гарантии не волнуют: лишние манипуляции дилеру не нужны, просто так в «мозги» никто не полезет. Да, если у вас вдруг стуканул движок и вы решили предъявить это дилеру, будьте готовы к тому, что вам откажут по причине нештатного вмешательства в программное обеспечение. Но кто мешает перед посещением официалов откатить прошивку на сток (вернуть стандартную программу управления силовым агрегатом. — Прим. авт.)?

Мой автомобиль изначально был 182-сильным, но если бы я знал о возможности прошивки раньше, то взял бы 150-сильный, экономя на налоге. Уже 50 000 км прошел на прошивке Бунеева на 195 сил. По факту на стенде, конечно, выдаст меньше. Но заслуга прошивки вовсе не мощность. Сейчас практически отсутствует турбояма, характерная для этих двигателей, переключения АКП происходят гораздо плавнее, лучше подхват с низов. Легче даются обгоны на высокой скорости. Что касается ресурса, двигатель можно убить и на стоковой прошивке, все зависит от манеры езды и качества бензина. Пока проблем ни у кого из-за этой прошивки не было. А в Москве таких на «Кугах» человек 40.

Перепробовал несколько разных «прошивок»: «Заводская прошивка (150 л.с.) была не лучшей – чтобы развить скорость, приходилось сильно раскручивать мотор, он ревел, но не «ехал». Спорт-режим коробки не спасал. Это не устраивало.

Razdolbay (автор прошивки):

В первой из появившихся тюнинговых прошивок для «Куг» отключен второй лямбда-датчик, который отвечает за живучесть катализатора. Хорошая прошивка, делающая езду более комфортной. Заявляется прирост до 195 л.с., но на практике никто не замерял. В момент появления этой прошивки других не было. Потом появилась « прошивка Бунеева». В ней не отключен второй лямбда-датчик. В свое время была самой популярной и обкатанной прошивкой. Разницы с первой почти нет, может быть, только на средних оборотах больше тяги, что полезно в городе. И расход топлива с ней меньше, чем на фордовских. Позже вышло несколько прошивок других производителей. Работа велась дольше, и эффект оказался лучше. Тяга очень ровная во всем диапазоне, появилась большая приёмистость двигателя на малых оборотах, спорт-режим коробки стал практически не нужен. Главным отличием стал не столько прирост мощности («будто кирпич отвязали»), сколько более адекватное поведение АКП.
Сейчас чип-тюнинг перестал быть уделом избранных специалистов, он пошел в массы. И каждый желающий может через форд-клуб приобрести оборудование для работы со своим автомобилем. Но вы должны понимать, что берете ответственность за все последствия на себя, и, конечно, должны знать, что и как делать. Лучше заранее получить информацию о конкретной прошивке: какие параметры и как она меняет. Неправильная прошивка может нанести большой вред, в том числе ресурсу двигателя.
При прохождении ТО правильно закачанную прошивку обнаружить сложно, но можно — для этого нужно анализировать и сравнивать контрольные суммы (CRC) нештатной и заводской прошивок, а это делается при ремонте двигателя по гарантии».

Андрей Севастьянов, основатель и руководитель профессиональной гоночной команды B-Tuning:

На Куге с двухлитровым дизелем я ездил два года, и она оставила самые приятные воспоминания. Новые Куги с дизелем теперь не продаются, а те, которые на одном баке проезжают меньше 750 км, меня не интересуют – езжу я очень много.
В целом, ничего плохого в том, что можно изменить мощность базового двигателя, я не вижу. Если это работа специалиста или профильной организации. Однако прибегать к услугам по перепрограммированию настроек двигателя стоит только в тех случаях, когда к этому есть предпосылки: нестабильная работа на холостом ходу, турбоямы, провалы при разгоне, недостаточный крутящий момент в зоне малых и средних оборотов, недостаточная мощность для буксировки прицепа.
Кстати о мощности. Как говорил Энцо Феррари, лошадиные силы продают автомобили, а гонки выигрывает крутящий момент . При работе на холостом ходу у мотора 30 сил, и только на максимальных оборотах достигаются цифры, указанные в СТС как единицы определения транспортного налога. А как часто вы видите стрелку тахометра в красном секторе?!
В столице более 1400 камер, регистрирующих скорость, а городской поток едет в среднем 18-25 км/ч. Так что чип-тюнинг по сути бесполезен. Тем более если перед каждым посещением дилерского центра приходится возвращать стандартные настройки, чтобы не потерять гарантию.
При этом многим водителям не помешало бы пройти курсы повышения водительского мастерства, тогда они бы смогли лучше управлять тем, что у них есть и не доставлять проблем сервису. Кроме того, знания у водителя останутся и потом, для управления другой машиной и пригодятся во многих ситуациях. Это более верное вложение, чем покупка коробочки с «мощностью» под капот своего автомобиля».

Комментарий официального представительства Ford Motor Company в России и странах СНГ:

«Конструктивно двигатель один, но для мощности 150 л.с. и 182 л.с. существуют разные уникальные калибровки модуля управления двигателем. «Форд Соллерс Холдинг» рекомендует эксплуатировать автомобиль в соответствии с сертифицированными заводскими омологированными спецификациями.
Авторизованной процедуры по изменениям мощности не существует, «Форд Соллерс Холдинг» не предоставляет технических инструкций по проведению подобных изменений, поэтому мы не можем контролировать и отвечать за качество оказанных работ».

В сухом остатке

Действительно, с помощью чип-тюнинга мощность двигателя Ford Kuga 1.6 Ecoboost можно поднять со 150 до 182 л.с. без каких-либо негативных последствий. «Чипуются» и прочие двигатели Куги. Этим занимаются и частники, и мастерские, как в России, так и за рубежом, и даже фордовские дилеры – хотя официального разрешения на такие работы у них нет.

Однако разница между «чипованной» и стандартной машинами в обычных режимах движения вас вряд ли поразит. При этом существует риск потерять гарантию на двигатель. Ведь если с ним что-то случится, поиск причин начнут именно с «мозгов». Едва ли такой риск стоит обещанной прибавки мощности и крутящего момента. Но решать, конечно, вам.

Благодарим компанию ChipTuning за помощь в подготовке материала.

Чип тюнинг двигателя: плюсы и минусы

Сейчас есть возможность проводить чип тюнинг двигателя — плюсы и минусы такой доработки связаны с внесением изменений в режим работы контролеров и внутренних программ управления.

Что дает чип тюнинг двигателя

При выполнении чип тюнинга, обычно проводится корректировка работы блока управления (ЭБУ). Кроме этого, часто используются дополнительные электронные устройства.

Если говорить простым и понятным языком, то это процесс перенастройки силового агрегата без механического вмешательства.

Выполняя указанные действия, автолюбитель стремится решить следующие задачи:

Такая возможность появилась после того, как в современных машинах начали устанавливать электронные блоки управления.

Указанная переделка позволяет изменить заводские настойки систем, отвечающих за настройку зажигания, ограничение оборотов, подачу топлива и выброс газов.

Современные приборы позволяют приводить перепрошивку электронного блока управления инжекторного мотора.

Многих людей интересует вопрос о том, что дает чип тюнинг двигателя?

Если корректировку функционирования силового агрегата выполнили профессионалы, то после этого увеличивается его мощность, снижается расход топлива, происходит это за счет раскрытия потенциала автомобиля, спрятанного заводскими настройками.

Данные, отвечающие за правильную работоспособность мотора, представляют собой определенную программу, состоящую из таблиц, называемых картами.

Карты находятся в микросхеме и расположены на ней в заданной последовательности. В зависимости от марки и модели авто, количество и расположение карт будет меняться.

Для доступа к картам, надо иметь специальное оборудование с соответствующим обеспечением и обладать профессиональными знаниями.

В большинстве новых авто есть порт OBD, через который можно провести перепрограммирование без необходимости снятия блока управления.

Есть модели, в которых этого сделать нельзя и для проведения перепрошивки, необходимо выпаивать микросхему, что под силу только опытному мастеру.

Независимо от того, каким методом будет выполнен чип тюнинг мотора, после его проведения, должны увеличиться крутящий момент и мощность мотора, а расход топлива должен уменьшиться.

Процесс выполнения перепрошивки состоит из следующих этапов:

  • считывание прошивки с контроллера;
  • проведение ее коррекции;
  • запись новой программы в контроллер.

Если перепрошивку выполняет профессионал, то для этого требуется сравнительно немного времени и нет необходимости в механическом вмешательстве.

Стоимость такой переделки будет зависть от типа силового агрегата и марки автомобиля, а также от тех запросов, которые клиент ожидает получить после проведения перепрошивки электронного блока управления.

Кроме этого, стоимость будет зависеть от того, кто выполняет указанную работу: частный мастер, нелегальный автосервис или дилерский центр.

В зависимости от этого, цены варьируются в значительных пределах: от 50 до 2000 долларов. В среднем, перепрошивка вам обойдется 100-300 долларов.

Стоит отметить, что не всегда высокая стоимость является показателем высокого качества выполнения работ, есть много домашних умельцев, выполняющих перепрошивку качественно и недорого.

К сожалению, такие мастера не могут приобрести себе дорогостоящее оборудование, поэтому лучше всего проводить эту процедуру на официальных автосервисах.

Там вам могут провести простую перепрошивку, которая заключается в изменении количества воздуха и бензина в смеси или полностью поменять ЭБУ.

Чип тюнинг двигателя: плюсы и минусы

После проведения перепрошивки ЭБУ, можно добиться увеличения мощности на 10 и более процентов. Такое решение позволяет за короткое время серьезно изменить силовые характеристики мотора.

Чип тюнинг двигателя — плюсы и минусы перепрошивки связаны с изменением функций программы управления силовым агрегатом, при этом никакие корректировки в его конструкцию не вносятся.

Преимущества перепрошивки силового агрегата:

  • увеличивается мощность мотора, поэтому управлять автомобилем становится проще и легче;
  • возрастает ускорение, что делает езду более безопасной, особенно если трасса загружена;
  • при полностью загруженном авто, включение системы кондиционирования не будет заметно влиять на его передвижение;
  • увеличивается силовой запас мотора;
  • весь процесс происходит очень быстро, при этом нет необходимости вносить изменения в механическую часть силового агрегата;
  • если вам не нравятся внесенные изменения, всегда можно вернуться к заводским настройкам, для этого понадобится 15-20 минут;
  • раскрывается скрытый потенциал силового агрегата, вследствие чего уменьшается расход топлива;
  • можно переделать мотор под определенную марку бензина;
  • можно адаптировать автомобиль под дополнительно установленные агрегаты и детали;
  • настраивается оптимальная работа двигателя;
  • можно провести настройки под стиль езды владельца автомобиля;
  • есть возможность убрать ограничение максимальной скорости;
  • настройки могут выполняться как для спортивной, так и для экономичной езды, все зависит от пожеланий клиента.

Качество проведения указанных изменений, во многом будет зависеть от квалификации мастера и используемого им оборудования.

Если говорить о минусах перепрошивки, то они будут такими:

  • если перепрошивку выполняет непрофессионал, то в результате этого, характеристики мотора будут только ухудшиться;
  • неправильная перепрошивка вызывает уменьшение ресурса двигателя, а расход топлива увеличивается на 20-30 %;
  • сбой в работе ЭБУ приводит к неправильному функционированию программ.

Как видите, отрицательных моментов очень мало и все они связаны с тем, что перепрошивка выполняется непрофессионалами или на некачественном оборудовании.

Если вас не устраивают заводские настройки силового агрегата, то вы в любое время можете сделать чип тюнинг, а если он выполнен некачественно, то есть возможность восстановить заводские параметры.

Оборудование для чип тюнинга автомобилей

Можно выполнять перепрошивку ЭБУ на профессиональной станции технического обслуживания, тогда вам для выполнения указанной работы ничего не надо, так как все сделает мастер.

Если у вас есть достаточно знаний, то выполнять эту работу можно и самому, для этого понадобится следующее оборудование для чип тюнинга автомобилей:

  • ноутбук;
  • программатор;
  • программа прошивки на диски или на флешке;
  • соответствующие переходники для подключения ноутбука к ЭБУ.

При совершении выбора программы, надо быть очень внимательным и подходить к этому вопросу со знанием дела.

Обязательно необходимо определиться с типом блока управления, например Delphi, Bosch, Valeo или другой, а также с наличием на вашем авто дополнительных модулей.

Если вы профессионал, то можете не использовать готовые прошивки, а разработать их самостоятельно, для этого обычно пользуются таким сервисом как ChipTuningPRO или аналогичным.

Одним из самых главных устройств является программатор, поэтому если вы будете самостоятельно делать перепрошивку ЭБУ, то сначала надо разобраться с работой этого устройства.

При помощи простого программатора можно внести новую прошивку, а с помощью более дорогих моделей, можно корректировать даже закрытые процессы.

Обычно в комплекте с программатором идут все необходимые переходники, если их нет, то придется покупать отдельно.

На нашем рынке оборудование для чип тюнинга представлено достаточно широко, поэтому вы всегда можете выбрать устройство для перепрошивки ЭБУ как отечественных автомобилей, так и авто зарубежного производства.

Для профессионального использования необходимо приобретать оборудование таких торговых марок как KESS, K-TAG и других, его стоимость от 200 и более долларов.

Такие устройства имеют много функций и практически все действия выполняют без вашего участия, могут предотвращать возможные ошибки, эти приборы достаточно сложные для понимания, поэтому подойдет для специалистов высокого качества.

Более дешевые модели можно приобрести за 120-150 долларов, они достаточно функциональные, используются как для отечественных, так и зарубежных авто.

Хорошую репутацию среди устройств указанного ценового диапазона имеют программаторы Galletto серии MASTER, но есть и много других.

Если вы хотите самостоятельно внести минимальные изменения в работу двигателя своего автомобиля, то приобретайте простой программатор, например Galletto 1260 или аналогичный, стоимость таких устройств в пределах 40-50 долларов.

Данные приборы имеют ограниченное количество обслуживаемых ЭБУ, поэтому при их покупке, надо подбирать тот, который подойдет в вашем случае.

Рекомендации специалистов

Независимо от того, будете вы перепрошивать ЭБУ на специализированном СТО или делать это самостоятельно, надо провести диагностику двигателя и устранить все его неисправности.

Проведение тюнинга возможно только на исправном моторе, иначе показания датчиков будут изменены, и о получении качественного результата не может быть и речи.

При проведении перепрошивки, специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  • перед тем как вы начнете взламывать официальную прошивку, обязательно выполните диагностику всех систем даже в том случае, если у вас новый автомобиль;
  • убедитесь, что для вашего авто точно можно проводить перепрошивку, так как некоторые ЭБУ заблокированы от таких действий;
  • поинтересуйтесь, каких результатов вы можете достигнуть в результате таких переделок и определитесь, действительно ли вам это необходимо.

Для того чтобы защитить авто от непредвиденных ситуаций, контрольная сумма программ должна сходиться, иначе двигатель будет работать некорректно или вообще перестанет работать.

Чтобы этого не произошло, надо использовать качественную прошивку и оборудование, которое предусматривают корректировку контрольной суммы.

В зависимости от используемого оборудования, может быть три режима управления, при этом параллельно сохраняются базовые и новые настройки.

Чтобы можно было переключать эти режимы во время движения, надо приобрести устройство, которое называется StepPower.

Вывод

При помощи такой переделки своего авто, вы можете улучшить параметры работы двигателя, не выполняя никаких изменений его механической части.

Это приводит к увеличению крутящего момента и мощности, а также к снижению расхода топлива, но чтобы добиться хороших результатов, надо обращаться только к высококвалифицированным специалистам, имеющим необходимое оборудование.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector